Журнал «Золотой Лев» № 277-278 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
Н.И. Ефимов
“РФ
сегодня
Мина
замедленного действия
Это не поддается разумению. Ну как объяснить, что в многонародной
стране, где говорят на ста и более языках, в лихие девяностые убрали графу
“национальность” из паспорта — главного документа, удостоверяющего личность гражданина.
Швейцарцы провели бы референдум. У нас даже в голову не
пришло спросить, что думает о графе “национальность” гордый внук славян или
друг степей калмык.
Так что же произошло? Национальность стала такой мелочью
или ветошью, которую не жалко и выбросить? Спорить не о чем: народ не спросили.
Думаю, знали, что ответил бы. Потому и не спросили. Знали также, что
национальность совсем не мелочь. Нет на земле народа, который хотел бы
ассимилироваться и исчезнуть. Да, процессы ассимиляции идут во всем мире, но
это процессы, длящиеся столетиями, а не одномоментное действо. Даже когда народ
утрачивает в этом процессе язык, он сохраняет свою идентичность, во всяком
случае, на долгий период. Ирландцы и валлийцы, например, утратили родной язык,
но англичанами не стали. Может, через тысячу лет и станут, но лишь через тысячу.
Национальность — чувство святое и понятие святое, включающее в себя родной
язык, характер, вековые обычаи, культуру, свою историю, великие даты и имена.
Расул Гамзатов рассказывал, как в Латинской Америке,
заполняя гостиничную анкету, в графе “nationality” (на Западе под этим
подразумевают гражданство), писал “СССР” и добавлял графу, чтобы начертать
дорогое ему слово — “аварец”. Пусть знают, разъяснял гордый сын Дагестана, что
есть на земле такой народ.
Великая общность народов, которая живет на просторах
России, не состоит и не может состоять из безликой массы, из людей без
национальности. Каждый народ, каждый язык делает нашу общность богаче и ярче.
В графе “национальность” государство не просто удостоверяло
человека в причастности к родному народу, не только проявляло тем самым
уважение к его чувствам. За графой стояла продуманная национальная политика
государства. Можно спорить: все ли в ней было удачно. Но она была.
40 лет назад, когда я работал в Агентстве печати “Новости”,
журналисты любили привозить из дальних командировок репортажи о малых
народностях. В памяти остался один из них — о тофаларах, живущих в Иркутской
области. Их насчитывалось около 700 человек. Имели свой язык, свою культуру. Для них была создана письменность, печатались буквари и
школьные учебники на тофаларском. Тиражи букварей были минимальными, а себестоимость их производства
зашкаливала. Но ведь печатали. Более 60 народностей получили письменность в
советскую эпоху. Тофалары не были исключением.
Тофаларцы
Не случайно в годы “холодной войны” именно национальная
политика подвергалась самым изощренным атакам, в которых не гнушались никакими
средствами. Подрывали прежде всего основы, фундамент. Нынешний министр обороны США Роберт Гейтс, будучи в 2002
году в Москве (тогда в ранге директора ЦРУ), прошел парадным шагом по Красной
площади перед телекамерами и сказал: “Я совершаю одиночный парад победы. Мы
прекрасно понимали, что Советский Союз можно взять, только организовав взрыв
изнутри”.
Это понимают в США и сейчас. “Взяли” СССР. Почему бы не
“взять” и еще кое-что. О чем и напомнил Билл Клинтон. Забывать нам это никак
нельзя.
В 60-е и начале 70-х годов прошлого века мне довелось
работать в Лондоне и выступать в разных аудиториях — от студенческих до
профсоюзных. Если это была университетская аудитория, всегда находилось
двое-трое студентов из какой-нибудь ультраполитизированной или этнической
организации, с градом “сложных” вопросов. И почти всегда: “Почему в советских
паспортах графа “национальность”? Ответы их не интересовали. Им важно было отработать
задание, вбросить вопрос, создать впечатление, что есть проблема. Западная пропаганда
крепко вбивала в головы, что графа “национальность” чуть ли не то же самое, что
и желтая звезда Давида на робе узника Освенцима. Нынешние фальсификаторы
истории на Западе, в сущности, продолжают эту линию, ставя знак равенства между
нацистской Германией и СССР.
Вскоре нашелся и доходчивый ответ. В студенческом клубе
Северо-Уэльского университета в Бангоре на все тот же вопрос ответил двумя
вопросами. Первый: есть ли в аудитории валлийцы, ирландцы и шотландцы? Поднялся
лес рук.
Поясню: страна, которую мы величаем Англией, официально
называется Соединенным Королевством Великобритании. Состоит королевство из
Англии (самая многочисленная часть), Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
Вопрос второй: вы хотели бы, чтобы в вашем паспорте было
указано не только гражданство — “бритиш”, но и национальность — валлиец или шотландец? И снова лес рук. Во всех последующих аудиториях картина
повторялась. Они примерили “рубашку” к своему телу, и стало все ясно.
Но нас-то почему лишили?
Писатель Юрий Поляков, тончайший знаток современной жизни,
главный редактор “Литературной газеты”, считает, что убрали графу по настоянию
либеральной интеллигенции, которая, уверовав в “общечеловеческие ценности, думает,
будто закрыла национальную проблему”.
“Нет, не закрыла, — пишет он. — Да, убрали графу
“национальность” из паспорта, чтобы не травмировать группу населения,
затрудняющуюся с самоидентификацией или делающую из этой самоидентификации
секрет. Ну и что?”
Проблема не исчезла. Думаю, дело не только в либералах. Это
еще и залп нескончаемой “холодной войны”. Сотни американских советников действовали в то время у нас в правительстве и
министерствах. Для них был самый подходящий момент заложить мину замедленного
действия — под Россию. Могли и посоветовать, и продиктовать.
Понимали, что играют с огнем. Это подтверждается тем, какой
способ избрали, чтобы убрать графу. Убирали скрытно, незаметно. Человек
приходил менять паспорт на российский, а в новом никакой такой графы. Время для
операции подоспело “удачное”: люди еще не пришли в себя от развала великой державы, от расстрела Парламента, от утраты всех личных сбережений
и всей общенародной собственности, от скачка цен в сотни и тысячи раз. Народ,
как говорили в то время, жил на три “д”: доедал, донашивал, доживал. А ему со
всех экранов твердили, что народ он отсталый, никудышный, что вся его
многовековая история сплошная мерзость, что патриот и негодяй — одно и то же. В
либеральной среде появилась омерзительная, циничная речовка: “пипл все
схавает”. Забыли, что у нас в стране долго запрягают.
Но мина замедленного действия все же чуть не сработала.
Татары приняли в штыки новые паспорта. Мудрый государственник Минтимер Шаймиев удержал свой народ, добавив в паспорта, выдаваемые в
республике, вкладыш, где национальность была восстановлена. И этим уберег
Россию от очень больших неприятностей. Но мина осталась. У русских не нашлось
тогда своего Минтимера Шаймиева. Не уберегли они тофаларов или манси от обиды. Дело надо
поправлять. Пускать на самотек, надеяться, что авось “рассосется”, — такая “политика”
к добру не приведет.
Каждый день я слышу в трамвае объявление: “Любой пожар
легче предупредить, чем потушить”. Золотые слова.
Рфс, №6 март 2011