Журнал «Золотой Лев» № 171-172 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н.А. Кричевский

 

Обнуление нулевых

 

 

Добежать до правительства. Осторожно, деньги кончаются!

 

Ради спасения финансового рынка мы не пожалеем ничего. Ни федерального бюджета, ни резервов ЦБ, ни средств Фонда национального благосостояния.

Действующая модель государственного управления пошла трещинами — биться будем до последнего рубля, евро или доллара. А как иначе — вертикаль власти в опасности!

 

ИСЛАНДИЯ

 

Описание битвы за спасение существующей властной организации начнем с предоставления кредита Исландии.

Сначала — справка о социально-экономическом положении Исландии за 2007 год.

Исландия — островное государство, расположенное на севере Европы. Население — 304,4 тыс. человек (на 1 июля 2008 года). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: женщин — 83 года, мужчин — 78 лет Количество занятого населения — 181,0 тыс. человек. ВВП Исландии — €14,9 млрд., ВВП на душу населения €30,1 тыс. ($40,4 тыс)., инфляция — 5,1%, инвестиции — 27,5% ВВП.

Государственный бюджет: доходы — €7,2 млрд., расходы — €6,4 млрд. Государственный долг — €4,1 млрд. Экспорт — €3,6 млрд., импорт — €4,6 млрд., сальдо внешнеторгового баланса — минус €1,0 млрд. Вклад отраслей в ВВП страны: промышленность — 25,7%, сельское хозяйство — 5,2%, сфера услуг — 69,1%. Совокупный объем банковских активов — €134,1 млрд.

Основу сферы услуг составляют финансовые, точнее, банковские услуги. По итогам первого полугодия этого года суммарная задолженность исландских банков превысила €45,5 млрд. или 3,1 ВВП. 90% задолженности приходится на три крупнейших банка Исландии: Kaupthing, Landsbanki и Glitnir.

Все три банка в настоящее время национализированы, банку Kaupthing 7 октября этого года выделен стабилизационный кредит в размере €500 млн.

Несколько дней назад из Великобритании поступило сообщение, что активы исландских банков на территории Британии заморожены. Поводом послужил отказ властей Исландии предоставить британцам государственные гарантии по вкладам, не превышающим £15 тыс.

О популярности исландских банков в Британии свидетельствует то, что на счетах дочерней структуры Landsbanki в Великобритании было размещено £7 млрд., принадлежащих 300 тыс. британцев, кроме того, 45 муниципалитетов держали на ее счетах £743 млн.

ЕС отказал Исландии в финансовой помощи, ближайшие скандинавские соседи и МВФ также пока не готовы кредитовать первое государство-жертву финансового кризиса. Единственной страной, которая согласилась предоставить финансовую помощь банкроту, оказалась Россия. 14 октября должны начаться переговоры о выделении Исландии €4 млрд. ($5,4 млрд). под ставку LIBOR + 0,3-0,5%. (К слову, ставки государственной финансовой помощи организациям РФ составляют LIBOR + 1,0-5,0%).

Не будем стебаться по поводу геополитических или экономико-арктических мотивов, коими движимы члены действующей государственной организации. В последние дни эти аспекты широко обсуждались в прессе и электронных СМИ. Процитируем версию одного известного капиталиста-идеалиста, представленную в его блоге: «Это государство-оффшор, большая прачечная... Понятно, что это не капиталы местных викингов прокручиваются, а состоятельных клиентов из других стран — тех, кто на родине не хочет их особо светить. Поэтому, кстати, там очень развит интернет-банкинг. Сейчас вся эта идиллия рушится на глазах... Предположим, значительные активы наших товарищей кореек, способных быстро добежать до правительства, лежат в исландских банках. Вот товарищи и добежали».

Выделяемые деньги будут отданы в лучшем случае нашим внукам. В худшем — Россия может с ними проститься навсегда.

Каждый русский жертвует на спасение коррупционных активов ровно 1000 рублей.

Благородный народ.

 

БАНКИ

 

Кризис — это не только опасность для финансовых авуаров действующей власти и приближенных к ней кореек, но и возможность заработать, причем, немало.

