Журнал «Золотой Лев» № 101-102 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Арешев

 

«Торговая война» или политические интриги?

 

"Газовый конфликт" между Россией и Белоруссией, улаженный вроде бы за несколько минут до наступления нового 2007 года, в первые январские дни получил довольно неприятное продолжение и грозит обернуться самой настоящей торговой войной.

Повышение цен на газ не осталось в Минске без ответа. Правительство Белоруссии приняло решение о введении с первого января таможенной пошлины на нефть, транспортируемой по нефтепроводам республики. По словам пресс-секретаря МИД Белоруссии Андрея Попова, введение с 1 января пошлины на перемещение нефти по территории Белоруссии является ответной мерой белорусской стороны. Это связно в связи с ранее принятым правительством России решением о применении ставок вывозных пошлин в отношении нефти, ввозимой в Белоруссию. Если учесть, что через Белоруссию поставляется 50% всей российской нефти, направляемой европейским потребителям, то такой шаг будет весьма чувствительным [1]. Прекращение транзита по нефтепроводу "Дружба" российской нефти в Европу вызвало настоящий межгосударственный скандал, с громкими выступлениями и взаимными обвинениями.

Можно предположить, что меры, предпринятые белорусской стороной, являются всего лишь аргументом в споре с Москвой, а следовательно, могут быть отменены в случае, если компромисс все-таки будет найден. Показательно, что министр экономического развития России Герман Греф также упомянул о возможной отмене экспортных пошлин в отношении поставляемой в Белоруссию российской нефти. В то же время создается ощущение, что Москва не намерена идти на какие-либо уступки, требуя от Минска отмены решения о взимании пошлины на следующую через Белоруссию транзитом российскую нефть в качестве непременного условия для начала переговоров.

Не менее бескомпромиссна и позиция белорусской стороны. Президент Лукашенко дал своим подчиненным недвусмысленное указание: "...сегодня настало время потребовать от России выполнения ее обещаний. Если они не будут выполнены, мы получим полную свободу действий. Я имею в виду постановку вопроса о транзите российской нефти через Белоруссию, об оплате этого транзита, об оплате за землю, которая используется под газовые и нефтяные трубы, а также о собственности Российской Федерации в Республике Беларусь. В первом квартале этого года России должны быть направлены предложения об оплате услуг, которые ранее ей предоставлялись бесплатно, в том числе услуг, связанных с военными объектами и транзитом..." [2].

Эти предложения могут касаться, прежде всего, двух российских стратегических объектов – РЛС "Волна" в Барановичах и пункта управления в городе Вилейка (Минская область), которые ретранслируют сигналы на российские корабли и подводные лодки в Центральной и Северной Атлантике. Эти объекты входят в состав Системы предупреждения о ракетном нападении и весьма важны для эффективного функционирования российского "ядерного щита", особенно после уничтожения по требованию латвийской стороны аналогичного объекта в Скрунде (другой объект остался на территории Украины). По оценкам экспертов, реальная стоимость аренды двух РЛС на территории Белоруссии может обойтись Москве в сумму более чем в 20 млн. долларов ежегодно. А затраты республики на содержание системы ПВО, защищающей рубежи России, составляют, по оценке Минска, свыше 40 млн. долларов в год. Сюда же можно приплюсовать расходы по созданию и поддержанию пограничной инфраструктуры. По договору о совместных усилиях в охране государственной границы Белоруссии 1995 года, Минск взял на себя обязательства обеспечивать интересы России на своей госгранице с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной (общая протяженность – 2250 километров), в результате чего у России отпала необходимость в создании пограничной инфраструктуры на белорусско-российском участке протяженностью более 120 километров.

