Журнал «Золотой Лев» № 113-114 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Г. Семигин

 

Собственность пора вернуть народу[1]

 

Едва ли не самый главный, если не сказать, фундаментальный социально-экономический вопрос в стране – это вопрос собственности. Мы уже обсуждали эту тему, но сегодня мы более подробно проанализируем влияние проблемы собственности на развитие экономики и социальной сферы страны, чтобы понять, что конкретно может дать человеку законный возврат собственности государству и народу.

 

Гладко было на бумаге…

 

Давайте вспомним, что обещали организаторы и идейные вдохновители приватизации в начале 1990-х гг.

Нас уверяли, что стоит только раздать государственные предприятия в частную собственность, как экономика заиграет всеми цветами радуги, рынок все отрегулирует сам и в первую очередь обеспечит снижение цен. Нам говорили, что каждый гражданин России сможет обменять ваучер на две «Волги» или приобрести на него акции предприятий и впоследствии получать по ним дивиденды – дополнительный доход от владения собственностью. Нам рассказывали об огромных поступлениях в бюджет от продажи государственного имущества и, как следствие, небывалом увеличении социальных расходов. Все это, по мысли организаторов приватизации, должно было привести к росту благосостояния народа, появлению среднего класса.

Ничего этого сегодня нет и в помине. Зато есть 720 российских миллиардеров, контролирующих активы на 291 млрд долл., и основная масса русских, живущих в непростых социальных условиях. Есть непомерно завышенные частными монополиями цены и тарифы, которые бьют по человеку. Есть сырьевая экономика, в которой ликвидированы целые отрасли. И, наконец, есть мировое признание того факта, что от государственной собственности ценой в сотни и сотни миллиардов долларов в российский бюджет поступили незначительные суммы.

Вывод очевиден – пока в стране не будет восстановлена справедливость в вопросах собственности, невозможно говорить о поступательном развитии России и социальном благополучии ее граждан.

Справедливо решить вопросы собственности – значит устранить нынешние колоссальные перекосы, когда десятая часть всех граждан России владеет около 90% всей собственности в стране, полученной в результате приватизации 1990-х гг., которая проходила во многом незаконно и в вопиющем противоречии с интересами русского народа и государства. Грубые просчеты, допущенные при реформировании прав собственности, до сих пор аукаются нам самыми тяжелыми последствиями.

В целом приходится констатировать, что приватизация привела к деградации не только отдельных предприятий, но и целых отраслей, перешедших в частную собственность. В их числе оказались и наиболее успешные – сырьевые. Это произошло в связи со снижением объемов геологоразведочных работ, моральным и физическим старением оборудования, низкой производительностью труда, снижением объемов инвестиций и т.д.

С другой стороны, по итогам приватизации не пролился и «золотой дождь» в бюджет России. Так, по данным газеты «Московский комсомолец»[2], с 1992 по 1999 г. в стране было приватизировано более 133 тыс. объектов, за которые в казну поступило всего 9 млрд 250 млн долл. В итоге огромная страна, в которой было приватизировано больше всего госсобственности, выручила от этого меньше средств, чем маленькая Венгрия. В целом мы занимаем всего лишь двадцатое место в мире по доходам от приватизации государственного имущества.

При этом средняя стоимость одной сделки по приватизации оказалась около 70 тыс. долл. Так по цене новой, но не самой роскошной иномарки в частные руки переходили заводы, порты, месторождения и многое другое. Причем переходили с такой бешеной скоростью, что большинство простых граждан попросту не успели ничего понять. И массово обменивали розданные им ваучеры на самый ходовой в то время товар – водку.

В итоге обещанного среднего класса в стране так и не появилось, не улучшила приватизация и общего благосостояния народа. Так, за последние 10 лет 80% населения стало жить хуже, и только у 20% россиян жизнь постепенно улучшается. Похоже, что 20% – это нынешние собственники основных предприятий и национальных богатств, а также те, кто кормится вокруг этой собственности. И создается впечатление, что российское правительство работает именно для них, а перед всей остальной страной попросту имитирует свою деятельность. Это категорически неприемлемо.

