Р. Быков
Сильны ли наши ВВС?
Бег по замкнутому кругу
В начале января каждого года по традиции, соблюдающейся уже
около десять лет, Главком ВВС проводит встречу с журналистами,
специализирующимися на тематике ВВС и ПВО. Не стал исключением и 2005 год. На этот
раз Главком ВВС и ПВО Владимир Сергеевич Михайлов встретился с журналистами в
«Интерфаксе» на пресс-конференции 13 января. В прошлые годы подобные
мероприятия были более масштабными (более широкое представительство, вручение
лучшим журналистам наград, неформальное общение) и проходили в помещениях
штабов Главкомата. Одна из вероятных причин частичного изменения традиции –
средства ушли на компенсацию отмены льгот.
Во все годы на встречах главнокомандующий уделял
значительное внимание освещению подготовки лётных кадров. В январе 2003 года
Владимир Михайлов отметил:
- После реформы системы подготовки кадров для ВВС и ПВО для
нас главное – люди. Хотя мы сократились в 5 раз, а у нас имеется большой
некомплект офицерского состава в ВВС. Очередей на офицерские должности не
получилось. Да, мы занимались реорганизацией системы ВВУЗов. Мы её более или
менее сохранили. Сохранили учебные центры и учебные заведения для лётчиков.
Реализовали механизм ускоренной подготовки по нормальной схеме. Перешли на 4-х
годичное обучение для освоения 4-х типов самолётов. И убедились: 4-х лет
хватает, хотя налёт у курсантов возрос по всем курсам. В 2004 году каждый
курсант будет при выпуске иметь налёт 200 часов (в январе 2005 года Главком
назвал реально достигнутую величину налёта – около 150 часов). То же и в
Ростове. На одну увеличили число школ первоначального обучения. Эти школы не
только подготавливают учащихся к службе в ВВС, но и отбирают достаточно
выносливых и физически крепких ребят. Во все учебные заведения подобран хороший
преподавательский состав.
В 2002 году налёт строевых лётчиков - 25% от норматива (за
30 часов перевалили). Необходимо 90-120 часов, особенно после перерыва в
полётах.
Несмотря на достигнутые результаты, по признанию Главкома,
«только в 2003 году произошло 8 авиационных происшествий, из них 5 катастроф, в
которых погибли 12 человек. Причиной 7 из 8 авиационных происшествий стали
ошибки лётного состава в технике пилотирования и эксплуатации и только одного –
отказ в работе авиационной техники.
Все происшествия с лётной техникой произошли из-за
человеческого фактора, но не из-за техники и её старения. Было безумное и
вопиющее хулиганство или незнание техники. Поэтому сегодня работа с людьми -
главная задача, их воспитание и теоретическая подготовка. А что касается
практических навыков, то налёт в 2003 году увеличен и 400 лётчиков получили 3
класс, 386 – 2 класс. В прошлом, 2002 году – 426 получили 2 класс, 400 – 3
класс. А второй класс – это уже подготовленный боец.
14 января 2004 года Михайлов продолжил: «Что касается
“человеческого фактора, то генерал Свиридов сейчас наводит порядок и требует
жёсткого выполнения нормативов эксплуатации. “Осторожность - лучшая часть
мужества. Будем жёстко карать за нарушения норм пилотирования. Послаблений быть
не должно. В 2004 году обеспечили средний налёт почти программный, а в 2005
году обеспечим программный налёт».
Во всех своих выступлениях (15.01.03г., 14.01.04г.,
13.01.05г.) Владимир Сергеевич Михайлов значительное внимание уделил учебной
авиатехнике и в этом вопросе чётко выдерживал однажды принятые ориентиры:
- 2003 год. Для тренировок вместо боевых самолётов
используем Л-39. На том же горючем налёт в три раза больше… Мы полностью
отказались от модернизации Л-39. Ускоряем работы по строительству самолётов
Як-130 в Н-Н. Этот завод способен в короткие сроки освоить производство таких
самолётов. Звено Як-130 будет выпущено в этом году. Як-130 будет полностью
российским, кроме украинских двигателей на первом этапе. Московский “Салют “
осваивает выпуск своих двигателей.
Замечание: По заключению ЛИИ, на старом Л-39 по новым
ГОСТам нельзя летать: нет соответствия требованиям по навигации, по контролю
работы аппаратуры, по энергетике. “Русская авионика” уже подняла в воздух
модернизированный на её базе Л-39, который отвечает новым требованиям
подготовки и отбора курсантов, и может взять на себя отработку большей части
режимов полёта Су-30КН. Это позволяет при дефиците горючего распределить
подготовку пилотов по этапам: тренажёр(30%) - Л-39(40%) - Су27 (Су-30КН).
