Журнал «Золотой Лев» № 113-114 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.Ю. Глазьев

 

Могли бы жить лучше

 

Почему при безумной цене на нефть и выходящем за все разумные пределы стабфонде у нас в стране массовая бедность? С моей точки зрения, виновата нынешняя система государственного регулирования, социально-экономического развития. Потому что объективно наша страна по-прежнему лидирует в мире по объему национальных богатств на душу населения. Национальных богатств на душу населения мы имеем даже больше, чем Америка. К тому же у нас есть и интеллектуальный капитал, который тоже стоит немало. А вот по объемам производства мы примерно десятикратно на душу населения уступаем развитым странам. Следовательно, наши богатства используются крайне неэффективно. КПД использования нашего экономического потенциала по сравнению с ведущими передовыми странами составляет примерно одну десятую.

Первая причина заключается в том, что неэффективно устроена экономика: мы вроде как перешли к рынку, но на самом деле механизмы конкуренции не работают, рынок фактически управляется криминалом и монополистами при попустительстве коррумпированных государственных правоохранительных органов.

Если бы у нас в экономике была добросовестная конкуренция, цены на продовольственные товары, которые платят городские жители, были бы в два-три раза ниже. А крестьяне получали бы в два раза больше за свои товары. Вторая причина, оборотная сторона этой же медали, — несправедливое распределение национального дохода. Если в нормальной экономике большая часть национального дохода приходится на оплату труда, то у нас доля оплаты труда в структуре национального дохода в два раза меньше, чем должна быть, — по всем стандартам и вкладам труда в национальный доход. Заниженность оплаты труда, если сравнивать с Евросоюзом, составляет примерно четырехкратную величину. То есть наш работник на один рубль производит в четыре раза больше, чем соответствующий работник в Европе или Америке. Заниженность оплаты труда ведет к заниженности пенсий, социальных пособий, которые тоже привязаны к зарплате.

Государство вместо того, чтобы использовать сверхприбыли от экспорта нефти и газа на то, чтобы защитить от бедности хотя бы детей, дать детям образование, защитить здоровье населения, решить проблему модернизации жилищной инфраструктуры, эти деньги направляет на кредитование чужих государств, а наша социальная сфера недофинансируется примерно в два раза по отношению к среднемировому уровню. Мы тратим на здравоохранение, на образование, на науку примерно в два раза меньше в процентах к валовому продукту, чем общепринято в мире. Вот три составляющие: государство не выполняет свои обязательства перед населением, рынок не функционирует эффективным образом, и национальный доход распределяется несправедливо. Я считаю, что при правильной организации экономической и социальной политики даже при нынешнем уровне экономической деятельности мы могли бы жить втрое лучше. Даже без увеличения производства. А с увеличением производства можно было бы ставить задачу повышения уровня жизни в четыре раза в обозримый срок. Наши власти считают, что для спокойствия нужно ограничить денежное предложение весьма жестко — не брать на себя ответственность за организацию кредита. Они считают главной задачей борьбу с инфляцией, при этом, наверное, понимают, что главная причина инфляции все же заключается сегодня в криминализации экономики, в монополизации, в том, что монополии и организованная преступность взвинчивают цены, независимо от того, какой уровень спроса.

Я считаю, что это непрофессионализм. Люди, которые сегодня определяют социально-экономическую политику, очень зашорены, они по-прежнему исповедуют догмы рыночного фундаментализма, считают, что государству достаточно ограничить денежное предложение, защитить права собственности, а все остальное само собой как-то устаканится. Это очень удобная теория для бездельников, во-первых, и для коррупционеров — во-вторых. Если раньше наша социальная политика была пассивная, потому что в стране не хватало денег, и было некое объективное объяснение, то сейчас политика социальная остается пассивной, потому что власть просто не желает брать на себя ответственность и решать действительно сложные вопросы.

Мы добивались, чтобы хоть часть нефтедолларов пошла на развитие производства, повышение инвестиционной активности. Создали инвестиционный фонд с большим трудом. Ну и что? Деньги так и остались практически не использованными в течение всего прошлого года. Тот же самый стабфонд. Когда пошли нефтедоллары в страну, государство могло действительно расплатиться по долгам. Были два варианта: долги перед своими гражданами — восстановить дореформенные сбережения, вернуть то, что государство конфисковало у людей или вернуть долги иностранным кредиторам. Ладно, народ еще может это понять — расплатились с внешним миром. Но теперь-то уже можно восстанавливать сбережения, которые отняли, можно ремонтировать коммунальную сферу, которая дышит на ладан, и мы топим своим газом и нефтью воздух, можно создавать рабочие места, но ничего этого нет.

Я был автором законодательной инициативы об отчетности федеральной исполнительной власти за результаты социально-экономической политики. И мы с учеными из Академии наук проработали систему показателей, начиная от средней продолжительности жизни и заканчивая уровнем лекарственного обеспечения. Такая система показателей не составляет труда с точки зрения разработки и обоснования. Но мы столкнулись с категорическим нежеланием ни думского большинства, ни правительства, ни администрации президента принимать этот законопроект. Он был провален, и для меня очевидно, что эта власть объективно отчитываться не будет никогда.

Очевидно, что с государства надо требовать выполнения обязательств. Но спрашивать нужно и с бизнеса. Отношения социального партнерства это отнюдь не раскулачивание. Это совершенно нормальные обязательства, исходя из известной христианской истины — кому много дано, с того много и спросится. С ростом доходов в целом бедность уменьшается очень медленно. Львиная доля повышения доходов достается самым богатым людям. Из одного рубля прироста доходов в стране 80 копеек забирают богачи. А бедным остаются 3 копейки. То есть рост доходов, который мы сегодня имеем в обществе, не ведет к справедливости. Он ведет к усилению социального неравенства. Потому что неправильно устроены и социальная политика, и регулирование экономики. А это ответственность государства.

 

"Красное знамя" (Томск), 17.05.2007


Реклама:
-