Журнал «Золотой Лев» № 117-118 - издание русской
консервативной мысли
Н. Кричевский
Реквием
по соцстраху
Фонд социального
страхования
Да, российской системе социального страхования в РФ присущи
две беды: дефицит бюджетов и обременение нестраховыми
функциями, прежде исполнявшимися Минздравсоцразвития.
Если бы этот вывод касался только Пенсионного фонда России,
было бы не так плохо. Но в последние годы государственный менеджмент умудрился
лишить бездефицитной девственности до недавнего времени последний финансово
независимый внебюджетный фонд — Фонд социального страхования (ФСС).
Произошло это двумя путями. Во-первых, директивно, с
опережением роста взносов, увеличивались суммы выплачиваемых пособий, во-вторых,
с каждым годом на фонд навешивали все больше и больше функций, которые во всем
мире выполняют органы социального обеспечения, притом, что финансирование
выполнения новых обязанностей должно происходить в том
числе за счет средств ФСС. И если первая несуразица объясняется популистскими
причинами, иллюстрируя крохи нефтяного стола, достающиеся простым людям, то
рождение и развитие второй тенденции произошло благодаря «прекрасно»
проведенной административной реформе, когда два огромных социально значимых
министерства, министерство здравоохранения и министерство труда и социального
развития были превращены в один мегамонстр
— Минздравсоцразвития, во главе которого
встал и поныне пребывает непотопляемый МихалЮрич.
Чтобы не растекаться мыслью по древу,
начнем с дефицита бюджета ФСС и количества денег, уходящих на нестраховые мероприятия (таблица, Источники: Минфин, ФСС)
Таблица: Показатели доходов и расходов ФСС РФ на 2008–2010
годы
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Доходы, в том числе |
305665,6 |
346470,1 |
389962,8 |
по обязательному социальному страхованию |
261854,3 |
301949,8 |
344272,2 |
передаваемые из федерального бюджета |
27211,3 |
27520,3 |
28690,6 |
передаваемые из бюджета ФФОМС |
16600 |
17000 |
17 000 |
Расходы, в том числе |
323879,3 |
356067,4 |
389463,6 |
по обязательному социальному страхованию |
280 068,1 |
311547,0 |
343773,0 |
Примечание: в доходы и расходы на обязательное
социальное страхование включены доходы и расходы на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
В 2008 году дефицит средств ФСС составит 18213,7 млрд.
рублей (5,6% расходов), в 2009 году — (2,7% расходов), в 2010 году дефицита не
будет, возможен даже небольшой профицит. Благостная
картина, красиво дополняемая исчезновением к 2010 году дефицита собственно по
обязательному социальному страхованию.
Вот видите, воскликнет критик, ведь могут же, если захотят!
Неужели я действительно сгущаю краски, возводя напраслину
на финансовое руководство родной страны эпохи смутного времени? Был бы рад,
если б так оно и было. Но это не так. И вот почему.
Как известно, львиную долю всех страховых
выплат ФСС (более 83%) составляют страховые
пособия. Пособия по временной нетрудоспособности тянут
на 73% от всех пособий (61% всех расходов ФСС), пособия по беременности и родам
— на 13% (11% всех расходов ФСС), пособия при рождении ребенка — на 7% (6% всех
расходов), пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет — на 6% (5% всех расходов). Несмотря на то, что прогноз поступлений
страховых взносов в ФСС составлялся на базе грефовских
расчетов (суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2008 году
составит 8921,0 млрд. руб., в 2009 году — 10299,0 млрд. руб., в 2010 году — 11771,0
млрд. рублей), по которым суммарный фонд заработной платы по стране должен
вырасти на 32%, размеры этих пособий индексироваться не будут. Размер
пособия по временной нетрудоспособности органичен верхним пределом в размере 17250
рублей, пособие по беременности и родам ограничено 23400 рублями, пособие при
рождении ребенка — 8000 рублями, пособие по уходу за ребенком — 6000 рублями.
Без индексации! Неважно, сколько соберем, важно, что лишнее не отдадим. Лихо
закручено!
