Журнал «Золотой Лев» № 277-278 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
М.М. Гельман
директор, главный редактор газеты
«Промышленные ведомости»,
кандидат технических наук
Концепция
единой евразийской энергетической политики
Которую в общих интересах может предложить Россия странам Европы и
Азии
ЦЕЛИ
Для России:
- модернизация экономики страны путем развития ТЭК и
смежных с ним, а также обслуживающих его отраслей экономики;
- повышение надёжности энергоснабжения страны и экспортных
поставок энергоресурсов для решения национальных экономических и геостратегических проблем, в том числе за счет привлечения
в страну инвестиций и материальных ресурсов государств, участников реализации
предлагаемой евразийской политики;
- снижение издержек при добыче, переработке и
транспортировке энергоресурсов;
- уменьшение энергозатрат при
производстве различной продукции и на транспорте;
- избавление от долларовой зависимости
превращением рубля в свободно конвертируемую валюту на основе договорённостей о
валютных курсах с другими странами в рамках предлагаемой евразийской энергетической
политики;
- снижение рисков возникновения финансовых и экономических
кризисов путем перехода на взаиморасчеты на клиринговой основе по взаимноконвертируемым национальным валютам.
Для стран континента:
- повышение надёжности снабжения энергоресурсами и снижение
общесистемных затрат при их импортных поставках и потреблении;
- уменьшение антропогенных выбросов на континенте по
условиям Киотского протокола;
- снижение рисков возникновения финансовых и экономических
кризисов путем перехода на взаиморасчеты на клиринговой основе по взаимноконвертируемым национальным валютам.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
В России:
- переход к государственной политике управления балансами
производства и потребления энергоресурсов и оптимизации балансов по
макроэкономическим критериям - минимизации общесистемных затрат в рамках новой
государственной политики директивно-индикативного планирования экономического
развития страны и государственно-частного партнерства.
Балансы производства и потребления энергоресурсов должны
являться составной частью научно обоснованных общероссийских балансов
производства и потребления различных видов продукции, разрабатываемых в рамках
государственного директивно-индикативного планирования;
- воссоздание обновленного РАО «ЕЭС России» и
восстановление государством организационного и технологического единства единой
энергосистемы страны и оптимизации в ней перетоков электроэнергии
по критериям снижения общесистемных затрат с последующим в рамках
государственно-частного партнерства привлечением к управлению системой крупных
потребителей электроэнергии. Это позволит, в частности, на 20-30% снизить
затраты топлива на производство электроэнергии по сравнению с нынешним потреблением
и тем самым высвободить соответствующее количество газа для экспорта. Как установить контроль над компаниями, выделенными из бывшего РАО
«ЕЭС», для последующей интеграции в новый энергохолдинг,
изложено в опубликованной ниже статье;
- создание российского энергогазового
холдинга, условно - «Росэнергогазпром», интеграцией в
нем РАО «ЕЭС России», «Газпрома», а также Концерна «Росэнергоатом»
с передачей холдингу в управление госпакетов акций этих компаний. Это позволит
перейти к реализации общегосударственной политики снижения ресурсных и энергозатрат в производстве электроэнергии, а также
промышленной и потребительской продукции, и увеличению тем конкурентоспособности
отечественной экономики.
Такая политика помимо энерго- и
ресурсосбережения должна основываться на оптимизации себестоимости
электроэнергии по критериям минимизации общесистемных затрат, включая удельные
затраты условного топлива, с учётом сравнительного анализа различных способов
производства и транспортировки электроэнергии, а также развития соответствующих
систем и магистралей транспортировки газа и электроэнергии. Оптимизация себестоимости
электроэнергии по указанным критериям должна обеспечиваться, в частности, за
счёт выбора более дешёвого из альтернативных путей транспортировки газа или
электроэнергии или их комбинаций, и строительства газопроводов и/или линий
электропередачи, а также обоснованного развития Единой энергосистемы;
- создание на базе энергогазового
энергохолдинга российской управляющей энергокомпании с передачей ей в управление госпакетов акций
«Транснефти» и «Роснефти» - условно «Росэнергопром». В неё могут войти другие компании,
поставляющие топливо для производства электроэнергии;
- привлечение финансовых средств и материальных ресурсов из
стран-участниц проведения предлагаемой энергетической политики для
инвестирования в значимые для экономики страны отрасли, обслуживающие ТЭК.
Учитывая стратегическую заинтересованность стран ЕС в
надежных поставках российских энергоресурсов, что возможно при консолидации
финансовых и технологических ресурсов всех заинтересованных сторон и
координации управления, «Росэнергопром» может стать
ядром будущей евразийской транснациональной энерготопливной
компании, о которой сказано ниже. Тогда для повышения надежности и эффективности
энергоэлектроснабжения своих стран члены такого
альянса смогут перейти к координированному управлению балансами производства и
потребления своих энергоресурсов. В частности, создание
совместно со странами ЕС и СНГ евразийской объединенной энергосистемы, подобной
бывшей системе «Мир», позволит частично заместить экспорт газа поставками
электроэнергии и тем самым уменьшить капитальные затраты на обновление и
развитие газотранспортной системы в России и за ее рубежами.
