Знать сильна моська

(хроника грузинского кризиса, мнения и комментария А.Н. Савельева, С.Маркова, М.Г. Делягина, В. Жарихина, В Илюхина, С. Михеева, Г. Гудкова, И. Панарина)

 

А.Н. Савельев

 

Россию ожидают военные действия в Южной Осетии, потом в Абхазии и т.д.

 

Зона грузино-осетинского конфликта с каждым днем становится все более милитаризованной. Как заявил командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в Южной Осетии генерал-майор Святослав Набздоров, в зоне ответственности ССПМ без согласования с СКК и Объединенным командованием незаконно действуют уже более 10 постов. Они укомплектованы представителями различных силовых структур Грузии и не имеют никакого отношения к миротворческой операции. Общая численность грузинских военных, незаконно находящихся в зоне конфликта, составляет около 3 тыс. человек. Председатель парламента Южной Осетии Знаур Гассиев считает, что "единственный выход из сложившейся ситуации заключается в выведении всех незаконных вооруженных формирований из зоны конфликта". К этому же призвал и российский МИД.

Комментируя ситуацию, с каждым днем кажущуюся все более безысходной, заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, д.п.н. Андрей Савельев сказал МиК:

- Я думаю, что по данному вопросу свою позицию Михаил Саакашвили уже высказал - что столкновение в грузино-осетинском конфликте будет столкновением между Грузией и Россией, а не между Грузией и Южной Осетией.

Он также открыто высказал намерение в определенных условиях применить силу, сначала против российских миротворцев, а в случае, если Россия попытается защитить своих граждан, которых в Южной Осетии большинство, то применить силу и против них.

В этом смысле я считаю, что Саакашвили только ищет удобный момент для того, чтобы организовать маленькую победоносную войну, причем при поддержке внешних сил, которые его к этому усиленно склоняют, а российское руководство пытается от такого рода действий уклониться.

Но, с одной стороны, дипломатический язык позволяет в локальных операциях на короткое время получить передышку и некоторое напряжение разрядить. А, с другой стороны, никаких принципиальных вопросов такая политика не решает.

Перед Россией стоит вопрос – признать Южную Осетию или отдать ее так, как была отдана Аджария, где больше друзей России в политике не существует.

Если отдать Южную Осетию, то больше друзей в этой республике у России также не останется, а, может быть, не останется друзей и в Северной Осетии. И здесь есть принципиальный момент.

Если Россия намерена укреплять свое государство, значит она должна быть готова к силовому варианту и весьма недвусмысленно заявить об этом Саакашвили, что никакие военные части Грузии не будут допущены в Южную Осетию и она сделает все, и даже применит силу для того, чтобы кровопролитие среди мирных граждан, и прежде всего, среди граждан Российской Федерации, не произошло.

Я думаю, что такая позиция в сочетании с заявлением о готовности принять Южную Осетию в состав Российской Федерации, для чего есть все международно-правовые основания, охладило бы пыл Саакашвили, охладило бы его авантюристические замыслы и, возможно, привело бы к большей вменяемости тех, кто стоит за его спиной и использует его взрывоопасную натуру для того, чтобы решить какие-то свои проблемы в этом конфликте между Грузией и Южной Осетией.

- А у российского руководства хватит на это решимости?

Пока не видно этой решимости, а видна решимость к тому, чтобы ничего не делать. Ситуация, по мнению МИДа, должна рассосаться сама собой, когда-нибудь, когда для этого созреют условия.

На самом деле все условия созрели и Южную Осетию необходимо принимать в состав Российской Федерации. В противном случае, если в ближайшее время такого рода шаги не будут сделаны, можно будет считать, что Министерство иностранных дел действует в противовес национальным интересам России.

И это в общем-то постоянно происходит в течение многих лет, таким образом налицо - возврат к козыревской политике уступок в последние годы, особенно в отношении Закавказья. Я уже не говорю про Югославию, Таджикистан, Туркмению и т.д.