По действующему законодательству (Федеральный
закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному
социальному страхованию») размер пособия по временной нетрудоспособности при
страховом стаже 8 и более лет составляет 100% среднего заработка, при страховом
стаже от 5 до 8 лет — 80%, при страховом стаже до 5 лет — 60%. Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком
при его амбулаторном лечении выплачивается за первые 10 календарных дней в
размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа
застрахованного, за последующие дни — в размере 50% среднего заработка. Но
максимум останется незыблемым — 17 250 рублей. Благодарить надо тех, кто
снизил ЕСН (часть налога, поступающая в ФСС, была уменьшена с 4,0% до 3,2%, а
потом и вовсе до 2,9%), а также высокие цены на нефть, окончательно свернувшие
руководству страны финансовые башни.
Заметим, что граждане, получающие большие заработные платы,
уплачивая в ФСС соразмерные налоги, вправе рассчитывать на адекватное страховое
возмещение. В данном случае все равно, что в стране до сих пор действует
регрессивная шкала социального налогообложения, по которой ставки налога
начинают уменьшаться с ежемесячного дохода в 23,3 тыс. рублей. Эту шкалу
разрабатывали не те, кто сегодня платит налоги, они уплачивают взносы в
соответствии с текущим налоговым законодательством. Иски в Конституционный
и иные суды о признании верхнего предела ограничения пособия по временной
нетрудоспособности не заставят себя ждать. Тем более,
что прецедент создан.
Упоминая о прецеденте, я говорю о нашумевшем деле «простой
русской бабы», точнее, гражданки Татьяны Баныкиной,
которая несколько лет назад, не удовлетворившись выплаченным ей пособием по
беременности и родам, ограниченным, как водится, верхним пределом, взяла и
подала в Конституционный Суд иск на родное государство. Каково же было
удивление всех, кто имеет хоть какое-то отношение к экономике и социальной
сфере, когда этот самый суд взял да и отымел все социально-экономическое руководство страны,
признав установление верхнего предела пособия не соответствующим Конституции!
Но наших парней просто так не возьмешь, они вновь взялись
за старое, повысив на период 2008–2010 годов максимум по выплатам с 16125
рублей до 23400 рублей за полный календарный месяц. Забавляет аргументация
ухарей. Они ссылаются на Конвенцию МОТ №103 «Об охране материнства», в которой
записано, что сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением
отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего
заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей. Но Конвенция
принята 28 июня 1952 года, а по новому Европейскому кодексу социального
обеспечения оплата временной нетрудоспособности должна компенсировать не две
трети, а все 100% заработка. Плюс ко всему, по упомянутому 255-му Закону размер
выплат также должен составлять 100% заработка.
Но наиболее тупо выглядит аргумент, что Конституционный Суд
указал «на недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые
вносятся работодателями в ФСС и из которых формируются его средства, и
страховым обеспечением». При чем здесь работники?
При чем тут работодатели? Ведь они платят налоги согласно
Главе 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса, где установлены
действующие на сегодняшний день ставки. Не они их устанавливали. Они
законопослушно платят ЕСН в надежде, что их подчиненные смогут получить
адекватное заработной плате и существующим нормативам обеспечение, тем более, что сегодня со всех трибун высокопарно разглагольствуют о
демографической проблеме. Казалось бы, чего уж проще — отменить регрессивную
шкалу налогообложения или повысить планку, с которой начинаются льготы, хотя бы
до 1 млн. рублей, и проблема решится сама собой. Но нет, будут ждать новых
исков.
А теперь подсчитаем количество молодых матерей, которые уже
в следующем году могут эти иски подать. В 1 квартале 2007 года большинство
получательниц пособия по беременности и родам (90,1%) имели среднюю зарплату до
17,9 тыс. рублей. Трудовым доходом от 17,9 тыс. до 26,6 тыс. рублей перед
родами располагали 6,2% женщин. Но 3,7% тех, кому положено пособие, получали
зарплаты 26,6 тыс. рублей и выше. Таких женщин на апрель этого года
насчитывалось 8660 человек. Учитывая популистский рост МРОТ и постоянное увеличение
денежной массы, можно уверенно предположить, что к концу года число женщин,
имеющих право на большее по сравнению с законодательно определенным верхним
пределом пособие, перевалит за 40 тыс. человек. Поскольку женщины, получающие
такие зарплаты, хорошо образованы и юридически подкованы, можно не сомневаться,
что новые иски к ФСС не за горами.