7 октября 2008 года на совещании по экономическим вопросам в отсутствие главного ответственного за экономику премьера Путина, у которого был день рождения и большая развлекательная программа в родном Петербурге, президент Медведев объявил о следующих решениях:

«Во-первых, о выделении субординированных кредитов банкам на сумму до 950 миллиардов рублей сроком не менее чем на пять лет: Сберегательному банку — до 500 миллиардов рублей, Внешторгбанку — до 200 миллиардов рублей, Россельхозбанку — до 25 миллиардов рублей и другим банкам на сумму — до 225 миллиардов рублей. При этом для других банков мы исходим из того, что эта пропорция может быть использована при наличии собственных средств, предоставленных акционерами банка, в размере не менее 15 процентов от капитала банка — при наличии софинансирования один к двум. И второе решение должно сопровождать те изменения законодательства, которые уже идут. Они касаются упрощения порядка взыскания задолженности, обеспеченной залогом, и порядка реорганизации кредитных учреждений».

Если разговоры о предоставлении $50 млрд. для поддержки фондового рынка РФ так и остались разговорами, то на этот раз деньги в размере 950 млрд. рублей ($36,2 млрд). скорее всего, будут выделены. Приплюсуем их к тем $50 млрд., что предоставляются ВЭБу для кредитования компаний РФ, а также к 500 млрд. рублей ($19,1 млрд), резервируемым в бюджете 2008-2009 годов для поддержки фондового рынка. Донорами этих трат станут федеральный бюджет, резервы ЦБ и Фонд национального благосостояния.

Кроме общей поддержки банковского сектора государство оказывает помощь и конкретным несостоятельным банкам.

СВЯЗЬ-БАНК. До 40% пассивов Связь-банка было сформировано за счет краткосрочных привлечений, прежде всего, сделок репо (продажи ценных бумаг с обязательством их обратного выкупа по заранее оговоренной цене). В сентябре, когда после фондовых обвалов стоимость ценных бумаг резко снизилась, у банка начались трудности с возвратом кредитов. Спасением банка занялся ЦБ, предложивший ВТБ поучаствовать в этом благом начинании. Но поскольку у ВТБ имеются собственные и немалые проблемы, договоренность достигнута не была. В результате Связь-банк спас ВЭБ, получивший из Центробанковских резервов на приобретение 97,9% акций банкрота $2,5 млрд.

Как теперь выясняется, в конце 2007 года на депозит в Связь-банке компанией «АФ телеком холдинг», аффилированной с неким олигархом Усмановым, были внесены 23 млрд. рублей, причем, перед сентябрьским кризисом в банке оставалось 17 млрд. рублей (около $680 млн).. В способности гражданина Усманова «быстро добежать до правительства» не сомневается никто.

Поскольку Связь-банк кроме всего прочего обслуживает счета «Почты России», через него начисляются пенсии, осуществляются денежные переводы, а также учитывая то обстоятельство, что ныне банк возглавляет ответственный сотрудник ВЭБа, суммой в $680 млн. решили не ограничиваться и выделили сразу $2,5 млрд. Такая вот щедрость.

КИТ ФИНАНС. Еще в прошлом году один из крупнейших ипотечных банков страны, ныне КИТ Финанс так же, как и Связь-банк стал банкротом, так как дефицит средств в банке достиг 170 млрд. рублей. К спасению этой банковской структуры были привлечены две государственные компании — ИГ АЛРОСА и ОАО РЖД, которые должны приобрести 90% акций банка в равных долях.

Новые акционеры в банк практически не вкладываются (глава ОАО РЖД сообщил, что покупает свою долю за символические 100 рублей) и вкладываться не будут. 8 октября 2008 года в Минфине был подписан протокол между министерством, ОАО РЖД, ИГ АЛРОСА и Газпромбанком, согласно которому в ближайшее время КИТ Финанс получит порядка 40 млрд рублей на расчеты по репо, а затем еще примерно 50 млрд. рублей на выкуп ипотечных кредитов. Надо полагать, что все 90 млрд. рублей ($3,4 млрд). будут выделены из бюджета.

 

НЕФТЬ И ГАЗ

 

Финансовый кризис затронул не только банковскую систему, но и многие другие отрасли национального хозяйства, которым также не обходимо помочь.

Например, отрасли по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. По подсчетам финансистов отрасли, потери за август-сентябрь оцениваются в $15-20 млрд. «Роснефть», «Газпром», «ЛУКОЙЛ» и ТНК-ВР «быстро добежали до правительства» с просьбой выделить им кредиты «на рыночных условиях» для расчетов по внешним долгам. И это несмотря на то, что за январь-август этого года выручка нефтяных экспортеров РФ возросла на 61%.

Теперь подробнее о том, кто сколько просит.

«ЛУКОЙЛ» — $2-5 млрд.;

«Роснефть» — $3-3,5 млрд.;

ТНК-ВР — $1,8–1,9 млрд.;

«Газпром» — $20,5 млрд.

