Журнал «Золотой Лев» № 277-278 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
В.С. Овчинский
советник Конституционного суда, доктор юридических наук
Уголовное
цунами
Либерализация уголовного законодательства грозит обернуться
криминальным беспределом
На Россию надвигается вторая волна либерализации уголовного
законодательства. Один законопроект уже практически принят Госдумой, несмотря
на протесты всех трезвомыслящих ученых и практиков. Другой в скором времени будет
вброшен на рассмотрение законотворцев.
Почему речь идет о второй волне? Дело в том, что в декабре
2003 года уже декриминализировали все, что можно. После этого наказать
большинство хулиганов, если они издевались над людьми без оружия. Нельзя
привлечь к уголовной ответственности и лиц, которые незаконно носят холодное,
охотничье или травматическое оружие. Тогда же под видом либерализации УК
ликвидировали конфискацию имущества как вид уголовного наказания. Что же
предлагается теперь?
Проект №1
Предлагаемое в законопроекте устранение нижнего предела
санкции в виде лишения свободы приводит к возможности назначения минимального
наказания до двух месяцев лишения свободы, в том числе за такие
распространенные особо тяжкие насильственные преступления, как причинение
тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего,
грабеж, разбой, вымогательство, совершенные при особо отягчающих обстоятельствах.
Учитывая нижний размер санкции, наказание, назначенное за эти и другие тяжкие и
особо тяжкие преступления, может быть равным или даже меньшим, чем за преступления,
не представляющие большой общественной опасности, — например, такие как побои
или уничтожение или повреждение имущества по неосторожности. Тем самым исходя
из возможности назначения одинакового наказания допускается оценка степени
общественной опасности фактического убийства человека наравне, например, с
неосторожным повреждением имущества. Такая либерализация наказания противоречит
закрепленному в уголовном законе принципу справедливости.
Значительное расширение границ санкций в виде лишения
свободы от двух месяцев до десяти лет по тяжким и от двух месяцев до 15 лет по
особо тяжким преступлениям делает эти санкции неопределенными, размывает
границы различных по степени тяжести категорий преступлений.
Установление самой возможности назначения наказания в более
широких пределах, а также одинакового нижнего предела наказания для всех
категорий преступлений ведет к нарушению конституционного принципа равенства
граждан перед законом. Все это подразумевает расширение «судебного усмотрения»,
а значит — к расширению коррупции в судах.
Предлагаемое в законопроекте сужение оснований для отмены
условного осуждения и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
вступает в противоречие с общими правилами применения данных мер, установленных
УК. Согласно этим правилам, назначение наказания условно применимо лишь в том
случае, если суд приходит к выводу о возможности исправления осужденного без
реального отбывания наказания и при этом ему устанавливается испытательный
срок, в течение которого осужденный должен доказать свое исправление.
Аналогично условно-досрочное освобождение от отбывания наказания допустимо
только в том случае, если судом будет признано, что лицо для своего исправления
не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Но проект допускает возможность сохранения условной меры
наказания при совершении условно осужденным в течение испытательного срока
нового умышленного преступления, к числу которых относятся квалифицированные
кражи, мошенничества, присвоение или растрата, а также умышленные причинения
средней тяжести вреда здоровью, грабежи, вымогательства, угоны транспортных
средств и другие, наиболее распространенные преступления.
Каждый нормальный человек понимает, что рецидив умышленного
преступления в течение испытательного срока или в период неотбытой части
наказания со всей очевидностью свидетельствует о том, что осужденный на путь
исправления не встал, а потому не заслуживает применения к нему условной меры наказания,
сохранения условно-досрочного освобождения. Тем самым вопреки здравому смыслу и
без учета того, что рецидив преступлений признается отягчающим обстоятельством,
суд своим правоприменительным решением будет определять, сохранять или не
сохранять условное осуждение или условно-досрочное освобождение от отбывания
наказания. Поэтому можно утверждать, что и эти поправки носят коррупциогенный
характер, ведут к ослаблению уголовно-правовой защиты граждан от преступных
посягательств.