И здесь, на наш взгляд, вряд ли уместны разговоры о том, что «сегодня этой собственностью управляет новое поколение менеджеров, которых нельзя наказывать за грехи 1990-х, в том числе и за грехи власти», тем более что они якобы и так «готовы делиться». Ведь речь идет не о наказании, речь – о справедливости.

 

Что делать?

 

Необходима официальная оценка итогов приватизации по двум основным направлениям.

Первое. О правомерности и справедливости залоговых аукционов.

Второе. О выполнении условий инвестиционных договоров, заключенных по приватизационным конкурсам.

В качестве первого шага в рамках этой инициативы мы направили официальные запросы от фракции «Родина» – «Патриоты России» в Российский фонд федерального имущества (РФФИ), в Министерство финансов РФ, в Счетную палату РФ.

От них нам впервые и публично хотелось бы получить внятные ответы на ряд острых и болезненных вопросов по приватизации, в том числе:

– почему в тот период бюджету России понадобились дополнительные ресурсы от приватизации госимущества, какая в этом была необходимость?

– почему государство в лице правительства, и прежде всего Минфина, систематически «забывало» запланировать в бюджете средства на возврат кредитов, взятых под залог госсобственности в ходе залоговых аукционов?

– сколько средств от залоговых аукционов поступило в бюджет РФ в каждом конкретном случае и по результатам выполнения инвестиционных договоров?

– почему государство не предпринимает никаких санкций в отношении недобросовестных собственников, нарушающих условия инвестиционных договоров?

– почему даже по выявленным, в том числе Счетной палатой, случаям огромных потерь для бюджета России в ходе приватизации до сих пор не сделано соответствующих выводов, как минимум в отношении ответственных за это должностных лиц?

А таких случаев, как выясняется, немало. Приведу лишь два примера. Так, отошедший группе «Интеррос» всего за 300 млн долл. «Норильский никель», по данным некоторых СМИ, в то время был официально застрахован за рубежом на 30 млрд долл. Иными словами, он стоил в сто раз больше. Проданный за 700 млн долл. ЛУКОЙЛ в реальности стоил по рыночным ценам около 16 млрд долл. К сожалению, список подобных примеров можно продолжать и дальше, не говоря о реализованных в ходе залоговых аукционов схемах, когда банки-победители умудрялись виртуозно «кредитовать» государство его же собственными деньгами. И при этом в конечном счете стать собственниками пакетов акций госпредприятий, отданных им в залог.

Что касается инвестиционных конкурсов, то, по имеющимся у нас данным, многие инвестиционные договоры тех лет фактически не были исполнены, что в соответствии с их положениями влечет за собой возврат собственности государству. Мы считаем его обоснованным, так как за прошедшие годы от эксплуатации этой собственности олигархи и магнаты получили многие миллиарды долларов.

Сегодня абсолютно очевидно, что принятый в начале 1990-х приватизационный механизм развития бизнеса за счет передела собственности в нижней точке ее стоимости себя исчерпал. Однако в России приватизация госсобственности, пусть и не столь масштабная, по прежнему образцу продолжается. В 2007 г. из числа наиболее крупных объектов федерального имущества предполагается приватизировать акции следующих акционерных обществ: «Станкоимпорт», «Московский метрострой», «Аэропорт «Салехард», «Международный аэропорт «Уфа». В 2008 г. из числа наиболее крупных объектов федерального имущества предполагается приватизировать акции акционерных обществ «Всероссийский выставочный центр», «Технопромэкспорт», «Щелковский завод вторичных драгоценных металлов», «Киностудия «Ленфильм».

Между тем, как и ранее, процесс приватизации не имеет ни четко обозначенных целей, ни утвержденной законом стратегии, ни обоснованных расчетов. Правительство продолжает избавляться от избыточной, по его мнению, госсобственности, нисколько не заботясь о ее дальнейшей судьбе.

