Журнал «Золотой Лев» № 147-148 - издание русской
консервативной мысли
Н.А. Кричевский
Идём к успеху!
Спички детям не игрушка!
Похоже, кризис государственного управления, о котором еще в
январе говорил автор этих строк, а на минувшей неделе напомнил
коллега Делягин, начался досрочно.
Мы-то, наивные, думали, что бардак в высших эшелонах
начнется где-нибудь в апреле и наберет обороты в мае-июне, закончившись после
отпусков новых назначенцев к октябрю.
Ан нет, раздрай, как обычно происходит в России, стартовал
с опережением графика.
ДАЕШЬ СЕРЫЙ БИЗНЕС!
Я не знаю, как соотносится уже ставшее знаменитым предложение Дмитрия Медведева
«воспретить вообще вход контрольных органов на такого
рода (малые — авт.) предприятия и разрешить их только в случае, если
есть соответствующий акт государственной власти: или прокурорского
реагирования, например, или судебного»
с происходящими на российских экономических просторах
событиями.
Однако, следуя указанию
избранного российского президента «не облизывать власть», постараюсь
объективно показать различные стороны развития малого и среднего бизнеса. Признавая
все положительные аспекты малого предпринимательства, начну все же с того, на
чем остановился в предыдущей хронике — с
противодействия серому сектору экономики, объем которого по данным Мирового
банка эквивалентен 49% российского ВВП.
На прошлой неделе прошло сообщение,
что налоговики предъявили претензии ООО «ТД «Останкинские мясопродукты» (малое
предприятие) в неуплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и ЕСН за
2004-2006 гг. в размере 9 млн. рублей. Особенность заурядного по нынешним
временам события состоит в том, что иск подан в Арбитражный суд Москвы. В
случае его успешного для налоговых органов разрешения будет создан прецедент
ликвидации серых зарплатных схем не как эпизода в рамках других более значимых
расследований, а в качестве самостоятельного дела со всеми последствиями.
В Федеральной налоговой службе (ФНС) есть аналитика, по
которой «в зону риска» по уровню заработной платы входит 30% предприятий
розничной торговли, 14% предприятий оптовой торговли, 12% обрабатывающих
производств, 11% контор, специализирующихся на операциях с недвижимостью, 10%
строительных организаций. Несомненно, значительная часть этих структур
относится к малым предприятиям. Прилизанные данные, что говорить.
Есть, однако, реальные результаты деятельности зарплатных
комиссий, созданных органами ФНС и региональными администрациями. По ним из 325
тыс. организаций, деятельность которых была рассмотрена за 9 месяцев 2007 г.,
200 тысяч или 61,5% увеличили официальные заработные платы своим работникам до
средних по видам экономической деятельности значений. Как итог, рост
собираемости НДФЛ и ЕСН за указанный период составил соответственно 35% и 29%.
Росстат не дает информацию по доле скрытых доходов в общей
заработной плате по стране. Но, сопоставив росстатовские данные с показателями
ФНС, можно увидеть, что в период 2004-2006 гг. скрытая оплата труда в России
составляла в среднем 44,1%.
Это значит, что приблизительно на такую же величину
федеральный бюджет и бюджеты фондов социального страхования недополучают налоги
и взносы.
Отсюда коэффициент замещения трудовой пенсией средней
зарплаты, составивший в 2007 г. 23%, в этом причина ограничений по выплате
пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в 17 250
рублей, здесь кроются истоки столь значительного имущественного расслоения
населения.
Странно, что Дмитрий Медведев, говоря о предынфарктном состоянии чиновников из
проверяющих органов, -
«Я думаю, что у ряда сотрудников пожарной службы,
санитарно-эпидемиологического надзора, милиции это вызовет, как минимум, очень
сложные эмоции, если не сказать о предынфарктном таком состоянии, потому что
это то, чем они занимаются, и то, на чем они зарабатывают деньги»,
не пнул налоговиков, результативно нагоняющих жути на серый
бизнес. Несмотря на многочисленные
прегрешения проверяющих, именно на этих службах в настоящее время держится хоть
какой-то порядок на потребительском рынке. В случае принятия обещанных поправок
предынфарктное состояние будет обеспечено не работникам этих служб (он себе
работу найдут), а всем нам. Если же борьба с коррупцией началась с устранения потенциально
коррупциогенных обязанностей государственных и муниципальных служащих, то пусть
власти начинают с себя.
