Журнал «Золотой Лев» № 146 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Е.Н. Комисарчук

 

Пришло ли время для «курса Рузвельта»[1]

 

Все перемены в государстве и обществе в современном мире начинаются с изменения общественного сознания. Давно прошли времена, когда импульс подавался только «сверху», от самодержца. Сегодня руководитель любого «цивилизованного» государства, даже наделённый всеми властными полномочиями, уже не может действовать исключительно по своему усмотрению, пренебрегая запросами общества и общественными настроениями. А они в России хорошо известны. Российское государство и тем более общество, примерив на себя «систему Томаса Джефферсона», отвергло её как негодную. Российским «молодым реформаторам» не помогла удержаться у власти даже мощная поддержка США и «цивилизованного мира» в целом.

При Президенте РФ. В. В.Путине «нашим идеологическим союзником», по словам заместителя главы президентской администрации РФ. В.Ю. Суркова, стал Ф. Д. Рузвельт, который боролся с олигархией, справедливо полагая, что

 

«финансовые монополии, спекулятивный капитал, безудержные банковские дельцы…стремятся захватить контроль над правительством, создавая новый деспотизм».

 

При В.В. Путине был полностью отвергнут основной постулат либерализма как «упрощенческий, неверный и аморальный», что чем меньше правительства, тем больше свободы /выступление В.Суркова на конференции к 125-летию Рузвельта 10.02. 2007 года/.

Д.А. Медведев объявлен преемником В.В. Путина, который не скрывал ни в 2000 г., и сейчас не скрывает своих либеральных взглядов на экономику. При нём макроэкономикой рулили сначала М.М. Касьянов и А.С. Волошин, а микроэкономикой — Г.О. Греф и А.Л. Кудрин. Сегодня лишь один министр финансов вынужден отбиваться от общественной критики за всех прежних маститых либералов во властных структурах. Поэтому примерять на Д.А. Медведева одежду какого-нибудь «изма» вряд ли рационально. В конечном счёте «курс» страны будет определяться не столько Д.А. Медведевым, сколько самой жизнью. В обществе уже сложился достаточно устойчивый консенсус: оно не хочет ни революций, ни потрясений, но оно не будет и мириться с дальнейшим безудержным обогащением немногих за счёт обнищания остального населения. Дикое социальное расслоение, если оно будет продолжаться, сметёт любую власть, а социальные подачки к выборам не решают проблемы.

Очевидно, что будущему правительству не удастся обойтись без дальнейшего ужесточения «курса Рузвельта». Раньше, когда можно было спрятаться за ссылками на «законы рынка», жизнь чиновника была проще. В недавнем прошлом управленцы охотно объясняли всем, кто стал жертвой какой-нибудь очередной финансовой пирамиды или «социальной инициативы», что виновата-де не рыночная система, а наивность и доверчивость самих граждан, которым некоторые «политики от рынка» советовали даже собирать грибы и ягоды, чтобы не умереть с голоду. Сейчас такие фокусы уже не проходят, а обманутый люд всё настойчивее требует от государственной власти навести элементарный порядок в государственных делах и общественных отношениях.

Осознание ошибочности того или иного «курса» ещё не означает, однако, его немедленного претворения в жизнь правительством, которое не может не учитывать интересы российских олигархов и их многочисленной обслуги: только в Москве насчитывается 74 долларовых миллиардера /в Нью-Йорке — 71/. Даже если избранный Президент РФ. Д.А. Медведев предпочтёт служить, прежде всего, «народным интересам», у него должна быть изрядная политическая воля, чтобы преодолеть мощное сопротивление олигархата. Именно в этом и состоит суть ответа на вопрос, какие изменения ждут страну?

Вопрос стоит так: кто окажется сильнее — «рузвельтовцы» или всесильный доллар? Пока внятного ответа на него нет. Робкие попытки правительства приструнить в РАО ЕС «оборзевшего» А.Чубайса, насытить внутренний рынок минеральными удобрениями, предотвратить повышение цен на социально значимые продукты питания и др. не дают ощутимых результатов из-за жёсткого сопротивления созданной в 90-е годы системы «откатов» и «накатов». Но менять саму систему действующая власть не спешит. В середине марта с.г. в СМИ появились сообщения о намерении В.В. Путина и Д.А. Медведева обменяться мнениями с руководством обеих палат Федерального собрания о возможном реформировании политической системы. Они, однако, не подтвердились. Тем не менее, важен сам факт появления таких сообщений.

В верхних эшелонах власти по-прежнему считается аксиомой, что «частник» эффективнее государственных предпритий, хотя это далеко не всегда подтверждается реальной жизнью. Например, при реализации пенсионной реформы частные финансовые структуры не смогли доказать на практике реальных преимуществ, в сравнении с государственными структурами. По данным Интерфакса, многие негосударственные пенсионные фонды закончили прошлый год в минусе, а государственный Внешэкономбанк сумел обеспечить рост пенсионных сбережений на 6%. Наследие 90-х гг. не позволяет также эффективно бороться с коррупцией. Эта задача официально рассматривается как приоритетная в национальном масштабе. Выполняя её, Госдума создала антикоррупционную комиссию, которую, однако, лишили права не только рассматривать конкретные факты коррупции, но и выступать с законодательными инициативами по данной проблеме ещё на стадии её формирования. Не случайно, что РФ уклоняется и от поддержки принципиально важного положения Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, в которой предусмотрены конкретные меры по возвращению полученных преступным путём и выведенных активов, составляющих, по экспертным оценкам, не менее 200 млрд долларов только по РФ.

Общественность не получает пока ответа и на вопрос: почему государственная власть не желает сама заниматься строительством жилья, не хочет иметь в государственной собственности бензоколонки или хотя бы ввести налог на роскошь? Похоже, что время для этого ещё не пришло. Но у нас уже появились госкорпорации, если их, конечно, снова не отдадут через некоторое время крупному частному и международному капиталу после «предпродажной подготовки» на государственные деньги.

Такие вот пока времена.

 

МиК, 24.03.08



[1] Приводится с редакционными изменениями.


Реклама:
-