Журнал «Золотой Лев» № 77-78 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н. Кричевский

 

НДС на мангале

 

Дискуссии вокруг снижения налога на добавленную стоимость (НДС) — один из периодически всплывающих информационных поводов последних двух лет. Есть сторонники данной меры, прежде всего это премьер Фрадков со товарищи, не дремлют и противники, к коим стоит отнести представителей экономического блока правительства. Подобно дровам в мангале, полемика то разгорается, то затухает, переходя в тлеющий жар. Абстрагируясь от рецептуры маринования, сервировки стола, количества и аппетита едоков, поставим перед собой задачу прояснить возможность приготовления народной закуски без пережаривания и несварения. У каждого ответственного за приготовление данного блюда существует, как известно, свой рецепт, следуя которому производится воздействие на продукт. Мы же пока еще можем позволить себе усесться на дерево и выдавать собственные комментарии. Даже пари можем заключить — останемся мы в результате голодными, а если не останемся — долго ли будем гладить сытое довольное пузо.

 

Полезные свойства продукта

 

Базовая ставка НДС составляет в настоящее время 18% от суммы реализации товаров, работ и услуг, осуществляемой на территории Российской Федерации. Ставка НДС в 10% применяется при налогообложении ряда продовольственных товаров (за исключением подакцизных), товаров для детей, периодических печатных изданий, книг по образованию, науке и культуре, лекарств, а также отдельного сельхозсырья, например, сахара-сырца или зерна. НДС не облагаются экспортные товары, работы и услуги, связанные с перевозками через границу, реализация драгметаллов добытчиками и некоторые финансовые услуги. При приобретении на территории России продукции, в дальнейшем отправляемой на экспорт, при условии, что в ее стоимости уже сидит НДС, налог подлежит возврату, причем, в течение двух недель после принятия решения налоговиками.

Общая полезность данного продукта для федерального бюджета на 2006 год составит 1124 млрд. рублей или почти 40% всех налоговых доходов.

НДС как национальное блюдо входит в налоговые кухни многих стран. Ставки налога различны и часто рассматриваются вкупе с налогом на прибыль, также являющимся самым значительным для бизнеса. Современные государства ставят перед собой масштабные цели, стараясь разносторонне развивать страновые институты. От величия поставленных целей, а также от правильности выбранного налогового "золотого сечения" и зависят ставки.

 

Таблица 1: Налоговые ставки в некоторых странах (%)

Страна

НДС

Налог на прибыль

Швеция

25

28

Венгрия

25

16

Чехия

22

28

Польша

22

19

Австрия

20

34

Италия

20

34

Турция

18

33

Россия

18

24

Китай

17

33

Мексика

15

33

Индия

10

33

Источник: Forbes. — 2004. — №3.

 

Как мы видим, основная налоговая нагрузка на бизнес в России существенно меньше многих развитых стран. У нас НДС с налогом на прибыль составляют 42%, в Австрии и Италии — 54%, в Швеции — 53%, в Китае — 50%, даже в Индии и то больше — 43%. Однако полезные свойства продукта не всегда являются весомым основанием для его употребления: говорят, алкоголь в малых дозах, особенно в некоторые сумрачные утра, полезен для организма. В то же время "кир" в больших дозах, согласно многочисленным свидетельствам естествоиспытателей, способен принести ощутимые материальные и социальные потери.

 

Необходимость диеты

 

Стоит ли ограничить употребление НДС в пищу народного хозяйства, к чему призывают нас некоторые диетологи, упомянутые в начале статьи? Есть ли смысл снижать НДС с 18% до 13%, да еще отменять льготную 10%-ю ставку по многим товарам? Для начала рассмотрим некоторые показатели экономического питания России в последние годы и динамику изменений, следующих за потреблением различных продуктов. В качестве диагноста выберем Минфин России, как обладатель, наряду с МЭРТом, весьма полной экономической информации.

 

Таблица 2: Темпы роста отдельных показателей российской экономики (%)

Показатели

Средний рост в 2000-2004 гг.

ВВП

6,9

Промышленное производство

6,7

Импорт

21,4

Доля импорта в розничной торговле

49,6

Соотношение темпов роста импорта и промышленного производства, раз

3,4

Соотношение темпов роста импорта и внутреннего спроса, раз

2,2

Источник: Минфин России.