Итого: $27,3 — 30,9 млрд. или в среднем $29,1 млрд.

В продолжение темы на днях появилась сравнительная информация о стоимости наших нефтяных компаний и бразильской Petrobras (таблица).

 

Таблица. Сравнительные данные нефтяных компаний РФ и Petrobras (Бразилия)

 

Компания

Объем добычи в 2007 г., млн. т

Доказанные запасы в 2007 г., млн. т

Выручка в 2007 г., $млрд.

«Роснефть»

101,2

2399

49,2

«ЛУКОЙЛ»

96,6

2144

82,2

Petrobras

95,9

1686

87,7

ТНК-ВР

69,4

1349

38,7

«Сургутнефтегаз»

64,5

н/д

23,3

«Газпромнефть»

32,7

663

21,1

«Татнефть»

25,7

862

8,0

Источник: данные компаний.

 

Любопытно, не так ли? «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» в 2007 году добыли больше Petrobras, а выручка у наших почему-то меньше, особенно у «Роснефти» — в 1,8 раза. Но больше всего поразила «Татнефть»: при объеме добычи, меньшем в 3,7 раза в сравнении с Petrobras, выручка татарских нефтяников меньше в 10 раз!

На прошлой неделе все крупнейшие нефтяные компании РФ и трубопроводная система «Транснефть» в совокупности стоили $118 млрд., тогда как одна Petrobras на бирже Сан-Паулу оценивалась более чем в $130 млрд.

«Эхо войны», как говорил персонаж одного культового фильма. Ну как тут откажешь в финансовой помощи, особенно если средства не из твоего кармана, а из государственного?

 

В ОЧЕРЕДЬ, СУКИНЫ ДЕТИ, В ОЧЕРЕДЬ!

 

В этой части — о тех, кто еще «не добежал до правительства», но в ближайшее время может это сделать.

Производители автотранспорта.

ГАЗ остановил производство грузовиков до 13 октября и отправил сотрудников в вынужденный отпуск с сохранением 2/3 зарплаты. В октябре ГАЗ планирует сократить объем производства на 13%. Предполагается, что выручка завода по итогам года сократится на 10-15%.

КамАЗ сократил рабочую неделю до 4 дней, а часть рабочих отправил в административный отпуск. Не исключается 10%-е сокращение персонала завода и 20%-е сокращение производственной программы. Выручка завода по итогам года может уменьшиться на 15-20%.

«АвтоВАЗ» несколько раз останавливал конвейер из-за перебоев с комплектующими. Кроме того, у тольяттинцев начались проблемы со сбытом — по разным данным продажи уменьшились на 20-30%. Впрочем, прогноз по итоговой выручке завода пока не меняется.

Металлурги.

Магнитогорский металлургический комбинат в октябре снизил производственную программу с 1 млн. т до 850 тыс. т проката, причем, заказов получено менее чем на 600 тыс. т. Таким образом, снижение производства на Магнитке составило около 15% пропорционально по всем видам продукции. Из-за снижения производства может быть сокращено до 3 тыс. работников.

На Новолипецком металлургическом комбинате и на «Северстали» данные о снижении производственной программы пока не объявлены, но там также не исключают сокращение производства и пересмотр инвестиционных программ с попутной оптимизацией численности кадров.

Трубная металлургическая компания (ТМК) заявила об отсрочке до 2011 года ввода электросталеплавильной печи на «Тагмете» и до 2012 года — линии по производству бесшовных труб на Северском заводе. Кроме того, у ТМК «висит» краткосрочный долг в размере $2 млрд., рефинансировать который за счет получения новых кредитов, скорее всего не удастся.

Сельхозпроизводители.

Согласно данным Федеральной таможенной службы в январе–августе 2008 года Россия увеличила закупки за рубежом почти всех видов продовольственных товаров. Например, мяса ввезено 1030,2 тыс. тонн мяса на $3,0 млрд. против 840,6 тыс. тон на $2,1 млрд. за соответствующий период прошлого года. И это притом, что с 2003 года действуют квоты на импорт мяса, превышение которых наказывается повышенными пошлинами (для свинины и говядины — 30%, для мяса птицы — 60%).

В 2008 году Минсельхозу выделено 94,6 млрд. рублей бюджетных средств, а расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым в банках РФ, составят 31,5 млрд. рублей. Однако финансовый кризис привел к замораживанию многих инвестиционных проектов особенно в сфере животноводства, что может привести к еще большей зависимости страны от продовольственного импорта.

И здесь придется помогать.