Хотелось бы подчеркнуть, что мы не выступаем против приватизации как таковой. Но мы считаем, что дальнейшая приватизация в нашей стране должна иметь ясные цели, осуществляться прозрачно и с серьезными двусторонними обязательствами со стороны государства и нового собственника. Государство[3] должно требовать от нового собственника соблюдения определенных социальных обязательств: сохранения рабочих мест, модернизации социальной инфраструктуры. В то же время в ходе приватизации неликвидной собственности государству нужно идти на здравые уступки, например, в списании долгов и налогообложении убыточных предприятий.

Нам давно пора перестать панически бояться абсолютно цивилизованного и принятого во всем мире процесса деприватизации и возврата собственности государству и народу.

И первым шагом на этом пути могло бы стать создание полного кадастра всей собственности в стране. Это позволило бы получить ясные ответы на вопросы: кому и что принадлежит сегодня в России и сколько вообще у нас собственности – недвижимости, предприятий, недр, месторождений, лесов и многого другого.

 

Что получат русские?

 

Законно вернуть собственность государству и народу – это полдела. Необходимо сделать так, чтобы эта собственность незамедлительно начала работать на каждого гражданина, на каждую семью, принося дополнительный, ощутимый и стабильный доход.

Это тем более необходимо, если трезво оценивать положение с доходами в нашей стране. По расчетам отделения экономики РАН, на 1 долл. зарплаты среднестатистический американский работник производит 1,2 долл. ВВП, российский работник – 4,2 долл. ВВП. Это означает, что если по производимому продукту на душу населения мы отстаем в 4,5–5 раз, то по заработной плате уже в 18–22 раза. Нет ни одной развитой страны в мире с такой чудовищной эксплуатацией наемных работников, как в современной России[4].

Но для того чтобы возвращенная собственность начала реально работать в интересах народа, совладельцами предприятий и месторождений должны стать все граждане нашей страны, что и обещали в свое время идеологи приватизации. И здесь мы предлагаем следующие подходы и механизмы.

В отношении возвращенных предприятий: часть пакета акций должна быть у государства, часть пакета акций – у граждан. При этом каждый гражданин – держатель акций того или иного предприятия – должен получать от них постоянный и стабильный доход[5].

В отношении возвращенных месторождений и других нацбогатств. Здесь мы предлагаем реализовать такую же схему, что и в отношении возвращенных предприятий. Но есть и существенное отличие. От эксплуатации этой собственности каждый гражданин России должен получать постоянный доход на личный счет по системе природной ренты[6].

Законный возврат собственности позволит обеспечить значительный рост доходов консолидированного бюджета страны. Возврат собственности государству и народу означает колоссальный рост бюджетных доходов (в федеральный бюджет и бюджеты регионов), размер которых оценивается в несколько годовых бюджетов страны[7].

 

Стабилизационный фонд

 

Четыре основных направления рационального и выгодного использования средств стабилизационного фонда и золотовалютных резервов это:

– инвестиции в экономические проекты регионов (1 трлн 350 млрд руб.);

– модернизация социальной инфраструктуры (2 трлн 350 млрд руб.);

– особые социальные выплаты, обеспечивающие значительный рост зарплат, пенсий, стипендий, социальных пособий и т.д. (1 трлн 350 млрд руб.);

– формирование стратегического резерва страны в виде капитала, работающего внутри страны и приносящего ей ощутимый доход (4 трлн 450 млрд руб.).

И хотя многие ученые, экономисты и эксперты абсолютно согласны с предложенными нами механизмами неинфляционного включения этих средств в российскую экономику и социальную сферу, остаются и те, кто продолжает упрекать нас в желании якобы «все взять и поделить».

Здесь хотелось бы расставить все точки над i: а чьи это, собственно, деньги? Те ли это реальные излишки, которые действующее правительство России может себе позволить, блестяще решив все важнейшие проблемы страны и обеспечив высокий уровень и качество жизни народа? Или, быть может, это те средства, которые правительство само заработало, подняв на новый уровень производство и экономику? Разумеется, нет. В стабилизационном фонде накапливаются средства, полученные нашей страной от высоких цен на нефть и другие энергоносители, идущие на экспорт. И заслуги правительства России в получении этих средств никакой нет.

