Журнал «Золотой Лев» - издание русской консервативной мысли (www.olmer1.newmail.ru)

 

В. Соколов

 

КОНЕЧНО, ПРОТИВ РОССИИ...

Русская крепость в Либаве (ныне Лиепая) вскоре станет военно-морской базой НАТО

 

На днях власти Латвии преподнесли очередной "подарок" Москве. В Министерстве обороны этой прибалтийской страны объявили, что через год в Лиепае на средства НАТО может начаться реконструкция военно-морского порта, который был заложен еще во времена правления русского императора Александра III и до начала 90-х гг. прошлого века был военно-морской базой СССР.

 

В официальном заявлении говорится, что Брюссель всего лишь поможет латышам отремонтировать старые причалы. Это как будто бы подтверждает довольно мизерная сумма (3-5 млн. евро), запрошенная Ригой у Североатлантического альянса на проведение работ. Однако не надо забывать о давнем стремлении НАТО создать свой форпост на Балтике в самом уязвимом для России месте. И отнюдь не исключено, что со временем здесь под каким-либо благовидным предлогом будет размещено ядерное оружие, несмотря на неоднократные заверения западных партнеров РФ о том, что это никогда не произойдет.

Госсекретарь Министерства обороны Латвии Эдгар Ринкевич, поведавший о том, что НАТО "поможет Латвии реконструировать военно-морской порт в Лиепае", сделал это очень скромно и без лишнего шума, как будто рассказывал о совсем безобидных вещах, которые касаются только НАТО и одного из членов этой организации. Между тем реконструкция военно-морского порта - уже второй проект, который планируется реализовать с помощью денег Брюсселя на территории края. Еще речь идет о строительстве военного аэродрома в Лиелварде. Причем и в данном случае говорится об "оказании альянсом помощи латвийским союзникам" по просьбе, разумеется, Риги.

Почему же эта информация не может не вызывать тревоги у российских экспертов? Напомним, что еще в сентябре 2001 г. в Латвии были приняты поправки к закону "О порядке захода и пребывания иностранных военных кораблей в территориальных водах, внутренних водах и портах Латвийской Республики и выхода из них". И теперь разрешение на заход иностранных военных кораблей с атомными двигателями и атомным оружием на борту в территориальные воды и порты этого края дают всего два должностных лица. Ведь в одобренных поправках говорится, что "министр обороны по согласованию с министром иностранных дел информирует о заходе военных кораблей с атомными двигателями или атомным оружием на борту Министерство среды и регионального развития".

Таким образом, по единодушному мнению латышских политических наблюдателей, фактически подготовлены юридические основания для размещения в Латвии ядерного оружия НАТО. Выходящая в Риге на русском языке газета "Вести сегодня" предположила, что натовское атомное оружие может быть размещено на бывшей советской военно-морской базе в Лиепае "при определенном ремонте и доведении до "атлантических" стандартов". Комментарии здесь, как говорится, излишни.

Трудно сказать, как будет обстоять в дальнейшем дело с иностранными военными самолетами. Но отнюдь не исключено, что и они вскоре получат право на полеты в небе над Латвией и на пребывание на латвийских аэродромах с ядерным оружием на борту.

А для того чтобы понять, почему НАТО так стремится создать военно-морскую базу в Лиепае, нужно обратиться к истории. Гавань в этом городе была создана в 1625 г., при курляндском герцоге Фридрихе. Почему именно здесь? Да потому что это - практически единственное место в юго-восточной части Прибалтики, которое годится для захода судов и не замерзает зимой. Однако этот, говоря по-современному, проект на протяжении многих десятилетий дальнейшего развития не получил, ибо гавань все время мелела из-за наступающих с суши песков. Она вышла на международный уровень первого класса лишь при русском правлении (с 1795 г.), после того как построили лоцманскую башню и решили проблему обмеления.