Модернизированный Л-39 даёт возможность проверить лётный состав, как в воздухе,
так и на земле.
Учитывая то, что в войсках сейчас стоят на вооружении как
УТС сотни Л-39, и они отлетали около 50% своего ресурса, “Русская авионика”
приступила к разработке модернизации Л-39 с расширенными боевыми возможностями.
Звено Як-130 - это три самолёта - никак не решит задачи,
лежащие сегодня на более 500 Л-39. Кроме того, звено должно пройти полный цикл
лётных испытаний.
- 2004 год. Сейчас делаем самолёт Як-130. Он по авионике,
по многим показателям тянет на «4+» и «5». Поэтому у нас выработалось
определённое мнение. Давно была начата разработка МиГ-АТ и Як-130. Наши
финансовые вложения в эти разработки были нулевыми. Фирмы разрабатывали эти
самолёты на свои средства. На конкурсе победил Як-130 и завод «Сокол» в Нижнем
Новгороде по нашему заказу приступил к их выпуску. Три машины уже на
выходе.
МиГ-АТ тоже завершил испытания и просматривается для
экспортного продвижения. Я не против взять эскадрилью этих машин для опытной
эксплуатации.
Як-130 имеет семь направлений использования от боевого до
разведчика и этим выигрывает у других УТС. Для войсковых испытаний в первых
полётах Як-130 хватит моделирования полёта Су-24 и Су-27СМ. Сейчас готовы три
машины и сразу будем делать 4-ю и 5-ю. Вылезут недостатки - мы их учтём.
- 2005 год. Главный УТС для ВВС РФ – Як-130. Сейчас
создался интересный момент: А.И. Фёдоров активно помогал создавать его смежной
фирме «Яковлев» самолёт Як-130. Теперь принял под своё крыло «Микояна», а там
«МиГ-АТ». Я сказал ему: мы не снимаем со счетов МиГ-АТ. Пусть в войсках будет
30% УТС МиГ-АТ и 70% Як-130, т.к. МиГ-АТ как боевая машина не вытягивает по
своим параметрам. Три машины Як-130 в этом году будут готовы, на подходе 4 и 5
машины, и идут их доработки.
У трёх машин уже были испытания и скоро они будут переданы
на вооружение.
Принцип такой: появилась техника – она идёт на смену и мы
заменяем всё, вопрос в финансировании. У нас настолько чёткие сейчас программы,
что нужны только деньги.
А пока мы решили вернуться к поршневым самолётам для
тренировок лётчиков. Будут летать на Як-18 и Як-52. Як-18 – трудная машина в
технике пилотирования, а потому «школа» отрабатывается очень хорошо на
поршневых машинах. Переход с Як-18 на реактивные самолёты проходит нормально,
т.к. на реактивном самолёте лететь по маршруту легче. Можно даже отпустить
ручку и расслабиться минут на 10. Такое решение назрело, когда керосин и бензин
стали стоить практически одинаково, и поршневые машины в учебном процессе стали
в несколько раз экономичнее. Ведь за 1 час полёта Л-39 сжигает 700 кг топлива.
Налеты в прошлые, доперестроечные годы:
Главком ВВС Петр Дейнекин – около 7000 часов.
Главком ВВС Корнуков - более 6000 часов.
Полковник Владимир Гуркин – 2750.
Полковник Владимир Козаченко – более 2000 часов.
13 января с.г. Михайлов на встрече с журналистами сказал:
- В 2004 году мы провели несколько масштабных учений. Кто
бы что ни говорил, но учения проведены, и они значимы для нас и для нашего
окружения. Точно такой же размах учений планируется в 2005 году. Оптимизм
внушает состояние военной техники и вооружения. Сократилось количество типов
вооружения и военной техники, необходимых для выполнения поставленных задач.
Семь модернизированных истребителей Су-27СМ поставили в боевой строй на
аэродроме совместного базирования «Земки», в Комсомольске на Амуре. Только
планер у этих машин старый, а элементная база новая. Рядом с
заводом-изготовителем накапливается положительный опыт эксплуатации.
В 2005 году этот полк переведём полностью на Су-27СМ –
семнадцать машин. Ещё в декабре 2003 года пять машин этого типа были направлены
в Липецк, где нарабатывались инструкции и пособия для всех лётчиков, в том
числе, методики боевого применения. Контракт с авиапредприятием в
Комсомольске-на-Амуре заключили на три года. Заводчане кое-что делали даже за
свои деньги. В результате мы имеем самолёт, превосходящий все аналоги,
имеющиеся на сегодняшний день за рубежом. Аэродинамика у самолёта великолепная,
и авионику мы вывели на тот рубеж, который имеется у наших противников. На нём
применяются все современные средства поражения, обладающие огромной точностью.
