Журнал «Золотой Лев» № 113-114 - издание русской
консервативной мысли
Митрополит
АНТОНИЙ (Храповицкий)
Патриарх
Никон и Россия[1]
Паче, блудницы, Блаже, беззаконновахом, слез тучи никакоже
Тебе принесохом: но молчанием молящеся, припадаем Ти, любовию облобызающе
пречистеи Твои нозе, яко да оставление нам, яко Владыка, подаси грехов,
зовущим: Спасе, от скверных дел избави нас, смиренных рабов Твоих.
В дни Рождества Христова православные христиане, прославляя
Виновника этого великого события, стараются доставлять друг другу духовные
радости, напоминающие людям о Божественных благодеяниях, которые ниспосланы им
из Вифлеемской пещеры. В этот день церковные пастыри не только совершали службы
в храмах, но и с крестом в руках и со славословием Христу Спасителю на устах
объезжали дома прихожан за несколько дней до праздника, заранее вводя всех в
радость Рождества Христова.
Желал бы и я оторваться от своей убогой жизни и хотя бы
мысленно посетить мою возлюбленную паству, моих многочисленных друзей и вместе
с ними прославлять грядущего в мир Спасителя. Жаждет также мое сердце обнять
наше священное Отечество вместе со всеми скорбно в нем страдающими моими
дорогими соотечественниками и поклониться нашим великим, ныне поверженным
святыням. Особенно рвется мое сердце к гениальным созданиям величайшего
человека русской истории — патриарха Никона: Воскресенскому монастырю (Новому
Иерусалиму), как бы сходящему с неба, Крестному монастырю на Белом море и
валдайскому Иверскому монастырю в Новгородской губернии.
Иверский монастырь белеет среди озера с синими куполами и
величественным иконостасом, который едва ли не превосходит все иконостасы на
Руси. Великолепная прозелень иконостасного тела и фонов придает особенную
духовность многоярусному сочетанию священных изображений: не только сами святые
кажутся поднимающимися к небу, но будто поднимают за собой и богомольца.
В этом иконостасе замечателен образ Спасителя: лик его
кроткий, благостный, выражающий чувства умиления и мягкости, которые так
свойственны русской душе. К кроткому Спасителю припадают и лобызают Его
пречистые ноги с одной стороны — справа — в сиянии, святитель Московский
Филипп, а с другой стороны — слева — патриарх Никон, над головой которого
написаны приведенные мною слова кондака Великой среды. По моему глубокому
убеждению, этот вдохновенный образ следовало бы нам воспроизводить с некоторой
переделкой: в том смысле, что изображение патриарха Никона окружить таким же
сиянием, каким окружен святитель Филипп, а надписанные им слова отнести ко всем
нам, сынам России, ибо в личностях святителя Филиппа и патриарха Никона и
заключается разгадка всех постигших нас несчастий.
Призвание России заключается в том, чтобы стать
мировым центром христианской культуры
Великая культура, великая страна, которая споткнется в
своем призвании, утратит в лице ее руководящих кругов ясное понимание своего
назначения, должна потерпеть крушение.
Внутреннее содержание русской жизни было создано Киевскими,
Московскими и всея Руси митрополитами, которые брали пример с великих греческих
иерархов, были ревностнейшими пастырями, никогда не споря из-за первенства
власти, но всегда проповедуя правду без страха. Последним и самым великим из
этих богатырей духа и был патриарх Никон. После него у нас на столичных
кафедрах бывали преимущественно иерархи-вельможи, искушенные в политике и
тонкостях придворной жизни. Они должны были действовать больше хитростью,
нежели правдой Божией, которая все больше и больше тускнела на русской земле,
пока наконец вся не покрылась непроходимой тьмой.
По убеждению патриарха Никона, призвание России заключается
в том, чтобы стать мировым центром христианской культуры, просвещения и высшего
благочестия. Поэтому он поставил задачей своей жизни ослабление русского
церковного провинциализма.
Это была светлая эпоха русской истории. В Москве
существовал замечательный кружок пламеневших высокими идеями реформаторов. В
умах этих людей зрели самые широкие планы церковных и общественных, даже можно
сказать — мировых перестроек и преобразований. Это были самые светлые
мечтатели, думавшие сделать всех инородцев в России христианами, освободить
греков и славян от турок, устроить Церковь на строго канонических началах.
На почве таких идеальных предприятий разгорелась в высокий
пламень дружба двух девственных по чистоте душ — царя Алексея Михайловича и
патриарха Никона. Царь и патриарх были два глубоко и нежно любивших друг друга
человека. Дружба царя и патриарха исправила священные книги, восстановила
благообразие общественной молитвы, присоединила к России Малороссию, привлекла
к нам восточных патриархов и восточных ученых, побеждала поляков и шведов. А
если бы Никон оставался патриархом до конца своей жизни, то были бы снова
возвращены под власть русских государей исконные русские области — Северо-Западный
и Юго-Западный край, славяне были бы освобождены много раньше, не было бы
причин ни для последней войны, ни для крушения России, а вслед за сим
сохранялось бы благоденствие и во всем мире, во главе которого стояла бы
Россия.
Вообще Россия была бы действительно возведена на степень
величия третьего Рима, и возрастание нашего Отечества как в духовном, так и в
политическом отношении было бы необозримо. Однако до понимания таких великих
отечественных задач не могли подняться современники, и всем этим светлым и
прямо сказочным перспективам не суждено было сбыться.
Лживые и низкие бояре, которых постоянно смирял патриарх,
придворная раболепная знать, люди дутые, своекорыстные и с холопской душой,
успели оговорить патриарха, озлобить царя, их нежную дружбу превратить в
многолетнюю ссору, сослать великого патриарха в ссылку «на вечное покаяние» в
Ферапонтов Белозерский монастырь и затемнить истинное призвание России, которую
с тех пор постигает одно несчастье за другим.
