Журнал «Золотой Лев» - издание русской консервативной мысли (www.olmer1.newmail.ru)
В.
Соколов
КОНЕЧНО, ПРОТИВ РОССИИ...
Русская крепость в Либаве (ныне Лиепая) вскоре станет
военно-морской базой НАТО
На днях власти Латвии преподнесли очередной
"подарок" Москве. В Министерстве обороны этой прибалтийской страны
объявили, что через год в Лиепае на средства НАТО может начаться реконструкция
военно-морского порта, который был заложен еще во времена правления русского императора
Александра III и до начала 90-х гг. прошлого века был военно-морской базой СССР.
В официальном заявлении говорится, что Брюссель всего лишь
поможет латышам отремонтировать старые причалы. Это как будто бы подтверждает
довольно мизерная сумма (3-5 млн. евро), запрошенная Ригой у
Североатлантического альянса на проведение работ. Однако не надо забывать о
давнем стремлении НАТО создать свой форпост на Балтике в самом уязвимом для
России месте. И отнюдь не исключено, что со временем здесь под каким-либо
благовидным предлогом будет размещено ядерное оружие, несмотря на неоднократные
заверения западных партнеров РФ о том, что это никогда не произойдет.
Госсекретарь Министерства обороны Латвии Эдгар Ринкевич,
поведавший о том, что НАТО "поможет Латвии реконструировать военно-морской
порт в Лиепае", сделал это очень скромно и без лишнего шума, как будто
рассказывал о совсем безобидных вещах, которые касаются только НАТО и одного из
членов этой организации. Между тем реконструкция военно-морского порта - уже
второй проект, который планируется реализовать с помощью денег Брюсселя на
территории края. Еще речь идет о строительстве военного аэродрома в Лиелварде.
Причем и в данном случае говорится об "оказании альянсом помощи латвийским
союзникам" по просьбе, разумеется, Риги.
Почему же эта информация не может не вызывать тревоги у
российских экспертов? Напомним, что еще в сентябре 2001 г. в Латвии были
приняты поправки к закону "О порядке захода и пребывания иностранных
военных кораблей в территориальных водах, внутренних водах и портах Латвийской
Республики и выхода из них". И теперь разрешение на заход иностранных
военных кораблей с атомными двигателями и атомным оружием на борту в
территориальные воды и порты этого края дают всего два должностных лица. Ведь в
одобренных поправках говорится, что "министр обороны по согласованию с
министром иностранных дел информирует о заходе военных кораблей с атомными
двигателями или атомным оружием на борту Министерство среды и регионального
развития".
Таким образом, по единодушному мнению латышских
политических наблюдателей, фактически подготовлены юридические основания для
размещения в Латвии ядерного оружия НАТО. Выходящая в Риге на русском языке
газета "Вести сегодня" предположила, что натовское атомное оружие
может быть размещено на бывшей советской военно-морской базе в Лиепае "при
определенном ремонте и доведении до "атлантических" стандартов".
Комментарии здесь, как говорится, излишни.
Трудно сказать, как будет обстоять в дальнейшем дело с
иностранными военными самолетами. Но отнюдь не исключено, что и они вскоре
получат право на полеты в небе над Латвией и на пребывание на латвийских
аэродромах с ядерным оружием на борту.
А для того чтобы понять, почему НАТО так стремится создать
военно-морскую базу в Лиепае, нужно обратиться к истории. Гавань в этом городе
была создана в 1625 г., при курляндском герцоге Фридрихе. Почему именно здесь?
Да потому что это - практически единственное место в юго-восточной части Прибалтики,
которое годится для захода судов и не замерзает зимой. Однако этот, говоря
по-современному, проект на протяжении многих десятилетий дальнейшего развития
не получил, ибо гавань все время мелела из-за наступающих с суши песков. Она
вышла на международный уровень первого класса лишь при русском правлении (с
1795 г.), после того как построили лоцманскую башню и решили проблему обмеления.