Создание одной из крупнейших энергетических компаний мира
позволит решить многие общие проблемы электроэнергетики, а также топливной и
смежных отраслей экономики, которые порознь бывшее РАО «ЕЭС» и «Газпром» решать
не могли или не желали.
В странах-участницах проведения предлагаемой энергетической
политики:
- разработка межгосударственных балансов экспортируемых и
импортируемых энергоресурсов и оперативное управление этими балансами. Балансы
должны оптимизироваться по критериям минимизации общесистемных затрат, в том
числе выбором более дешёвых и надёжных путей транспортировки энергоресурсов с
учётом их стоимости, надежности и других критериев. Одним из таких средств
явится создание объединённой евразийской энергосистемы, структуру которой и перетоки в ней потребуется постепенно оптимизировать по
упомянутым выше критериям;
- создание евразийского управляющего энергохолдинга,
который будет разрабатывать межгосударственные балансы экспортируемых и
импортируемых энергоресурсов, осуществлять оперативное управление этими
балансами, координировать электроснабжение стран-участниц общей политики
посредством объединённой евразийской энергосистемы с оптимизацией в ней перетоков электроэнергии, а также оптимизацией
транспортировки экспортируемых газа, угля и нефти;
- создание евразийского инвестиционного фонда для
обновления и развития систем энергоснабжения стран-участниц евразийского энергохолдинга;
- переход на взаиморасчёты за энергоресурсы по национальным
валютам. Курсы валют устанавливаются равными паритетам покупательной
способности соответствующих валют, отнесённой к средней стоимости единицы
условного топлива в соответствующих странах. Курсы периодически корректируются
на индекс инфляции. Для снижения при этом изъятия денег из обращения в соответствующих
странах целесообразно перейти к клиринговым расчётам с созданием единого
евразийского расчётного центра.
НЕКОТОРЫЕ ДОСТИЖИМЫЕ ПРИ ЭТОМ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Высокая капитализация нового энергохолдинга
«Росэнергопром» увеличит его инвестиционную привлекательность
в сравнении с образующими его субъектами. Все это позволит привлечь необходимые
средства в развитие не только газовой отрасли и электроэнергетики, но и
работающих на эти отрасли других секторов экономики, в первую очередь - энергетического
машиностроения.
2. Ввиду ожидаемого в ближайшие годы снижения поставок
газа, чтобы исключить его дефицит, необходимо уменьшить потребление. Для этого
есть существенные возможности. Так, только за счет возврата к прежним
оптимальным принципам организации перетоков
электроэнергии можно сэкономить до 20% ныне впустую сжигаемого на
электростанциях топлива. Владельцы электростанций в этой экономии сегодня не
заинтересованы из-за снижения прибыли, которая вымогается у потребителей
неэффективной эксплуатацией станций. Кроме того, часть тепловых электростанций
можно будет заместить атомными. Экономия газа внутри
страны позволит выиграть время для разработок новых газовых месторождений и
восстановления прежней пропускной способности газотранспортной системы, а также
выполнять экспортные контракты.
3. В рамках нового энергохолдинга
окажется возможным сбалансированное регулирование тарифов на газ и
электроэнергию с повышением нынешней стоимости газа без угрозы последующей
инфляции при ограничении цены на электроэнергию. Это также позволит снизить
потребление газа в топливном балансе страны.
4. В рамках холдинга часть экспортных поставок газа можно
будет заместить более выгодным экспортом соответствующего количества
электроэнергии, так как большую часть продаваемого за рубеж голубого топлива
сжигают там на электростанциях. Использование имеющихся и строительство
необходимых для этого новых линий электропередачи окажется в ряде случаев
дешевле строительства или обновления соответствующих газовых магистралей.
Примером такой упущенной возможности является газопровод «Голубой поток», следующим
будет через Балтику.
5. Энергохолдинг сможет перейти к
комплексной оптимизации электро- и газоснабжения
страны, добиваясь общесистемного снижения финансовых затрат и потерь
энергоресурсов. В этом будут заинтересованы акционеры холдинга, которыми должны
стать потребители электроэнергии и газа. Одним из критериев оптимизации явится
системный показатель - минимизация удельных энергозатрат
в производстве конечной продукции и увеличение тем самым ее
конкурентоспособности. В рамках системной оптимизации можно будет решать, в
частности, комплексные задачи экономически рационального размещения новых
электростанций, газопроводов и линий электропередачи с учетом оптимизации при
этом перетоков газа и электроэнергии и других
показателей, добиваясь снижения затрат на снабжение потребителей
энергоресурсами.
***
Создание комплексной энергетической компании, одной из
самых крупных в мире, даст России все основания предложить странам Евросоюза и
другим заинтересованным государствам Европы и Азии открыть новую страницу в
экономических и геополитических отношениях на евразийском континенте.
Электроэнергетика и газовая отрасль, пожалуй, последние
остающиеся подконтрольными государству геостратегические
ресурсы. И ещё не поздно их использовать в качестве локомотива для вывода
экономики страны из кризиса. Но для этого потребуется политическая воля
руководителей государства.
АПН, 18.03.2011