Кстати говоря, максимальный размер ежемесячной страховой
выплаты при несчастном случае на производстве, исчисленный в соответствии
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний», почему-то индексируется. В 2008 году он составит
38500 рублей, в 2009 году — 41000 рублей, в 2010 году — 43500 рублей.
Данные размеры определены с учетом прогнозируемых Минэкономразвития индексов
инфляции по годам (соответственно 7,0, 6,5, 6,0%). Кто сможет — пусть объяснит
логику.
Сейчас о нестраховых выплатах
ФСС, кои в последнее время активно передаются в ФСС из ведомства МихалЮрича. По табличке общая величина средств,
передаваемых из федерального бюджета на обеспечение этой деятельности, в 2008
году составит 27 211, 3 млрд. рублей (8,4% от всех расходов бюджета), в
2009 году — 27 530,3 млрд. рублей (7,7% всех расходов), в 2010 году —
28 690,6 млрд. рублей (7,4%). Я, как один из десятков миллионов
застрахованных, интересуюсь, почему я должен оплачивать функционирование той
части ФСС, которая дополнительную работу выполняет? А нестраховых
выплат много. Сегодня ФСС, подменяя органы социального обеспечения, командует
которым незабвенный МихалЮрич,
финансирует:
— выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;
— оказание отдельным категориям граждан государственной
социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту
лечения и обратно;
— обеспечение инвалидов
техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт
протезно-ортопедических изделий;
— выплату пособия по уходу за ребенком гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий;
— выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному
страхованию;
— оздоровление детей.
Есть ли у ФСС способы увернуться от нахлобучивания
обязанностей, исторически относившихся к органам соцзащиты? Нет. Потому что
курирует ФСС не кто иной, как Минздравсоцразвития,
возглавляемый… Ну, вы меня поняли.
Неосвещенной осталась очень интересная строка в табличке,
«средства, передаваемые из ФФОМС». Это не что иное, как слегка подзабытые
«родовые сертификаты». ФСС вынужден оплачивать
государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуги в части медицинской
помощи, оказанной женщинам в период беременности в сумме 3 тыс. рублей, в
период родов и в послеродовой период — в сумме 6 тыс. рублей, а также
диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, в сумме 2 тыс.
рублей. Причем тут ФСС, спросите вы. Я вам не отвечу, потому что в
отличие от МихалЮрича, не знаю. Медицина относится к Минздравсоцразвития, на худой конец — к тому же ФФОМС. В
прошлом году финансирование родовых сертификатов осуществлялось за счет изъятия
у ФСС в пользу ФФОМС «жирка», накопленного за предыдущие годы работы, и
последующего дозированного его возврата обратно в ФСС. В этом году, скорее
всего, придумана более хитрая схема, видимо, не я один при рассмотрении нацпроекта «Здравоохранение» обратил
на это внимание.
Напоследок об источниках финансирования дефицита бюджета
ФСС. Основной источник один, но это не федеральный бюджет, а бюджет все того же
ФСС, вернее, те излишки, которые у него должны остаться. По прогнозам наших
государственных финансистов в 2008 году у ФСС останется 18213,7 млн. рублей, в
2009 году — 9597,3 млн. рублей, а в 2010 году, учитывая хитрюще
отсутствующие индексации выплат, ФСС должен выйти в плюс. Получится или нет —
посмотрим. Ждать осталось недолго.
АПН, 22.06.07
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Система российской страховой медицины — отражение истории
развития российского государства последних семи лет, когда реформаторская длань
простиралась лишь на те сферы, которые:
а) гарантировали прибыли кураторам,
б) решали неотложные государственные задачи,
в) приносили быстрый пиар-эффект.