Другим, не вписывающимся в рамки новых серо-экономических
отношений, событием, стал наезд прокурорских работников на «серых»
брокеров (тоже преимущественно малых предприятий). «Серый» импорт,
согласно независимым оценкам составляющий до трети от всего российского
импорта, доставляет немало головной боли руководству таможенной службы при расчете
невнесенных пошлин. В настоящее время таможенное оформление грузов могут
осуществлять компании, внесенные в специальный таможенный реестр, что на
практике выливается в предоставление брокерами банковской гарантии либо иного
подтверждения своей финансовой состоятельности.
Теперь прокуратура предлагает не только ограничить число
фирм, наделенных полномочиями по оформлению грузов, но и ввести обязательное
страхование их профессиональной ответственности за неверное декларирование
импорта. Процесс уже идет — еще два года назад соответствующие поправки были
приняты Госдумой в первом чтении и вот-вот поступят на второе рассмотрение.
Брокеры, естественно, против. Еще бы — при каждой легальной брокерской фирме
существует несколько нелегальных, через которых пускается оформление части ввозимых
товаров.
Учитывая общий объем импорта за прошлый год ($199,7 млрд.),
становится понятным: на кону — многие миллиарды долларов.
Как-то дальше будут развиваться события? Особенно, если
будет введен двухлетний мораторий на любые проверки?
Или взять рейдеров, также в массе своей являющихся малыми
предпринимателями. На прошедшей неделе депутаты аж трех фракций внесли на рассмотрение Госдумы антирейдерские
поправки в УК РФ. В случае их принятия рейдерство или незаконный отъем собственности,
как оно трактуется в законопроекте, будет караться лишением свободы от 3 до 15
лет в случае рейдерского мошенничества, от 10 до 20 лет с конфискацией
имущества при доказанном грабеже с целью отъема собственности, от 5 до 10 лет
за вынесение заведомо неправосудного приговора, повлекшего переход права
владения активами юридического лица к другим лицам, и от 2 до 5 лет за
фальсификацию доказательств в суде.
Конечно, чесаться стали, когда до 90% производственной
собственности уже перераспределено, начали с ужесточения мер именно уголовной
ответственности, практически не учли коррупционную составляющую рейдерства. Но
лучше поздно, чем никогда.
Что делать с законопроектом после тобольского выступления
избранного президента ясно — продолжать принимать. Однако после принятия
поправки тут же окажутся мертворожденными, потому что прежде, чем возбудить
дело, станет необходимым провести определенные следственные действия, а их
можно будет предпринять или по решению суда, или с санкции прокурора.
Инициирование получения таких разрешений для рейдеров будет
равносильно команде «концы в воду!». Всю документацию начистят до блеска,
активы продадут «добросовестным приобретателям», а фирму, попавшую под
подозрение, ликвидируют.
ВЛАСТНЫЕ СТРАТАГЕМЫ
Есть иная версия случившегося в Тобольске.
Не исключено, что выступление Медведева является
отвлекающим маневром (по-современному, фальш-панелью) цель которого — переключить
внимание бизнес-лоббистов с одного объекта на другой. Вариантов два: либо
готовится операция в другом направлении, либо власть хочет обнадежить
лоббистские головы после поражения в борьбе за снижение НДС.
Уж как-то подозрительно вовремя (а может, просто совпало),
на статусном Интернет-ресурсе появилась статья Руководителя экономической экспертной
группы Минфина г-на Гурвича, в которой тот, констатируя, якобы, полную
прозрачность вложений Резервного фонда и Фонда национального благосостояния,
сетует на неэффективное использование других видов государственной собственности.
