Журнал «Золотой Лев» № 135-136 - издание русской
консервативной мысли
А. Иванов
«Россия
для русских»: pro et contra
Правые и националисты конца XIX
- начала XX вв. о лозунге "русского Возрождения"
"Русской
народности подобает
всеобъединяющаяи всеподчиняющая сила,
но каждой
народности да будет свобода во всем,
что этому
объединению и этому подчинению не препятствует".
Император
Александр III
Сегодня лозунг "Россия для русских" после долгого
небытия вновь становится популярным. Социологические исследования показывают,
что его в той или иной степени уже поддерживает каждый второй житель РФ [1]. С первого взгляда похожий на аксиому (ну разве придет в голову
нормальному человеку сомневаться в том, что Россия не для русских?), лозунг
этот зачастую характеризуется как некорректный [2], вызывает аллергическую
реакцию во властных структурах, а то и призывы дать ему правовую оценку, на
предмет разжигания национальной ненависти (хотя такие предложения имели бы
смысл только в том случае, если бы кто-то позволял себе заявлять, что
Россия только для русских, или же не для русских).
Между тем, нельзя не признать, что лозунг этот,
действительно, не так однозначен и прост, и заслуживает детального анализа.
Однако едва ли стоит заново "изобретать велосипед" – объектом
пристального внимания и бурной полемики этот девиз уже был в начале ХХ века, в
период своей наибольшей популярности в русских правых кругах. При этом отношение
к нему русских консерваторов было вовсе не единодушным, как это нередко
полагают.
Традиционно принято считать, что словосочетание
"Россия для русских" впервые было озвучено в царствование Императора
Александра III [3]. Обычно его приписывают либо самому
Государю (как правило, при этом приводятся слова: "Россия
должна принадлежать русским и всякий, кто живет на этой земле, обязан уважать и
ценить этот народ"), либо легендарному "Белому генералу" М.Д.
Скобелеву, якобы озвученным им в такой форме: "Хочу написать на
своем знамени: "Россия для Русских и по-русски", и поднять это знамя
как можно выше!".
Как бы то ни было, важно учесть, что в своем первоначальном
смысле, в эпоху царствования Императора Александра III лозунг этот, как
справедливо заметил современный философ М.Ю. Чернавский,
означал "не Россия только для русских, но Россия с опорой на русских"
[4]. Развивая эту мысль дальше, можно заключить, что в конце XIX века в этот
лозунг вкладывали следующий смысл: поскольку русский народ является государствообразующей, титульной нацией Российской империи,
то и государство, поэтому, должно строиться по-русски, исходя из нашей
национальной идеи, блестяще сформулированной графом С.С. Уваровым:
"Православие. Самодержавие. Народность". При этом
"по-русски" вовсе не означало "в угоду русским", а
напротив, возлагало на наш народ добровольно взятую ответственность за судьбу России
и населяющих ее народов.
"Истинный богатырь русской земли, Император Александр
III руководящим девизом своего царствования поставил: "Россия для
русских". Для достижения такой цели, составлявшей возврат к русской
национальной политике XVI, XVII и XVIII веков, Император Александр III, по
словам бывшего во время его царствования министра финансов Н. Бунге, признавал необходимым принять следующую программу
действий:
1) удовлетворить народному чувству, по которому Россия
должна принадлежать русским;
2) освободить нашу внешнюю политику от опеки иностранных
держав;
3) упорядочить и скрепить внутренний строй управления;
4) развить духовные и материальные силы русского народа.
Для достижения этих целей в русском государстве должны были
господствовать:
а) русская государственность, т. е. русская государственная
власть и русские учреждения, примененные, где то
требовалось, к бытовым условиям инородцев и окраин;
б) русская народность, освобожденная от иноплеменного
преобладания;
в) русский язык как общегосударственный;
г) уважение к вере, исповедуемой русским народом и его
Государем.
Являясь истолкователем мыслей Государя,
Н. Бунге признавал, что, следуя путем, указанным
державным вождем русского народа, требовалось добиваться, чтобы иноплеменники
стали со временем сынами русской земли, а не оставались вечно ее
приемышами", – так в книге "Русская армия", с отсылкой на Н.Х. Бунге, развил понимание Царем-миротворцем лозунга
"Россия для русских" А.Н. Куропаткин [5]. "Ныне во всей великой России эти слова раздаются из
края в край. Но чтобы постоянно напоминать их русскому народу, необходимо снять
с памятника Императору Александру III надпись, гласящую о железнодорожных заслугах
русского самодержца, и заменить ее тремя словами: "Россия для русских"",
– заключал генерал [6].
