Журнал «Золотой Лев» № 151-152 - издание русской
консервативной мысли
С.А. Егишянц
Сделано,
что задумано[1]
…Власть в рыночной экономике занимается перераспределением
дохода от богатых бедным или нетрудоспособным, а кроме того ещё и формированием
потребной инфраструктуры: социальной, транспортной, юридической, культурной,
научной и т.д.; наконец, оно следит за исполнением «правил игры» в обществе и
наказывает тех, кто оные правила норовит нарушить. А ВВП как целое – это,
пардон, заслуга экономических агентов, т.е. частных или общественных
учреждений; умудриться не вырасти было бы слишком сложно – больно дорогая нефть
в XXI веке. Интересно, однако, что халява тут уже заканчивается, несмотря на
новые рекорды сырьевых цен – в начале сего года добыча нефти начала падать
против тех же периодов 2007 года: причём процесс развивается с ускорением – в
январе среднесуточная добыча упала на 0.7%, в феврале – на 0.9%, а в марте –
уже на 1.7%. Мизерные инвестиции в разведку новых месторождений вкупе с
варварской эксплуатацией месторождений существующих привели к такой вот
ситуации – и в этом плане весьма характерно интервью вице-президента ЛУКОйла
Леонида Федуна Financial Times: он лишь озвучил то, что эксперты говорят уже
давно – и теперь действительно нужны инвестиции порядка 1 трлн. долларов только
для того, чтобы поддержать добычу на более-менее высоком уровне. Немного
математики: 1 трлн. за 20 лет – это около 50 млрд. долларов в год, т.е. свыше 1
трлн. рублей или 3% ВВП. Меж тем, сейчас чистые инвестиции не превышают 10%
ВВП, причём свыше половины их приходится на жильё; а ведь 3% - это лишь среднее
значение: ясно, что в первые годы нагрузка должна быть выше – таким образом,
для выживания отрасли необходимо удвоить чистые инвестиции всей российской
экономики. И этот триллион с неба не упадёт – надо на эту сумму срезать налоги
с нефтяных компаний, что сразу уполовинит профицит консолидированного бюджета.
А если ещё цена нефти упадёт (что вполне реально через пару лет), страшно
представить судьбу бюджета и торговый баланс: последний (как % ВВП) достиг
максимального профицита аж в 2000 году, после чего падает, несмотря на жутко
дорогое сырьё – к концу прошлого года он добрался до уровней начала 1999 года.
Таким образом, все радости эпохи «после Ельцина» уже проедены – остаётся
понять, что же они дали.
Итак, сначала об экономике – в той части, которая касается
роли государства. Прежде всего, за эти 8 лет зримо поменялась структура
использования ВВП: если в 1999 году доля домохозяйств в конечном потреблении
составляла 52.4%, то в 2007 она упала до 47.9%; зато доля органов управления
выросла с 14.6% до 17.6%. В промышленности агрессивно росли экспортные отрасли,
а за ними пошли те, что ориентированы на держателей крупных денежных потоков
(взлетевших благодаря нефтяному дождю) – остальные (которые сами не способны
выкарабкаться и требуют государственной поддержки) не блещут. В сельском
хозяйстве характерная картина – экстенсивное производство (хлеба и некоторые
другие области земледелия) прибавляет само по себе: но в основном в частном
секторе – скажем, весь прирост сбора зерновых пришёлся на фермерские хозяйства.
В интенсивных отраслях земледелия (картофель, овощи) доля частного сектора подавляющая
(85-95%), а в животноводстве явный успех лишь в птицеводстве, дающем самую
быструю отдачу вложений; производство мяса и молока всё ещё продолжает падать.
В общем, растёт то, что может «расти само», в то время как требующие создания
инфраструктуры отрасли стагнируют – жирный минус государству. Но, может, хоть
транспортную инфраструктуру развивает наше государство? Увы, тут стабильно
росли только газопроводы (и то с замедлением) – а дальше всё плохо: автодороги
общего пользования с твёрдым покрытием (кроме местных) укоротились с 532 тыс.
км в 2000 году до 512 тыс. в 2006 (-3.8%), тогда как при Ельцине имел место
стабильный рост – на 21% с 1990 по 1995 год и на 10% с 1995 по 2000. Далее,
прирост перевозок пассажиров имеет место только в частном секторе –
общественный сдувается со скоростью весьма впечатляющей: перевозка пассажиров
автобусами, трамваями и троллейбусами упала с 2000 по 2006 год в 2.0-2.5 раза,
тогда как в 1990-е годы она была стабильной или даже росла; подобная же история
с метро (в 1990-е годы увеличение на 12-13%, в 2000-е ровно такой же спад).
