Журнал «Золотой Лев» № 71-72 - издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
Я. Амелина
Приднестровье
разменяли в «газовой игре»
«Россия сдала Приднестровье», —
таково общее мнение и приднестровцев, и сочувствующих им русских
после обнародования совместного заявления президентов России и Украины
от 15 декабря 2005 г.
На встрече участников и наблюдателей процесса
приднестровского урегулирования, состоявшейся 15-16 декабря в Тирасполе
и Кишиневе, стороны договорились разработать проект документа об условиях
деятельности международной миссии по мониторингу военно-промышленного комплекса
Приднестровья. На следующем саммите в формате «5+2» (Россия, Украина,
Молдавия, ПМР, ОБСЕ плюс недавно присоединившиеся к ним США и Евросоюз),
намеченном на 26-27 января, миссия ОБСЕ представит проект ее полномочий
и рекомендации для проведения свободных и демократических выборов
в Верховный Совет ПМР. Правда, выборы в приднестровский парламент...
уже прошли — 11 декабря. ОБСЕ, страны Запада и Украина заранее
отказались признать их итоги. Россия же, словами официального представителя МИД
РФ Михаила Камынина, 13 декабря заявила, что принципы «регулярности, транспарентности
и демократичности процесса» на приднестровских выборах в целом
были соблюдены, и «избранному Верховному Совету предстоит теперь активно
включиться в решение текущих проблем региона», в числе которых —
урегулирование приднестровской проблемы. «Важен настрой депутатов
на конструктивный диалог с Кишиневом, формирование климата доверия
и снижение уровня противостояния между сторонами конфликта», — заявил
официальный представитель российского МИДа.
Таким образом, Москва, пусть с оговорками,
но вроде бы успела признать итоги приднестровских выборов. Именно так
заявление МИДа восприняли в самом Приднестровье и за его
пределами. Однако дальнейшие события показали, что эти выводы преждевременны.
Вечером 15 декабря президенты России и Украины Владимир Путин
и Виктор Ющенко обнародовали совместное заявление, которое произвело
эффект разорвавшейся бомбы. Не зная, как комментировать этот документ,
государственное информагентство ПМР «Ольвия-пресс» решило вообще не давать
информацию о нем.
Москва и Киев приветствовали возобновление переговоров
в формате «5+2» (недавнее появление «двойки» осталось незамеченным, хотя
знаменовало собой принципиально иной уровень участия США и ЕС
в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве), напомнив, что
«урегулирование приднестровской проблемы будет осуществляться путем определения
и законодательного закрепления особого правового статуса Приднестровья
на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности
Республики Молдова».
Окончательное урегулирование должно осуществляться
исключительно мирными средствами, при этом «Российская Федерация рассматривает
украинские инициативы как важную основу, позволившую разблокировать
переговорный процесс и придать ему новый импульс, а Украина считает
существенными последние российские наработки, подготовленные в их развитие».
Напомним, что известный «план Ющенко» предполагает развитие
в ПМР при содействии Киева «демократии, гражданского общества
и многопартийной системы», проведение «свободных и демократических
выборов», трансформацию нынешнего формата миротворческой операции
в Приднестровье в механизм военных и гражданских наблюдателей
под эгидой ОБСЕ и т.д. Фактически, принятие «плана Ющенко» означает
добровольный отказ Москвы от участия в решении проблем
приднестровского региона.
О том, что Приднестровье отныне полностью исключено из
российских внешнеполитических раскладов, прямо говорят формулировки заявления
двух президентов. Страны-гаранты подтвердили свою «готовность оказать
максимальное содействие многонациональному народу Республики Молдова
в становлении демократического, правового и нейтрального государства,
основанного на принципах единства территории». Москва и Киев придают
большое значение «созданию условий для проведения транспарентных
и демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья при участии
международного сообщества».
