Журнал «Золотой Лев» № 163-164 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.В. Гущин,

политолог, председатель Общественного Комитета

«Гражданской самообороны».

 

Сойдёт ли Россия с неверного пути?[1]

 

Если оставить за пределами оценок того, что уже произошло и ещё будет происходить в Южной Осетии и в связи с ней, эмоциональные морально-нравственные параметры, которые на первый взгляд могут выглядеть не только правильными и справедливыми, но даже благородными, то ответа на вопрос о причинах, сути, а главное, ответственности за то, что случилось, мы не получим. Этот ответ нужно искать в изъянах политического мышления руководства страны, имея в виду не какие-то конкретные имена и персоны, а весь идейно-политический истэблишмент, который вот уже пятнадцать лет кряду не может выработать концепцию стратегического развития страны, включая его внешнеполитические и военные компоненты[2].

Южноосетинскую трагедию надо воспринимать не изолированно, как региональную проблему, а в качестве проявления набирающих силу глобальных политических процессов, за которыми мы мало того, что не поспеваем, так нередко ещё и действуем им, - этим процессам, - в пику.

Именно по этой причине пятнадцать лет назад мы потеряли страну, более того, великую державу, что объективно не было связано с осуществлением демократических преобразований даже в самых радикальных формах. Просто над соображениями сохранения страны возобладало стремление к суверенизации каждой из составляющих её частей под руководством отдельного вождя, из числа бывших партийных бонз. Расплата за это была очень тяжёлой, по сути сопоставимой с последствиями третьей мировой войны, которую Россия проиграла, даже не заметив как.

Затем мы не сумели сохранить в зоне своего влияния бывших союзников по братскому Варшавскому договору. Едва мы пошатнулись, как они незамедлительно переметнулись в стан общего потенциального противника. И сделали это вовсе не по соображениям того, что испугались нападения или военно-политического давления со стороны России. Просто мы не предоставили им ни одного убедительного примера решения хоть какой-нибудь из проблем, возникших перед страной. От сильных не бегут, а слабых не боятся.

Россия не нашла способа помочь братской по крови и вере Югославии уберечься от распада, а затем не нашла способа предотвратить расчленение Сербии.

Безуспешными оказались наши попытки предотвратить расширение американской системы ПРО, вплоть до размещения её компонентов в непосредственной близости от наших границ. Мы даже не сумели доказать мировому общественному мнению, что все рассуждения о необходимости создания глобальной системы ПРО - пропагандистский блеф. Какая может быть система глобальной обороны, когда не существует угрозы глобального ракетного нападения, если в качестве потенциального агрессора не считать Россию?! Иран, что ли?!

США и НАТО по адресу нашей страны никаких упрёков в подготовке глобального ракетного удара не бросают. Следовательно, и это надо понимать, «глобальная оборона» не может быть ничем иным как неотъемлемой частью системы «глобального нападения», которую упорно и целенаправленно выстраивают США.

И, наконец, конкретно Южная Осетия. Здесь в глазах мирового общественного мнения мы напоролись на то, за что боролись в Косово, где до последнего настаивали на соблюдении принципа сохранения территориальной целостности, которую сама Сербия обеспечить уже не могла, хотя действовать с учётом перспектив решения проблем с непризнанными республиками на территории бывшего Советского Союза – Южной Осетии, Абхазии, Приднестровской Республике, - нужно было совершенно иначе.

Вообще клятвы в верности международному праву как таковому, о чём от российских руководителей в эти дни мы слышим на каждом шагу, нонсенс. На самом деле единого международного права не существует. Оно в целом и в каждой из своих частей носит диалектический характер, когда в одних случаях на первое место выходят одни требования, в других – совершенно иные. Бывает, прямо противоположные. К примеру, именно так противостоят друг другу в международном праве принципы сохранения территориальной целостности и право наций на самоопределение[3]. Это даёт возможность разумной политике, осознающей интересы страны в одних случаях, делать ставку на принцип самоопределения в других – на обеспечение территориальной целостности, то есть так, как действовали США в Косово, и так, как они действуют сегодня в Южной Осетии.

Чтобы впредь не ошибаться в поисках правильного выбора, не мешает воспользоваться принципом соблюдения принципов: они действуют в практической политике только до тех пор, пока отвечают требованиям реальной обстановки и соображениям целесообразности, связанным с обеспечением национальных интересов страны.

Не сумев правильно определиться по этому вопросу во время косовского прецедента, ныне Россия в глазах мирового общественного мнения действительно выглядит виноватой, поскольку сама же многократно и во всеуслышание заверяла, что твёрдо будет придерживаться принципа сохранения территориальной целостности. А это, применительно к ситуации в Южной Осетии по понятиям международного права исключало российское противодействие Грузии регулярными вооружёнными силами в лице 58-й армии, десантно-авиационных частей и кораблей Черноморского военно-морского флота.

Согласитесь, одно дело выступать защитником принципа самоопределения, если об этом оповещено заранее, и другое – быть непрошеным защитником территории, которую мы сами признавали неотъемлемой частью Грузии. В результате мы попали по собственной вине в незавидное положение человека, оказавшегося перед суровым обвинением в превышении мер необходимой обороны. Вот уж действительно: глупость до цугундера доведёт.

Говорить о том, в чём конкретно коренятся причины постигших Россию за последние пятнадцать лет военно-политических провалов, можно долго. Назову лишь главную: по сей день мы так и не определились, к какому из двух главных всеохватывающих процессов принадлежим, - глобализации, в основе которой лежит идея потребления, используемая США для обеспечения собственного идейно-политического и военно-стратегического доминирования; или антиглобализма с его идеей выживания, объединяющей страны, стремящиеся к обеспечению собственного благополучия в противовес так называемому «золотому миллиарду»[4].

Когда я употребляю термины «потребление» и «выживание», то вкладываю в них не утилитарно-бытовой смысл, а их стратегическое значение, находящее проявление применительно к глобализации в действиях таких стран, как США, Объединённая Европа и Япония, а в случае с антиглобализмом - Китая, Индии, Бразилии, Венесуэлы.

На чью сторону в этом глагольном историческом противоборстве встать, мы ещё не решили[5]. Российскую элиту тянет к потребителям, основную массу граждан страны - к обеспечению достойных условий существования[6]. До тех пор, пока мы будем находиться на идейно-политическом перепутье[7], с нами будут поступать соответствующим образом не только такие могучие страны как США, но и их потешные союзники вроде Грузии.

 

МиК, 20.08.08



[1] Заголовок уточнён редакцией «Золотого льва».

[2] Как раз наоборот, приватизация, распродажа и ликвидация Российского государства - стратегия режима, управляющего страной начиная с 90-х годов прошлого столетия. (Прим. ред. ЗЛ).

[3] Эти противоположные по своему смыслу «права» уравновешивает «право войны», которое и определяет, на чьей стороне реальная возможность практически реализовать то или иное право.

[4] Судя по поведению ныне живущих поколений 200-миллионного русского народа, являющегося государство-образующим для Российской державы, они свой выбор сделали в пользу разложения и самоуничтожения.

[5] Если слово «мы» имеет в виду правящий класс, то он давно все решил, приняв на себя роль вассала Вашингтона.

[6] Основанная масса граждан всегда действует так, как предписывает правящий класс.

[7] Если Кремль продолжит, несмотря ни на что, политику, которая проявилась в событиях «грузинской войны», есть слабая надежда, что процесс самоликвидации Российской государственности завершился и наступает новый период.


Реклама:
-