О строительстве полноценного порта, в том числе и
военно-морской базы в Либаве (так до 1917 г. называлась Лиепая), речь зашла
после поражения России в Крымской войне (1853-1856 гг.). История конкурентной
борьбы кандидатов на роль главной российской ВМБ на Балтике, среди которых,
кроме Либавы, были Виндава (Вентспилс), Балтийский порт (Палдиски) и острова
пролива Моонзунд, длилась более пятидесяти лет. Она полна драматизма. Каждый из
претендентов имел свои достоинства и недостатки, но победила Либава. Германия
угрожала войной, и Александр III 15 января 1890 г. - в день рождения тогдашнего
немецкого кайзера Вильгельма II, желавшего нанести превентивный удар по России,
- подписал указ о строительстве военно-морской крепости в будущей Лиепае.
В документах того времени указывалось, что Либава -
единственный незамерзающий порт на Балтике, который к тому же (в отличие от
других претендентов) уже был связан железными дорогами с центром России. Эти
два замечательных преимущества решили тогда исход борьбы, несмотря на один
очень важный недостаток либавского порта - он с точки зрения рельефа местности
и расположения был совершенно не прикрыт от обстрела со стороны моря и
сухопутных атак вдоль побережья, что давало большие преимущества наступающему
противнику. Более того, в случае занятия порта неприятель получал прекрасный
плацдарм для продвижения в направлении Центральной России при поддержке с моря.
Однако в документе на имя Александра III маститые русские
флотоводцы - защитники либавского проекта - писали: "Незамерзаемость -
первенствующее условие как для фактического заявления о владычестве нашем в
Балтике, так и для действий против неприятельских портов и высылки отрядов в
крейсерство или на соединение с возможным союзником; словом - для предприятий
наступательных, которые необходимы великой морской державе, обязанной
поддерживать свое влияние на различных театрах войны". А Россия, конечно,
предполагала вести наступательную, а не оборонительную войну. Этот документ
метил в самое сердце тогдашних врагов Российской империи - Германии и Англии.
Военно-морская крепость была построена за 10 млн. руб. по проекту фирмы
"Борейша и Максимович".
То, что ВМБ в Либаве (Лиепае) хороша для наступления и
плоха для обороны, подтвердилось в ходе Первой мировой и Великой Отечественной
войн. Эпизод 1941 г., вошедший в наши исторические труды под названием
"Героическая оборона Лиепаи", заключался в том, что гарнизон базы и
сухопутные части Красной Армии смогли продержаться всего неделю, отражая атаки
германских войск. Зато ВМБ прекрасно зарекомендовала себя после того, как
советские войска освободили Лиепаю и пошли дальше на запад.
Из этого исторического экскурса напрашивается простой
вывод: тот, кто владеет лиепайской военно-морской базой, не собирается
обороняться, он собирается наступать. Североатлантическому альянсу осталось
пройти совсем небольшой путь, чтобы стать хозяином бывшей морской крепости
Александра III. Кстати, натовцы, наведываясь в Лиепаю, смогут посетить
"Музей оккупации", открытый летом 2004 г. в тюрьме бывшего
военно-морского порта. Пребывание "под Россией" у латвийских властей
ассоциируется только с плохим. Хорошее быстро забывается. В том числе и то, что
лиепайский порт создан на русские деньги, героически оборонялся русскими и
принес самим латышам и их стране столько пользы в мирное время.
По данным Министерства транспорта Латвии, за 2004 г.
величина грузопотока через латвийские порты составила 57,4 млн. т. Это почти на
5% больше, чем в 2003 г. За два месяца 2005 г. в портах перевалено 9,4 млн. т
грузов, что на 2,5% больше, чем за тот же период 2004 г. Общеизвестно, что
латвийские порты набирают обороты в основном за счет российской нефти и угля.
Интересно получается: мы экспортируем на Запад через Латвию стратегическое
топливо, а Запад в это время строит на ее территории военно-морские и
военно-воздушные базы, которые отсюда могут угрожать только РФ и никому иному.
И здесь невольно напрашивается неприятная аналогия: в 1941
г. мы гнали в Германию эшелоны с нефтью, углем и зерном, а немцы стягивали свои
войска к нашим границам, готовясь к агрессии...
ВПК 30.03.05