В то же время нельзя не замечать, что в последнее время все больший резонанс получают мнения о том, что размещенные в иностранной валюте и облигациях средства стабфонда могут вообще не вернуться в Россию. Например, Бельгия уже начала подводить под это первичное обоснование, как бы невзначай требуя возврата долгов царской России.

Мы ставим вопрос о немедленном прекращении размещения средств стабфонда и золотовалютных резервов в иностранных государствах, а также в формируемых резервном фонде и фонде будущих поколений. Мы обращается к каждому гражданину страны с предложением поддержать нашу инициативу.

 

Страна надеется на справедливость

 

Мы убеждены: справедливое решение вопросов собственности – это ключ к подлинному восстановлению справедливости в стране, решению целого ряда неотложных проблем, благополучию и счастью народа.

Мы предлагаем следующий алгоритм шагов и действий в этом вопросе.

Первое. Еще раз на государственном уровне вернуться к вопросу о собственности и необходимости его справедливого решения. И хотя глава государства неоднократно обозначал свою позицию в этом вопросе, нельзя не видеть, что абсолютное большинство граждан считают себя обманутыми по итогам приватизации и категорически не согласны с ее результатами[8].

Второе. Официально признать, что справедливое решение проблемы собственности способно стать пусковым механизмом быстрого и эффективного решения целого ряда острых вопросов в стране.

Третье. Возвращать собственность народу и государству на основе следующих правовых и экономических механизмов:

– по итогам официальной оценки выполнения инвестиционных договоров по приватизационным аукционам и конкурсам 1990-х гг;

– законного пересмотра сроков давности по суду, в том числе в связи с вновь открывшимися обстоятельствами;

– выкупа государством той собственности, которую нельзя изъять в законном порядке, причем в ряде случаев выкупать можно частичный (не контрольный) пакет акций, что позволит государству участвовать в управлении предприятием и сделает его деятельность прозрачной;

– введения специального высокого налога на ту собственность монополистов, которую ее владельцы откажутся продавать государству, и ряда других.

Наша фракция в Государственной думе приступает к разработке единого законопроекта об анализе и оценке итогов приватизации и устранении допущенных в ходе ее нарушений…

Четвертое. Создать полноценный кадастр собственности.

Пятое. Скорректировать государственную программу приватизации на ближайшие годы, с тем, чтобы она реально решала задачу появления эффективного и социально ответственного собственника.

По Конституции РФ единственным носителем власти в стране является наш многонациональный народ. Но власть и собственность неразделимы. Сегодня абсолютное большинство народа лишено собственности, значит – лишено власти. Поэтому значение справедливого решения вопросов собственности для нашей страны трудно переоценить.

(Публикуется в сокращении)

 

МНЕНИЯ

 

Сергей ГЛАЗЬЕВ:

НУЖЕН НАЛОГ НА ПРИРОСТ КАПИТАЛА

 

– Приватизация носила криминальный характер. Это сегодня очевидно для всех. По народу, который, по сути, владел государственной собственностью, был нанесен двойной удар.

С одной стороны, у него отняли право на эту собственность, с другой – лишили трудовых сбережений, на основе которых люди могли бы эту собственность приобрести. Фактически конфискация сбережений путем их замораживания предопределила грабительскую сущность проведенной приватизации. Поэтому доходы, которые государство может получить в результате восстановления своих прав на имущество, могли бы быть частично направлены и на выплату дореформенных вкладов в Сбербанке, которые оцениваются примерно в 5 трлн руб. в нынешних ценах. Это было бы не только справедливо, но и эффективно. И мы предлагаем разные механизмы возвращения вкладов без инфляционных последствий.

Нельзя не сказать, что в тех сферах, где новоявленные собственники получали самые большие сверхприбыли (нефтегазовый сектор), управление велось и ведется крайне неэффективно. Производительность труда снизилась в четыре раза, сократились разведанные запасы. Люди, которым практически даром досталось общенародное богатство, использовали его в основном для личного обогащения: объем вывоза капитала достиг 600 млрд долл.