Что касается Су-34 (Су-27ИБ), то в Новосибирске мы
тормознули восьмую машину, чтобы установить на ней новую авионику. Быстро
выдали дополнения к ТТЗ. После унификации авионики и оборудования машина будет
проще в эксплуатации. Высокого качества самолётов достигли. Теперь дай только
деньги, и количественный процесс резко возрастёт.
Есть электронная версия ПАК ФА. Я считаю, что она удалась.
Всё оружие внутри фюзеляжа. Самолёт выполняет функции ударные и истребителя.
К 2007 году поставлена задача подготовить к лётным
испытаниям самолёт 5-го поколения и работать над этой моделью дальше. Принцип
таков: появившаяся новая техника идёт на смену эксплуатируемой в войсках, и
заменяется всё. У нас настолько чёткая программа обновления и развития, что
нужны только деньги для её реализации.
На вопрос о будущем истребителей «МиГ» Главком
ответил:
- Перспектива «МиГа» остаётся, как и была, достаточно
неплохой. Я трижды встречался с А.И. Фёдоровым и говорил с ним о
модернизации МиГ-29. Есть у него задача по выполнению индийского контракта:
поставить корабельный МиГ-29К. Он будет обязательно работать над лёгким
истребителем. Не буду преждевременно его называть и к какому поколению он
относится, но нельзя же всегда ездить и летать на «Мерседесе».
Модернизацию МиГ-29, конечно будем проводить. С 17
января люди от Фёдорова едут на базы хранения, смотрят, забирают,
модернизируют, часть возвращают, часть продают.
И полки МиГ-29, которые у нас стоят на вооружении,
обязательно будем модернизировать. Потенциал, научные наработки фирмы «Микояна»
- всё будет истребовано.
О модернизации боевого состава ВВС Владимир Михайлов
сказал:
- Наименования модернизированных машин: Су-27СМ, МиГ-29СМТ,
Су-24М, Су-25СМ, Ми-24ПМ. На эти названия я уже акцентировал ваше внимание.
Делаем модернизацию Ил-76. Название этой машины – Ил76МФ.
Главком ушёл от ответа на вопрос об отношении к Ан-70.
- Что касается фирмы
«Камова» - будем покупать средний транспортный вертолёт Ка-60. Фирма делает
Ка-50 и Ка-52, но в таком количестве, как «МиГ», покупать не будем. Моё личное
мнение: надо немедленно объединить «Миля» и «Камова», и это сбудется. Низы
давно готовы; противостояние в верхах.
Создание единой российской авиакомпании – это веление
времени. Создавать надо, но не рубить по живому, а потом смотреть. У фирм
собственные тематики, а за ними люди, которых надо обеспечить равноценной
работой.
Интересно высказывание Главкома об участии ВВС и ПВО в праздновании
60-летия Победы в ВОВ:
- На это нам дают 50% денег от запрошенного. Но
поставленные задачи решим. Даже планируем пролететь, как в старые времена, над
Красной площадью. Флаг России в небе нарисуем, хотя Су-27 дым сдувает. Для
разноцветных дымов нужна определённая температура и объём истечения газов.
На злобу дня:
- Я категорически против введения увеличивающих
коэффициентов только центральному аппарату и генералам. У нас уже всё есть.
Надо срочно повышать оклады лейтенантам. Дисбаланс: руководство получает много,
а лётчики – мало, к хорошему не приведёт. Чтобы посеять смуту в войсках, как
раз и надо ввести многоступенчатое отличие в оплате начальников и подчинённых.
В СССР генерал, начальник управления получал 550 рублей, а
лётчик, младший офицер – 200 рублей. Сейчас генералу подняли до 25000 – 30000
рублей, а лейтенант получает 4500. Руководителю стыдно разговаривать с
лётчиками. Необходимо срочно выправлять положение! Оклады низам надо поднять;
тогда процент увольняющихся молодых лётчиков сократится.
Отмена льгот наложила очень негативный отпечаток и ударила
по молодым офицерам. Живут они в Москве и Подмосковье, а служат на «Заре». Это
вынудило нас выделить маршрутные рейсовые автобусы. Только благодаря этому
офицер может в установленное время бесплатно добраться до Москвы и решить все
вопросы. Для доставки патрулей в Жуковский ищем варианты покупки безадресных,
анонимных проездных билетов. Если мы не компенсируем льготы, положение не
исправиться. Вы задали вопрос, как без льгот. Плохо! очень мало, кто в плюсах.
Автор - член Академии безопасности, обороны и охраны
правопорядка
Мик 20.01.05