Перевозка внутренним водным транспортом, стабилизировавшаяся было во второй
половине 1990-х, обвалилась вдвое уже в 2000-е. В финансовой отрасли центробанк
и Минфин так и не могут создать более-менее стабильную банковскую систему –
свидетельством тому показатели устойчивости банков: отношение иностранных
активов к иностранным пассивам (устойчивость против коллизий на внешних рынках)
и отношение резервов к депозитам до востребования (устойчивость против паники
вкладчиков) после спонтанных посткризисных подскоков конца 1990-х и начала
2000-х годов нынче вернулись к числам, худшим даже по сравнению с 1998 годом.
Но, наверное, в бытовой и социальной-то сфере всё нормально
– ведь золотой дождь пролился на бюджет? Как бы не так, однако. Число почтовых
ящиков на душу населения продолжает снижаться, удельный вес сёл без единого
почтового отделения с 2000 года удвоился; ввод газовых сетей на селе за тот же
период сократился на 30% (это при том, что в 1990-х он подскочил в 2.3 раза), а
автодорог с твёрдым покрытием – аж в 3,5 раза. Нефтедолларовый дождь породил
кучу миллиардеров: в списке Форбса за 2007 год их 53 человека – тогда как в
2000 году не было ни одного. Средняя зарплата тоже подрастает – но куда
медленнее; однако и тут «виноват» бизнес – а что же государство? А ничего –
неравенство только растёт: отношение доходов 10% самых богатых и 10% самых
бедных выросло с 13,5 в 1995 году и 13,9 в 2000 до 15,3 в 2006; коэффициент
Джини, измеряющий неравенство, тоже постоянно растёт (т.е. неравенство усиливается)
– он увеличился с 0.39 в 1995-2000 годах до 0,42 в 2007. В 1995 году средняя
пенсия составляла 101% от прожиточного минимума, а в 2006 – 99.8%; при этом
отношение средней пенсии (привет власти) к средней зарплате (привет бизнесу)
упало с 0,40 в середине 1990-х до 0,25 в 2006; расходы Пенсионного фонда в 2006
году составили 5,6% ВВП, тогда как за 10 лет до того они равнялись 6,0% - при
этом, однако, в Пенсионном фонде постоянный дефицит, а пенсионная реформа была
с треском провалена. В здравоохранении проводятся какие-то истерические
изменения: резко поднимаются зарплаты одним и оставляются прежними у других – а
затем приходиться срочно думать, что делать; система обеспечения бесплатными
лекарствами жутко коррумпирована и развалена. А заболеваемость меж тем растёт,
причём быстро: с 2000 по 2006 год в пересчёте на 1000 человек населения число
заболеваний крови и системы кровообращения выросло на 53%, мочеполовой системы
– на 30%, осложнений беременности и родов – на 27% (а ведь это всё болезни
образа жизни, а также социальной и природной среды – т.е. сфера действия
государства). С детьми дело ещё хуже: их заболеваемость в области онкологии
подскочила на 56%, крови и системы кровообращения – на 54%, врождённые аномалии
– на 52%, болезни мочеполовой системы – на 49%, нервной системы – на 40%,
костно-мышечной и пищеварительной систем, а также кожи – на треть. Полагаю, что
о секторе образования говорить смысла нет – всем и так всё ясно; лишь один
забавный факт – на веб-сайте Госкомстата при подсчёте ВВП говорится (цитата):
«В случаях, когда величина физического объема показателя в двух сопоставимых периодах
имеет разные или отрицательные знаки, индекс физического объёма не исчисляется,
поскольку является иррациональной величиной» - надеюсь, читатели, знакомые с
математикой, по достоинству оценят этот гениальный перл. Подводя итог этой
части, можно лишь констатировать, что по данным ООН, несмотря на все
нефтедоллары, Россия с 1995 по 2005 год отползла в сводной таблице комплексного
Индекса человеческого развития с 50 на 67 место в мире, где и пребывает –
аккурат между Албанией и Боснией.