Более того, как отмечает г-н Гурвич,
«государство ничего не делает, чтобы раскрыть информацию
о «закромах Родины», а граждане не пытаются ее получить».
Автор статьи не ограничивается общеизвестными констатациями
и приводит конкретные расчеты. Так, с учетом того, что общая стоимость
госкомпаний в два с лишним раза превышает сумму, накопленную в Стабилизационном
фонде, поступление в бюджет дивидендов по акциям, находящимся в собственности
государства, в прошлом году составило 44 млрд. рублей, а доходы от размещения
средств стабфонда — 152 млрд рублей. Иными словами,
«на свой рубль, размещенный в стабфонде, мы получили в
7–8 раз больший доход, чем на рубль, находящийся в капитале госкомпаний.
Доходность, которую нам обеспечили госкомпании, совсем не впечатляет — она
составила примерно 0,5%, т.е. полкопейки на каждый рубль».
Почитайте текст, в нем вы увидите неприкрытый кивок в
сторону «Газпрома», «Роснефти», РАО «РЖД» и других компаний с
государственным участием.
Как пишет г-н Гурвич,
«мы очень ленивые собственники — нам недосуг разобраться
в судьбе своих значительных материальных активов. Любимое национальное занятие
— поиск под ближайшим фонарем где-то потерянного кошелька».
Любопытны выводы, безусловно, талантливого автора: или нам
(кому это «нам» — не конкретизируется) нужно добиться
инвентаризации госсобственности с попутным наведением порядка в управлении
госкомпаниями, или продать к чертовой матери «наши с вами компании», а
вырученные средства вложить в Фонд национального благосостояния, где они будут
приносить «в 7-8 раз больший доход».
Что это значит? Передел контроля над финансовыми потоками
госкомпаний, затеянного в высших кругах власти? Месть за измотанные в дискуссии
по снижению НДС нервы? Доказательство эффективности работы Минфина и бездарности
МЭРТа, в чем ведении находятся вопросы управления госсобственностью? Ответы на
это проявление китайско-византийских особенностей российской аппаратной борьбы
будут даны скоро.
ТРЕСК ЧУБОВ
Пока паны дерутся, продовольствие продолжает дорожать. Во Владивостоке, в Краснодарском и Ставропольском краях, о
которых говорилось в предыдущей хронике, хлеб подорожал на 25%, в
Ростове-на-Дону — на 20%, на Алтае — на 17%.
Не отстают и другие регионы — в нынешних условиях
региональные администрации могут лишь «рекомендовать» ограничить
торговую наценку, но приказать уже не в состоянии. Времена не те, отношений
подчиненности нет, да и федеральный центр помочь дешевым зерном не может.
Зерна в стране, кстати, остается все меньше и меньше. Мало того, что за последние полгода интервенционный фонд
Минсельхоза был уполовинен, так вовсю продолжается экспорт зерновых.
Ничего удивительного — с января по конец марта фьючерсы на
зерно подорожали на 68,8%. В табличке приведены некоторые показатели
продовольственного экспорта-импорта за январь 2008 г.
Таблица
Внешняя торговля продовольственными товарами в январе 2008
г.
Наименование |
тыс. тонн |
в % к январю 2007г. |
Экспорт |
|
|
Продовольственные товары и сырье для их производства из них: |
1600,0 |
113,4 |
в том числе пшеница и меслин |
906,0 |
168,9 |
Импорт |
|
|
Продовольственные товары и сырье для их производства из них: |
1628,0 |
100,0 |
мясо свежее и мороженое |
101,0 |
107,3 |
мясо птицы свежее и мороженое |
76,9 |
114,6 |
рыба свежая и мороженая |
63,4 |
111,5 |
молоко и молочная продукция |
34,4 |
114,8 |
овощи |
148,0 |
127,1 |
масло подсолнечное |
6,6 |
92,9 |
сахар-сырец |
23,3 |
11,8 |
Источник: Федеральная таможенная служба
Как видно, в январе 2008 г., несмотря на выросшие в 4,8 раз
пошлины на экспорт пшеницы и меслина (пшенично-ржаной смеси), поставки
продолжались. Напомню, за весь 2007 г. из России было вывезено 14,4 млн. тонн
пшеницы и меслина, а за январь 2008 г. — 906,0 тыс. тонн или 6,3% от
прошлогодних объемов. Мало, скажете вы, для сохранения графика прошлого года требуется
выдерживать темп в 8,3%. А новогодние праздники забыли? Если б не они, экспорт
был бы больше, чем в среднем за месяц в прошлом году.