 

ПЛАВНАЯ ДЕВАЛЬВАЦИЯ

 

Осветим «самочувствие» резервных кубышек России.

Международные резервы по данным Центробанка в день начала кавказского конфликта 8 августа 2008 года составляли $597,5 млрд., абсолютный рекорд за все время существования ЦБ. 3 октября 2008 года международные резервы составили $546,1 млрд. За неполные два месяца международные резервы Банка России уменьшились на $51,0 млрд. Из оставшихся $546,1 млрд. собственно валюта и золото составляют всего $416,2 млрд., остальные средства размещены либо в МВФ, либо в «других резервных активах».

Если говорить о совокупном объеме резервов страны, то здесь картина следующая: международные резервы ЦБ — $546,1 млрд., Резервный фонд — $141,0 млрд., Фонд национального благосостояния — $48,7 млрд. Итого: $735,8 млрд. без неучтенных заначек.

Причинами усушки резервов ЦБ стали не только уменьшение нефтяной выручки в связи со снижением мировой нефтяной конъюнктуры или так называемым «бегством капитала», но и то обстоятельство, что в августе-сентябре ЦБ фактически обеспечивал вывод средств за границу, постоянно присутствуя на валютных торгах. Только в период с 26 сентября по 3 октября за пять торговых дней резервы ЦБ уменьшились на $16,7 млрд. (из этих данных необходимо исключить валютные транши для «поддержки» финансового сектора, однако в отчетности ЦБ они отдельно не указываются). Только за один понедельник 6 октября этого года ЦБ продал на бирже порядка $5 млрд.

Одновременно председатель ЦБ Игнатьев на встрече с премьером Путиным заявил, что Банк России, по крайней мере, в течение ближайших двух месяцев, принимать участие в формировании валютного курса не будет. Якобы это произойдет не из-за огромных программ по разбазариванию бюджетных и резервных средств, усиливающегося давления на курс со стороны обладателей рублевой массы и уменьшения притока валюты, а с целью ограничения темпов роста импорта, снижения оттока капитала и поддержки конкурентоспособности русского производства и экспорта.

У кого-нибудь остался вопрос, в чем хранить сбережения?

 

ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ?

 

Подведем баланс финансовых ресурсов, о предоставлении которых либо уже объявлено, либо будет объявлено в ближайшие дни:

Исландия — $5,4 млрд.;

финансирование программы консолидации банковского сектора — $36,2 млрд.;

кредитование компаний РФ через ВЭБ — $50 млрд.;

поддержка в 2008-2009 годах фондового рынка РФ — $19,1 млрд.;

спасение Связь-банка — $2,5 млрд.;

спасение банка «КИТ Финанс» — $3,4 млрд.;

нефтегазовая отрасль — $29,1 млрд.;

дополнительные средства АИЖК — $2,3 млрд.

Итого: $148,0 млрд.

Возможно, список неполный. Кроме того, в него не вошли «инициативы» региональных властей, наподобие поддержки московским правительством приближенных девелоперов в сумме $2 млрд.

Если в течение ближайшего полугодия мировой финансовый кризис не прекратится (а надежд на столь благоприятный исход практически нет), летом следующего года свободные средства федерального бюджета, резервных фондов и международных резервов ЦБ в основном закончатся. Те деньги, что останутся, трогать будет нельзя ни в коем случае, иначе наши корейки не то что до правительства не добегут, а на свои собственные самолеты опоздают.

 

АПН, 13.10.08

 

Дополнение к теории кризисных волн

 

Ради спасения мировой финансовой системы западные государства, засучив, рукава, принялись выгребать бюджетные хранилища.

В подражание действиям Запада кабинет министров РФ также решил оказывать финансовую помощь «нуждающимся», придав своим действиям неповторимый новорусский колорит. Даже после краткого ознакомления с набором антикризисных мер по-русски складывается впечатление, что мы боремся не с русским, а с западным экономическим кризисом. Похоже, и государство, и общество до сих пор не осознали, что истоки, развитие и последствия экономических потрясений в нашей стране и за рубежом разительно отличаются друг от друга.

Так что пока мы минимизируем экономический негатив, больше свойственный западным экономикам, игнорируя выпирающие кризисные явления собственного национального хозяйства.

 

ФОНДОВЫЙ РЫНОК

 

Констатируем еще раз — в России никогда не было полноценного фондового рынка, включающего развитую инфраструктуру, соответствующее правовое регламентирование, наличие диверсифицированного выбора эмитентов. По итогам 2007 года на долю 10 крупнейших эмитентов пришлось 68,5% капитализации (в том числе на «Газпром» — 27,3%), доля сделок с 30 наиболее ликвидными акциями составила 98,9% всего биржевого оборота, а 50,4% капитализации пришлось на предприятия топливной промышленности.