Царь Алексей Михайлович умирает, не достигнув пятидесяти
лет, тревожась духом на смертном одре, что лишен благословения заточенного
патриарха, раскаиваясь в его низвержении и испрашивая у него себе прощения.
Царь Петр вводит у нас чужебесие, на святительские престолы
восходят характеры преимущественно эластичные, могущие ужиться при всякой
власти и интригах, умеющие хитрить и лицемерить.
После Петра ряд наших царей проникается немецким духом.
Император Павел I стремится сделаться народным царем, но падает жертвой
предательства. Император Александр I попадает в тенета Священного Союза и хотя
оставляет после себя красивое сказание о добровольно поднятом им подвиге, но не
оставляет России того прямого пути, по которому ей надлежит идти. Император
Александр II умирает от руки убийцы. Император Александр III загадочно умирает
в полном расцвете своих сил. И, наконец, благочестивейший государь Николай II
принимает мученическую кончину со всем своим царским семейством от руки
злодеев.
Русская земля имеет великое и светлое будущее
Думаю, что читатель не может заподозрить меня в недостатке
преданности русским монархам. Я желал бы, чтобы власть благочестивых русских
царей была превыше всех мирских властей на земле, и чтобы благоденствие и слава
их была беспредельной. Но, взирая на крестный путь, которым идет наше Отечество
после патриарха Никона, невольно приходишь к убеждению, что России невозможно
уклониться от пути, который ей предуказан великим Никоном — патриархом,
заточенным за слово Божие и за святую Церковь, а вернее — самим промыслом
Божиим.
Литература о патриархе Никоне у нас была довольно обширная.
Мне не раз приходилось ссылаться на нее и указывать, что большая часть ее была
недоброжелательна к великому Никону, но вот в самое последнее время появилось
замечательное трехтомное исследование профессора М.В.Зызыкина «Патриарх Никон,
его государственные и канонические идеи» (Варшава, 1935). По оригинальности,
убедительности и свежести материалов это лучшее произведение о патриархе
Никоне, после которого, надеюсь, уже никто не посмеет порицать патриарха
Никона.
Гений этого великого человека заключался в том, что он
глубоко проникал в народную душу, в сокровеннейшие ее тайники, он сливался с
народом. Считая же главной задачей своей жизни ослабление русского церковного
провинциализма, он тем самым сливался и со всем христианским миром.
Патриарх Никон был полный демократ, собственно говоря,
простой русский мужик, обогатившийся богатыми дарами, — он был аскет, народный
вождь, правитель и отшельник, художник и хозяин, друг двора, патриот своего
народа, вселенский святитель, поборник просвещения и строгий хранитель
церковной дисциплины, нежная душа и грозный обличитель неправды.
Я убежден в том, что русская земля, давшая такого гения,
имеет великое и светлое будущее. После всех пережитых испытаний она вернется к
своему прямому призванию, которое будет стоять в центре церковной и
политической жизни.
Задержкой к наступлению этого светлого времени является
только наше нераскаяние, и мы должны с усердием припасть к родившемуся Спасителю,
«любовию облобызающе» пречистеи Его нози и зовуще: «Спасе, от скверных дел
избави нас, смиренных рабов Твоих».
Факты: Митрополит Антоний (в миру — Алексей Павлович
Храповицкий) родился 17 марта 1863 года в Новгородской губернии в дворянской
семье. В 1881 году окончил с золотой медалью гимназию в Санкт-Петербурге, а в
1885 году — Санкт-Петербургскую духовную академию, при которой был оставлен
профессорским стипендиатом. В 1885 году был пострижен в монашество и
рукоположен сначала во диакона, а затем во иеромонаха. Служил преподавателем в
Холмской семинарии и доцентом Санкт-Петербургской академии. В 1890 году
возведен в сан архимандрита, занимал последовательно должности ректора
Санкт-Петербургской, Московской и Казанской духовных академий. В 1897 году
рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, в 1900 году
назначен епископом Уфимским и Мензелинским, а в 1902 году переведен на
Волынскую кафедру. В 1912 году архиепископ Антоний стал членом Святейшего
Синода, а с 1914 года возглавил Харьковскую епархию. В 1918 году Украинский
церковный собор избрал его митрополитом Киевским и Галицким. В том же году
арестован по приказу С. Петлюры. В сентябре 1919 года освобожден, но вынужден
бежать из Киева. Был главой Высшего временного церковного управления при генерале
А.И. Деникине. После поражения белых бежал в Константинополь, а затем в Сербию.
В эмиграции возглавил Высшее церковное управление за границей. С начала 1921
года обосновался в городе Сремские Карловцы. В ноябре 1921 года был председателем
Всезаграничного церковного собора, в ходе работы которого было составлено послание
о восстановлении в России монархии с царем из дома Романовых. Святой Патриарх Тихон
осудил этот собор за принятые на нем от лица Церкви политические решения. Скончался
в Сремских Карловцах 10 августа 1936 года, похоронен в крипте Иверской часовни
в Белграде.
KM.RU, 17 мая
[1] В день великого события в православной истории России
XXI века — подписания Акта о каноническом общении и восстановления единства в
Поместной русской православной церкви — мы публикуем программный текст
основателя Русской зарубежной церкви митрополита Антония (Храповицкого)
«Патриарх Никон и Россия», в котором наиболее полно сформулирован «Русский
проект». Статья была записана со слов владыки Антония в последний год его
земной жизни к празднику Рождества Христова 1935-1936 года (прим. Ред. КМ.ру).