Проект №2
Проект, который в скором времени будет направлен в Госдуму,
в нарушение всякой человеческой логики предлагает существенно снизить размер
наказания за совершение преступления, предусмотренного статьей 126 «Похищение человека»
УК РФ. При этом наказание по части первой этой статьи предполагается установить
до пяти лет лишения свободы вместо существующего срока от четырех до восьми
лет, при автоматическом снижении нижнего предела санкции до двух месяцев.
Предполагаемое уменьшение размера наказания необоснованно переводит данное
деяние из числа тяжких в категорию преступлений средней тяжести с вытекающими отсюда
правовыми последствиями.
Законопроектом предполагается декриминализировать клевету,
оскорбление, клевету в отношении судьи и других участников уголовного судопроизводства,
неквалифицированное нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина.
Предлагаемые поправки свидетельствуют о законодательной девальвации,
обесценивании таких прав личности, как честь и достоинство, равенство граждан,
до уровня степени общественной опасности, оцененной в одну тысячу рублей (в
Кодексе об административных правонарушениях). Такая декриминализация приведет к
ослаблению государственной защиты конституционных прав личности, принижению
чести и достоинства личности как охраняемых законом ценностей.
В законопроекте предлагается также декриминализировать
часть 1 статьи 188 УК «Контрабанда», предусматривающую ответственность за так
называемую товарную контрабанду. Тем самым грубо нарушаются международные
обязательства России. Так, предлагая декриминализировать товарную контрабанду,
авторы законопроекта одновременно декриминализируют и контрабанду алкогольных
товаров («Конвенция о пресечении контрабанды алкогольных товаров» г.
Гельсингфорс 19.08.1925), валютных ценностей, несмотря на то, что вывоз валюты
за границу создает серьезную угрозу финансовой безопасности государства. Порядок
перемещения валюты через таможенную границу Российской Федерации, установленный
Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и запрещающий
единовременный вывоз валюты в сумме свыше 10 тыс. долларов США согласуется с
международными стандартами, разработанными с участием Российской Федерации. В частности,
согласно IX специальной рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с
отмыванием денег (ФАТФ), государства должны принимать необходимые меры с целью
фиксирования трансграничных перемещений наличной валюты и иных платежных документов,
включая их декларирование. Совет Безопасности ООН в Резолюции 1617 (2005) от 29
июля 2005 года настоятельно призвал все государства — члены ООН соблюдать эту и
другие рекомендации ФАТФ. Исключение из уголовного закона статьи о контрабанде
ставит под сомнение выполнение требований Конвенции ООН против
транснациональной организованной преступности.
Что означает на практике декриминализация «товарной
контрабанды»? То, что эшелоны с китайским контрабандным и контрафактным товаром
будут безнаказанно бороздить пространства нашей страны, повсеместно создавая
«черкизоны» для реализации этой контрабанды.
Кроме того, законопроект предлагает расширить домашние
аресты и принудительные работы.
В чем смысл либерализации уголовной политики?
Если вдуматься в смысл обоих проектов, целью данной либерализации
является уменьшение тюремного населения страны. Действительно, мы находимся на
третьем месте в мире по абсолютному числу лиц, находящихся в местах лишения свободы,
— после США и Китая. Но приведет ли нынешняя либерализация к сокращению
тюремного населения?
В результате предыдущих «декриминализаций», «гуманизаций» и
«либерализаций» уголовного законодательства среди 900 тысяч ныне отбывающих наказание
в местах лишения свободы большинство составляют лица, совершившие тяжкие и
особо тяжкие преступления: доля осужденных за квалифицированные виды краж
составляет 23,1%, за убийство — 17,1%, за умышленное причинение тяжкого вреда
здоровью — 14,4%, за преступления, связанные с наркотиками, — 11,3%, за разбой
— 11,2%.
Около половины всех российских осужденных ранее отбывали
наказание за насильственные преступления: практически каждый четвертый ранее
осужден за умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, каждый
пятый — за разбой, грабеж, изнасилование. Увеличивается число ранее осужденных
за бандитизм и участие в других преступных формированиях.
