Ю. Савельев,

депутат Государственной Думы, фракция «Родина»

 

Накормит ли нас либеральная деревня?

 

Вспоминаю одно из недавних выступлений министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева на пленарном заседании нашей палаты. Оно оставило весьма тягостное впечатление. Это была, конечно, речь умного, эрудированного государственного деятеля. Но, за исключением некоторых уточняющих цифр, я не услышал ничего нового о положении в агропромышленном комплексе страны. Дела тут, известно, плачевны.

Между тем СМИ продолжают нагнетать истерию о необходимости продажи земли цивилизованным европейцам. Они, дескать, научат бездарного Ивана современным сельскохозяйственным премудростям. При этом хороший опыт Советского Союза по производству продукции полей и ферм явно забыт. Опыт, в основе которого достижения нашей науки, обеспечил стране бесспорный приоритет в темпах роста объемов и качества продовольствия.

Всего лишь пятнадцать лет назад СССР превосходил США — нынешний мировой эталон агропромышленного развития — практически по всем основным показателям.

При этом надо учесть следующее. Северные районы США находятся на широте юга Украины, объемы расходов на поддержку АПК в Америке составляли тогда 701,5 млрд долларов, а в СССР всего 132,9 млрд рублей (при официальном обменном курсе Центробанка 1 доллар = 0,6472 рубля). Так что приведенные цифры можно считать весьма показательными. При фактически одинаковой численности населения и объемах сельхозпродукции наши затраты примерно в девять раз были меньше американских. И это в зоне рискованного земледелия.

Накануне обвала экономики Советского Союза (1989 г.) сравнительные уровни объемов производства в аграрном секторе СССР и США выглядели следующим образом:

 

 

В сравнении с ведущими странами (США, Англией и Японией) СССР в 1990 году превысил мировой уровень потребления продуктов питания. Советский Союз, РСФСР в том числе, вошел в десятку самых “сытых” государств (7-е место). Более чем на 25 процентов был превышен среднемировой уровень (2703 ккал/чел.). Наши сельхозпредприятия производили зерна по 786 кг/чел. (среднемировое производство 384 кг/чел.), то есть в два раза больше! Молока — 376 (102), или в 3,7 раза, мяса — 68 (33) — в 2,1 раза. Соответственно в два-три раза больше производили масла животного, яиц, картофеля. Это обеспечило их потребление на уровне, близком к научно обоснованной медицинской норме.

Скептики могут заметить, мол, как же так: СССР тут был впереди планеты всей, а население стояло в очередях за колбасой, мясом, не говоря уж о деликатесах. Дело доходило до продовольственных карточек. Во-первых, у людей были деньги, чтобы продукты покупать. Во-вторых, мы говорим о производстве. Проблемы же распределения продукции как в рамках СССР и его республик, так и за пределами Союза — тема отдельного разговора.

Сегодня уровень потребления продуктов в России упал ниже физиологически допустимого: молока — с 451 кг/чел. в год до 216 при медицинской норме 405 кг; мяса с 93 до 42 кг при медицинской норме 82 кг и т. д. С 1990—2000 годов рацион наших граждан упал с 3380 килокалорий (3250 ккал/сутки — медицинская норма) до 2400. При этом почти тридцать миллионов россиян довольствуются не более чем 1500—1600 ккал, в о время как уже две тысячи килокалорий считаются признаками голода и вымирания населения. Из первой десятки самых сытых стран мы переместились в середину седьмого десятка. Это не может не сказаться на продолжительности жизни, которая за последние годы сократилась с 70 до 63 лет.

 

Кому нужен демпинг?

 

Причиной катастрофического положения в АПК России считаю ложно понимаемый руководством страны перевод отечественной экономики в сферу либерально-рыночных отношений, фактический отказ от государственных методов регулирования рынка продовольствия. В результате доля поставок зарубежного, зачастую недоброкачественного, опасного для здоровья продовольствия резко возросла. В товарообороте отдельных регионов она достигла 80 процентов, превысив пороговое значение продовольственной безопасности в пять раз.

Спасти ситуацию мог одобренный обеими палатами в 1997 году Федеральный закон “О продовольственной безопасности Российской Федерации”. Он гарантировал производство жизненно важных продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами. Введение этого акта способствовало бы также неукоснительному соблюдению субъектами Федерации законов “О государственном регулировании агропромышленного производства”; “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”; “О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли”.

