Журнал «Золотой Лев» № 71-72 - издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
А. Невзоров
Тост за народ
Перед Новым годом политики с друзьями ходят на банкет,
традиция у них такая! За праздничным столом звучат обычные здравицы
в честь гаранта, затем поднимаются бокалы за технического премьера
и прочих руководителей государства и правительства. Собравшиеся
элитарии с воодушевлением накатят за партию власти — "ЕдРо нашей
политической системы". Закусывая почти запрещенной осетриной и черной икрой, негромко
поговорят о том, что в Конституцию пора добавить подзабытые слова
о "руководящей и направляющей силе постсоветского
общества". Или даже особым пунктом честно написать: "ЕдРо существует
для власти и служит власти". Хотя бы в целях обеспечения
перманентной "стабильности" и преемственности власти!
И тут же, спохватившись, выпьют за нерушимость нашей
Конституции! Потом за "единство и неслиянность" всех ветвей
российской власти. Ну и добавят по маленькой за каждую ветвь
в отдельности. Щедро нальют за вне- и над- конституционные
органы власти — саму Администрацию и всяких прочих Полпредов. С
улыбкой тяпнут за Общественную палату. И тут же серьезно и навытяжку
примут за принятие бюджета-2006. И особо — за бюджеты субъектов
федерации. И сугубо — за объекты, восстановленные в Чечне. Не
чокаясь, молча помянут Стабилизационный Фонд. А затем Пенсионный…
И только в самый разгар банкета какой-то,
разгоряченный не в меру, юрист поднимет свой тост "за народ".
Здесь сразу наступит напряженная тишина. И, неловко оправдываясь, тостующий
многословно разъяснит, что имелся в виду исключительно
"многонациональный и поликонфессиональный народ Российской
Федерации". Тот самый конституционный "носитель суверенитета"
и "источник власти". Точнее, так называемый "народ"…
Ну, который по Основному закону "осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы госвласти…"
И тут вся полнота государственной власти, собравшаяся
в банкетном зале, взорвется от радостного, понимающего смеха. Разом
захохочет, откроет игристого и отхлебнет с блуждающей ухмылкой —
"за народ!". Пригубит бокальчик с непременными шуточками про "двести душ на каждого" и комическими
вопросами — "А сам-то знаешь, как плохо живет наш народ"?"
Ну, как тут под самый Новый год не выпить, пусть и смеху ради,
"за народ"! Да и, в самом деле, куда денешься от этих
"людишек". Нельзя же совсем обойтись без "народа",
как-то не принято еще!.. А если начальство начнет руководить исключительно
собой, то получается не настоящая власть, а какое-то уже совсем
неприличное "самообслуживание". И после тоста "за народ"
руководящие работники, повеселев, разом заговорят о чем–то своем. Это
значит, что официальная часть банкета закончилась.
По залу теплой волной пройдет умиротворяющий гул, многие
расслабят галстуки, самые смелые — закурят. Два русачка за дальней
колонной забубнят под огурчик о товарище Стапине, о его знаменитом тосте
"за русский народ". Круглоголовый политолог в очечках, тихо подошедший
сзади, негромко, но твердо поправит товарищей с мест. Гениальный политтехнолог
всех времен и народов имел ввиду не идеалистическую
"народность", заметит сталинский коллега. И уж точно
не сомнительную "русскость", совершенно ненужную после Победы.
Иосиф, внушительно скажет очкарик, пил за ту решающую
силу, которая обеспечила историческую победу. За "доверие Русского Народа
Советскому Правительству". А что такое доверие? — менторски спросит
телевизионный политолог. И сам себе привычно объяснит. Доверие — это всего
лишь подручный инструмент для мобилизации масс. А нам сегодня нужна совсем
наоборот — стерилизация активности. Опять же, у нынешней власти есть
куда более эффективные рычаги для управления демократией — финансовые
потоки, пропаганда и админресурс. Или даже ГАС Выборы, не к ночи будь
помянуты. Ну, сам знаете, товарищи с мест! Для выборов любого уровня так
называемый "народ", по большому счету, уже не применяется.
И русаки, прикусив языки, дружно закивают столичной штучке. Дескать, знаем,
знаем — сколько раз выбирали, а никакого "народу" сроду
не видали!
А политолог рассеянно пойдет с бокалом по хмельному
залу, вздрагивающему от гортанных криков чеченских "героев России".
Как все-таки сильна наша власть, подумается ему. Всякую "сволоту"
может вобрать в себя, сдавить олигархической пятой и сделать
политическими "своими". Мы так сильны, что можем вопреки классику
"распустить народ" и набрать себе новый! Скажем, напустить в страну любых мигрантов,
чтоб потом пасти чужие народы жезлом железным… Тут в мозгу бывшего
историка банкетный зал вдруг предстанет помостом над стонущим полоном,
на котором пируют хазарские князья. И он сразу отгонит эту совершенно
неуместную картину.
И услужливое воображение политолога привычно вообразит
"народ" в виде большого, неповоротливого животного. Нет,
не Левиафана! Но, скорее, в виде огромной и ленивой Черепахи,
на панцире которой так уютно устроилась Власть. А Черепаха та, в свой
черед, покоится на трех Китах. Первый Кит, довольно фыркая, плещется
в финансовых потоках. Второй — хвостом разруливает миграционный вал
инородцев. А третий — купается в море пропаганды, регулярно пуская
фонтан пустословия и самовосхваления власти. Что-то есть в этой
троице — пиар, финансы, миграция — подумает политолог, и покинет
гульбище ради труда написания доклада.
***
В новогоднюю полночь колеса шоу-бизнеса замирают
на положенные две минуты — новые русские бабки и старые
советские актрисы пропадают с экрана. Под звон курантов на всех каналах
появляются голубые ели у красной зубчатой стены. Из-под елки как
испуганный зайчик выскакивает лысоватый человек. Он сбивчиво, будто волнуясь,
читает с листка очередное новогоднее послание. На этот раз неподвижная маска
озвучит нам тост про "российский народ". Новейшие историки потом
напишут, что в этот новогодний миг прозвучала магическая формула власти.
Под кремлевской елочкой была произнесена чеканная, почти уваровская триада:
Самославие, Трубодержавие, Инородность.
АПН
30.12.2005