По данным различных исследований, проведенных в последние
годы, до 7% общей численности всех осужденных к лишению свободы (свыше 60 тыс.
человек) — это лидеры преступной среды («воры в законе», «смотрящие»,
криминальные авторитеты, главари банд и организованных преступных группировок).
Возраст 2/3 таких лидеров составляет 30—50 лет, то есть это в основном зрелые
люди, имеющие устойчивые жизненные установки, достаточный опыт противоправной
деятельности. Причем такой состав тюремного населения сложился при весьма
либеральной судебной политике в стране.
В период 2004—2009 годов пожизненное лишение свободы за
умышленное убийство было назначено от 0,2 до 0,5% всех осужденных за это преступление.
Максимальный срок лишения свободы получили от 3,2 до 4,6% преступников. За нанесение
тяжкого вреда здоровью (в том числе и повлекшего смерть — фактически то же
убийство) в 2004—2009 годах максимальный срок лишения свободы был назначен
только двум лицам из 234,4 тыс. осужденных за это преступление! В период
2004—2009 годов от 32,6 до 36,9% всех осужденных за это преступление получили
условный срок лишения свободы. В те же годы общее число лиц, осужденных за
бандитизм, составило 1180 человек. Из них за этот период времени только три
бандита (!!!) получили максимальный срок лишения свободы.
Иногда действия явных бандитов квалифицируют как разбой. Но
здесь ситуация с наказанием складывается явно алогичная. Из 146,9 тыс. лиц, осужденных
за разбой в 2004—2009 годах, только… семь человек получили максимальный срок
лишения свободы! Совокупное количество лиц, осужденных в 2004—2009 годах за
организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем
(ней), составило 440 человек. Лишь 37 осужденных мафиози получили максимальный
срок лишения свободы.
Теперь представим, что произойдет в обществе, когда все
либеральные инициативы будут реализованы. Возникнут «встречные потоки». С одной
стороны, масса условно-досрочно освобожденных преступников, которые никогда не работали и
ничего, кроме совершения преступлений, делать не умеют, попадет в обстановку растущей
безработицы и безденежья. А с другой — масса тех, кто совершил преступления
из-за безработицы и безденежья, попадет в места лишения свободы — под контроль
оставшихся там сидеть лидеров преступной среды. Получается «заколдованный
круг». Условно-досрочно освобожденных преступников вновь ловят и сажают в те же
тюрьмы и колонии. Находящихся там «новобранцев» (уже обученных «воровским
законам»), в свою очередь, тоже амнистируют, чтобы потом вновь вылавливать и
направлять обратно в места лишения свободы. В конце концов, такие «встречные
потоки» могут погрузить страну в криминальный беспредел.
Либерализация и реальная преступность
Любая либерализация должна учитывать реальную криминальную
ситуацию в обществе. Прошлогоднее заявление президента РФ Дмитрия Медведева о
том, что вся наша уголовная статистика является «брехней», получило научное
подтверждение. В издательстве ЮНИТИ вышел в свет 800-страничный том под
названием «Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности».
Этот манускрипт — результат десятилетнего труда ученых НИИ Академии Генеральной
прокуратуры РФ под руководством профессора Сергея Иншакова.
Выводы исследования сенсационные. Ученые, с помощью самых
разнообразных методов (сопоставление различных статистических данных,
математические расчеты, опросы и пр.), доказали, что преступность в прошедшее
десятилетие не только не снизилась, но постоянно росла. При этом цифры реальной
преступности в разы отличаются от регистрируемой.
Последние пять лет руководители правоохранительных органов
с постоянством докладывали о снижении общего числа преступлений. Такие же
рапорты о достигнутых успехах мы услышали вскоре на итоговых коллегиях МВД, Генпрокуратуры
и Следственного комитета. Но исследование Иншакова показало, что на самом деле
фактическая преступность все последнее десятилетие росла в среднем на 2,4% в
год. Причем обращает на себя внимание абсолютное количество преступлений.