То есть, Россия уходит отовсюду, стремится уйти. И хотя ситуация заставляет ее возвращаться в постсоветское пространство, наша дипломатия стремится ее вывести отовсюду, отодвинуться к собственным границам.

По сути дела, речь идет о том, чтобы позволить зарубежным силам и зарубежным интересам вмешиваться в процессы на своей собственной территории. Так как МИД ведет не наступательную и превентивную дипломатию, а отделываться такими невнятными действиями, за которыми не видно национальных интересов, как будто бы их для нашего Министерства иностранных дел просто не существует.

- А насколько Запад заинтересован в дестабилизации в этом регионе? Там же трубопровод, следовательно обстановка должна быть спокойной.

Ну, во-первых, трубопровод - это частный вопрос. Генерация политиков, которая сегодня действует на Западе – это та генерация, которая была воспитана в условиях «холодной войны» и они продолжают эту «холодную войну», может быть, не столь явными методами как прежде.

В том, что Запад заинтересован в крушении России, у меня нет никаких сомнений. И кто бы там что не говорил о мирном сосуществовании, о «восьмерке», о «двадцатке» и т.д. – реальная политика состоит в том, что Россия - это мировые консервы ресурсов и стратегия основных действующих лиц на международной арене – это стратегия разрушения России по всем направлениям.

Сейчас одно из удобных направлений – это Кавказ, рядышком там Чечня, Северный Кавказ, который может быть дестабилизирован с помощью действий, подрывающих национальную безопасность Российской Федерации.

Есть и множество других направлений, со стороны Прибалтики, со стороны Украины и со стороны нашего подбрюшья – Юга, откуда организуются потоки наркотиков. То есть, все внешние действия направлены на крушение Российской Федерации. Никому не нужно сильное государство, которое контролирует ключевые запасы мировых ресурсов.

Пока российское руководство не поймет, что оно живет в условиях необъявленной войны, оно будет везде уступать в надежде на то, что и России где-нибудь что-нибудь уступят, и где-то ей позволят на откидной скамеечке посидеть вот в этом мировом сообществе, за общим столом с ведущими мировыми державами.

Ничего этого не будет, и не предусмотрена не то что откидная скамеечка, но даже и место для России. Россия как цивилизация противостоит разложившемуся Западу и набирающему силу Востоку, который действует преимущественно методами демографической экспансии, методами организации террористических актов и т.д.

Таким образом, есть наступление Юга на Россию - того, что называется Востоком, и есть наступление Запада. От этих двух агрессивных сообществ Россия должна находить противоядие. Но это противоядие не может быть найдено на пути оказания разнообразных уступок и умиротворения агрессора. Мы уже пережили в Закавказье аншлюс Аджарии. По сути дела, там был государственный переворот в рамках Грузии.

Теперь нас ожидают военные действия в Южной Осетии, потом в Абхазии и т.д. Понятно, к чему это все ведет. Вектор движения агрессивных замыслов, которые стоят за Саакашвили, совершенно очевиден – это замысел против России.

 

МиК 23.07.2004

 

 

Южная Осетия: война началась

Когда прогнозы сбываются

 

В ночь на 30 июля в Южной Осетии начались открытые военные действия. В результаты стрельбы грузинских военных по Цхинвали были ранены четыре человека. По данным МВД Южной Осетии, обстрел велся с применением автоматов, гранатометов и минометов. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты приказал своим вооруженным формированиям подавить все огневые точки, в ответ на это командующий грузинским миротворческим батальоном Михаил Кебадзе заявил, что огонь открыли югоосетинские силовые структуры.

Провокации в зоне конфликта происходили непрерывно на протяжении последних двух недель, на этом фоне грузинская и южно-осетинская стороны обменивались все более жесткими обвинениями в адрес друг друга. Многодневные попытки урегулировать конфликт дипломатическими методами ни к чему не привели, призывы России, США и ОБСЕ к руководству Грузии и Южной Осетии урегулировать отношения мирным путем остались не услышанными. А два дня назад Эдуард Кокойты, прибыв в Москву, и вовсе обвинил руководство Грузии в попытке его подкупа в обмен на отказ республики от независимости.

