Журнал «Золотой Лев» № 85-86- издание русской консервативной
мысли
А. Лебедев
депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук
Взаимоотношения
власти и бизнеса[2] в России
похожи на латиноамериканский сериал: стороны без конца предъявляют друг другу
претензии, оговаривают условия союза, ссорятся, мирятся. При этом каждая
расценивает себя как самостоятельный субъект, способный выжить без своего
визави — в виде «римейка» госкапитализма или, наоборот, глобалистской
утопии. Эта «добрая ссора» достойна экранизации и могла бы снабжать
информационными поводами СМИ еще много лет, если бы на кону не стояла
конкурентоспособность страны[3],
напрямую зависящая от эффективной, отлаженной системы взаимодействия власти
и бизнеса. Ведь проблема для всех нас в том, что сейчас ее иначе как
злокачественной назвать нельзя.
Один из основных субъектов системы — бизнес
— находится в маргинальном положении, его развитие ограничено
негативным имиджем и набором ложных стереотипов, препятствующих
превращению делового сословия в класс, претендующий на легитимное
участие в управлении государством. Увы, мы имеем дело с классическим
передергиванием — переносом издержек становления русского[4]
бизнеса эпохи «первоначального накопления капитала» первой половины
1990−х на нынешнее состояние, на все без исключения компании,
оказывающиеся априори «виноватыми» в силу собственной, изначально
«неправильной» природы.
Причины живучести таких стереотипов общеизвестны.
В условиях, когда в считанные годы произошло колоссальное
имущественное расслоение и перераспределение благ, когда значительная
часть населения живет за чертой бедности, говорить о понимании
социальной миссии богатых и бизнеса вообще бессмысленно. Более того, некоторым
чиновникам, продолжающим мыслить в категориях советского госкапитализма,
в котором они были собственниками де-факто, даже выгодно наличие «образа
врага», удобного объекта для возложения на него ответственности за
отсутствие экономического роста, слабой социальной государственной политики
ввиду низкой собираемости налогов и т. д.
В итоге бизнес не имеет достаточного общественного веса,
«имиджевого капитала» — ни для отстаивания своей позиции, ни даже для
объяснения собственной нужности. А без действенного сотрудничества
с государством наш бизнес неконкурентоспособен в условиях глобальной
экономики. Получается парадоксальная ситуация: в капитализме, который
Россия пытается построить, капитал не является основным действующим лицом,
содержанием этого понятия. Для того чтобы увидеть, как бывает по-другому,
достаточно посмотреть на опыт стран «развитого капитализма».
По мере своего становления и развития (примерно с XV века) западный капитал, во-первых, реализовывал свою функцию основного производителя национального продукта, создателя рабочих мест и плательщика налогов, а во-вторых — активно боролся за свои права, в том числе политическими методами. Итогом этого развития стало то, что капитал в этих странах социализирован и не имеет системных проблем с государственной властью[5]. Другими словами, западный бизнес обладал временным лагом в пять столетий, чтобы «утрястись», показать, когда нужно, зубы, занять достойное и никем не оспариваемое место в обществе.
В России аналогичная схема вряд ли может быть реализована.
По сути, русский капитализм существовал на протяжении двух коротких
промежутков времени: со второй половины XIX века до октября 1917 года
и с 1991 года по настоящее время. За эти два периода
основа капитализма — капитал — так и не смогла толком
легализоваться и завоевать себе право определять политические процессы.
Революция февраля 1917−го, которую в историографии, созданной под
контролем аппарата коммунистической партии[6],
назвали «буржуазной», таковой на самом деле не была — узкий слой
мелких клерков и интеллигенции был сметен спустя семь месяцев другим, более
многочисленным классом. Теперь же, на наших глазах, пережив весьма сомнительный
«расцвет» в 1990−х, капитал опять вошел в стадию кризиса
легитимности, испытывая на себе отчуждение как у народа, так и у власти,
не понимающей ни его предназначения, ни его реальных возможностей.