Эти суждения трудно назвать оригинальными. Вот что говорил о мерах по развитию национального финансового рынка, выступая перед Госдумой 8 мая 2008 года, будущий премьер Путин:

 

«Первое — надо оптимизировать существующую инфраструктуру и упорядочить систему государственного регулирования финансового рынка. Второе направление — это совершенствование законодательства в финансовой сфере. В том числе — формирование норм права, регулирующих сделки с производными финансовыми инструментами. Третье — надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики. Для этого, в частности, нужно стимулировать появление крупных публичных компаний, успешное размещение их акций на внутреннем рынке. И наконец, четвертое — на рынке ценных бумаг надо сформировать комфортный налоговый режим».

 

Также излишне напоминать, что власть всемерно поощряла рост капитализации компаний РФ, повышая курс рубля, поддерживая проведение «народных» IPO и не обращая внимания на природу поступающих в страну иностранных инвестиций.

Причем, аргументацию подобной политики черпало из «рекомендаций» мировых инвестиционных институтов, ныне финансово несостоятельных. Вот, например, какие рецепты выдавала главный экономист Merrill Lynch по России и странам СНГ г-жа Цепляева в феврале этого года: наиболее правильным способом борьбы с инфляцией в России является плановое повышение номинального курса рубля к доллару. Рекомендуемый график укрепления рубля предполагает снижение курса доллара до 22,85 рублей во втором квартале этого года и 22,75 — в четвертом квартале. В начале 2009 года курс доллара должен быть снижен до 22,0 рублей, а в четвертом квартале 2009 года — до 20,0 рублей.

Такие вот, с позволения сказать, «рекомендации» на протяжении многих лет помогали властям раздувать фондовый пузырь. Иностранцы прекрасно понимали, что отдельные представители государства кровно заинтересованы в его росте, а потому средства иностранных инвесторов перед фондовой катастрофой составляли до 70% всего биржевого оборота.

Для продвижения своих коммерческих интересов зарубежные финансовые институты активно использовали самых разношерстных субъектов влияния, время от времени выдававших бредовые предложения, навроде только что представленных.

Заметим, главный экономист Merrill Lynch по России и странам СНГ наверняка имеет  гражданство РФ, но даже если нет — происхождение у нее все равно русское. Все на продажу, даже совесть и душу, не так ли?

После фондовых обвалов, случившихся 25 июля (дело ОАО «Мечел»), когда индекс РТС снизился на 5,6%, и 9 августа (начало кавказского конфликта), когда падение того же индекса составило 7,5%, фондовый рынок так и не смог переломить нисходящий тренд. После исторического максимума, достигнутого 19 мая этого года и составившего 2498,1 пунктов, за пять месяцев индекс РТС снизился в 3,7 раза до 667,6 пунктов 17 октября, причем, с 24 июля по 17 октября этого года индекс упал в 3,1 раза. (Напомним, что Dow Jones падал с 14164,5 пунктов до 8451,2 пунктов почти год, а снижение составило 1,7 раза).

Такая динамика свидетельствует о том, что развитие кризиса в России протекает по более быстрому и негативному сценарию в сравнении с Западом.

Обратите внимание — ни одно правительство в мире не заявило о желании выделять средства государственных бюджетов или подконтрольных государству внебюджетных фондов на поддержку фондового рынка. Только Россия. Потому что в мире укоренилось четкое понимание: фондовый рынок — это коммерция, государству не пристало участвовать в узаконенных воздушных спекуляциях. Правительство РФ, напротив, считает приемлемым потратить 175 млрд. рублей в 2008 году и столько же в следующем для приобретения акций на фондовом рынке. По мнению членов кабинета, 350 млрд. рублей — пока не такая уж и большая сумма, можно поиграть.

Кроме этих средств, в ближайшее время будет принято решение о направлении до 70 млрд. рублей хранящихся в ВЭБе пенсионных накоплений «молчунов» для покупки ценных бумаг негосударственных компаний. В довершение на прошлой неделе к игре на фондовой бирже законодательно подключен Банк России.

 

БАНКОВСКИЙ СЕКТОР

 

И здесь кризис по глубине и быстроте развития имеет те же характеристики, что и на фондовом рынке. Если о кризисе доверия в мировой банковской системе заговорили через полгода после начала кризиса американской ипотеки, то Россия оказалась в том же положении всего через два месяца после начала фондового пике.