О том, что в Южной Осетии действительно может начаться война, нас предупреждали многие эксперты и политики. К сожалению, их прогнозы оправдались.

Директор Института политических исследований Сергей Марков на прошлой неделе назвал МиК пять вариантов развития ситуации - сегодняшние событии показали, что реализовался первый из них:

- Первый вариант – начало военных действий, вероятность которых сегодня очень велика, поскольку существует высокое напряжение, и может случиться любое событие, которое может сработать как пусковой крючок. Тогда начнется непредсказуемое развитие конфликта, который не сможет контролировать уже никто. Ну, в частности, начнутся какие-то перестрелки. Вслед за ними – радикализация каких-то позиций политических сил, массовые акции. И политики будут уже не вести процесс, а станут заложниками этих процессов.

В частности, речь идет, прежде всего, о таких лидерах, как Саакашвили и Кокойты, которые оба являются де-факто военными лидерами своих наций и имеют мандат на вооруженную защиту интересов этих наций. И здесь надо понять, что если какие-то непредсказуемые события случатся, то для того, чтобы сохранить свои позиции, Саакашвили и Кокойты будут вынуждены идти на поводу у массовых настроений. И в этом случае, чтобы сохранить свои позиции, они будут вынуждены напрямую принимать радикальные военные решения. Это первый вариант, который на сегодня очень-очень вероятный. И он аналогичен сценарию, который имел место в 1991 году.

Руководитель Института модернизации Михаил Делягин также предсказывал начало военных действий со стороны Грузии:

- Саакашвили – это человек, который пришел к власти на основе спецоперации и видимо, он не озаботился тем, чтобы получить должную поддержку народа. Сейчас он ее утрачивает. Естественно, сейчас ему необходимы достаточно жесткие внешние действия - вспомните, перед захватом Аджарии он тоже находился в кризисной ситуации, то есть люди были крайне раздражены, и если бы он не захватил Аджарию, то люди бы его свергли, по моим представлениям. Сейчас над ним тоже начинают сгущаться тучи, и он тоже попытается захватить Южную Осетию, чтобы продлить свое существование на этом посту.

Любые попытки президента Российской Федерации защитить интересы граждан Российской Федерации, проживающих на территории Южной Осетии, будут восприняты Западом как недружественные. Однако в случае нападения Саакашвили на Южную Осетию это придется сделать, а это нападение я считаю неизбежным, и по внутренней ситуации, и по динамике  риторики президента Грузии, и по тому, что он довел свою страну уже до грани катастрофы.

Город Цхинвали будут обстреливать из пушек, он будет захвачен, в Южной Осетии будет партизанская война.

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин:

- Мне кажется, что Саакашвили сознательно идет на обострение ситуации. Для чего? Потому что он понимает, что для России совершенно невыгодна сейчас война с Грузией, тем более что это очень серьезно поставит под вопрос вообще всю ситуацию на Северном Кавказе. Понятно, что тогда вмешается и Северная Осетия. И во многом это разрушит ту управляемость в стране, которую с таким трудом достиг Путин. И поэтому Саакашвили как бы идет на это обострение в надежде на то, что Россия отступит. Но он не понимает двух вещей. Во-первых, тем же самым американцам и европейцам по большому счету не нужна реальная война в Закавказье. Потому что тогда все эти проекты каспийской нефти - они подвисают. Во-вторых, часто говорят под этим предлогом, что надо туда натовские войска ввести, но вряд ли это возможно. Так как когда в конфликте реально будет задействована Россия, НАТО вряд ли пойдет на прямую военную конфронтацию с ней. Поэтому я не знаю, наверное, все-таки прямой договоренности у них не было. Но, с моей точки зрения, объективно Саакашвили в этой ситуации, хотя он этого может не понимать, играет на интересах арабских шейхов, которые не заинтересованы в диверсификации источников энергоресурсов для Европы и США.