Не секрет также, что национальный вопрос в русской
консервативной концепции всегда (или почти всегда) был тесно связан с
вероисповедным вопросом. Поэтому, как справедливо отмечает современный исследователь
А.В. Репников, "не случайно у европейских мыслителей,
обращавшихся к истории России, порой создавалось впечатление, что понятие
"русский" тождественно понятию "православный"" [7].
Всем хорошо известны слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского, что
"быть русским, значит быть православным", равно как и его вывод, что
"без Христа русский человек – дрянь" [8].
Как бы не резки казались с первого взгляда последние слова писателя, но история
ХХ века наглядно показала, что полны они горькой правдой.
Характерно и то, что "православность"
в трудах русских консерваторов конца XIX века явно превалировала над "русскостью". Хотя это нисколько не означает, что к
национальной принадлежности государствообразующего
народа их отношение было неуважительным и тем более пренебрежительным. Просто
ради государственного единства – целостности Российской империи – консерваторы
конца XIX века были готовы отодвинуть русский национализм на второй план,
отдавая (и на наш взгляд, совершенно справедливо) первенство православному
вероисповеданию.
Очень показательны в этом отношении слова выдающегося
философа К.Н.Леонтьева: "Русское царство, населенное православными
немцами, православными поляками, православными татарами и даже
отчасти православными евреями, при численном преобладании православных русских,
и русское царство, состоящее сверх коренных русских, из множества обруселых
протестантов, обруселых католиков, обруселых татар и евреев.
Первое созидание, второе – разрушение" [9]. Разве не актуально звучат
сегодня слова великого русского мыслителя: "Что такое племя без системы
своих религиозных и государственных идей? За что его любить? За кровь? Но кровь
ведь… ни у кого не чиста… И что такое чистая кровь? Бесплодие духовное!…Любить
племя за племя – натяжка и ложь <…> Кто радикал отъявленный, то есть
разрушитель, тот пусть любит чистую племенную национальную идею…"! [10]
"Православное Самодержавие есть главный отличительный признак русской
национальности в ее прошедшем и настоящем, – считал Леонтьев. – Именно
Православное Самодержавие, а не просто Самодержавие и не просто
Православие" [11].
Однако в начале ХХ века многое поменялось, идеология
русского национализма, ранее воспринимавшаяся как чисто западническая, стала
уверенно завоевывать симпатии русских правых. И тогда лозунг "Россия для
русских" был принят большинством русских консервативных мыслителей и гордо
поднят на знамена монархических партий и союзов. ""Россия – для
русских", – таков лозунг Русской Монархической партии, ясно понимающей,
что если предоставить Россию иноплеменникам, иноверцам и иностранцам, – то не
только в России не будет Самодержавной Монархии, но не будет и самой
России", – писал в одной из программных статей видный русский публицист,
редактор консервативных "Московских ведомостей" (как принято считать,
именно в этом издании, после длительной паузы, летом 1905 года вновь появился
этот лозунг) и организатор Русской монархической партии В.А. Грингмут [12].
Русский народ, отмечал он далее, "по полному праву
должен чувствовать себя в России не "в гостях", а
"дома"". "В самом деле, кому должна принадлежать Россия,
как не тому народу, который ее создал, ее развил и сделал одною из первых
мировых держав?", – вопрошал Грингмут [13].
"Все входящие в состав Российской империи иноплеменные народности всеми
силами противились созданию и развитию России, а многие из них, как, например,
татары, шведы, поляки, кавказцы и среднеазиатские племена, наносили ей в разные
времена тяжелые удары; а потому не им быть хозяевами в возникшей несмотря на
создаваемые ими препятствия, России, а русскому народу, который один со своими
князьями и царями преодолел под сенью Православной Церкви эти препятствия и
создал то стройное культурное государство, в состав которого вошли прежние его
враги, найдя в нем крепкий оплот своему мирному дальнейшему
существованию", – мотивировал свою позицию видный черносотенец [14].