Очевидно, что русский бизнес вряд ли может
рассчитывать на то, что, выплачивая налоги и создавая рабочие места,
по прошествии нескольких столетий он добьется понимания своей миссии
— тогда, когда образуется массовый обеспеченный и просвещенный средний
класс, исчезнет бедность, а власть объявит налоговую
и приватизационную амнистию. Инерционный сценарий — это утопия,
и наша история раз от раза доказывает это со времен Стеньки
Разина. Даже «двадцати лет покоя», о которых просил Петр Столыпин, может,
как всегда, не хватить.
Таким образом, бизнесу не остается другого выхода,
кроме как пытаться исправить ситуацию, осуществить идеологическую «буржуазную
революцию», сознательно и целенаправленно заняться собственным публичным
позиционированием как класса и выстраиванием партнерских отношений
с властью и другими социальными группами. То есть, по сути,
заняться творческим конструированием гражданского общества[7],
отсутствие или же извращение которого закладывает мину под стабильное
развитие. У этой задачи два измерения: инструментальное и концептуальное.
Первое — это сумма институциональных площадок для диалога
с властью и обществом, информационных кампаний и благотворительных
акций. А главное — деятельное участие в качестве партнера
в государственных проектах и программах (поле здесь просто непаханое
— от жилья и сельхозпредприятий до образования и высоких технологий).
Второе, концептуальное, — это идеологическое содержание инструментария,
аргументы, которые предстоит использовать в общественной дискуссии
и диалоге с властью.
В настоящий момент эти аргументы крайне уязвимы, потому что
либо неполны, либо ложны. С одной стороны, многие русские предприниматели
высказываются против расширительного толкования общественной роли капитала,
видя в нем желание государственной власти ввести дополнительные виды ренты
и предлагая (в чем-то справедливо) ограничиться выполнением бизнесом
его естественных функций, что якобы автоматически делает его «ответственным».
Однако по вышеописанным причинам, а также учитывая экстремальную ситуацию
в экономике, такая «программа-минимум» никого не убеждает, создает
пространство для многочисленных спекуляций на эту тему. Подобный сценарий
просто бесперспективен, поскольку фактически предлагается сохранение
невыгодного бизнесу статус-кво.
Другая, более распространенная крайность — нарочитая сервильность бизнеса, готовность «платить столько, сколько скажут», «не высовываться». Обратной стороной такого угодничества являются игры во фронду и принципиальность, петиции к «неприступному» государству с просьбой о преференциях, налоговых послаблениях и т. д.
И в том и в другом случае бизнес изначально позиционирует
себя как «слабое звено». Выступая в роли просителя у государства (подобно
врачам и учителям), предприниматели сами создают схему «патриотичные чиновники
— своекорыстный, антигосударственнический бизнес»; «замаливая грехи» у народа,
бизнес позволяет формировать у себя комплекс вины. Отсюда соответствующее
отношение, делающее невозможным какую-либо легитимацию. Кроме того, «прося»,
бизнес сам формирует внутри себя конкурентную среду, поэтому его легко
«разводят» чиновники — ведущие бизнес-организации не могут договориться
по принципиальным вопросам.
Очевидно, существует потребность в принципиально новой
идеологической парадигме, «перпендикулярной» существующему порочному кругу,
принципиально меняющей угол зрения на проблему. Основным изъяном прежних
идеологических схем является то, что различные участники политических и
социально-экономических отношений (власть, бизнес, партии, общественные
организации, обобщенный электорат и т. д.) выступали самостоятельными
субъектами и действовали исходя из собственных, конфликтующих друг с другом
интересов, принимая по умолчанию некое общее пространство под названием
«Россия», где волею судеб им пришлось столкнуться.
Поэтому в качестве основного, единого
и неделимого субъекта и одновременно цели новой буржуазной идеологии
должна быть сильная Россия, играющая активную роль в мировом разделении
труда, приносящая дивиденды и дающая реализовать возможности всем, кто
способен трудиться. Такая постановка вопроса обусловлена неизбежностью
глобализации мировой экономики, в которой страны выступают как
транснациональные корпорации[8],
перенося смысл понятия «протекционизм» из автаркической, изоляционистской
плоскости [9]в сферу
конкуренции на международном рынке. Бизнес нуждается в сильной стране
именно ввиду прямой экономической заинтересованности и перспективы
экспансии на мировом рынке, а отнюдь не из-за навязанных ему
абстрактно-патриотических настроений.