Ведущий эксперт Центра политических технологий Сергей Михеев:

- Я думаю, что агрессия не будет снижаться. Дело в том, что для Саакашвили решение этой проблемы очень важно, тем более он воодушевлен аджарским примером. Кроме того, Саакашвили надо отрабатывать тот кредит доверия, который он получил на выборах от населения. Кредит этот очень серьезный, а каких-то реальных мер в экономике или политике для того, чтобы этот кредит доверия подтвердить, у Саакашвили нет. У него просто таких возможностей нет. Поэтому для него идея восстановления целостности Грузии и ликвидации анклава сепаратизма является ведущей идеей, на которой он вообще способен удержаться у власти. И по большому счету это как бы означает вопрос его политической жизни или политической смерти. В этой связи я думаю, что его агрессия будет нарастать, тем более что она в той или иной степени поддерживается Западом.

Заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Савельев:

- Я думаю, что по данному вопросу свою позицию Михаил Саакашвили уже высказал - что столкновение в грузино-осетинском конфликте будет столкновением между Грузией и Россией, а не между Грузией и Южной Осетией. Он также открыто высказал намерение в определенных условиях применить силу, сначала против российских миротворцев, а в случае, если Россия попытается защитить своих граждан, которых в Южной Осетии большинство, то применить силу и против них. В этом смысле я считаю, что Саакашвили только ищет удобный момент для того, чтобы организовать маленькую победоносную войну, причем при поддержке внешних сил, которые его к этому усиленно склоняют, а российское руководство пытается от такого рода действий уклониться.

 

Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин:

- Я могу сказать, что в Южной Осетии для мирных переговоров сложилась фактически патовая ситуация, и вот почему. Саакашвили достаточно серьезно настроен на то, чтобы вернуть Южную Осетию в лоно своей грузинской государственности. Россия же считает возможным сохранить неизменной ту ситуацию, которая сегодня сложилась в Южной Осетии и, естественно, сохранить свои интересы там, и в Закавказье в целом, с учетом того, что Грузия достаточно настойчиво рвется в североатлантический блок. Я глубоко убежден в том, что Саакашвили на какое-то иное решение  не пойдет, потому что это вопрос его чести и вопрос обязательств, которые он взял перед Соединенными Штатами Америки, о восстановлении единства Грузии и размещения на своей территории американских военных баз.

Что должна делать Россия?

Руководитель Института модернизации Михаил Делягин:

- У нас метод урегулирования ситуации только один – товарищ Саакашвили берется под ручку и приглашается на прогулку в город Грозный, и ему объясняется – вот так будет выглядеть город Тбилиси через 20 минут после вашего нападения на Южную Осетию. Все! Никакие другие методы на этих людей не действуют.

Ведь в Южной Осетии - десятки тысяч наших граждан и их надо защищать, но я сильно сомневаюсь, что президент Путин будет это делать, так как он не хочет ссориться с Западом! В этом отношении я не вижу серьезных отличий нашего государства от государства времен Горбачева. В результате товарищ Саакашвили создаст серьезный политический кризис в России, на пустом месте. Из-за недееспособности российского государства.

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин:

- Мне кажется, более жестко должно сформулировать свою позицию государство. В конце концов, каждый должен платить за те удовольствия, которые он получает. Грузия получает от нас электроэнергию по низким тарифам, миллион грузин работают в России и они очень значительные средства переводят в Грузию. Но Россия предпринимает недостаточно адекватные ответные действия. То есть, надо поставить вопрос о резком удорожании тарифов. Также надо поставить вопрос не об упрощении визового обмена, а об его ужесточении. Надо показательно провести высылку определенного количества грузин, которые работают здесь без регистрации, а здесь вполне достаточно таких людей, а то мы все бедных таджиков высылаем. И все это надо сделать для того, чтобы четко понималась зависимость Грузии от России! А то пока получается, что в ответ на конкретные провокационные действия следуют неконкретные политические заявления и все.

