Журнал «Золотой Лев» № 125-126 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М. Демурин

 

Пришло время собирания земель

Выступление на Соборных слушаниях по «Русской доктрине»

 

Ваше Высокопреосвященство, уважаемые руководители Всемирного Русского Народного Собора, коллеги!

В «Русской доктрине» дан честный анализ состояния дел в области внешней политики нашей страны, причем, с учетом времени создания документа, он дан «с опережением». Одновременно в этом труде фактически содержится остов будущей концепции самостоятельной, национально ориентированной внешней политики России.

То, что такая концепция необходима, сегодня мало у кого вызывает сомнение. Как не вызывает сомнения и тот факт, что правящая «элита» нашей страны, сформированная в первой половине 1990-х годов, оказалась не в состоянии соответствовать вызову времени. Одна из важнейших причин этой неспособности – выдвинутый ею лозунг о так называемом возвращении России в «цивилизованный мир».

В русском обществе давно созрел запрос на другую политику – на активную роль России в мировых делах. Важно также, что у руководства страны и ее политического класса стало укрепляться понимание не только необходимости восстановления лидирующих позиций России в мире, но и взаимосвязи между активностью во внешней политике и национальным развитием. Диалектика здесь очевидна: задачи, которые Россия ставит перед собой и решает на международной арене, – это не просто существенный, но сущностный фактор в ее становлении как великой нации. И наоборот: четко сформулированная национально-государственная доктрина задает ясный, продуктивный вектор в международных делах.

Посмотрим с этих позиций на то, как исторический выбор России отражен в действующей Концепции внешней политики России. Там все банально сводится к «созданию правового государства, демократического общества и социально-ориентированной рыночной экономики», а внешняя политика подчиняется сугубо этим целям. Схожим образом в мартовском (2007 года) «Обзоре внешней политики России» трактуется потенциальный залог лидерства России на пространстве СНГ: мы даем соседям привлекательную модель перехода к рынку и демократии – и лидерство обеспечено. Что же здесь выражает нашу самобытную международную субъектность? Ничего.

В условиях происходящих сдвигов в глобальном развитии, усиливающейся экспансии сильнейших мировых цивилизаций на всё пространство СССР такой подход, как минимум, бесперспективен. Россия должна найти действительно свое место в современном мире. Только в этом случае мы сможем избежать того, чтобы быть рекрутированными той или иной стороной уже начавшихся или назревающих межцивилизационных конфликтов, будем в состоянии способствовать гармонизации интересов их участников на основе нашего уникального опыта сосуществования традиций. Место в современном мире. Только в этом случае мы сможем избежать того, чтобы быть рекрутированными той или иной стороной уже начавшихся или назревающих межцивилизационных конфликтов, будем в состоянии способствовать гармонизации интересов их участников на основе нашего уникального опыта сосуществования традиций.

Еще одна причина, побуждающая нас «подстегнуть» процесс самоопределения, – прогнозируемое осложнение внешних условий развития. За последний год многие из обозначенных в «Русской доктрине» тенденций приобрели более явные очертания. Главная из них – это усиление кризиса «западной» финансово-экономической системы (в которую мы продолжаем пытаться «ускоренно интегрироваться»), включение США и их ближайшими союзниками механизмов атлантического единства и протекционизма, опора на фактор силы, их стремление максимально «освободиться» от международно-правовых обязательств. И – пытаться сохранить свое мировое лидерство за счет России и в ущерб России. Все более серьезные и сложные задачи ставит перед нами фактор усиливающихся Китая, Индии, государств Азиатско-Тихоокеанского региона. На это накладывается угроза скорого истощения природных ресурсов, увеличения демографического дисбаланса, усиливающихся природных катастроф. Россия должна встретить эти и другие угрозы внутренне окрепшей, обладающей действенным политическим, экономическим, оборонным, дипломатическим, культурным инструментарием. Важные идеи на этот счет также сформулированы в обсуждаемом труде.

За неимением времени остановлюсь только на наиболее приоритетном внешнеполитическом направлении нашего национально-государственного возрождения – восстановлении позиций России на пространстве СССР. Дальнейшая невразумительная политика в отношении соседей способна привести к окончательной дезинтеграции с ними – утрате текущего политического и перспективного цивилизационного лидерства. Пока же воздействие России в этом регионе (и не только в нем) продолжает определяться не столько нашими новыми внутренними и внешнеполитическими достижениями, сколько старым багажом, наличием унаследованного от СССР военно-промышленного потенциала, положением крупного сырьевого транзитера и поставщика. Да, России необходимо найти продуктивный баланс между движением к реинтеграции и преодолением иждивенческих настроений у руководства и населения соседних с нами стран. Но делать это надо, на мой взгляд, с меньшими потерями, чем происходит сегодня, – особенно в отношениях с Белоруссией. И уж, во всяком случае, не допускать ситуаций, подобных той, которая сложилась в отношениях с Эстонией, когда мы оказываемся не в состоянии применить в отношении действительно враждебного нам режима и половины тех мер, которые мы применяем в отношении Минска.

Одним словом, пришло время России выступить с созидательной альтернативой «собирания земель» – экономической, политической, социальной, культурной, военной, научной и другой реинтеграции постсоветского пространства. Именно эта концепция призвана стать отправной точкой в формулировании и осуществлении национально ориентированной внешней политики России как части общего консервативного проекта осуществления «Русской доктрины».

 

РПМонитор, 30.08.2007

 


Реклама:
-