Реформировать систему обязательного медицинского
страхования кремлевской элите было неинтересно. Механизм худо-бедно работал,
финансовые дыры затыкались нефтяными деньгами, проблема была застарелой, а
значит, с кондачка ее не решить, так как смысл ею заниматься? Исключение
составлял один человек, МихалЮрич, и то потому, что
имел опыт проведения обязательного медицинского страхования в Москве и
некоторых других регионах через страховую группу «МАКС». Он видел прибыль от
проекта, но даже у него силенок не хватило.
История современного обязательного медицинского страхования
в России начинается 28 июня 1991 года. В тот день был принят Закон РСФСР
№1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР», один из немногих
российских законодательных актов, принятых во времена Советского Союза и
действующих по сию пору. В первоначальном варианте Закон должен был вступить в
силу с 1 января 1993 года, но в связи с острой нехваткой средств на
здравоохранение реализация закона началась досрочно.
Законом предусматривалось создание двух фондов: Фонда
обязательного медицинского страхования страховых медицинских организаций
(далее — СМО), образующегося за счет средств, получаемых от страховых взносов
страхователей, и Государственного внебюджетного Фонда здравоохранения
органов государственной исполнительной власти, формируемого за счет
поступлений прочих средств. По первому варианту Закона
страхователи (работодатели и территориальные органы государственного
управления) должны были вносить страховые взносы напрямую в СМО, а страховщики
— возмещать медицинским учреждениям стоимость оказанных застрахованным
медицинских услуг. В первоначальном варианте закона размер страхового
взноса на работающее население колебался по регионам от 6% до 13% от фонда
оплаты труда.
25 декабря
Постановление Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года
«О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на
1993 год» определило государственные структуры, ответственные за
финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского
страхования. В Постановлении содержались положения о Федеральном фонде
обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Территориальных фондах
обязательного медицинского страхования (ТФОМС), о порядке уплаты страховых
взносов в Федеральный (0,2%) и территориальные (3,4%)
фонды, разрешение ТФОМС временно в 1993 году осуществлять обязательное
медицинское страхование граждан, если на данной территории еще нет страховых
медицинских организаций.
27 мая 1993 года Распоряжением Правительства Российской
Федерации был создан ФФОМС, а в субъектах Федерации — ТФОМС. День рождения, так
сказать.
Несмотря на то, что Постановление ВС РФ от 24 февраля 1993
года вводило временный порядок уплаты страховых взносов на обязательное
медицинское страхование, в различных вариациях он существует и поныне. На
сегодняшний день в России так и не появилось единого организационного и
финансового механизма проведения медицинского страхования. Почти 13 лет в
различных субъектах Федерации функционируют четыре различных схемы ОМС.
Первая схема сочетает
и бюджетные, и страховые принципы. В данной схеме взаимодействуют все
законодательно предусмотренные участники системы обязательного медицинского
страхования: ТФОМС, филиалы ТФОМС, филиалы с правами страховщиков, СМО и филиалы
СМО.
Вторая схема основана на
страховом принципе. В этой схеме функционируют: ТФОМС, филиалы ТФОМС, что очень
важно, без прав страховщика, а также СМО и филиалы СМО.
Третья схема, так же,
как вторая схема, основывается на страховом принципе деятельности по
обязательному медицинскому страхованию. В ней используются ТФОМС, СМО и филиалы
СМО.
Четвертая схема,
которую можно охарактеризовать как бюджетную, действует без участия СМО. В ней
действуют только ТФОМС и его филиалы.
Каждая схема распространена в приблизительно одинаковом
количестве регионов, в каждом случае чуть больше двадцати. И хотя в
Постановлении ВС РФ было сказано, что порядок, при котором страховщиками по
обязательному медицинскому страхованию могут выступать государственные ТФОМС,
временный, вплоть до открытия в регионах СМО, ныне в каждом субъекте Федерации
СМО уже есть, а изменить государственную схему все никак не удается.