Продолжим, однако – остались ещё сферы, где власть имеет
самые прямые обязанности. Итак, в области правоохраны всё печально: уровень
преступности продолжает расти – число преступлений в 2006 году оказалось на 31%
больше, чем в 2000. При этом упало лишь число убийств – но тому виной «эффект
базы»: в 1990-е годы убийств было слишком много. Но изнасилований стало на 13%
больше, грабежей – на 170% (!!!), разбоев – на 52%, краж – на 28%, взяточничества
– на 59%. ГАИ не отстаёт в смысле «эффективности»: за указанный период число
раненых в ДТП подскочило на 59%. Теперь об обороноспособности. Стратегические
ядерные силы России к началу 1992 года насчитывали 1083 баллистические ракеты с
6095 боевыми частями и 22 самолёта с 352 крылатыми ракетами, всего 6347
зарядов; к началу 2000 года эти величины составили 1084, 4916, 81, 926 и 5842;
к началу 2007 года их значения упали до 681, 2460, 79, 884 и 3344 соответственно.
В 2000-е годы в войска было поставлено баллистических ракет в 3,5 раза меньше,
чем в 1990-е, танков – в 2 раза, кораблей и катеров – в 5 раз, самолётов – в 30
раз. Ключевые военные технологии стремительно утрачиваются и не могут быть
воспроизведены – отсюда активизировавшееся бегство иностранных армий от
российского оружия. В 2000-е годы Россия оставила 2 крупные зарубежные военные
базы (на Кубе и во Вьетнаме), отдала КНР ряд своих территорий и подписала с ней
договор о 200-километровой демилитаризованной зоне – достаточно поглядеть на
карту, чтобы увидеть, что на расстоянии 200 км от границы с Китаем есть только
очаговые поселения и никакой инфраструктуры, тогда как с китайской стороны
ситуация иная. Все эти «достижения», однако, сопровождались демонстративными
акциями в стиле «неандерталец с дубиной на большой дороге», вызывавшими лишь
раздражение у специалистов. Причём все службы, занимающиеся вышеназванными
сферами, а также суды и вообще чиновничество коррумпированы до невозможности,
так что в международных рейтингах коррупции Россия уступает африканцам, а по
независимым исследованиям оборот взяток достигает 20% ВВП.
Вот такие дела. Пресловутая «вертикаль власти» породила в
сущности феодальную систему, в рамках которой все крупные денежные потоки
контролируются и облагаются данью кланами приближённых к должностным лицам
людей. Частный бизнес находится в полной зависимости от местных властей.
Примитивная финансовая система и хаотичная экономическая политика порождают
инфляцию; ныне она растёт и уже заметно превосходит уровни не только США и ЕС,
но также Китая и Индии; судя по значениям индексов цен и тарифов в середине
первого квартала, дефлятор ВВП должен быть никак не меньше 21%. Официальные
статистические органы постоянно врут – причём так неумело, что у них всё время
не сходятся даже помесячные и погодовые динамики. Общественный контроль за
любыми органами и структурами власти отсутствует начисто, а все типы выборов
превращены в фарс. Короче, русское общество в целом за последние 8 лет
чрезвычайно деградировало – и теперь, когда ему придётся столкнуться с
серьёзными вызовами (а это уже происходит и ещё обязательно случится в
ближайшие годы), оно безоружно, ибо общество не умеет, а власть предельно
неквалифицированна и отметилась в эти годы лишь склонностью к хамским
эскападам, произносимым с бравадой бывалых гопников. Как ни печально,
приходится признать – изумительный шанс преобразоваться и подняться, который
был у России в начале века, упущен, причём упущен безвозвратно: такой запас
времени, что был тогда, теперь невозможен – да, собственно, и власть ведь не
думает меняться. В ближайшие годы Россию ждут серьёзные испытания, к которым
она не готова, поскольку «общественный каркас», удерживающий государство при
любых коллизиях изменчивой рыночной конъюнктуры, за это время не только не
укрепился, но, напротив, весьма деградировал – поэтому новая-старая власть,
встретив нежданные вызовы, скорее всего отреагирует на них сообразно
излюбленной ею прежней эстетике: так что ждём «открытий чудных» - и не
удивимся, услышав об «обострении классовой борьбы по мере развития суверенной
демократии». А жаль – надежды и возможности и впрямь были уникальны; но вместо
них вышел лишь новый (причём фарсовый) релиз темы «Властитель слабый и
лукавый»...
Комментарий редакции: Автор,
наряду с верным перечислением основных экономических провалов путинского
режима, говорит, кроме того, про какой-то уникальный шанс, который якобы был у
России в 2000 году и который российская власть упустила. Никакого реального
шанса не было и быть не могло, так как никаких изменений базового принципа
либеральной "власти как безвластии" не то что не произошло, но даже и
не планировалось. Поэтому все прошло так, как и должно было пойти. Еще
радоваться надо, что не пошло хуже. Пока не будет кардинальных изменений в
идейной сфере российской государственности, ничего к лучшему принципиально
меняться не будет.
http://fintimes.ru/20607,
5.05.08