О строительстве полноценного порта, в том числе и военно-морской базы в Либаве (так до 1917 г. называлась Лиепая), речь зашла после поражения России в Крымской войне (1853-1856 гг.). История конкурентной борьбы кандидатов на роль главной российской ВМБ на Балтике, среди которых, кроме Либавы, были Виндава (Вентспилс), Балтийский порт (Палдиски) и острова пролива Моонзунд, длилась более пятидесяти лет. Она полна драматизма. Каждый из претендентов имел свои достоинства и недостатки, но победила Либава. Германия угрожала войной, и Александр III 15 января 1890 г. - в день рождения тогдашнего немецкого кайзера Вильгельма II, желавшего нанести превентивный удар по России, - подписал указ о строительстве военно-морской крепости в будущей Лиепае.

В документах того времени указывалось, что Либава - единственный незамерзающий порт на Балтике, который к тому же (в отличие от других претендентов) уже был связан железными дорогами с центром России. Эти два замечательных преимущества решили тогда исход борьбы, несмотря на один очень важный недостаток либавского порта - он с точки зрения рельефа местности и расположения был совершенно не прикрыт от обстрела со стороны моря и сухопутных атак вдоль побережья, что давало большие преимущества наступающему противнику. Более того, в случае занятия порта неприятель получал прекрасный плацдарм для продвижения в направлении Центральной России при поддержке с моря.

Однако в документе на имя Александра III маститые русские флотоводцы - защитники либавского проекта - писали: "Незамерзаемость - первенствующее условие как для фактического заявления о владычестве нашем в Балтике, так и для действий против неприятельских портов и высылки отрядов в крейсерство или на соединение с возможным союзником; словом - для предприятий наступательных, которые необходимы великой морской державе, обязанной поддерживать свое влияние на различных театрах войны". А Россия, конечно, предполагала вести наступательную, а не оборонительную войну. Этот документ метил в самое сердце тогдашних врагов Российской империи - Германии и Англии. Военно-морская крепость была построена за 10 млн. руб. по проекту фирмы "Борейша и Максимович".

То, что ВМБ в Либаве (Лиепае) хороша для наступления и плоха для обороны, подтвердилось в ходе Первой мировой и Великой Отечественной войн. Эпизод 1941 г., вошедший в наши исторические труды под названием "Героическая оборона Лиепаи", заключался в том, что гарнизон базы и сухопутные части Красной Армии смогли продержаться всего неделю, отражая атаки германских войск. Зато ВМБ прекрасно зарекомендовала себя после того, как советские войска освободили Лиепаю и пошли дальше на запад.

Из этого исторического экскурса напрашивается простой вывод: тот, кто владеет лиепайской военно-морской базой, не собирается обороняться, он собирается наступать. Североатлантическому альянсу осталось пройти совсем небольшой путь, чтобы стать хозяином бывшей морской крепости Александра III. Кстати, натовцы, наведываясь в Лиепаю, смогут посетить "Музей оккупации", открытый летом 2004 г. в тюрьме бывшего военно-морского порта. Пребывание "под Россией" у латвийских властей ассоциируется только с плохим. Хорошее быстро забывается. В том числе и то, что лиепайский порт создан на русские деньги, героически оборонялся русскими и принес самим латышам и их стране столько пользы в мирное время.

По данным Министерства транспорта Латвии, за 2004 г. величина грузопотока через латвийские порты составила 57,4 млн. т. Это почти на 5% больше, чем в 2003 г. За два месяца 2005 г. в портах перевалено 9,4 млн. т грузов, что на 2,5% больше, чем за тот же период 2004 г. Общеизвестно, что латвийские порты набирают обороты в основном за счет российской нефти и угля. Интересно получается: мы экспортируем на Запад через Латвию стратегическое топливо, а Запад в это время строит на ее территории военно-морские и военно-воздушные базы, которые отсюда могут угрожать только РФ и никому иному.

И здесь невольно напрашивается неприятная аналогия: в 1941 г. мы гнали в Германию эшелоны с нефтью, углем и зерном, а немцы стягивали свои войска к нашим границам, готовясь к агрессии...

 

ВПК 30.03.05


Реклама:
-