Были, конечно, попытки что-то поменять. Так, еще в октябре
2002 года Минэкономразвития подготовило проект Концепции модернизации системы
обязательного медицинского страхования, которая в 2003 году была одобрена
Правительством и в соответствии с ней разработан проект федерального закона «Об
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Но после
внесения его в Госдуму 7 декабря 2004 года он так и лежит без движения. А все
потому, что в проекте Закона было столько всего наворочено,
что даже у ничего не понимающих в медицине граждан волосы встали дыбом. К тому
же началась монетизация, и МихалЮрич
совершенно незаслуженно превратился в изгоя, как будто бы он всю эту канитель
затеял. Поставили бы человека в «белом халате» — он бы таких дров наломал, до
сих пор разгребали.
Если сравнивать российские фонды социального страхования по
признаку «кто больше сирота», то первенство вне
всякого сомнения будет принадлежать Фондам обязательного медицинского
страхования. Судите сами: расходы ТФОМС на здравоохранение в 2004 году составили
188,0 млрд. рублей, притом, что суммарные поступления от ЕСН как за работающее,
так и за неработающее население были на уровне 107,8 млрд. рублей. Общие же
расходы на здравоохранение территориальных фондов и бюджетов субъектов
Российской Федерации составили ни много, ни мало 430,0 млрд. рублей! На долю средств ТФОМС в финансировании территориальных программ
обязательного медицинского страхования в среднем по России в 2004 году пришлось всего 43,7%. И это в 2004 году, в
последний год сбора ЕСН по старым ставкам, в соответствии с которыми в ТФОМС
направлялось 3,4%, а в ФФОМС 0,2%. Тот год был последним безоблачным в истории
страховой медицинской системы постсоветской России, поскольку с 2005
года началась монетизация льгот, льготное лекарственное
обеспечение стало осуществляться через ФФОМС, а о том, чем это закончилось,
поговорим ниже.
Пока же данные проекта бюджета ФФОМС на 2008–2010 годы
(таблица).
Таблица. Показатели проекта бюджета ФФОМС на 2008-2010 годы
(млрд. рублей)
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Доходы, в том числе |
123,2 |
120,0 |
104,5 |
ЕСН |
76,7 |
87,6 |
99,0 |
в % от бюджета ФФОМС |
62,3% |
73,0% |
94,7% |
Средства федерального бюджета |
45,5 |
31,4 |
4,4 |
Расходы, в том числе |
123,2 |
120,0 |
104,5 |
Денежные выплаты медицинским работникам по национальному проекту
«Здравоохранение» |
22,8 |
23,0 |
- |
Дополнительная диспансеризация работающего населения |
4,0 |
4,0 |
- |
Дотации территориальным ФОМС |
45,2 |
74,7 |
86,6 |
Трансферты в ФСС на «родовые сертификаты» |
16,6 |
17,0 |
17,0 |
Проведение разъяснительной работы в СМИ (млн. рублей) |
10,2 |
10,8 |
11,5 |
Источники: Минфин, ФФОМС.
Скромно, что ни говори. Ни в какое сравнение не идет ни с
ПФР с бюджетом на 2008 год в 2,33 триллиона, ни с ФСС с бюджетом на тот же год
в 232,9 млрд. рублей. Тут, правда, маленькая неточность — мы рассматриваем только
бюджет федерального фонда, а в каждом субъекте есть еще территориальные, но все
равно, как ни крути, а больше 224 млрд. рублей не выходит.
Обратите внимание на уменьшение субвенций из федерального
бюджета. Они сократятся с 45,5 млрд. рублей в 2008 году до 4,4 млрд. рублей в
2010-м. Но это не значит, что Кудрин забыл о денежных выплатах работникам
первичного медицинского звена, просто начиная со следующего года, они будут
постепенно оставаться в федеральном бюджете и выплачиваться через Минздравсоцразвития.
Дотации из ФФОМС территориальным фондам наоборот вырастут. Скорее всего, в Министерстве поняли, что реализовывать собственные бизнес-программы через бюджеты ТФОМС гораздо выгоднее, да и
шума меньше.
Расходы на проведение в СМИ разъяснительной работы о деятельности системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации по сравнению
с финансированием информационной поддержки нацпроекта «Здравоохранение» смехотворны: в среднем 11 млн. рублей в год против 1,3 млрд. рублей по смете нацпроекта.Версий ареста руководства ФФОМС немало.