Зерна в России все меньше, цены растут, а заботящаяся о
народе власть ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то сохранить внутренний
рынок зерна. Еще бы — надо успеть наварить свои миллиарды. А народ как-нибудь
перетопчется.
Но что пшеница и меслин. Практически по всем позициям (за
исключением подсолнечного масла и сахара-сырца) продолжается рост импорта. В
прошлом году родное сельское хозяйство продемонстрировало полную
несознательность в деле реализации нацпроекта «Развитие АПК» и продолжало
стагнировать. В то же время ударными темпами росли доходы населения, значительная
часть которых тратилась на приобретение продовольствия. Такие тенденции уже в
ближайшее время могут материализоваться в появлении еще одной
статьи импорта — зерновой. При рекордных урожаях.
Что в этих условиях предпринимает Минсельхоз?
Во-первых, объявляет закупочные цены для пополнения
интервенционного фонда (зерна в котором осталось менее 600 тыс. тонн) в два
раза ниже рыночных. Мол, производители и трейдеры — лохи, за конъюнктурой
мирового рынка не следят. В Минсельхозе считают, что такая цена «позволяет
поддержать гарантированную минимальную рентабельность производителей».
О необходимости инвестиций в приобретение новых машин и
оборудования, постоянно растущих издержках на ГСМ и электроэнергию, возросших
транспортных расходах, социальной инфраструктуре сельскохозяйственных
организаций Минсельхоз не упоминает.
Во-вторых, продолжает
выдвигать наполеоновские планы, обещая,
что к 2012 г. доля российских продуктов в розничной торговле достигнет 70%.
Пока же во многих городах России доля импорта на продовольственном рынке
составляет более половины, например, в Москве 73%. И то благодаря московским
агрохолдингам, рассредоточенным во многих областях европейской части страны. А
уж механизм достижения наполеоновских показателей и вовсе напоминает
позднесоветский бред:
«обеспечить доступность кредитных ресурсов, развивать
земельную ипотеку, создать комфортные условия для жизни и работы
квалифицированных кадров и их семей».
В-третьих, предлагает
срочно принять закон «О продовольственной безопасности», с которым, по мнению
Минсельхоза, российское сельское хозяйство точно рванет вперед семимильными
шагами. А что вы смеетесь — Гордеев считает, что из-за отсутствия закона сейчас
нет критериев, сколько в обязательном порядке надо производить мяса, молока,
картофеля и других продуктов питания, а это «создает неустойчивость
продовольственной политики». Если бы знали, «сколько вешать в граммах», то
есть новый закон, дополнительные полномочия и вице-премьерский пост — тогда бы
все было хорошо.
А так — сайт Федеральной таможенной службы не работает, Росстат врет, наука не
догоняет. Пока же повышайте ваши прогнозы инфляции. Хоть до 9,5%, хоть до
15%.
И все бы ничего, если цены на нефть будут столь же высоки,
как сейчас. Тогда мы по-прежнему будем качать сырье за границу, а нам будут
привозить жратву, шмотки и автомобили. Если цены на нефть снизятся хотя бы
до $85 за баррель, дефицит платежного баланса ждет Россию уже в следующем году.
Вот почему столь важны заклинания в адрес иностранных
инвесторов, как воздух необходимо потепление отношений с экономическим Западом,
архипродуктивно нагнетание напряженности на сырьевых рынках.