У нас распространена одна крайность —
нарочитая сервильность бизнеса, готовность «платить столько, сколько скажут»,
«не высовываться». Обратной стороной такого угодничества являются игры
во фронду и принципиальность, петиции к «неприступному»
государству с просьбой о преференциях, налоговых послаблениях и так далее
В «проекте “Россия”» бизнес как производитель продукта становится его ядром, первоосновой конкурентоспособности[10]. Соответственно, капитал и есть по определению самый патриотичный класс, а не чиновники[11], не созидающие, а лишь создающие условия, предлагающие определенный набор сервисов (защита собственности, поддержание правопорядка, развитие инфраструктуры, экономические свободы, подъем международного престижа России и т. д.), делающих предпринимательскую активность эффективной.
Используя язык метафор, можно представить Россию как единый
организм, корпорацию, ведущую борьбу на международном экономическом фронте[12].
Бизнес в этой войне находится на передовых позициях, тогда как государство —
«интендантская служба», обеспечивающая бесперебойную подвозку боеприпасов и
надежный тыл[13].
В любом случае и капитал, и власть сражаются заодно, так как
находятся по одну сторону этого незримого фронта и работают
на успех «корпорации “Россия”» в условиях глобальной экономики. Такой
инструментальный подход все расставляет на свои места, не дает пространства для
спекуляций и псевдогосударственнической риторики.
Единый критерий эффективности работы бизнеса и власти
при предложенной схеме — успехи в решении поставленных просвещенной властью[14]
глобальных задач, прежде всего в качественном обеспечении роста валового
внутреннего и валового национального продукта. Под «качественным» я имею
в виду наполнение понятия «рост» не объемами экспортируемого сырья, а
производимой продукции высокой обработки, улучшение уровня жизни и
потребительских стандартов для населения страны.
При этом бизнес выступает фактическим исполнителем этих
задач, удваивая и утраивая ВВП и ВНП за счет роста собственного
производства и завоевания рынков за рубежом, побеждая бедность за
счет увеличения зарплат и т. д. Только развитие бизнеса может обеспечить
реальный рост экономики — при создании оптимальных условий для его развития
Россия может абсорбировать любое количество капитала, ибо у нас
уникальная, одновременно дешевая и квалифицированная, рабочая сила. Это,
в свою очередь, даст средства в бюджет, на социальные расходы.
Соответственно, прогрессируя, увеличивая прибыль, бизнес автоматически
выполняет государственные задачи.
Эффективность же работы и патриотизм чиновников
имеют в рассматриваемом здесь дуэте бизнес—власть иные, вполне осязаемые
и единственно корректные критерии оценки — качество предоставляемого
бизнесу сервиса, наличие благоприятных условий для предпринимательской
активности. Именно по темпам роста бизнеса в конкретном регионе
и предлагается спрашивать с чиновников. Хотя возможен и иной критерий
— средняя заработная плата как показатель востребованности рабочих рук
бизнесом, то есть уровня его собственного развития. Так, исходя
из нынешнего, крайне низкого по сравнению с другими развитыми
странами уровня средней зарплаты, можно сделать вывод, что бизнес развивается
плохо. И так будет до тех пор, пока государственное администрирование
отстает от бизнес-услуг по качеству, оставаясь, по сути, на уровне времен
коммунистического правления.
В предложенной системе координат многие дебатируемые
в настоящее время вопросы получают принципиально новое разрешение:
например, налоги, расцениваемые бизнесом как неприемлемо высокие,
а властью — как одни из самых низких в мире и чуть
ли не как подарок предпринимателям. В новом контексте налоговая
ставка — оплата сервиса, предоставляемого каждым конкретным государством
бизнесу, давно ставшему интернациональным[15].