Разговоры о кризисе ликвидности в банковском секторе РФ несостоятельны хотя бы потому, что на 17 октября этого года суммарные остатки средств на счетах кредитных организаций составляли 606,6 млрд. рублей, тогда как, например, 29 апреля — 425,1 млрд. рублей, а 28 июля — 443,1 млрд. рублей. Но в те дни о кризисе ликвидности никто не говорил.

Развитие ситуации в банковском секторе страны добавляет новые штрихи к портрету кризиса РФ.

Сегодня уже мало кто вспоминает, что полгода назад была развернута масштабная кампания по размещению средств государственных корпораций, компаний и фондов на депозитах в кредитных организациях. Мол, надо спасать банки РФ от недостатка средств. Деньги разместили, но их до осени не хватило. Причина проста — тогда банковский менеджмент погасил внешние обязательства, а на остававшиеся средства вновь развернул бурную деятельность по превращению краткосрочных пассивов в долгосрочные активы, приплюсовывая к официальной кредитной ставке несколько процентов наличными.

Есть все основания полагать, что через полгода правительство РФ вновь примется изыскивать средства для поддержания «бедных» банкиров, потому что выделяемые ныне сотни миллиардов будут потрачены на поглощение мелких и средних банков, выплаты по внешним займам и на все то же кредитование на «взаимовыгодных» условиях. О перспективе в бизнесе РФ думать не принято.

Происходящий передел банковского рынка РФ мы уже обсуждали. Подтверждения правильности высказанных тогда предположений поступают практически каждый день. Из свежих — поглощение «Газэнергопромбанком» внешне устойчивого «Собинбанка» с предоставлением поглотителю депозита из резервов ЦБ в сумме $500 млн. и окончание переговоров по приобретению ВЭБом непрозрачного «Глобэксбанка». Сейчас самое время сравнить меры по стабилизации банковского рынка, предпринимаемые на Западе с действиями руководства РФ.

В США девять крупнейших банков получат из бюджета $125 млрд. По $25 млрд минфин инвестирует в JPMorgan, Citigroup и Bank of America (с учетом Merrill Lynch), $20-25 млрд — в Wells Fargo, по $10 млрд — в Goldman Sachs и Morgan Stanley, $3 млрд — в Bank of New York Mellon и примерно $2 млрд — в State Street. В общей сложности из $700 млрд, выделенных конгрессом, на покупку акций банков будет потрачено около $250 млрд, хотя по оценке Bloomberg, потери банков составили более $635 млрд.

Американское правительство будет покупать привилегированные акции банков, не дающие права голоса. Дивиденды по этим акциям составят 5%, но если в течение пяти лет банки деньги не вернут, дивиденды вырастут до 9%. К тому же Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) до конца 2009 г. может застраховать неограниченный объем средств на счетах малого бизнеса. Совокупный же объем помощи американскому банковскому сектору оценивается в 1,8% ВВП США за 2007 год.

В Великобритании планируется вложить £37 млрд. ($64 млрд) в акции Royal Bank of Scotland, HBOS Plc и Lloyds TSB Group. Также государство гарантирует долговые обязательства банков со сроком обращения более 3 лет на общую сумму £250 млрд фунтов. Совокупный объем помощи британскому банковскому сектору оценивается в 2,3% ВВП Великобритании за 2007 год. Франция, Германия и Испания предоставят €960 млрд евро для гарантирования межбанковских кредитов, а также получат доли в банках, примерно равные 3% их ВВП. В результате последних действий западных правительств лондонская межбанковская ставка LIBOR на трехмесячный кредит в евро упала на максимальное значение более чем за 5,5 лет до 5,23% годовых, а в долларах — до 4,08% годовых.

В России в четырех системообразующих банках (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк) правительство планирует разместить на депозитах до 1,5 трлн. бюджетных рублей, еще 450 млрд. рублей средств Фонда национального благосостояния и Инвестиционного фонда будет размещено на счетах ВЭБа. ЦБ предоставит банковской системе до 900 млрд. рублей на поддержание ликвидности и еще 500 млрд. рублей — на увеличение капиталов четырех системообразующих банков. Помимо этого Банк России предоставляет $50 млрд. все тому же ВЭБу для последующего погашения заемщиками РФ внешней задолженности.

Итого только на поддержку банковского сектора в 2008-2009 годах будет выделено более 4,66 трлн. рублей или 14,1% ВВП России за 2007 год.