Потому что нацразвитие превыше всего.
Когда «караул!» кричат официальные лица — это уже швах
В моем обществе одно из самых почетных мест занимает некто
Аркадий Михайлович. Глыба-человечище, совмещающий в себе массу позитивных
личностных качеств. К тому же он искусствовед, антиквар, член творческих
союзов.
Уникум, одним словом.
В последнее время мною замечено, что выражение «Идиоты!»
стало у него весьма часто употребляемым, когда разговор заходит о российской
экономике.
Мы-то с Аркадием Михайловичем понимаем, что задача у власть
предержащих невыполнимая — как, по-вашему, можно совместить в одном флаконе
соблюдение экономических постулатов, следование законам аппаратной борьбы и
достижение популистских целей? Плохо, что население в массе своей до вывода
о нереальности сочленения трех указанных направлений пока не доперло.
Так что еще долго Аркадий Михайлович будет произносить
базовую характеристику «Идиоты!», рассуждая о путях экономического развития
России.
Идиоты! Часть первая
Захожу тут намедни к своему человеку-паровозу. Гляжу,
газетку читает, а в ней — заметка про то, что российская экономика
перегрета, и инфраструктурные ограничения, превышение спроса над
предложением вкупе с растущей инфляцией — явные тому подтверждения. Причем,
говорят эти слова те, кто больше всего виноват в происходящем: министр финансов
Кудрин и зампред ЦБ Улюкаев.
Аркадий Михайлович — калач осведомленный, не только в
ресторанах бывает, но и в продуктовые магазины захаживает. Хлеба там прикупить,
колбаски, а то и что-нибудь из алкогольного. Так что за ценами следит. И слова
наших монетарных начальников ему по душе. Непонятно, правда, как они допустили
такое, но это уже второй вопрос.
А еще Аркадию Михайловичу нравятся новые женщины в
правительстве. Набиуллина и Голикова. Первая, а к ней претензии о перегреве
экономики можно адресовать с большим трудом (как-никак всего полгода замужем за
министерским креслом), в ответ заявила монетаристам, что «маховик
экономического роста еще только раскручивается, и мы не должны остановить его
разговорами о перегреве экономики». То есть, хрен с ней, с инфляцией. Гони,
Кудрин, деньги, а то рост заглохнет.
На следующий день новую женщину-экономиста поддержал г-н
Дворкович. Галантный, надо сказать, человек. Негоже дам обижать. В команде
экономических хамов также произошли замены, вместо министра финансов и зампреда
Центробанка на поле вышли глава ЦБ г-н Игнатьев, признавшийся, что не исключает
появления «финансовых пузырей, особенно в области жилищного строительства»,
и бывший руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам г-н Вьюгин,
сообщивший, что «сложившаяся модель экономического роста, с одной стороны,
привлекательна, но с долгосрочной точки зрения неустойчива». Лучшее время
для дискуссий и придумать нельзя.
Как не вспомнить одного из лучших российских системных
экономистов Михаила Делягина, выразившегося так:
«Пик аппаратных изменений, которые будут предприняты с
учетом ожидаемого годичного моратория на серьезные изменения со стороны нового
президента, придется на апрель. Если они будут серьезными, организационный
период, в течение которого новые чиновники будут «притираться» друг к другу,
растянется минимум до сентября. В целом, предположение о любой глупости со
стороны государства не представляется чрезмерным».
«А как же мы?» — риторически спросил Аркадий Михайлович
после употребления своего ныне любимого словца. Нам-то как выживать с их
экономическими прениями? И на фиг нам все это нужно, если цены на многие
продукты за полгода скакнули больше чем на 50%?