Член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков:

- Я думаю, что более жестко обеспечить всеми доступными средствами мир в России мы имеем полное право, потому что почти сорок тысяч граждан, проживающих в Южной Осетии - это граждане России. Американцы из-за десяти человек поднимают в воздух стратегические бомбардировщики и выдвигают авианесущие крейсера, линкоры и все прочее, а у нас там десятки тысяч наших граждан, поэтому, будьте добры, с нашими интересами считаться! Мы не дадим в обиду наших граждан. Хотите какие-то вопросы решать – решайте мирным способом. И все это должны сегодня понимать грузины. Если же будет попытка решить этот вопрос военным путем, то Россия введет свои войска для физической защиты наших граждан. Вам нужно втягиваться в вооруженный конфликт с Россией? Втягивайтесь! Но в России гораздо больше ресурсов – и политических, и экономических, и, тем более, военных.

Заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Савельев:

- Перед Россией стоит вопрос – признать Южную Осетию или отдать ее так, как была отдана Аджария, где больше друзей России в политике не существует. Если отдать Южную Осетию, то больше друзей в этой республике у России также не останется, а, может быть, не останется друзей и в Северной Осетии. И здесь есть принципиальный момент. Если Россия намерена укреплять свое государство, значит, она должна быть готова к силовому варианту и весьма недвусмысленно заявить об этом Саакашвили, что никакие военные части Грузии не будут допущены в Южную Осетию и она сделает все, и даже применит силу для того, чтобы кровопролитие среди мирных граждан, и, прежде всего, среди граждан Российской Федерации, не произошло.

Я думаю, что такая позиция в сочетании с заявлением о готовности принять Южную Осетию в состав Российской Федерации, для чего есть все международно-правовые основания, охладило бы пыл Саакашвили, охладило бы его авантюристические замыслы и, возможно, привело бы к большей вменяемости тех, кто стоит за его спиной и использует его взрывоопасную натуру для того, чтобы решить какие-то свои проблемы в этом конфликте между Грузией и Южной Осетией.

На самом деле все условия созрели и Южную Осетию необходимо принимать в состав Российской Федерации. В противном случае, если в ближайшее время такого рода шаги не будут сделаны, можно будет считать, что Министерство иностранных дел действует в противовес национальным интересам России.

 

МиК 30.07.04

 

 

И. Панарин

 

После таких заявлений должны быть немедленно введены

экономические санкции против Грузии

 

Необходимо отметить, что, безусловно, дестабилизация обстановки в Грузии напрямую связана с дестабилизацией обстановки в США накануне президентских выборов. Только что объявили о последних опросах общественного мнения – за Керри готовы проголосовать 50%, за Буша – 44%. С этой точки зрения можно рассмотреть вопрос, на кого будет нацелено внимание Саакашвили в Вашингтоне – на Буша или на Керри.

Странная синхронизация его заявлений совпадает с выводами очередных социологических опросов. При этом очевидно, что в дестабилизации в регионе грузино-южноосетинского конфликта гораздо в большей степени заинтересованы американские демократы, чтобы обвинить в определенной степени республиканцев, то есть, администрацию Буша в том, что для обеспечения нормального функционирования трубопровода в Грузии должна быть гарантирована стабильность и безопасность, а Буш этого обеспечить не может. Вот это два веревочных рычага, с помощью которых дергают за нитки президента Саакашвили и определяют кажущуюся хаотичность его заявлений.

С одной стороны, трубопровод начал строиться, поэтому никакая дестабилизация в регионе и привлечение сюда дополнительного внимания нынешней администрации США не нужна, по крайней мере, до ноября. Демократы же, со своей стороны, после некоторого смягчения позиции по Ираку – Керри раньше заявлял, что американские войска будут выведены из Ирака после его победы, а сейчас он заявляет, что сведет к минимуму их участие, понимают, что иракская тема становится неактуальной. Поэтому они абсолютно переключились на грузинское направление, и очевидно, что основную роль в фактической смене власти в Грузии сыграли именно демократические силы, в том числе, господин Сорос. В этой связи очевидно, что Грузия является одним из тех рычагов, с помощью которого демократы пытаются добиться успеха на внутриполитическом фронте.