К чему тогда двумя днями ранее произносились слова
Камынина — совершенно непонятно. По-видимому, МИД действует по своей
программе, а администрация президента — по своей, и это
многое говорит о скоординированности российской внешней политики.
«Важным шагом в контексте украинской инициативы может
стать учреждение Международной оценочной миссии под эгидой ОБСЕ для анализа
ситуации и выработки соответствующих рекомендаций», утверждается
в заявлении президентов. Что касается формата миротворческой операции,
Россия и Украина «исходят из целесообразности ее трансформации в мирогарантийную
операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования».
Итак, Москва передала решение судьбы днестровского
Левобережья и его жителей в руки западных структур, действующих как
самостоятельно, так и через подконтрольный им Киев. Конечно, это еще
не означает автоматической самоликвидации ПМР. «В республике есть люди, готовые
скорее снова взяться за оружие, чем согласиться на «воссоединение»
с Молдавией», — заметил «Росбалту» тираспольский политолог Виктор
Мартынов. Перспективы дестабилизации в регионе, полагает он, зависят
от того, хватит ли Кишиневу ума провести «мягкое» поглощение
Приднестровья. В любом случае, убежден политолог, любой «особый статус» после
возвращения ПМР в состав Молдавии окажется фикцией и в скором
времени останется только на бумаге, как это случилось с Гагаузией. «И
вот тогда-то Кишинев отыграется на приднестровцах по полной
программе», — считает Мартынов, прогнозируя массовый отъезд жителей
Левобережья в Россию и сопредельные страны.
Все эти последствия — не говоря уж об окончательно
подорванном доверии к Москве и самих приднестровцев, в большинстве
своем однозначно ориентированных на Россию, и их «товарищей
по несчастью» из других непризнанных республик — были вполне очевидны
и легко просчитывались. В чем же причина «проющенковской» позиции, занятой
российским руководством в приднестровском вопросе?
«Сенсационное заявление по Приднестровью появилось
в разгар «газовой войны» между Россией и Украиной, — заметил
«Росбалту» член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов
Владимир Горюнов. — И сразу после него накал страстей явно пошел
на убыль. Украина разом забыла о своих планах несанкционированного
отбора газа, Европа, ранее самоустранившаяся от решения проблемы газового
транзита через Украину, фактически встала на сторону России,
а американский Госдеп и вовсе заявил, что всё это — проблема российско-украинских
взаимоотношений».
Похоже, что фактическая сдача Россией Приднестровья стала
ценой невмешательства Запада в разрешение газового спора. Понятно, что без
деятельной поддержки Европы и Америки Украина не сможет шантажировать
Россию, отстаивая привычные для себя заниженные цены на российский газ.
Россия не впервые приносит свои долговременные
интересы в жертву тактической выгоде. «Вспомним, что Аджарию сдали
в обмен на обещания Тбилиси сохранить в Грузии российские
военные базы, — напоминает Горюнов. — Правда, не прошло
и пары месяцев, как про эти обещания благополучно забыли, но дело
было сделано». Теперь же к политической «наивности» кремлевских тактиков
примешивается стойкий запах чьих-то вполне очевидных финансовых интересов».
Молдавию же вообще никто не спрашивает — судьба ПМР как решалась, так
и решилась в Москве, Вашингтоне и Страсбурге, а не
в Кишиневе и Киеве.
Теперь, после «назначения» Киева «смотрящим» по Причерноморью,
вопрос перехода Украины на новые цены в расчетах за газ
практически решен. Правда, какими в итоге они окажутся, и будут ли
действительно соответствовать рыночным, мы еще увидим. Что касается Приднестровья,
то, считает Виктор Мартынов, в течение 2006 года его судьба будет
окончательно решена в рамках Молдавии.
Именно на ПМР обкатывают технологии «зачистки»
непризнанных постсоветских государств. В будущем году очередь дойдет до бывших
грузинских автономий — Абхазии и Южной Осетии.
Росбалт, 20/12/2005