Так что довольно абсурдно выглядит сложившаяся ситуация, когда выхватывается лишь один аспект двусторонних отношений, и весьма сомнительным образом препарируется, без увязки со всеми остальными. Вряд ли анализ всего комплекса российско-белорусских отношений, включая его геополитическую, военную, экономическую, наконец, культурно-историческую составляющую, сводимы, при всей важности энергетических вопросов, к дебатам вокруг цены за кубометры газа или ставкам на транзит российской нефти.

Разумеется, требования Белоруссии (пока еще неявно артикулированные) оплаты по "рыночным" расценкам содержания общей границы и самого газопровода, многочисленных российских военных объектов могут натолкнуться на встречные контраргументы российской стороны. Очевидно, заинтересованные силы только и ждут, когда отношения между нашими странами начнут развиваться в русле "торговой войны". Делать им такой подарок было бы непростительной глупостью, тем более что был уже в смутные 1990-е такой прецедент, когда разные ведомства и экономические субъекты вели свою собственную внешнюю политику. Ничем хорошим это, если кто забыл, не закончилось...

Сетевые транспортные системы сами по себе представляют собой инструмент геополитики, а отнюдь не только инструмент извлечения прибыли. Белоруссия в силу своего географического расположения является участником буферной "Черноморско-Балтийской" зоны вокруг нашей страны. И вряд ли Россия заинтересована в потере единственного транспортного коридора в Европу (причем отнюдь не только для нефти и газа, но и для других товаров), пролегающего по территории дружественного государства. До 70 % российского несырьевого экспорта движется по трассам Белоруссии [3]. При перевозке грузов из России в страны Европы грузовые тарифы Белоруссии на 20% ниже аналогичных цен соседней Украины. Поэтому когда мы сейчас считаем, сколько "Газпром" или Россия на своих налогах выиграет, или проиграет, то надо понимать, что возможная сиюминутная прибыль одной корпорации (пусть и самой мощной), может в дальнейшем аукнуться колоссальными геополитическими, а, следовательно, и экономическими потерями для всей страны. Согласно некоторым расчетам, в случае утраты Белоруссии как союзника Россия будет вынуждена создавать с нуля аналогичную военную инфраструктуру стоимостью 21-25 миллиардов долларов [4]. Или взять вопрос об экономической интеграции. От поставок из Белоруссии зависят 8000 российских предприятий [5]. В России порядка 3 миллионов рабочих и служащих имеют работу благодаря тесному экономическому сотрудничеству с Белоруссией [6]. В частности, по словам руководителя "Рособоронэкспорта" С. Чемезова, в Белоруссии сосредоточена примерно третья часть сборочных мощностей и исследовательских центров бывшего СССР в сфере вооружения и военной техники, которые были сохранены руководством республики. Соответствующая продукция в рамках военно-технической кооперации поставляется без лицензирования, квотирования и взимания таможенных пошлин [7]. И это – только по одной из сфер двустороннего сотрудничества. Подсчитывал ли кто-либо цену разрыва цепочек производственной кооперации российских предприятий с белорусскими?

Словом, создается впечатление, что "Газпром" пытается действовать если не в безвоздушном пространстве, то, по крайней мере, в качестве чисто коммерческой конторы, которую не интересует ничего, кроме прибыли. Или, во всяком случае, усиленно это демонстрирует, так как утверждать подобное всерьез, учитывая место этого предприятия в российской экономике, а его руководителей – в российской политической элите, было бы, по меньшей мере, несколько наивным.

Другое предположение представляется более близким к истине и заключается в том, что газовый концерн выступает в качестве политического инструмента в руках той части российской политической элиты, которую не очень устраивает нынешнее белорусское руководство и Александр Лукашенко персонально. А вопрос о ценах на газ является всего лишь формальным предлогом. Или, даже больше, не нравится сама идея российско-белорусского союзного государства.