С этой точки зрения необходимо рассматривать все развитие событий в кавказском регионе. И те перестрелки в Южной Осетии, и угрозы применения силы против российских туристов. Это все признаки нагнетания обстановки и искусственно создаваемой дестабилизации. При этом очевидно, что ныне действующее политическое руководство России недостаточно активно действует в превентивном плане, так как всегда мы только оправдываемся, и когда следуют беспардонные заявления господина Саакашвили, на них не следует никаких жестких ответных заявлений в ожидании очередной порции бредовых заявлений с его стороны и т.д.

У нас отсутствует активная наступательная позиция, она не проявляется вкупе с экономическими мерами, потому что рычагов у России гораздо больше в выборе способов давления на Грузию, но пока не один из них не применялся (не то, что в отношении Белоруссии). И это вызывает удивление, потому что после таких заявлений должны быть немедленно введены экономические санкции против Грузии! Но, тем не менее, этого не происходит, и это говорит об отсутствии сбалансированной и взвешенной экономической позиции, как в интересах  властных структур, так и российского бизнеса. Также отсутствует четко выстроенная информационная политика и т.д. Все это, безусловно, приводит к снижению международного авторитета России в регионе и падению наших экономических и политических позиций, что является следствием любой дестабилизации.

В этой связи я напомню, что на прошлых выборах в США республиканцы обвинили демократов в том, что они потеряли Россию, что политика в отношении России была неправильной, что Россия непредсказуемая, дестабилизированная страна, и все последние события, безусловно, говорят о том, что демократы избрали своим коньком курс на дестабилизацию в России, чтобы аналогичным образом обвинить в этом республиканцев. И заявить, что сегодня, судя по конфликтам вокруг границ России, нестабильность в этом регионе возрастает, чему способствует, в том числе политика Дж.Буша, и все это очевидно имеет нарастающую динамику в преддверие президентских выборов в США.

Но в Кремле на новую возникающую угрозу пока не нашлось должного информационного ответа. А между тем, необходимо реагировать, отвечая на все эти информационные выпады, потому что на Западе постепенно начинает складываться не очень позитивное мнение о России, а с учетом предвыборной кампании в США и различных интересов борющихся групп в отношении России с нашей стороны это является явной недооценкой ситуации.

Глобальная информационная среда за последнее время расширилась, и мы должны президентским выборам в США уделять максимум внимания. Ирак, как я уже сказал, постепенно выходит из информационного потока, определяющего внешнюю политику Вашингтона, и видимо планировавшийся на июль суд над Хусейном никогда не состоится, потому что он может внезапно умереть, что не дает никаких дополнительных информационных плюсов демократам. Поэтому информационным поводом для внешней политики США все больше становится Россия.  Кремлю это необходимо учесть и несколько видоизменить свою позицию.

 

Автор - профессор Дипломатической академии

МИД России, д.п.н

Мик 6.08.2004

 

«Падение Михаила Саакашвили неизбежно…»

 

Военное обострение конфликта между Южной Осетией и Грузией привело к первым разрушениям и серьезным жертвам среди мирного населения. В связи с обострением ситуации в зоне грузино-югоосетинского конфликта российский МИД организовал экстренную встречу сопредседателей Смешанной контрольной комиссии в Южной Осетии. Как заявил первый заместитель главы МИД РФ Валерий Лощинин, главная задача России – не допустить новой вспышки вооруженного противостояния. Однако активная фаза вооруженного противостояния продолжается уже несколько недель: ночные артиллеристские обстрелы Цхинвали становятся все активнее, причем грузинская сторона обвиняет в этом югоосетинскую, а югоосетинская – грузинскую.

