В. Вершинин

 

К поведенческой доминанте российского суперэтноса

 

В конце 70-х годов, наблюдая окружающую жизнь и изучая (для себя) литературу (в основном только и доступные тогда труды классиков марксизма), я понял, что дни Советского Союза сочтены и осталось ему существовать лет 10 (я ошибся на 2-3 года). Как и большинство интеллигенции нашей страны проводил СССР без большого сожаления и приветствовал вступление на путь свободы, рынка и демократии. Экономические трудности и рост преступности воспринимал как естественные временные проблемы. Однако...

В последние 4-5 лет всё сильнее стал ощущать, что в основе наших бед лежат какие-то общие закономерности. И я снова стал изучать литературу. Мне повезло - я наткнулся на труды Л.Н.Гумилёва (возможно, что это тоже закономерно). Конечно, я математик, а не историк, не этнограф, не философ и не экономист, однако трудно не понять метод Л.Н.Гумилёва, который (как я теперь убеждён) даёт ключ к пониманию многих явлений общественной жизни (не заменяя и не отменяя достижений общественных наук). Вот два характерных, на мой взгляд, примера современности.

 

1. УКРАИНА. События на Украине - это проявление глобального явления этногенеза. Это можно увидеть, если отказаться от понимания этноса как национальности, ибо, говоря обобщённо, этнос - это системная целостность, в основе которой лежит общий стереотип поведения людей (это, конечно, не полное определение, но в нём отмечен главный видимый принцип формирования и существования любого этноса - «свой-чужой»). Украина лежит в области соприкосновения двух евразийских суперэтносов: западноевропейского и российского. И не только в чисто географическом смысле, ибо итоги выборов показали, что Украина состоит из двух субэтносов: прозападноевропейского и пророссийского. Раскол на Украине - это показатель нарастающих противоречий и борьбы двух указанных суперэтносов. И это не просто объективный, это природный процесс (как, например, извержение вулкана или цунами).

 

2. ДЕМОКРАТИЯ. Современная демократия как система духовных ценностей - это прежде всего идеологически оформленный стереотип поведения западноевропейского супер-этноса (плюс обывательские традиции типа «все живущие восточнее Вислы - дикари»). Но почему поведенческий стереотип западноевропейца является универсальным (общечеловеческим)? Однако именно «западники» оказались у власти в нашей стране и им гораздо важнее помочь «своим»! И не важно, сознают они это или нет. Главное в том, что их деятельность либо провалится (но мы потеряем время и силы), либо разрушит Россию как этнос. Во втором случае будет разрушено всё, находящееся на более высоком уровне: язык, культура, государство... Прав был Л.Н.Гумилёв, утверждая, что, если Россия и возродится, то только как евразийская держава (то есть государство российского суперэтноса, так как в историческом смысле «Евразия» - это пространство возникновения и развития российского суперэтноса, который, следовательно, и является сердцевиной понятия «Евразия»), а неучёт политиками теории этногенеза не только легкомысленно, но и преступно по отношению к потомкам...

И это не просто красивые слова, так как в своих работах по теории этногенеза Л.Н.Гумилёв постоянно, по несколько раз, разными словами и в разных местах повторяет, что этнос - это прежде всего одна из форм существования биосферы Земли (эта идея восходит к В.И.Вернадскому), а видимыми признаками существования этноса являются язык, традиции, культура и общественные институты (например, государство). Но раз этнос есть природное явление, то и изучать его надо соответствующими методами, то есть методами, характерными для естественных наук и математики. Но не в смысле формул, а в смысле эмпирического обобщения фактов, даваемых историей и другими гуманитарными дисциплинами, с целью определения закономерностей возникновения и развития этносов и, следовательно, влияния этих закономерностей на уровень общественного. Именно в этом, как мне представляется, заключается метод и заслуга Л.Н.Гумилёва. К сожалению подозреваю, что большинство гуманитариев и политиков увидели в работах Л.Н.Гумилёва только интереснейший исторический фактографический материал, а не его естественнонаучный метод, применённый к природному явлению этногенеза. Но если понять и признать метод Л.Н.Гумилёва, то остаётся очень мало места для эмоций и разногласий, так как понятно, что нельзя всерьёз заниматься электричеством, не понимая и не принимая закон Ома.

В заключение повторю мысль Л.Н.Гумилёва о том, что, если Россия и возродится, то только как евразийская держава (то есть государство российского суперэтноса). Но уже всем очевидно, что главным элементом, основой российского суперэтноса является русский народ, духовная основа которого - православие. Кстати, сами европейцы невольно подсказывают нам это, так как практически всех нас, жителей и выходцев из России, называют «русскими». С другой стороны, если нерусские народности России заинтересованы в её возрождении (и, следовательно, в сохранении себя как этносов), то они должны способствовать сохранению и возрождению русского народа. Поэтому, видимо, можно выразить поведенческую доминанту (если угодно, национальную идею) российского суперэтноса словами «Всё - для России, ибо мы - русские».

Эта небольшая заметка, конечно же, не даёт решения всех сложнейших проблем современной России, а является лишь попыткой научной постановки вопроса. А наука оставляет очень мало места для эмоций и спекуляций, так как «с законом Ома не поспоришь».

 

21.12.04


Реклама:
-