Например, в 2009 году официально было зарегистрировано около 3 млн
преступлений, а по данным исследователей из НИИ Академии
Генпрокуратуры РФ, фактически в том же году в России было
совершено не менее 26 млн преступлений!
В предстоящее десятилетие ученые прогнозируют увеличение
преступности к 2020 году до 30 миллионов.
Преступность охватывает огромное количество различных
деяний. Но во всех странах главным ориентиром для определения законности и
правопорядка является динамика убийств. Главным достижением наших правоохранительных
органов в первое десятилетие XXI века всегда считалось значительное снижение
числа зарегистрированных убийств. Если в 2001 году было официально
зарегистрировано 34,2 тыс. убийств, то в 2009-м — 18,2 тысячи. Но ученые
говорят обратное. Уровень убийств, рассчитанный на основе многофакторной
модели, все прошедшее десятилетие постоянно возрастал и составил в 2009 году не
18,2 тыс. случаев (как зафиксировано в отчетности), а 46,2 тысячи. И
действительно, как число убийств может составлять 18,2 тысячи, если только
количество заявлений об убийствах, поступивших в правоохранительные органы,
составило 45,1 тысячи, а количество неопознанных трупов за тот же год — 77,9
тысячи? Одновременно при этом число лиц, пропавших без вести, так и не
найденных, — 48,5 тысячи.
Обратим внимание на весьма важный вывод, сделанный учеными
НИИ Генпрокуратуры. Он состоит в том, что латентную преступность следует
рассматривать как одну из форм проявления безнаказанности.
Мы убедились в этом на примере «кущевской аномалии». Безнаказанность,
укрытие преступлений от учета порождали все новые преступлений банды «цапков».
В одной станице Кущевской федеральные прокуроры выявили более 1,5 тыс. (!)
укрытых преступлений. А если такую инвентаризацию провести по всем станицам, городам,
поселкам, селам? Думаю, полностью подтвердились бы выводы ученых о масштабах реальной
преступности.
Безнаказанность приводит к тому, что по стране бродят сотни
тысяч ненаказанных убийц, насильников. На начало второго десятилетия XXI века в
результате многолетнего накопления нераскрытые насильственные преступления,
совершенные на территории нашей страны, включают в себя около 45 тыс. убийств
(покушений на убийство), 105 тыс. умышленного причинения тяжкого вреда
здоровью, 120 тыс. умышленного причинения вреда средней тяжести, 56 тыс.
легкого вреда здоровью; 86 тыс. побоев; 10 тыс. изнасилований. Эти цифры
отражают только зарегистрированные преступления. Что касается незаявленных,
укрытых преступлений, то эти цифры надо увеличивать в разы.
Никакие реформы в системе МВД, ФСИН, создание Следственного
комитета, усиление или либерализация уголовного законодательства не приведут к
укреплению правопорядка в стране, если изначально вся исходная информация о
принятии решений в сфере уголовной политики будет базироваться не на реальной
картине преступности, а по-прежнему на «брехне».
А «брехня» может привести к неправильным решениям.
Например, можно ли одним росчерком пера сокращать численность милиции или
количество исправительных колоний, если преступность не снижается, а, наоборот,
растет? И можно ли при этом проводить тотальную либерализацию уголовного
законодательства?
В конце концов, реальность уголовной статистики это уже не
просто проблема уголовной политики, но часть большой политики. Даже исходя из
зарегистрированного уровня убийств на 100 тыс. населения Россия занимает третье
место (14,2 убийства на 100 тыс. населения) в «Большой индустриальной двадцатке»,
уступая только Южной Африке (36,5 убийства на 100 тысяч) и Бразилии (22 убийства
на 100 тысяч). И одновременно Россия — единственная из европейских стран,
которая по уровню убийств на 100 тыс. населения входит в «Большую криминальную
двадцатку» (во главе с Гондурасом — 60,9 убийства на 100 тыс. населения),
расположившись между Намибией и Суринамом. Если же учитывать реальное число
убийств, то наше место будет в первой десятке самых криминальных государств
мира.
Однако, 9.03.2011