 

Как видно, налицо многие признаки голландской болезни экономики. Рост ВВП, и это ни для кого не секрет, достигается в последние годы практически полностью за счет сырьевых отраслей. Доля природных богатств, отправляемых на экспорт, стабильно превышает 80% всего экспорта страны, а нефть и нефтепродукты в общем объеме экспорта составляют половину. Курс национальной валюты не только не способствует повышению конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке и их потреблению на внутреннем, но реально ее снижает. Единственным плюсом укрепления рубля стали в последние годы цифры инфляции в стране. Если курс немножечко "сдуть" — отчетная инфляция поползет вниз. Так было в предыдущие годы, но этот нехитрый прием сегодня уже не срабатывает: цены на импортные товары растут так же, как на российские.

Простенькая табличка содержит пугающие данные. Импорт в разы превышает рост промышленного производства и внутреннего спроса. Гранитный курс рубля стимулирует вымывание российских товаров с внутреннего рынка и почти повсеместное их замещение импортными. Половина иностранных товаров в российской розничной торговле — показатель лукавый, он не учитывает многие полуфабрикаты, без которых российских товаров не было бы вовсе. К таким ингредиентам относятся американские куры, аргентинское мясо, европейские молочные продукты в порошковом виде. Так что 49,6% импорта в рознице могут легко дорасти до 70%, а то и до 80%. Таковы реалии.

На этом невеселом фоне закономерны выводы о принятии каких-либо мер по нормализации экономического организма. Способна ли бюджетно-налоговая диета как-то повлиять на все возрастающую зависимость? Нет ли чего-нибудь похожего в нашей новейшей экономической истории? Самый напрашивающийся пример — снижение с 2005 года Единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26%.

Принесла ли данная мера результаты? Конечно, и все насквозь отрицательные. Перераспределения высвободившихся средств в долгосрочные производственные вложения не произошло, да и не могло произойти. Большая часть денежного оборота нашей экономики сосредоточена в сфере услуг: в торговле, общественном питании, финансах, социальной сфере, там же трудится большинство занятых. Это не наша тенденция, такова общемировая действительность. На производство, за исключением добычи полезных ископаемых, приходится менее 25% ВВП. Куда при таком раскладе пошли подаренные правительством средства? На потребление, конечно. Идея, что государственная помощь в развитии промышленности должна быть адресной, стала по нынешним временам общим местом, так что подробно на этом останавливаться не будем.

Остановимся на другом. Влияют ли высокие, по мнению некоторых товарищей, налоговые ставки на инвестиционную активность бизнеса? Ответ — в результатах опроса, проведенного в 2003 г. Росстатом.

 

Таблица 3:Факторы, ограничивающие инвестиционную активность (в %)

Факторы

2000

2002

2003

Недостаток собственных финансовых средств

41

68

66

Высокий процент коммерческого кредита

47

31

31

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал

8

10

18

Несовершенная нормативно-правовая и налоговая база

36

22

17

Низкий спрос на продукцию

10

14

10

Примечание: при опросах допускалось несколько вариантов ответа.

 

Что изменилось за 2004–2005 гг.? К этим факторам прибавились разгул коррупции и чиновничьего произвола, силовой пресс правоохранительных органов, отсутствие разнообразной поддержки со стороны государства. Если уж стимулировать инвестиционную активность, то начинать надо бы с этих сортов вредно действующих приправ.

Другими негативными последствиями снижения ЕСН для российского организма стали дефициты внебюджетных фондов социального страхования. Пенсионный фонд за несколько месяцев растерял запас, предусмотрительно оставленный ему бывшим Председателем М.Зурабовым; медицинское страхование находится в стадии вынужденного реформирования; Фонд соцстраха работает без резервов, наличие которых является первейшим условием работы страховых товариществ во всех развитых странах.

Но, может быть, снижение ЕСН позволит минимизировать фактор недостатка финансовых средств у предприятий, снизит процент банковского кредита? Проанализировав следующую таблицу, мы поймем, что и тут промашка вышла.

 

Таблица 4: Некоторые показатели банковского сектора экономики России (в % ВВП)

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005 (прогноз)

Кредиты реальному сектору

13,0

15,3

18,1

19,5

21,6

Средства банков на корр. счетах

1,7

2,0

3,2

3,5

3,2

Средства на корр. счетах (в млрд. руб.) без Фонда обязательного резервирования

152,0

216,7

425,1

587,3

693,3

Источник: Минфин России, собственные расчеты автора.

