Журнал «Золотой Лев» № 147-148 - издание русской
консервативной мысли
Гражданское
общество? Химера!
Является ли чеховский Фирс нашим совокупным портретом?
Лакей, угодник, лизоблюд, ненавистник свободы и проч. Однако преодолеем
внутреннюю брезгливость и признаемся, что этот литературный герой почему-то не
вызывает в нас презрения в отличие от эгоистичной вертихвостки Раневской, её
глупого брата Гаева или увлечённого манией цифр
(вишнёвый сад, то есть Россию, вырубить, понастроить дачек и стричь купоны)
«бизнесмена» Лопахина. Почему так пронзительно звучат последние слова Фирса:
«Уехали… Про меня забыли…»?
Ответ мне представляется достаточно простым – потому, что
именно в Фирсе, в этом крепостном и зависимом человеке, сохранились лучшие
человеческие качества: доброта, преданность, здравый смысл, любовь к своему
делу. И даже его «убойная» фраза совсем не ода крепостному строю, это сожаление
о системном, упорядоченном состоянии общества, на смену которому пришли хаос и
смятение. Конец «Вишнёвого сада» лично мне видится так: забыли не столько
больного старика, сколько лучшие человеческие качества – стыд и совесть.
Настало время сказать и о пресловутом гражданском обществе,
отсутствием которого нас попрекают продвинутые правозащитники. Воспалённым умам
представляется, что во всём мире (цивилизованном, конечно) существуют некие
общественные институты, которые контролируют и направляют деятельность своих
правительств.
Думаю, такие организации действительно существуют. Это –
крупнейшие банки и транснациональные корпорации. Достаточно взглянуть на
политическую картину последних лет. Плевать хотела Тэтчер на шахтёров и их
профсоюзы, когда надо было закрыть шахты. Запах иракской нефти побудил
администрацию Буша беззастенчиво лгать направо и налево, (чтобы совершать
агрессию против Ирака), и американские «гражданские общества» съели эту ложь с
аппетитом.
Замечу, что сам термин «гражданское общество» есть
идеологическая химера, созданная в годы холодной войны, политическое оружие
морального уничтожения потенциального противника. Жаль, что наши образованцы никак не могут с этой химерой расстаться!
Что же касается отношений народа и власти, то решение этого
вопроса зависит не от одних волевых усилий и благих намерений. Часто и история,
и география диктуют свои жёсткие, а иногда и жестокие условия.
Некоторые историки, как мне кажется обоснованно, полагают,
что если бы не было татаро-монгольского нашествия, Древняя Русь развивалась бы
по пути европейских стран, может быть, даже в виде двух-трёх отдельных
государств. Тем более что экономические, культурные и даже династические связи
были достаточно интенсивны. Однако История сулила нам иное. Орды кочевников на
Востоке и орды крестоносцев на Западе обусловили трансформацию русского государства
в систему оборонительного сообщества. Отсюда ведут начало и жёсткость системы
власти, и отказ от вечевых форм правления, и милитаризированное мышление
населения.
Исходя из этого, весьма легко ответить на поистине
«гамлетовский» вопрос: почему ни одна из традиционных (русских) идеологий не
предусматривает гражданского общества? Да потому, что во все века вплоть до
сегодняшнего дня на Россию прут со всех сторон. А с гражданским обществом,
особенно в его сегодняшнем понимании, мы никогда бы не отбились ни от Мамая, ни
от Наполеона, ни от Гитлера.
Я большую часть своей жизни прожил в государстве, который
называли Советским Союзом. Смутно помню даже сталинские времена. Диссидентом не
был, но многое мне не нравилось. Однако рабом, как и многие мои друзья, никогда
себя не чувствовал. Служил в Советской армии – и много хорошего от неё получил.
Учился в МГУ на искусствоведческом отделении, куда поступил без взяток и
«волосатых рук». Работал и делал карьеру и даже выезжал за границу, не будучи
членом КПСС или стукачом КГБ. И хочу сказать, что люди тогда были искреннее,
честнее и правдивее, нежели сегодняшнее население. Увы!
Под конец хочу привести любопытное историческое наблюдение:
демократические системы хронологически весьма недолговечны: и Древняя Греция, и
Древний Рим в качестве республик существовали три-четыре столетия[1].
Современные демократии, сложившиеся с конца XVII в., тоже не исторические
долгожители[2].
Думается, что такая «хлипкость» демократий не в последнюю очередь связана с их
врождённой коррупционоёмкостью. Царя или императора
подкупить трудно – ему и так всё принадлежит. А вот народный депутат – дело
другое…
Что же нам сегодня делать? Вот простой ответ, годный для
всякого: взращивайте в себе доброе и искореняйте злое. Это и есть прямой путь к
спасению.
ЛГ, 9.04.08
[1] Всё-таки «три-четыре столетия» - это не мало (прим. ред. ЗЛ).
[2] Современные демократии - что бы это значило? И где?