Руководители системообразующих банков в кулуарных беседах и на закрытых брифингах говорят, что полученными средствами делиться с другими банками не намерены. Исключение составят затраты на поглощение кредитных организаций и продолжение работы с действующими контрагентами, то есть с узким кругом финансовых структур и компаний реального сектора. И конечно «весомый» вклад в стабилизацию банковского сектора внес вице-премьер Иванов, заявивший на прошлой неделе с военной прямотой: «На мой личный взгляд, если в условиях нестабильности на межбанковском рынке некоторые банки уйдут — только воздух чище будет».

Таким образом, к представленным выше чертам русского кризиса — быстроте развития и глубине негатива прибавляется несколько новых. Это необходимость финансовых вливаний в кредитные организации как минимум раз в полгода, передел под видом санации и финансовой поддержки банковского рынка, а также коррупционное разбазаривание бюджетных средств и резервов.

 

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР

 

Из-за рубежа каких-либо существенных сведений о финансовой поддержке реального сектора экономики за последнее время не поступало. Что неудивительно — на Западе бушует финансовый кризис, а общий спад производства осторожно прогнозируется только на следующий год.

Пока что темпы роста экономик развитых стран в целом положительные, инфляция не зашкаливает, уровень безработицы также далек от показателей предыдущих экономических кризисов.

Россия и здесь впереди. Если по итогам июля этого года спад был зафиксирован в 5-ти отраслях обрабатывающей промышленности из 14-ти, то по итогам августа — уже в 9-ти. Кроме обрабатывающих производств экономические проблемы постучались в двери торговли, строительства, аграрного сектора, что, естественно, не осталось незамеченным в правительстве.

В последние дни в Кремле и Белом доме практически каждый день проходят совещания, на которых обсуждаются меры по финансовой поддержке тех или иных отраслей экономики. Всем обещается поддержка, кому — в форме выдачи кредитов, кому — в виде налоговых послаблений. Среди просителей наибольший интерес представляют девелоперы.

Запад равнодушно взирает на снижение цен на рынке недвижимости. Трудности с получением ипотечных кредитов, уменьшающиеся доходы населения, отказ большинства компаний по объективным и субъективным причинам от выплаты бонусов и дивидендов свидетельствуют о том, что цены на жилье будут снижаться. По сути, что на западном, что на рынке недвижимости РФ был раздут финансовый пузырь, аналогичный фондовому.

Но то на Западе. В России и здесь все иначе.

Так, на уровне федерального правительства уже принято решение о выделении из фонда ЖКХ 50 млрд. рублей на расселение аварийного фонда и выкупе на 21 млрд. рублей строящегося и готового жилья для военных. Скорее всего, в сторону послабления будут пересмотрены стандарты ипотечных кредитов АИЖК, которому предложат выкупать кредиты не только под готовые, но и под строящиеся квартиры. Кроме этих мер, правительство до конца года готово предоставить застройщикам льготные кредиты суммарным объемом до 100 млрд. рублей для окончания строительства жилья экономкласса с последующей продажей его государству. Заметим, продажей не по фиксированным ценам, а по себестоимости строительства плюс 15%. Нетрудно догадаться, что в накладе не останутся не только застройщики, но и все прочие участники строительной цепочки.

Регионы быстро осознали все нюансы оказания финансовой помощи. Так, правительство Москвы уже приняло решение о выкупе у терпящей финансовое бедствие группы компаний «ПИК» жилья для москвичей, но в ближнем Подмосковье почти на $1 млрд (всего на программу «спасения» застройщиков из столичного бюджета выделяется $2 млрд).. Причем, выкуп будет происходить не по себестоимости, а по ценам, близким к рыночным: квадратный метр жилья в Мытищах обойдется московским налогоплательщикам в 85,0 тыс. рублей, в Долгопрудном — в 78,9 тыс. рублей, в Люберцах — в 74,2 тыс. рублей.

Нет сомнений, что текущие проблемы застройщиков до конца года будут решены. Что же касается долгосрочных проблем, связанных прежде всего с погашением внутренних и иностранных займов, о которых говорилось в предыдущих выпусках «обнуления», их предстоит решать в будущем году. Однако в любом случае цены на жилье «стабилизировать» на существующем уровне не удастся. Можно лишь отсрочить их падение, чем в настоящее время и занимаются федеральные и региональные власти.

Оставим в стороне доблестный автопром и энергетиков РФ. «Своих» (а «чужих» в реальном секторе экономики РФ не осталось) правительство не бросит. Поговорим о проблемах аграриев, собравших в этом году рекордный урожай зерновых, который оказался никому не нужен. И дело даже не в том, что финансовый кризис отразился и на мировом рынке зерна, а в том, что аграрному сектору РФ до конца года необходимо перекредитовать почти 900 млрд. рублей взятых под будущий урожай кредитов.