"Не из какого-либо "человеконенавистничества", не из
"патриотического фанатизма", не из "пустого властолюбия"
Русский народ должен чувствовать себя дома во всех частях созданной им России,
– а на основании самых элементарных принципов государственной политики,
принятой всеми культурными народами", – заключал он [15].
А видная московская монархистка, поэтесса Л.А. Кологривова,
взяв в качестве эпиграфа слова В.А. Грингмута, сказанные
им в 1906 году: "Россия должна быть для Русских. Россия, это – наше добро,
которое мы приобрели своими многовековыми трудами, трудами угодников Русских,
Русских Царей и Русского народа", развила их в стихотворной форме:
"Святой молитвой и трудом, // Снося невзгоды и
страданья, // Народ свой отчий строил дом, // Слагал Руси державной зданье. // Терпя
неволи страшный бич, // В борьбу и мир, без перемены, // За кирпичом он клал
кирпич // И возводил все выше стены. // И вот чертог его готов, // Широко дверь
раскрыта дома, // И он соседей и рабов // Зовет на пир в свои хоромы. // Хотя
страны подвластный сын // Здесь встретил ласку и вниманье, // Народ лишь
Русский – господин, // Просторный дом – его созданье.
// Хозяин полный он всему, // Своими все создав трудами, // И место первое –
ему // В углу палат под образами. // Напрасно праздная молва // Чужим пророчит
одоленье, // Он за исконные права // Восстанет в мощном единеньи;
// Он все попытки отразит // И волей твердою и стойкий // Свое владенье
закрепит // Над дорогой своей постройкой. // Прочь руки! Кровью и трудом // Народ
родное строил зданье // И не отдаст свой отчий дом // Он пришлецам на
поруганье" [16].
Сходные мысли высказывали и другие черносотенцы. Видный
правый деятель Г.Г. Замысловский в одном из интервью
в период думских выборов так сформулировал свою политическую программу: "В
основу своей программы я кладу национальный вопрос, который для русского
населения края имеет решающее значение. Не желая зла полякам и евреям, и не желая
притеснить, мы, члены окраинного союза, должны твердо и решительно заявить:
"руки прочь, Россия для русских"" [17]. Член старейшей
монархической организации – "Русского собрания" – генерал М.М. Бородкин утверждал, лозунг "Россия для русских"
должен "служить руководящим началом во всей политике и в нашей
повседневной жизни" [18]. Словами "Россия для русских!"
заканчивалась и программа самого "Русского собрания". Этот же девиз
как основополагающий был заявлен и такими известными правыми газетами как
"Русское знамя" и "Двуглавый орел".
Особенно близким лозунг "Россия для русских" стал
для русских националистов – членов Всероссийского национального союза (ВНС) и
родственных ему структур. "Россия для русских. Политическое господство и
наиболее выгодное экономическое положение в России должно принадлежать
русским", – писал один из основателей ВНС, член его Совета профессор Н.О. Куплеваский. Правда, при этом он делал важную оговорку,
отмечая, что "слово господство должно разуметься не в смысле порабощения
<…>, но в смысле политическом и экономическом" [19]. А выдающийся
русский публицист и идеолог ВНС М.О. Меньшиков даже окрестил лозунг
"Россия для русских", "лозунгом русского Возрождения" [20].
