Журнал «Золотой Лев» № 165-166 - издание русской
консервативной мысли
П.В. Святенков
Доктрина
Медведева
На минувшей неделе Россия получила свою доктрину Монро.
Несколько принципов, озвученных президентом Медведевым, выглядят как попытка сформулировать
новую, пост-грузинскую внешнеполитическую доктрину России. Озвучивание ее
именно сейчас логично - страна вышла из прежнего формата "международных
отношений", решившись на одностороннее признание Абхазии и Южной Осетии.
Теперь требуется новое понимание внешнеполитического курса страны, в
соответствии с новой ситуацией. Для понимания дальнейшего придется сделать
большую цитату из выступления президента:
Д. МЕДВЕДЕВ: Я буду при осуществлении
внешней политики Российской Федерации основываться на пяти позициях.
Первая позиция - Россия признает
первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют
отношения между цивилизованными народами. И в рамках этих принципов, этой
концепции международного права, мы и будем развивать наши отношения с другими
государствами.
Второе - мир должен быть многополярным.
Однополярность - неприемлема. Доминирование - недопустимо. Мы не можем принять
такое мироустройство, в котором все решения принимаются одной страной, даже
такой серьезной и авторитетной, как Соединенные Штаты Америки. Такой мир -
неустойчив и грозит конфликтами.
Третье - Россия не хочет конфронтации ни с
одной страной. Россия не собирается изолироваться. Мы будем развивать настолько,
насколько это будет возможно наши дружеские отношения и с Европой, и с
Соединенными Штатами Америки, и с другими странами мира.
Четвертое - безусловным приоритетом
является для нас защита жизни и достоинства наших граждан, где бы они ни находились.
Из этого мы будем исходить при осуществлении своей внешней политики. Мы будем
также защищать интересы нашего предпринимательского сообщества за границей. И
всем должно быть понятно, что если кто-то будет совершать агрессивные вылазки,
тот будет получать на это ответ.
И, наконец, пятое. У России, как и у
других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные
интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно
связывают дружеские добросердечные отношения, исторически особенные отношения.
Мы будем очень внимательно работать в этих регионах. И развивать такие
дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями. Вот из
этого я буду исходить при осуществлении нашей внешней политики.
Все вышеизложенное - заявка на принципиальное изменение
внешнеполитического статуса России. В рамках концепции Pax Americana роль
России как недоразрушенного Карфагена была понятна - следовало платить и
каяться, каяться и платить, утираться в обмен на обвинения в имперских амбициях
и главное, выполнять любые пожелания Вашингтона.
В обмен на это России гарантировалось место на складном
стульчике нового мирового порядка. Членство в Совете Россия-НАТО (без права
влиять на решения и расширение Альянса), членство в большой восьмерке (без
права даже пищать в случаях, когда большая восьмерка собирается в формате
большой семерки - решать большие дела без нас) и тому подобных лоховские блага,
означавшие вовлеченность в мировые дела без права голоса. И, конечно, невозможность
доминирования даже в зоне своих жизненных интересов - на пространстве бывшего
СССР[1].
Заявка на многополярность и доминирование на постсоветском
пространстве[2] смела и
абсолютно правильна, так как соответствует национальным интересам России. Ибо
если Россия добьется доминирования в бывшем СССР[3],
то станет одним из мировых полюсов по определению, вне зависимости от членства
в какой бы то ни было "восьмерке", ведь является же таковым Китай, несмотря
на то, что его пока не допускают до формального участия в этом неформальном
клубе.
Вопрос только в том, удастся ли добиться такого
доминирования. Нынешняя слабость Запада, его неспособность найти сильный ответ
на победу России в войне с Грузией[4]
связана не в последнюю очередь с пересменкой в Вашингтоне, президент Буш
уходит, до выборов остается чуть больше двух месяцев и никто не готов взять на
себя ответственность за долгосрочные решения, пока не определится его преемник.
Между тем попытки Запада перехватить у Москвы лидерство на
постсоветском пространстве остаются в повестке дня. Речь, прежде всего, идет о
принятии в НАТО Украины и Грузии. И хотя шансы Грузии после чувствительного
военного поражения смотрятся невысокими, Украина по-прежнему стремится в НАТО.
Часики для Альянса тикают как бешенные - совсем немного времени остается до
2010 года, когда на Украине пройдут президентские выборы. Будущее Ющенки под
большим вопросом. А это значит, что в оставшиеся до выборов немногие месяцы США
могут попытаться протащить Украину в НАТО, невзирая на сопротивление местного населения
и скептицизм европейских держав, таких как Германия.
Иначе говоря, Москве уже в ближайшее время придется
отвечать по сделанной ею заявке. Без союза или хотя бы хороших отношений с
Украиной лидерство на постсоветском пространстве немыслимо. И Маккейн и в
меньше степени Обама не скупятся на резкие заявления в адрес Москвы. А это
значит, что они, скорее всего, не будут склонны договариваться с Кремлем, как
до недавнего времени надеялось русское руководство.
Это, в свою очередь, означает, что в случае, если доктрина
Медведева - это всерьез, то основное противостояние на постсоветском
пространстве еще впереди. Только сорвав планы по расширению НАТО, можно будет с
чистой совестью сказать, что Россия вернула себе доминирование в бывшем СССР и
построила свой собственный, пусть небольшой полюс на мировой политической
арене.
РЖ, 1.09.08
[1] «Пространство бывшего СССР» - и это и есть, с консервативной русской точки зрения, территория русского национального государства.
[2] «Постсоветским пространством» недруги, недоброжелатели и враги России называет территорию Российского государства (то есть государства, с 1922 по 1991 называвшимся Советским Союзом).
[3] Вряд ли в Европе и в новом свете заблуждаются насчет того, что СССР и Россия - «две большие разницы». Не стоит и в России делать вид, что это не одно и то же.
[4] «Грузинская война» не является войной России с Грузией или Грузии с Россией.