П.С. Морозов

 

TV и «женский день»

 

Отношение власти и так называемого российского общества к нации и государству в наше время ярче всего проявляется в политике телевещания. Достаточно проанализировать, что и сколько показывают зрителю и в какое именно время, - и перед нами открывается мировоззрение, идеология, философия господствующих классов и их политических агентов в виде государственных институтов власти. Не важно, что заявляют, декларируют, произносят публично высокопоставленные чиновники или политики от «партии власти». Что бы они ни говорили, истина делается явной не благодаря словам ораторов, а на основании того, что содержат, подразумевают, пропагандируют или обличают программы телепередач. Дело в том, что телевидение, ставшее массовым, общедоступным и формально бесплатным, заменило собой все прежние способы влияния на сознание и настроение граждан – таковыми были традиции, церковная проповедь, художественная литература, печатное слово прессы, а  на протяжении прошедшего века – еще и радиоэфир. И хотя последние продолжают существовать, они уже не властны над умами и, тем более, над эмоциями масс.

Мы уже имели возможность показать читателям «Золотого льва», на примере майских программ TV прошлого года, с каким пренебрежением и даже презрением относится либерально-демократическая власть к самому главному государственному празднику России – Дню победы над Германией.[1] Мы пропустили без комментариев новогодние и Рождественские программы, но тем, кого это интересует, могут найти хотя бы в сети интернета подходящие критические материалы. По мнению аналитиков более бездарного и безвкусного эфира, превращенного к тому же в средство обогащения узкой кучки мастеров халтуры, вроде Рязанова с его работами последних лет, кривляющегося «под фанеру» Киркорова или на костях и гробах веселящихся записных сатириков и юмористов, трудно вообразить. Магнаты телевидения превзошли на этот раз самих себя.

Теперь наш предмет изучения – художественное телевещание на метровых каналах TV в Женский день 8 марта 2004 года. И на этот раз эфир до отказа был забит мусором. Подход к тому, из чего должны состоять программы, нисколько не отличался от того, как их составляли накануне 9 мая. И там и тут преимущественно серые отечественные фильмы вперемешку с такими же, если не хуже, штатовскими поделками. Баланс таков – 20 «российских» фильмов и 24 «зарубежных».

Наши – «Берегите женщин», «За двумя зайцами», «Королева бензоколонки», «Женская собственность», (1-й канал); «Хозяин тайги», «Будьте моим мужем», «Служебный роман» (РТР); «Весна», «Простая история», «Блондинка за углом», «Марш славянки» (ТВЦ); «Крепкий орешек», «А зори здесь тихие…», «Фортуна» (НТВ); «Табор уходит в небо», «Золушка», «Цыганский барон», «Досье человека в «мерседесе», «Орел и решка» (Культура).

Не наши – «Красотка», «Плохие девчонки», «Фарго», «Греческий магнат», «Сбежавшая невеста», «Лежи и герцог» (1-й канал); «40 дней и 40 ночей», «У зеркала два конца», «С какой планеты?» (РТР); «Сестра его дворецкого», «Фанфан-тюльпан», «Пианино», «Первые желания» (ТВЦ); «Рассеянный», «Человек в железной маске», «Мисс конгениальность», «Мошенники», «Секреты Лос-Анджелеса», «Заговор» (НТВ); «Короткая встреча», «Любовные истории леди Гамильтон», Затмение луны» (Культура).

Как нетрудно убедиться, более или менее праздничному характеру эфира из 44 фильмов, заполнивших телепространство, соответствует всего лишь два – провидчески-тревожная «Простая история» с Мордюковой и Ульяновым в главных ролях, поставленная в 1960 году, и иронично-авантюрный «Фанфан-тюльпан» с Лолобриджидой и Филиппом, поставленный в 1950. Непонятно - с какой стати демонстрировались остальные фильмы. Разве что и на этот раз владельцев телевизионных каналов обуяла смердюковщина, желание напакостить, которое снедает их постоянно.

Пошлость, безвкусицы, бездарность, творческая неудача – таковы свойства большей части кино-меню, которую навязали телеканалы русскому зрителю. Прибавим к этому дежурных завсегдатаев телеэкранов – сатириков с натужными и двусмысленными репризами, эстрадников с пошлыми, безвкусными шлягерами, безголосых певцов, и картина убогости и творческой импотенции станет объемной.

Чего нет и не было на телеэкранах в этот День? Того, с чем здоровое естественное русские сознание отождествляет женщину – с любовью, красотой, семьей и материнством. Но ничем подобным там и не пахло. Были бесталанные и скучные мелодраматические любовные истории, женщины на производстве, пренебрегающие семьей, история женщин, которых бросили или которые бросили своих мужей, детективные истории, в которых женщины обманывались или их обманывали вызывающая, наконец - вульгарная красивость жриц любви. Очевидный избыток вздорных, больных, аморальных, безнравственных выдумок и удручающий дефицит здорового, ясного, умного взгляда на жизнь.

В известной заметке «К Фейербаху» Маркс когда-то написал, что философы лишь различным образом объясняли мир, когда как дело заключается в том, чтобы изменить его. Пока не было изобретено телевидение, изменение мира происходило естественноисторическим путем, по мере того, как в той или иной его части возникали соответствующие духовные и материальные предпосылки. Теперь изменения происходят вопреки таким предпосылкам, «наперекор стихиям». Их не устает провоцировать телевидение, его техническая способность, не спрашивая ничьего разрешения, влезть в каждую квартиру, в каждый дом, проникнуть под каждую черепную коробку.

Уравняв телевидение с обычным предпринимательством, цель существования которого – прибыль, и предоставив ему, в отличие от других видов предпринимательства, абсолютную свободу действий, более того, закрепив в конституции запрет на его цензуру (то есть запрет на контроль за телевещанием), чего нет нигде, Россия и ее государственная власть тут же стали заложниками нескольких крупных телекорпораций, попав в унизительную, противоестественную зависимость от произвола их владельцев. Вот почему Россия уже не та, какой она должна быть. Но она становится такой, какой образец для подражания ей представляет телеэкран.

Иначе говоря, не телевидение сотворено по нашему образу и подобию, а мы создаем сами себя по тем образам, которые телевидение навязывает сознанию, о чем оно вряд ли догадывается.

Чтобы понять, что выгодно современному телевидению и на чем оно делает ныне деньги, достаточно лишь внимательно изучить его эфирную политику. В программах, подготовленных к Рождеству, оно глумится над православием, пропагандирует еретиков и рекламирует сектантов, если же программы предназначены выйти под Новый год, то их задача состоит в том, чтобы распространять чувства разочарования и уныния для одних и беспричинную веселость для других. Программы, приуроченные к 9 мая, забрасывают грязью и ложью представление о Победе России во Второй мировой войне. Программы, выпущенные в эфир к 8 марта, искажают представление о женщинах вообще и о русских женщинах преимущественно. И так далее каждый день.

До тех пор, пока власть в России не станет национальной и не установит контроль за телевещанием, у добропорядочных граждан не остается ничего иного, как  относится к его деятелдьности точно так же, как следует относиться к пропаганде врага. Если у читателя, не занимающегося политикой, выпала минута, когда ему нечего делать и напротив него стоит работающий телевизор, было бы разумно его выключить.

 

27.03.2004

 



[1] См. П.С. Морозов, «Праздник Победы, власть и телевидение» («Золотой лев», 2003, № 29)

 


Реклама:
-