Видный киевский националист, (в прошлом – трудовик)
профессор Т.В. Локоть, открыто провозгласив со страниц издаваемой им
умеренно-правой газеты "Киев" лозунг "Россия для русских!",
недоуменно отвечал своим оппонентам: "Ну, а для кого же Россия?.. Россия
для евреев? Россия для немцев? Россия для англичан?.. Удивительная у нас
логика! Если бы немцу сказали, что Германия не для немцев, или что позорно
говорить – "Германия – для немцев", он бы счел это в лучшем случае –
за глупость, за полное отсутствие национального и государственного
самосознания. А у нас… считается не только некультурным, а просто даже
неприличным думать и говорить "Россия для русских!"" [21]. Но
при этом Локоть сразу же оговаривался, что "это совершенно не значит, что
мы хотели бы не пускать в Россию немцев, англичан, американцев, китайцев… Это
значит лишь одно: всякий русский гражданин должен свято уважать свое
государство, как целое, а отдельным народностям, входящим в состав государства
отводить то место, какое принадлежит им по справедливости!" [22]
А председательствовавший на учредительном собрании
Всероссийского национального клуба (1909 г.) депутат Государственной думы П.Н. Крупенский, в своей приветственной речи заявил: "Слава
Богу, мы можем теперь громко говорить "мы – русские", и эти слова наполнят
наше сердце гордостью. Россия для русских, или, лучше, русские для России…"
[23]
Впрочем, как видно из приведенных выше примеров, лозунг
"Россия для русских" вовсе не был шовинистическим, а предлагаемые его
трактовки не ставили своей задачей "разжигание межнациональной
ненависти", как это нередко пытаются представить сегодня определенные
силы. "Россия для русских и для всех народностей русского государства,
которые органически сошлись с русским народом и считают Россию своим
отечеством", – именно так раскрывался этот базовый постулат русских
националистов начала XX века в программе национальной фракции Государственной
думы [24]. Русский народ, отмечал один из создателей партии русских
националистов князь А.П. Урусов, должен занимать "место первого среди
равных", и "всем – и русским и инородцам – на Руси должно быть
безобидное житье" [25]. При этом националисты подчеркивали, что было бы
просто несправедливо "давать одни и те же права строителям русского
государства и разрушителям его", а потому инородцы должны получать
равноправие лишь "по мере слияния с русским племенем", т. е. по мере
отказа от самоопределения (М.О. Меньшиков) [26].
Тут стоит отметить, что если для
консерваторов-традиционалистов конца XIX в., равно как и для черносотенцев
начала ХХ в., понятия "русский" и "православный" были
неразрывно связаны между собой, то в среде националистов, балансировавших на
грани между консерватизмом и либерализмом, по этому вопросу уже встречалось
некоторое разномыслие. Одни из них продолжали придерживаться традиционных
взглядов: "…Без Православия нет русского народа в культурном и национальном
значении этого слова", – считал член Главного совета ВНС граф В.А. Бобринский; "Русский народ, – высказывал аналогичное
мнение один из лидеров Киевского клуба русских националистов А.И. Савенко, – создан так, что если он перестает быть
православным, он перестает быть русским". Однако некоторые их однопартийцы допустили в этом вопросе некоторый пересмотр:
"Православие есть отличительная черта русского народа, но <…>
совпадение понятий "русский" и "православный" является лишь
общим правилом, допускающим исключения", – полагал член фракции националистов
Д.Н. Чихачев. А В.В. Шульгин и П.А. Кулаковский шли в этом вопросе еще дальше,
считая, что вероисповедание вообще "не есть признак национальности",
что русские люди не только могут быть православными, старообрядцами и
лютеранами, и что даже белорусы-католики "должны быть признаны
русскими" [27].
Несмотря на практически общее увлечение лозунгом
"Россия для русских" правых деятелей начала XX века (как
черносотенцев, так и националистов), отдельные голоса с критикой этого
постулата из рядов русских консерваторов все же раздавались и в этот период.
Так, видный московский монархист С.Ф. Шарапов, к примеру, писал: "Наш
девиз – не "Россия – для русских!", а "Святая Русь!", а
"Святою" мы ее имеем право называть только потому, что ее основная
идея – осуществление, по мере сил, любви и правды Божьей на земле, смиренное и
бескорыстное служение всему человечеству, защита всех угнетенных и слабых,
словом, посильное осуществление христианской политики" [28]. А публицист
В. Строганов, и вовсе называл лозунг "Россия для русских" нелепым,
отмечая что, "либо мы должны отказаться от девиза "Россия для
русских", либо от обрусительной политики, так как совместить и то и другое
– так же нелепо, как тушить пожар керосином" [29].
Любопытные наблюдения относительно этого лозунга высказывал
в 1910 году, частично разделявший некоторые взгляды русских националистов, но
стоявший, несомненно, на более либеральных позициях писатель Андрей Белый (Б.Н.
Бугаев). "…Желая положительного, трезвого обоснования национализма,
приходят к мысли о противопоставлении русской нации всем прочим нациям,
обитающим в России: Россия есть Россия русских? Но кто такие русские? Северяне
представляют собой смесь с финскими племенами; пожалуй более русские – малороссы.