В современной экономике деньги можно разместить где угодно
— критерием выбора является соотношение качество/цена этого сервиса[16].
Чем Россия, увы, похвастаться не может.
В связи с этим доводы про «самые низкие налоги» это
аргумент сродни тому, что «Запорожец» — лучшая машина, потому что самая
дешевая. Очевидно, что к вопросу налогов надо подходить с точки зрения их
конкурентоспособности на международном рынке «государственных сервисов», а
не их величины. При хорошем «наборе услуг» бизнес готов платить любую разумную
налоговую ставку, а также инвестировать в несравнимо больших объемах,
чем сейчас.
Принятие предлагаемой идеологической концепции сделает
по-настоящему эффективными практические формы взаимодействия ответственных
предпринимателей и власти в решении насущных проблем. Такие
партнерские схемы прекрасно зарекомендовали себя в развитых странах, но
не работают у нас по вышеописанным причинам (я имею
в виду прежде всего государственно-частное партнерство, которое, как можно
видеть на опыте работы компании «Ильюшин Финанс» в авиапроме, способно
вывести из кризиса целые отрасли). Синергия работы бизнеса и
государственной власти на внешнем фронте снимет большинство существующих
конфликтов, новая идеология сделает прежде отчужденные власть и бизнес,
общество и бизнес союзниками, обреченными на сотрудничество.
Если, конечно, нашей целью является процветание России.
«Эксперт» №25(519), 3 июля 2006
[1] Настоящая статья интересна для консервативного читателя тем, что ее автор совершенно правильно решает проблему взаимоотношения в России власти и капитала, но при этом выражает свои мысли на таком либеральном языке, который вместо разъяснения вопросов, лишь делает их более темными для понимания. Там, где эта лексика искажала смысл, заявленный в названии, редакция снабдила его пояснениями (здесь и далее прим. Ред. ЗЛ).
[2] В консервативной лексике предпочтительнее употреблять термины: предпринимательство, капитал, капиталисты.
[3] Страны или государства не конкурируют между собой. Это удел субъектов хозяйственно-экономической деятельности. Отношения между государствами определяются балансом силы, внешнеполитической стратегией, государственными целями и интересами. Если между государствами возникает конфликт целей и интересов, они вступают между собой в фактическое состояние войны, формы которых могут быть бесконечно разнообразны.
[4] В авторской версии здесь и далее: российского.
[5] В авторской версии здесь и далее: с государством. Для Европы, где условия позволили создать гражданское общество, действительно понятие «государство» сводится к совокупности институтов и органов государственной власти. В России, где нет и не может быть условий для возникновения гражданского общества, содержание понятия «государство» имеет принципиально иной смысл – это политически организованная нация.
[6] В авторской версии: советской историографии.
[7] С консервативной точки зрения – не гражданское общество, а общество вообще, русское общество.
[8] Ведущие мировые державы являются или, во всяком случае, должны быть национальными, а не транснациональными корпорациями. Малые государства фактически утратили или никогда не были и в дальнейшем не могут стать национальными.
[9] Протекционализм не тождествен изоляционизму, а изоляционизм не есть протекционализм.
[10] Скорее не конкурентоспособности, а государственной мощи.
[11] Недопустимо превращение чиновников в класс.
[12] Великие государства осуществляют борьбу на всех фронтах, что обеспечивает им пространство для развития.
[13] Задача государственной власти в России имеет всеобъемлющий характер и не может быть ограничена никакими функциональными рамками. Для русских условий характерна ведущая роль государственной власти в деятельности государства как корпорации, единство, а не разделение властей, служение государству и его интересам всех классов и сословий страны.
[14] В современном государстве просвещенной может быть только национально мыслящая власть.
[15] Интернационализм капитала («бизнеса») – один из лживых мифов либеральной пропаганды. Капитал, даже еврейский, глубоко национален.
[16] Если той или иной частный капитал ведет себя в экономике непатриотично, антинационально, задача государственной власти – привести его в чувство или ликвидировать.