К белорусскому лидеру действительно могут быть претензии, однако попытки ослабить его внутриполитические позиции посредством повышения цен на газ представляется политикой достаточно близорукой. Здесь достаточно показателен пример Михаила Саакашвили. Меры по транспортной блокаде его страны, предпринятые Москвой в период пика обострения отношений между двумя странами, были оправданными и имели эффект на короткой дистанции, но в конечном итоге никак отрицательно не сказались на внутриполитических позициях экспансивного грузинского руководителя. Не приходится сомневаться, что наши зарубежные "доброжелатели" будут стремиться по возможности взвинтить российско-белорусские отношения, как можно дольше удерживая их конфликтный фон. Рисуя для белорусской элиты и населения образ врага в виде России, они будут создавать предпосылки для изменения вектора внешнеполитической ориентации Минска с Москвы в сторону Запада.

По словам представителя Госдепа США Шона Мак-Кормака, "в прошлом году мы видели это (действия России) по отношению к Украине, мы видели это по отношению к Грузии и сейчас мы видим это по отношению к Белоруссии". В настоящее время американскими законодателями готовится "Акт об энергетической дипломатии и безопасности", одним из положений которого является поддержка стремления молодых демократий, в частности, Украины и Грузии, к энергетической независимости. Можно смело предположить, что в случае соответствующих изменений положения этого, вне всякого сомнения, антироссийского документа, будут распространены также на Белоруссию [8].

Представляется, что выход из создавшейся ситуации следует искать именно в решении политических вопросов, что весьма непросто, учитывая негативное отношение на Западе к любой форме интеграции на постсоветском пространстве, а также тесные связи и экономические интересы на том же Западе российского сырьевого капитала.

Однако от решения этих вопросов мы никуда не денемся. О необходимости движения на пути к союзному государству не раз заявлялось и на уровне высшего политического руководства России. Создание союзного государства будет означать и выработку единой политики в сфере транзита энергоресурсов, и интеграцию предприятий белорусской промышленности в российскую экономику, и создание новых

рабочих мест, и многое другое. Не остался бы в конечном итоге внакладе и тот же "Газпром", перекачивающий сейчас через Белоруссию около 20% своих экспортных объемов газа. В Минске полагают, что через Белоруссию в Европу могло бы поступать до половины российского газового экспорта. Такое предложение, которое целиком и полностью отвечает модной на западе теории диверсификации энергетических поставок, создало бы для России выгодную альтернативу транзитному пути через Украину, которая с каждым годом ужесточает условия транзита российских товаров [9]. Вопрос же о включении Белоруссии в военно-стратегическое пространство России вообще не поддается измерению.

Совершенно очевидно, что необходимо как можно быстрее отложить в сторону борьбу политических амбиций и частных экономических интересов. В случае создания и функционирования союзного государства все вопросы будут решаться к взаимной выгоде, затраты, которые могут на определенном этапе возникнут, впоследствии окупятся сторицей. Нужна, в первую очередь, политическая воля. Провал же в строительстве союзного государства может стать крупнейшей и притом ничем не оправдываемой внешнеполитический неудачей нынешнего российского руководства, непосредственным образом влияющей на уровень доверия к нему населения.

 

1. В 2004 г. предприятия концерна "Белнефтехим" перекачали в страны Европы 84,2 млн. т. российской нефти. Гомельское и Новополоцкое предприятия по транспорту нефти обеспечивают до 80 % экспорта российской нефти в Германию, Польшу, страны Прибалтики, Украину – Мировая энергетика. 1 декабря 2006 г.

2. http://www.mirtv.ru/show.php?id=8166&templ=news

3.Россiя. 10 сентября 2002 г.

4.Л. Левицкий. Дружба сильна взаимностью. // Российская Федерация сегодня. 3 июля 2006 г. N 13.

5.Парламентская газета. 21 июня 2006 г.

6.Экономическая и философская газета. 22 ноября 2006 г.

7.Красная Звезда. 30 августа 2005 г.

8.http://rian.ru/world/america/20070105/58482033.html

9.Мировая энергетика. 1 декабря 2006 г

 

Новая политика 10 января 2007


Реклама:
-