В этот раз я его кое-как успокоил. Мол, ничего, дорогой мой
человек, как-нибудь перетопчемся. Но Аркадий Михайлович читает много газеток, и
я не знаю, что с ним случилось, когда он прочел, что за последний месяц в
среднем по России оптовые цены на бензин А-80 поднялись на 8,0%, на
А-92 — на 9,7%, на А-95 — на 5,6%, на дизтопливо — на 10,4%, в 2008
году общий рост железнодорожных тарифов составит 20%, а
энерготарифы в 2009 году возрастут на 20-23%.
И это без учета роста цен на газ, который в ближайшие два
года будет составлять по 27,7% ежегодно.
«И как эти идиоты собираются перевозить урожай? — наверняка
задался вопросом Аркадий Михайлович. — А доставлять продукты в магазины? А
выпекать хлеб?»
Понятно, что с поставленными задачами товарищи справятся, а
что будет с ценами и так ясно — они будут бурно расти. Уже сейчас отдельные
цены на продовольствие превосходят европейские, российский бензин стоит дороже
американского, а от государственного регулирования тарифов на энергоносители
отказался даже Китай. Все это Аркадий Михайлович знает, а потому никак не может
взять в толк, куда мы все-таки идем.
Куда, куда, Аркадий Михайлович. К кризису мы идем, пока к
валютному, а глубина его есть тайна неведомая. Смотрите, что думает по этому поводу руководитель
Экономической экспертной группы Минфина г-н Гурвич:
«Опережающий рост импорта и нарастающий долг частного
сектора приведет к дефициту счета текущих операций уже через два года, при этом
гораздо большую опасность для России представляют не колебания нефтяных цен, а
опасность быстрого оттока капитала... Импорт и внешний долг стремительно
увеличивается, и пока не видно никаких стабилизаторов или тормозов для
предотвращения валютного кризиса... В отличие от ситуации 1998 года новое
падение экономики может продлиться не один-два года, а несколько лет подряд».
Пророчества г-на Гурвича подтвердил главный экономист
Всемирного банка по России г-н Богетич: «Потрясения неизбежны — вопрос
только в сроках».
Только не спрашивайте меня, Аркадий Михайлович, за что г-н
Гурвич и его гурвинята столько лет получали деньги от Минфина и прочих
ведомств. Я не знаю. Зато знаю, что потом они будут нам говорить «мы же предупреждали!»
Когда предупреждают всякие независимые товарищи — это еще
куда ни шло, рычагов-то у них никаких. Но когда «караул!» кричат официальные
лица — это уже швах.
Кстати, в продолжение темы. Помните ли Вы, достопочтимый
Аркадий Михайлович, недавние споры вокруг снижения НДС? Конечно, помните:
Дворкович с Набиуллиной выступали «за», а Кудрин со товарищи — категорически
«против». Победил, как и предполагалось, Кудрин, но и Дворкович с дамой не
остались в накладе, продемонстрировали административный пыл.
И вот на днях появились цифры
налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за январь 2008 года.
Оказалось, что в бюджеты без учета единого социального
налога собрано 567 млрд. рублей. Причем, 30,6% поступило как раз от НДС
(в январе цифра фактических поступлений от НДС достигала 46% всех собранных
налогов). Другие налоги показали несколько меньший результат: налог на добычу
полезных ископаемых — 23,0%, налог на прибыль организаций — 19,3%, налог на доходы
физических лиц — 15,0%.
Если бы НДС был снижен с января этого года, в бюджет
поступило бы средств на 57,8 млрд. рублей меньше. Какими акцизами и сборами
закроешь такую дыру? Разве что обещаниями, что предприниматели начнут
выводить бизнес из тени. Но об этом чуток позже, а пока
Идиоты! Часть вторая
Аркадий Михайлович, свет Вы мой интеллектуальный, только не
расстраивайтесь, я сейчас про зарплаты чиновников буду говорить. Молчите, я
знаю, как вы их назовёте.
Прежде всего, их количество: на начало 2007 года число
чиновников в России составляло 1,58 млн. человек или 2,1% от
экономически активного населения страны (прирост за 2006 год — 7,9%).
Средняя зарплата работников территориальных федеральных органов исполнительной
власти в 2007 году составила 19,9 тыс. рублей (увеличение за год на 47,9%).