 

Напомню, что денежная масса страны за последние шесть лет увеличилась в 6 раз. Почти в 5 раз выросли остатки на корреспондентских счетах кредитных организацией в ЦБ. О чем это говорит? О том, что деньги в банках есть. Авантюра с потребительским кредитованием, в которую пустились многие банки, — не от хорошей жизни. За привлеченные средства надо платить, и платить не 4–5% годовых, как в Сбербанке. Поэтому банкиры и рискуют, выдавая кредиты практически без оформления, из-за высоких рисков — столь большие процентные ставки по выданным потребительским кредитам. Любой финансист скажет, что ему было бы гораздо удобнее выдать несколько больших кредитов финансово устойчивым предприятиям под хороший инвестиционный проект, попутно получая разнообразные комиссии, нежели бегать за придурковатыми заемщиками, тратясь на судебные издержки, увеличение штата службы безопасности и мошенничество собственных клерков. Но проектов нет, а потому растут остатки на корсчетах.

Тут мы подходим к главному вопросу. Если мировая практика говорит о том, что мы — далеко не лидеры в налоговых ставках, производственникам НДС не в тягость, на рост потребления российских товаров данная мера также не влияет, кому может быть выгодна НДСная диета? В чьих интересах пробивается снижение НДС?

 

Кто платит диетологам

 

Да простит меня читатель за обилие таблиц в этом материале, чем занимать время, место и внимание, рассмотрим возможные выигрыши отраслей промышленности в систематизированном виде. Для большей объективности будем иметь в голове общую цифру предполагаемого снижения налоговых доходов бюджета от нововведения по всему народному хозяйству — более 200 млрд. рублей. Рекомендую обращать внимание на последний столбец, показывающий кому достанутся наибольшие куски.

 

Таблица 5: Выигрыш отраслей промышленности после снижения НДС

Отрасли промышленности

Уплата НДС (млрд. руб.)

Выигрыш

18%

13%

млрд. руб.

%

Промышленность в целом

337

243

94

100

Нефтяной комплекс

120

87

33

35

Машиностроение

66

48

18

19

Электроэнергетика

61

45

16

17

Пищевая промышленность

39

27

12

13

Газовая промышленность

23

19

4

4

Легкая промышленность

4

3

1

1

Прочие

24

14

10

11

Источник: Минфин России.

 

Как мы видим, 35% выигрыша окажется в цепких лапках наших нефтяников. Иными словами, полнота финансовых потоков, контролируемых государственными менеджерами, должна будет еще больше увеличиться. Аргумент, что почти вся нефтянка сегодня принадлежит государству, не актуален. ОАО "Роснефть", "Сибнефть" и другие — такие же юридические лица, что и кафе за углом вашего дома. Разница — в учредителях. За углом — хапнувшая госсобственность хозяйка, в нефтяных корпорациях — Российский фонд федерального имущества. Налоги должны платить все. Странно, что до сих пор мы не слышим клятвенных заверений нефтяников, что высвобождающиеся "бабосы" пойдут на геологоразведочные работы, увеличение нефтедобычи и строительство новых нефтепроводов. "Газпром — газ в каждый дом!"

Теперь понятно, кому это выгодно? Кто заказчик разработки диеты?

 

Последствия недоедания

 

Учитывая складывающиеся тенденции в высшем российском руководстве, можно не сомневаться — снижение НДС произойдет. Скорее всего новые налоговые ставки будут введены уже с 2007 года. Косвенно это подтверждают слова Грефа, компромиссно предложившего снизить НДС не до 13, а до 15%, но с упразднением льготного 10%-го налогообложения и ускоренным возвращением НДС экспортерам. Ушлый Минфин также согласен на это, но с 2009 года, то есть после выборов. Не уверен, что договорятся, но даже при таком варианте общие потери бюджета составят более 150 млрд. рублей ежегодно.

Что, кроме новой головной боли, в сухом остатке?

1. Увеличится предложение денег в финансовом секторе и на потребительском рынке. У предприятий будет оставаться больше нерастраченных средств, которые осядут в банковском секторе и на фондовом рынке. Про банковский сектор мы уже говорили, там уже сегодня проблемы с размещением. Что касается фондового рынка, то приход новых денег в этот сегмент ничего, кроме повышения так любимой Президентом капитализации сырьевых компаний не принесет. Зато будет повод отнести часть собственных сбережений в какой-нибудь ПИФ. Но ненадолго, сырьевая конъюнктура изменчива, да и "деревья не могут расти бесконечно".

