Журнал «Золотой Лев» № 71-72 - издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
А.Н. Савельев
Тезисы
непрозвучавшего выступления на конференции в МГУ
За день перед конференцией руководство Думы сменило
регламент, предложив слушать всякую чепуху полдня, а потом только заседать по
тематическим секциям.
Тезисы к докладу «Парламентаризм и государственная
традиция»
(Конференция в МГУ с участием Госдумы, 20 декабря 2005 г. В
порядке всенародных торжество по поводу 100-летия российского парламентаризма)
1. Замысел парламентской демократии
- народное представительство (региональное и политическое)
- законодательная деятельность
- экспертиза законодательных инициатив
- публичное обсуждение ситуации
- равенство избирательных прав
- независимость народного представителя от
исполнительной власти и неприкосновенность его статуса
- ответственность за принимаемые решения
Все элементы замысла разрушены. Никакого отношения к
100-летию «той» Думы нынешняя не имеет. Она не совпадает ни в чем даже с
замыслами классиков либерализма, мечтавших заместить традиционное для Европы
монархическое правление «коллективным разумом». У нас нет ни разума (Дума не
думает), ни публичности (парламент безмолвствует по большинству самых острых
проблем).
Разрушение либеральной парадигмы идет не в пользу традиции
государственного управления, а скатывается к архаическим формам, принятым в
политическом закулисье как и в криминальной среде – свои «понятия».
2. Парламентаризм как стержень доктрины либерализма: правит
не традиция, а баланс частных воль, отражающих волю народа.
- отрыв от традиции (воля парламентария, подверженная
настроениям и частным интересам, маскируемым народолюбивой риторикой)
- иллюзия возможности делегирования (избирательная
кампания как способ введения в заблуждение, отсутствие текущей ответственности)
- межпартийная грызня и внутрипартийная интрига (партии
и фракции – уже противоречие руссоистской доктрине) – партия не гарант
ответственности, а форма давления на электорат, механизм политтехнологии.
3. Противоречия российского парламентаризма
- Сакральность власти и публичность парламентской
политики
- Публичность политики и фракционная замкнутость
(тайное принятие решений, тайный механизм управления)
- Разделение властей и возникновение «партии власти»,
«проправительственной фракции» (новая номенклатура)
- Независимый статус депутата и «служба» правящей
фракции (голосование в силу партийной дисциплины и подкуп, поставленный на
постоянную основу – «стипендия» в «партии власти»)
- Равенство статуса и неравенство в отношениях с
исполнительной властью (история с ФАИПами и регламентные манипуляции,
прекращение профессиональной работы в комитетах, заведомое нежелание слушать
иное мнение из оппонирующих фракций, ничтожность независимых депутатов)
- Всеобщее и равное избирательное право и широкое
применение «административного ресурса» и политтехнологий – вплоть до открытого
нарушения закона (агитация ЕР в день голосования на московских выборах, скупка
голосов в Воронеже по методу карусели)
- Решение от имени большинства народа при
электоральной поддержке не более 15% (Мосгордума 2005)
- Уважение к «своему» депутату (вдруг что даст) и
низкий рейтинг доверия к парламенту (несовместимость с народной волей – будто
народная воля выражается только голосованием).
4. Традиция
- Суверен и «мнение земли» (на всех уровнях).
Религиозная мотивация решений – первенство морального принципа (пример в
международных делах - Священный союз).
- Ответственность суверена перед династией – прошлыми
и будущими поколениями. Ответственность перед другими династиями (родство
европейских правящих домов). Ответственность перед высшими сословиями – опорой
государства, инкубатором верности (трансляция верности в низшие сословия).
- Народное представительство как коллегия «лучших
людей» и всесословность (действительное желание знать мнение, действительно
исполнять изданные законы). Законосовещательный статус народного
представительства (сила авторитета).
5. Иллюзия суверенитета при либеральном парламентаризме
- гнездо революционных идей (избрание – замещение
сакральной власти «волей народа») – Учредительное собрание открылось пением
интернационала. Либеральная революция против традиции (февраль-октябрь 1917 и
август-декабрь 1991).
- нежелание принимать решение о чрезвычайном положении
(Чечня, захваты заложников и т.д.) (Суверенен тот, что способен объявить
чрезвычайное положение.)
- отсутствие публичного суверена (президент –
«чиновник, нанятый на срок») – отсутствие ответственности за пределами срока
полномочий
- десакрализация власти (якобы, чем больше имеем
возможности ее ругать публично, тем она эффективнее работает) (право на ругань
как критерий полнокровности демократии. В газете: вы все нас достали, разогнать
бы вас, Путин не собирается вас разогнать?)
- врастание национальной элиты в глобальную (отрыв от
национальных корней), глобализация национальной экономики (альтернатива –
замкнутое торговое государство Фихте и концепция национальной экономики
Фридриха Листа, Бисмарка, Витте). Парламентаризм как лоббистская деятельность,
множество частных бизнес-проектов.
- приоритет общечеловеческих ценностей перед
национальными интересами (возня с «правозащитниками», спонсируемыми западными
спецслужбами; ориентация на международные организации типа ОБСЕ) Парламентаризм
как лоббирование иностранных интересов.
- Конституция – как либеральная догма, рецепт погибели
России.
Наследственная монархия – несовершенный порядок управления,
но лучшего человечество не придумало. Народное представительство при монархе
органично, при президенте – фальшивка (сброд в Общественной палате,
«телепузики» в «Единой России»).
20.12.2005