Конечно, все 900 млрд. рефинансировать не удастся, а это значит, что часть рекордного урожая (107-108 млн. т) придется продавать ниже себестоимости, что в свою очередь ударит по подготовке к посевной будущего года. И пусть Минсельхоз планирует экспортировать до 20 млн. т зерна (больше не получится из-за пропускной способности транспорта и портов), на внешнем рынке придется демпинговать — у конкурентов урожаи также высокие.

Тут уже не до строительства новых элеваторов или закупки техники — главное максимально уменьшить потери зерна, а перспективы здесь нерадостные: по разным оценкам в этом году придется списать до 10% урожая. Отыгрываться, как всегда, будут на потребителях: несмотря на рекорды, цена на хлеб будет расти.

 

СУХОЙ ОСТАТОК

 

Итак, что мы имеем на конец октября.

Во-первых, кризис в России развивается быстрее по сравнению с развитыми странами, а масштаб возникших и надвигающихся проблем не идет ни в какое сравнение с Западом.

Во-вторых, внешний долг предприятий и банков РФ, составлявший на 1 июля этого года $488,3 млрд. даже после частичного погашения во втором полугодии $95,4 млрд. и при условии, что новых займов не будет, будет зафиксирован на отметке в $392,9 млрд., что практически равно всем резервным активам России в иностранной валюте ($402,3 млрд. на 1 октября 2008 года). Остальные резервы страны размещены в «других резервных активах» — облигациях и прочих ценных бумагах со значительными сроками погашения. В марте следующего года нужно будет вновь погашать иностранные займы, но поскольку надеяться на скорое восстановление западной финансовой системы бессмысленно, придется отдавать оставшиеся резервы.

В-третьих, уже до конца года профицит федерального бюджета, составивший по итогам августа 2,1 трлн. рублей, растворится в крупнейших банках и «флагманах» экономики РФ.

Надеяться на замораживание цен на нефть в результате сокращения добычи нефти странами ОПЕК бесполезно, так как с нефтяного рынка уходят спекулятивные капиталы, мировая экономика значительно замедлила темпы роста, и, как показывает предыдущая экономическая история, не все страны-члены ОПЕК подчинятся принятому решению. В результате бюджет будущего года, скорее всего, будет испытывать значительные трудности в доходной части.

В-четвертых, из страны пугающими темпами выводятся финансовые активы. Только за два месяца с 8 августа по 10 октября этого года международные резервы сократились на $66,9 млрд. Кроме этих потерь можно говорить о том, что за тот же период из страны утекла часть экспортной выручки, проданной на валютных торгах, в размере не менее $30 млрд. Таким образом, за два последних месяца из России выведено не менее $100 млрд. В настоящее время процесс в самом разгаре, что связано с переводом за рубеж активов из банковского сектора и национализируемых предприятий, тех же авиакомпаний.

В-пятых, в разбазаривании бюджетных средств и резервов участвует все больше отраслей экономики, причем, отказать ходокам практически невозможно, так как все они являются приближенными к руководству страны фигурами. И здесь приходится констатировать ускорение процесса.

Сказанное приводит к печальному выводу — предстоящий экономический кризис в России будет более долгим и тяжелым по сравнению с кризисом 1998 года.

Скорее всего, кризис будет волнообразным: после кратковременного улучшения экономической ситуации в конце нынешнего — начале следующего года, во второй половине наступит более глубокий спад, причинами которого станут отсутствие финансовых резервов, неисполнение доходной части бюджета, нестабильность мировой нефтяной конъюнктуры, тяжелое положение в мировой экономике. Возможно, 2009-2010 годы станут одними из самых тяжелых в новейшей русской истории. Не в силах справиться с экономическими проблемами, у власти останется только одно средство — усиление авторитаризма, что косвенно подтверждается увеличением штатной численности спецподразделений силовых ведомств.

 

ПЕЧАЛЬНАЯ НОВОСТЬ

 

В воскресенье пришло печальное известие из Франции — мошенники сняли деньги с личного счета президента Франции Никола Саркози. Неужели теперь для того, чтобы добыть еду, верной жене «друга Сарко» Карле Бруни придется исполнять свои песни в ночных клубах или на вечеринках русских олигархов?

Эх, Европа! Нам бы ваши проблемы...

 

АПН, 20.10.08


Реклама:
-