Средняя зарплата сотрудников органов исполнительной власти субъектов федерации
— 25,6 тыс. рублей (увеличение за год на 24,1%). Средняя зарплата работников
местного самоуправления — 14,7 тыс. рублей (увеличение за год на 21,5%). Для
справки: средняя начисленная зарплата по экономике в целом в 2007 году
составила 13,5 тыс. рублей, увеличившись за год на 26,7%.
Но если вы, дорогой Аркадий Михайлович, подумаете, что
такая вакханалия случилась лишь в 2007 году, вы жестоко ошибетесь. Например, в
2005 году денежное довольствие федеральных чиновников возросло на 44,1%, в то
время как средняя начисленная заработная плата по экономике в целом — лишь на
26,9%. В 2006 году среднемесячная зарплата федеральных чиновников выросла на
28,6%, а начисленная заработная плата работников организаций — на 25,4%.
Вас наверняка заинтересует, в каких регионах бюрократы
получают больше всего и как дела у горячо Вами любимых московских чиновников.
Статистика, как известно, знает все. Максимум
среднемесячной заработной платы работников по субъектам РФ в 2007 году был
достигнут в Ненецком (67,7 тыс. рублей), Ямало-Ненецком (58,6 тыс. рублей) и Ханты-Мансийском
(52,1 тыс. рублей) автономных округах. Что же до Москвы, то здесь чиновники
почти бедствуют. Средняя зарплата лужковских работников в 2007 году
составила 34,3 тыс. рублей (увеличение за год 37,2%), а подмосковных — 34,8
тыс. рублей (рост за год на 44,9%). Средняя зарплата по Москве в прошлом году
была 22 тыс. рублей ровно.
«Тут
критик воскликнет — здесь все в черном цвете!» Рост зарплат в государственном управлении — общемировая
тенденция. Например, в Канаде средняя зарплата государственного служащего с
премиальными составляет более $6000 в месяц, в то время как в частном секторе —
$3200. А многие высокопоставленные чиновники ЕС получают в месяц и вовсе более
€16000.
Действительно, в развитых странах высокие оклады работников
государственного аппарата служат одним из инструментов в борьбе с коррупцией. Одним,
но не единственным. А в России инструментом чего являются высокие
зарплаты? Чиновники прекратили получать откаты? Квартиры у них отобрали?
Соцпакет отменили? А может, пенсии в прошлом году составили в среднем не 3,1
тыс. рублей, а 31 тысячу? Что, Аркадий Михайлович, в чиновники захотелось? Нет?
Вот и правильно. Говорят, шконки на зонах для всех одинаковы.
Идиоты! Часть третья
Что хотел спросить, Аркадий Михайлович, вы как к серому налу
относитесь? В целом положительно, но лучше бы легально? Не буду исполнять из
себя святого: я — так же, как и вы. Тут на глаза любопытные цифры попались: сколько у нас серых зарплат.
И знаете, сколько? Оказывается, $4 млрд. и 241 млрд.
рублей. Это не я сказал, это Следственный комитет при МВД подсчитал.
Правда, в тамошней пресс-службе уточнили, что это суммы,
которые выявлены по всем их делам. У ЦБ свои расчеты: по его информации в 2007
году обнал составил 1 трлн. рублей. Федеральная налоговая служба (ФНС) называет
еще более туманную цифру: ее начальник недавно сообщил, что серая зарплата
составляет 40% общего фонда оплаты труда россиян.
Не остались в стороне всезнающие эксперты. Например, научный
руководитель Института экономики РАН г-н Гонтмахер считает, что объем серых
зарплат составляет 30-40% от всей оплаты труда, а вице-президент Национального
института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) г-н Буев
отмечает, что только в сфере малого бизнеса в 2006 году не уплачивалось налогов
с оборота в 5,3 трлн. рублей, что соответствует 43,8% от его, малого бизнеса,
оборота.