Тем временем президент Грузии Михаил Саакашвили сформулировал три основные задачи для руководства страны: первая - обеспечение безопасности мирного населения конфликтной зоны, недопущение этнической чистки грузин и гуманитарной катастрофы в Цхинвальском регионе; вторая - недопущение проникновения контрабандных грузов из России в Грузию по территории Южной Осетии; и третья, имеющая политический характер: приложить максимум усилий к тому, чтобы «не допустить реализации планов внешних сил по втягиванию страны в вооруженный конфликт на ее же территории».

Что подразумевается под внешними силами – Россия? Большинство российских политиков считают, что это - США. К чему приведет подобная динамика событий и есть ли в действиях сторон что-то неожиданное? Этот вопрос МиК задал Михаилу Делягину, руководителю Института модернизации:

- Для меня ничего неожиданного в том, что происходит, нет. Единственное, что можно назвать неожиданным – что конфликт развивается так медленно, потому что, повторюсь, Саакашвили деваться некуда, он не может дать народу хлеба, поэтому он дает народу зрелища.

До присоединения Аджарии к Грузии его популярность в народе была на нуле. И если бы ему не удалось покорить Аджарию, то через месяца полтора-два он просто лишился бы власти в результате народного восстания. Ему деваться некуда. Но, с другой стороны он понял, что такой механизм решения вопросов срабатывает, то есть, механизм захвата других территорий, и он встал на этот путь и с него не сворачивает.

Я думаю, что он получил все необходимые заверения Соединенных Штатов в том, что США в случае малейшего обострения ситуации с Россией будут однозначно поддерживать Грузию. И сейчас он с огромным удовольствием занимается эскалацией конфликта.

И хотя, конечно, нельзя исключать, что люди и с другой стороны пытаются подкинуть дров в костер, но этот конфликт нужен, прежде всего, Саакашвили, который всячески провоцирует его и педалирует его развитие. Однако этот конфликт может привести к серьезной проблеме внутри России, потому что в Южной Осетии сегодня под грузинскими снарядами от грузинских пуль гибнут граждане России.

- А то, что в Абхазии сейчас началось обострение ситуации, как он с этой проблемой справится?

Абхазия – это совсем другое, она пока подождет. Тем более что всех грузинских вооруженных сил с огромным трудом едва хватит лишь на одну Южную Осетию. Там ведь не меньше 100 тысяч человек проживают. Но и в Абхазии конфликт тоже будет углубляться. И, в конце концов, взбесившийся президент Грузии уже заявил, что он будет убивать российских туристов, как это в 1992 году делал его предшественник.

И я еще раз убеждаюсь в том, и это мне совершенно ясно, что т.н. «революция роз» не была никакой революцией, а была спецоперацией американцев, и это было большой ошибкой.

- А в какой форме Россия может принять военное участие в урегулировании конфликта?

Понимаете, здесь все дело не в наличии военного или дипломатического потенциала, а в желании его использовать. У меня есть глубокое убеждение в том, что действенную защиту российских граждан, находящихся в Южной Осетии, нынешнее руководство России осуществлять не будет. Просто покудахчут, покричат, помашут крылышками, пошлют еще парочку наблюдателей и все…

- То есть, в принципе успешная операция со стороны Саакашвили в Южной Осетии вполне возможна? В плане установления контроля над республикой?

Ну, смотря что считать успехом. Они могут ее осуществить, показать красивую картинку по телевизору, однако в том, что потом там будет очень долгая партизанская война, я в этом не сомневаюсь. И это лишь отодвинет падение Саакашвили, поэтому что экономика страны не развивается, а он не может ее развивать, и не только по объективным причинам, но и после назначения товарища Бендукидзе министром экономики Грузии. Российские олигархи мало подготовлены к созиданию…

- Многие эксперты говорят, что как бы Саакашвили ни был плох, замены ему все равно нет.

Я не верю в то, что в мире не осталось умных грузин, которые были бы не готовы возглавить Грузию. Но в то, что не осталось умных грузин, которые готовы сотрудничать с безумцами, я готов поверить.

 

Мик 13.08.2004

 

 

 


Реклама:
-