В ходе приватизации государственного имущества не были оценены так называемые нематериальные активы. Это, прежде всего, интеллектуальная собственность. Между тем в наукоемкой промышленности ее доля, если посмотреть балансы ведущих корпораций мира, часто превышает половину. Приватизация наших конструкторских бюро, НИИ и наукоемких предприятий по цене стульев, табуреток, зданий и сооружений привела к чудовищной недооценке имущества, и государство вправе сегодня провести эту оценку.

Есть и примеры приватизации, которая проводилась законно, но предприятия покупались по многократно заниженной стоимости. Для таких нужно ввести налог на прирост капитала.

Господин Абрамович приобрел «Сибнефть» за 100 млн долл., а продал за 13 млрд. При этом ухудшил качество активов, потому что добыча нефти шла варварским способом. Сегодня это всем хорошо известно. Ради получения сверхприбылей он, по сути, угробил громадное количество месторождений. Так вот, разница между 13 млрд и 100 млн должна быть обложена налогом. Это было бы справедливо и эффективно.

 

Роберт НИГМАТУЛИН,

академик РАН:

МЫ ПОТЕРЯЛИ РАБОЧИЙ КЛАСС

 

– Вопрос, который мы обсуждаем сегодня, очень сложный. И вот почему. Если мы всю приватизированную собственность просто вернем государству и определять ее судьбу будут госорганы, то я не исключаю, что при нынешней власти ее эффективность будет еще ниже.

Приведу примеры. Героическими усилиями Российская академия наук сохранила научно-исследовательский флот, получая всего 10% от суммы, необходимой для его содержания. В Дальневосточном отделении РАН флот передали в федеральное управление. В результате Институт океанологии на Дальнем Востоке не имеет возможности использовать собственные корабли! Вот она, эффективность. Другой пример. За счет госбюджета на Тверской атомной станции достраивали блок. Он обошелся в 1,3 млрд долл. На строительство двух таких же блоков на Украине было затрачено по 300 млн долл. Получается, что у нас 1 млрд просто разворовали.

Поэтому сейчас, пока собственность не национализирована, чрезвычайно важно сделать упор на более эффективное налогообложение сверхдоходов. Кстати, абсолютная неправда, что в России очень низкие налоги. Именно с труда мы платим 39% налогов: 13% с зарплаты платят граждане и еще 26% – работодатель.

Недавно на заседании президиума РАН губернатор Хабаровского края Ишаев сказал, что на Дальнем Востоке мы перешли от стратегии развития к стратегии выживания. Я как математик могу сказать: нынешняя стратегия не позволит и выживать – она нежизнеспособна. Мы идем к деградации производительных сил, потеряли рабочий класс. Все слова о том, что у нас есть потенциал в области вооружения, авиации, космоса, атомных электростанций, – это миф. Для того чтобы все это работало, нам надо снова создавать рабочий класс, открывать профтехучилища и т.д.

 

Георгий КОСТИН:

ВОРЫ ДОЛЖНЫ СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ

 

– За десять лет приватизация нанесла Российскому государству ущерб более 300 трлн долл. Например, КБ им. Туполева было приватизировано всего за 0,0006% своей действительной стоимости. При этом 26,7% его акций оказалось в руках конкурентов – американских авиастроительных компаний.

Требование подавляющего большинства россиян пересмотреть итоги грабительской приватизации – это требование восстановления справедливости. Украденное должно быть возвращено государству и обществу, а воры должны не угрожать из Лондона госпереворотом, а сесть на скамью подсудимых.

Конечно, любой передел собственности, в том числе и справедливый, – это потрясение. Но, не восстановив справедливости, невозможно добиться в обществе ни мира, ни согласия, ни гражданской стабильности.