Однако вышеназванный закон был отклонен Президентом Б. Ельциным, что как бы сняло с региональных властей ответственность за выполнение других правовых актов, призванных способствовать развитию АПК. В результате импорт по демпинговым ценам буквально “задавил” наших крестьян, привел к массовому банкротству прежде высокорентабельных предприятий.

В мировой практике использование демпинговых цен называют недобросовестной конкуренцией. Именно они — основной способ уничтожения соперников по бизнесу. Во многих странах запрещается использование демпинга, вплоть до уголовных наказаний и закрытия предприятий. Во всех, кроме России, которая широко открыла двери чужой продукции. Неудивительно, что демпинг отбросил наше село за черту рентабельности, лишив оборотных средств для закупки топлива, оборудования, удобрений, комбикормов. И Запад не жалеет средств, чтобы задавить наш АПК. Уровень поддержки демпинговых цен по странам ЕС в 1998 году составил 913 млн евро, а в 1999—2000 годах — более 2,5 млрд евро! Те же процессы и в США.

В погоне за максимальной прибылью наши перерабатывающие предприятия закупают более дешевое зарубежное мороженое мясо, сухое молоко, прекратили закупку скота у своих крестьян. По инициативе правительства России торговля реализует демпинговые “ножки Буша”, а свои птицеводы лишились рынка сбыта.

Но демпинг — это не просто сброс цен. По бросовым ценам реализуются, как правило, бросовые товары. Вот и к нам завозят подлежащие утилизации, с истекшим сроком хранения, с запрещенными консервантами, биодобавками, биостимуляторами. Так, выборочная оценка, сделанная экспертами Санкт-Петербурга, выявила наличие около 70 процентов некачественных или опасных для жизни импортных продуктов. Потребление этой отравы ведет к разрушению генофонда нации.

 

Спасение АПК — в руках губернаторов и закона

 

Продовольственная зависимость России от зарубежных поставщиков по-прежнему не дает возможности проводить независимую внешнюю политику в интересах большинства населения. Обратимся к Федеральному закону “О государственном регулировании агропромышленного производства”. В соответствии с ним органы исполнительной власти субъектов РФ до начала года определяют квоты для местных товаропроизводителей на закупку продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Они устанавливают и гарантированный уровень цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат, предельный размер торговых надбавок, получение дохода, достаточного для развития хозяйства.

Исполнительная власть на местах может не только принять соответствующие региональные законы, но и подписать соглашение по квотам производства, импорта и экспорта продуктов, а также тарифные соглашения субъектов продовольственного рынка. Губернаторы также могут повлиять на подписание правительством России международных договоров на поставку недостающего регионам продовольствия. Без их письменного уведомления Москва не вправе принимать решения по закупке товаров для страны.

Однако на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области можно сказать: ничего подобного не происходит. Правительство города не препятствует недобросовестной конкуренции. Более того, является одним из основных организаторов продовольственной интервенции. Подписывает межправительственные акты со многими странами мира, от Австралии до Финляндии. Но никак не с Ленинградской областью, другими регионами России. По подсчетам экспертов, отсутствие таких соглашений привело к прямому ущербу сельхозпредприятиям этой области. Спад производства в области составил порядка 10 миллиардов долларов. Величина упущенной выгоды — 15 миллиардов долларов. Свыше 130 тысяч тружеников села остались без работы, средств к существованию. Потери в сферах ЛенАПК, поставлявшего деревне технику, другие ресурсы, еще больше. К сожалению, такая ситуация практически во всех регионах.

Россия должна перейти к модели регулируемого рынка. Это поможет сделать сельхозпредприятия вновь платежеспособными. Но если региональные власти по-прежнему будут игнорировать “сельскохозяйственные” законы, дело не пойдет. И еще опасаюсь: точку в окончательном разгроме АПК может поставить пятая статья Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Она допускает выделение из площадей крупных предприятий малых наделов (паев) для создания земельного рынка. В этом случае Россию ожидает аналог злосчастной ваучерной приватизации промышленности. Первая отбросила нас в седьмой десяток слаборазвитых стран, вторая превратит в отстойник для сброса недоброкачественной продукции.

Вот почему важно ускорить рассмотрение Закона “О продовольственной безопасности в Российской Федерации”. Он сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе и мог бы хоть частично поправить ситуацию. Если, конечно, лоббисты его не заблокируют.

 

РФ-с № 14  2004


Реклама:
-