Очень хорошо, что никто не разглагольствует об отказе предпринимателей от НДСсберегающих схем. Отказа не будет. Пока плата за обнал и затраты на "смотрящих" меньше ставки НДС, от использования подобных схем отойти заставит только публичное четвертование на Красной площади проштрафившихся коммерсантов.

2. Логика здравого смысла подсказывает, что при снижении налоговых поступлений в бюджет должно произойти сокращение расходов. То, что это не случится — очевидно. Большинство расходов бюджета составляют непроцентные расходы, то есть не зависящие от количества денег в казне: зарплаты, пособия, нацпроекты и другие. Кроме того, в ближайшие годы нас начнет доставать проблема старения нации, а с ней — проблема финансирования пенсий (в том, что ставку ЕСН поднимать не будут, уверены все. Не для этого снижали). Надеяться на то, что нефтяники, энергетики или тем паче газовики будут снижать свои издержки и, следовательно, увеличивать налогооблагаемую базу, бессмысленно. Практически весь сырьевой экспорт построен на "серых схемах", что ж теперь, отказываться от них и выходить из "тени"? А как же соблюдение "двойных стандартов"?

3. Снижение НДС однозначно повлияет на повышение инфляции. Поскольку дополнительная часть средств будет оставаться в распоряжении налогоплательщиков, первый соблазн, который их посетит — всеми правдами и неправдами положить эти деньги себе в карман. Ситуация нестабильная, придут завтра рейдеры и все отберут, кому будут нужны эти инвестиции? Конечно, предприятия эти деньги заработали, однако в данном случае речь — не об ущемлении прав бизнеса, а о скачке инфляции, то есть о дополнительном вбросе наличных денег в экономику.

Снижение цен на российские товары вследствие уменьшения НДС будет мгновенно нивелировано ростом импорта, поскольку импортерам НДС также будет снижен. Еще один важный аргумент в пользу роста инфляции — рост цен на товары, облагаемые по льготной 10%-й ставке, которая будет повышена до единого значения. Не соглашусь с Минфином в том, что рост будет продолжительным. Цены разово поднимутся, а потом все будет зависеть от потребителя. Сможет купить — производитель в наваре, не хватит денег — придется снижать цены.

4. Снижение НДС неизбежно потянет за собой необходимость возмещения бюджетных доходов. О налоговых проверках умолчим, они и без снижения будут продолжаться. Скажем лишь, что зависимость бюджета от нефтяных денег окажется еще более значительной. На словах власть хочет диверсифицировать бюджетные поступления, на деле — еще более затачивает их под мировую конъюнктуру. Впрочем, сей факт легко будет побит модной нынче демагогией: "Диверсификация экономики — цель, зависимость от энергогосподства — реальность".

Стабфонд будет задействован на всю катушку, в этом можно не сомневаться. Фактически одновременно со снижением НДС можно будет объявить о наступлении черных дней, на случай которых стабфонд и создавался. Налоговые поступления снизились? Снизились. На какой случай создавался стабфонд? На случай уменьшения госказны. Казна уменьшилась? Пусть Кудрин стабфонд принесет.

Еще один момент, который у страны впереди, — ускоренный возврат не только 470 млрд. рублей экспортерам, что предусмотрено бюджетом-2006, но и всех долгов прошлых лет. Не ошибусь, если скажу, что по этой схеме страна должна будет "ускоренно" и одномоментно выплатить не менее 1 трлн. рублей.

5. Радость в виде многих миллиардов долларов придет в дом нефтяников и газовиков. Мало того, что они безнаказанно перекачивают природные ресурсы по "мутным" схемам, попутно сажая за это неправильных олигархов, так теперь появится абсолютно легальная возможность дополнительно увеличить свои капиталы. Проблема сохранения нажитого непосильным трудом окончательно займет головы этих ребят. Тихая оффшорная гавань — что еще надо, чтобы встретить старость?

И все же мир изменился — информационные ресурсы сегодня стоят дороже природных. В памяти умных машин сохранятся и банковские проводки, и бенефициары, и номера счетов, где осядут доли и откаты. Золото партии уже было. Надо придумывать что-нибудь новенькое. Обращайтесь — подскажем пару рецептов.

 

АПН, 23.03.06


Реклама:
-