Доходы министра транспорта Левитина превысили зарплату сельского учителя в 2330 раз, министра природных ресурсов Трутнева – в 3775 раз! Прирост доходов Абрамовича и Алекперова в 2005 г. равен росту средней зарплаты 23 млн работников промышленности и сельского хозяйства. Выходит, мало отобрать у олигархов награбленное, надо ввести механизм, пресекающий рост неправедных доходов. Подобные меры в отношении всего двух олигархов позволят увеличить годовую прибавку зарплаты основной массе отечественных товаропроизводителей вдвое. Если перераспределить 7% доходов 20% самых богатых в пользу 20% самых бедных, доходы последних увеличатся в 2 раза. Если на 14% повысить подоходный налог самой богатой части населения, средняя зарплата по стране увеличится вдвое.

Номинальный доход одного жителя России от продажи всех видов ресурсов составляет 35 тыс. руб. в год, но население лишено возможности пользоваться этими доходами. Только за счет наведения справедливого порядка в торговле нефтепродуктами и газом средняя по стране месячная зарплата может быть увеличена на 5300 руб. За счет возврата государству природной ренты бюджет может быть увеличен на 240 млрд руб.

 

Сергей ГЛОТОВ,

депутат Госдумы, доктор юридических наук:

ЭТО БЫЛА АФЕРА ВЕКА

 

...Собственность и рост тарифов ЖКХ связаны теснейшим образом. Почему наши естественные монополии обирают граждан, ежегодно повышая тарифы на 20%, хотя правительство говорит об инфляции в стране в 8,5%?

Ответ на этот вопрос надо искать в начале 1990-х, когда доминирующим стало «указное право». Приватизация в 1992 г. прошла не по закону, а по указам президента России № 914 и 1229 «О введении в действие системы приватизационных чеков и ее развитии в РФ». Чубайс лишь ухмылялся, когда на заседании Верховного совета РСФСР депутат Челноков бросал ваучеры ему в лицо. Это была афера века.

В 1992 г. в частной собственности находилось менее 5% предприятий, в 2003 г. – 77% плюс нищее население. Вот почему есть все основания для возвращения собственности народу и государству. Кстати, иностранцы, зная, что в стране нет правовых условий для проведения приватизации, в первые годы в ней не участвовали. Все было узаконено Госдумой только несколько лет назад.

Первое, что нужно сделать, – это разработать и принять закон об имуществе, которое может находиться только в госсобственности, и прекратить грабеж оставшихся 13%. Второе – внести изменения в соответствующий закон, чтобы положить конец упрощенному механизму банкротства предприятий – по сути, переделу собственности на основе действующего законодательства. Надо говорить о современных стандартах оценки нематериальных, в том числе государственных, активов, законодательно определить ограничения при приватизации внесенных в реестр объектов культурного наследия. Одна Москва за год потеряла более 600 культурных объектов.

 

Политический журнал, 21.05.07



[1] Печатается с сокращениями (прим. Ред. ЗЛ).

[2] Странно избранный источник информации. Депутат Госдумы мог бы запросить в правительстве РФ официальные данные на этот счет.

[3] Имеется в виду государственная власть.

[4] Тем не менее, основная масса наемных работников, если верить результатам социологических опросов ВЦИОМ, души не чают в г-не Путине, в его правительстве и в экономическом курсе, который они осуществляют. Стало быть, подавляющее большинство населения РФ против изъятия украденной государственной собственности у мошенников, которые ею своекорыстно пользуются.

[5] Неясно, тем не менее, в силу каких причин государственные предприятия должны стать акционерными и почему не вся прибыль от их деятельности (если эти предприятия не являются планово-убыточными, то есть дотационными) не должна обращаться в доход государства.

[6] В данном случае также вызывает сомнение необходимость размазывания «природной ренты» по 140 миллионам карманов жителей РФ.

[7] Этот вывод противоречит предложению выплачивать доходы госпредприятий всем гражданам РФ.

[8] Тот факт, что многие полагают себя обманутыми, ни о чем не говорит. Большинство продолжает верить обманщикам, раз за разом голосуя на выборах за их партии.


Реклама:
- купить розы и саженцы оптом от производителя