Ну и как Вам? Вы спросите, что я думаю по этому поводу? На
мой субъективный взгляд, подсчеты должны быть гораздо проще и точнее. Есть
экспертная оценка Мирового банка, по которой объем серого сектора России
составляет 49% ВВП. Это общая цифирь.
Теперь о количестве серых зарплат. Как известно, горячо
нами любимый Росстат скрытую оплату труда не публикует, в графе «оплата труда»
стыдливо печатая «включая скрытую (официально неучтенную) заработную плату». Но
мы ведь привыкли вскрывать язвы общества, не так ли, мой старший друг? Так вот,
если раздобыть данные ФНС о фонде заработной платы по экономике в целом и
сопоставить их с цифрами Росстата, получится более или менее точный показатель
серых зарплат в экономике страны. Смотрите таблицу.
Таблица. Удельный вес серых зарплат в экономике России в
2004-2006 гг.
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
Оплата труда, включая скрытую, по данным
Росстата (млрд. рублей) |
7138 |
8663 |
11205 |
Фонд легальной заработной платы по
данным налоговой отчетности, по данным ФНС (млрд. рублей) |
3973 |
4948 |
6137 |
Удельный вес серых зарплат |
44,3% |
42,9% |
45,2% |
Источники: Росстат, ФНС, собственные
расчеты
Выходит, что в 2004-2006 гг. в виде серых зарплат
выплачивалось 44,1% всей оплаты труда наших с Вами, Аркадий Михайлович,
сограждан. В абсолютных цифрах это 3,15 трлн. рублей в 2004 году, 3,72 трлн.
рублей в 2005-м, 5,06 трлн. рублей в 2006-м.
Про 2007 год можно сказать лишь предварительно. В 2007 году
оплата труда составила 14, 86 трлн. рублей. Если умножить этот показатель на
средний за последние три года, получится, что в 2007 году серая оплата труда
составила 6,55 трлн. рублей. Развивая эту мысль, добавим, что за прошлый год
федеральный бюджет недополучил более 850 млрд. рублей налога на доходы физических
лиц, а Пенсионный фонд России недосчитался 1,31 трлн. рублей или более половины
своего бюджета, составляющего в 2008 году 2,55 трлн. рублей.
Недурственно, да? Так что все разговоры о борьбе с
нелегальными выплатами — не более, чем попытка (надо сказать, весьма успешная)
установить новый баланс между белым и серым. Заметьте, экономические основы
серого сектора, такие как существующая модель ценообразования, коррупция,
обналичка, не трогаются. Вся борьба ведется с бедными предпринимателями. Не
пора ли налоговикам поумерить пыл? Куда смотрит избранный президент?
«Куда, куда смотрит. Куда надо, туда и смотрит» — скажете
Вы и будете правы. На прошлой неделе без одного месяца действующий глава
государства предложил создать федеральный государственный
фонд содействия жилищному строительству с основной задачей — стимулировать строительство
частного жилья. Самые крупные землевладельцы, чьи земли используются
неэффективно — Министерство обороны, Российская академия наук и Министерство
сельского хозяйства. Их земли будут переданы единому госоргану, возможно,
созданному в форме еще одной госкорпорации, и уже в 2009 году может начаться
продажа неиспользуемых земель с аукционов. Вот оно, планов громадье!
Аркадий Михайлович, Вы как считаете, можно будет взять
кредит на божеских условиях для приобретения землицы и индивидуальной на ней застройки?
А школы там кто будет строить, а то ведь нашим с Вами деткам учиться надо? И
еще дороги меня интересуют, а то тут выяснилось, что в 2006 году по всей России
было введено всего 1694 км сельских автомобильных дорог с твердым покрытием или
по 20 км на субъект Федерации.
Впрочем, знаю, что Вы оптимист, Аркадий Михайлович. За что
я к Вам душевно расположен. А эпитет «Идиоты!» — это так, абстракция.
Но я Вас понимаю.
АПН, 31.03.08; 7.04.08.