В таком случае, отчего не идти дальше? Тверитянин
может объявить Россией лишь тверское княжество, владимирец
– суздальское. И далее: понятие "русский" разорвется между вятичем,
родимичем, кривичем.
Но истинно русские люди не идут так далеко…" [30].
Но наиболее аргументированную критику этому постулату
русского национализма давал член Главной палаты Русского народного союза
Михаила Архангела, депутат фракции крайне-правых III и IV Государственных дум
черносотенец Г.А. Шечков.
Политическое мировоззрение Шечкова
напрямую вытекало из православного вероучения: "Мы, признавая кораблем
спасения святую Церковь, обязаны прежде всего надеяться на ее ограду, а кони,
колесницы и броневые стены – все это приложится нам. И эту истину мы теперь
более чем когда либо должны иметь мужество в слове и деле исповедовать пред
лицом восставшего на нас языческого мира", – писал он в одной из своих
работ [31].
Исходя из этого, Шечков выступал
с резкой критикой "секулярного консерватизма" и критиковал взгляды
русских националистов, в частности их тезис "Россия для русских":
""Россия для русских" – вот ходячее слово, общее место, готовое,
кажется стать девизом наших националистов. Это, якобы очевидное положение все
почти склонны принимать нынче за аксиому <…> [Об этом] не стоило бы и
говорить, если бы дело ограничивалось кружком сторонников шаблонного
европейского национальничанья (! – А.И.), но
"Россия для русских" возглашается устами двигателей нашего
самосознания. Этот клич националистического сепаратизма (! – А.И.)
выкрикивается борцами нашего единства. Тут, очевидно, досадное недоразумение"
[32].
Далее Шечков отмечал, что,
во-первых, этот лозунг не является самобытным, а лишь "рабским
осколком" с известных формул: "Англия для англичан",
"Германия для германцев" и т.д.; а во-вторых, он таит в себе
опасность разрушения Российской империи: "Нет, Россия не для русских (sic), если мы не хотим, чтобы в черте еврейской оседлости
она мечталась якобы призванной служить только для
евреев, а в черте армянской – для армян и т.д. <…> Россия – для
православных! – восклицал он. – Нам недостаточно одной кровной связи: у нас на
первом месте связь духовная. Мы прежде всего православные, а потом уже
великорусы, грузины, малорусы, молдаване, литовцы, белорусы и т.д." [33]
Лозунг "Россия для православных", полагал Шечков
является наиболее точным и не для кого не обидным, поскольку "только тот
истинно русский, кто православен" [34]. Развивая эту мысль дальше, он
отмечал, что помимо прочего, лозунг "Россия для русских" обиден для
многих других верноподданных Белого Царя, не принадлежащих к русскому народу. К
тому же, писал он, "кровное родство народностей <…> приводило лишь к
делению древне-русскую землю; объединяло же ее иcкони
одно только родство духа". "Мы не "язык"; мы – народ
крещеный. Нам недостаточно одной кровной связи: у нас на первом месте связь
духовная", – заключал Шечков [35].
Подводя итог этому краткому обзору отношения русских правых
к лозунгу "Россия для русских", необходимо сделать ряд важных
замечаний. Во-первых, в идеологических построениях черносотенцев, лозунг
"Россия для русских" играл несомненно важную, но отнюдь не
первенствующую роль, занимая соответствующее ему почетное третье место в
триаде: "Православие. Самодержавие. Народность". Принцип крови, как
справедливо замечает историк А.В. Репников, значил
для русских консерваторов существенно меньше вероисповедного принципа, хотя
русскому народу (как носителю Православия), ими справедливо отводилось
первенствующее положение в Российской империи.
Несколько по-другому относились к нему русские
националисты, нередко искусственно вытаскивавшие народность на первое место в
ущерб Православию и самодержавию, которые многими из них (но отнюдь не всеми),
понимались лишь как вероисповедание и форма власти, наиболее соответствующие
менталитету русского народа [36], а потому и наилучшие для него в данный
исторический период. Такая логика, естественно вела к тому, что в другой
исторический период русскому народу, к примеру, может оказаться "наиболее
подходящей" и другая форма правления, что, естественно, было в корне
неприемлемо для черносотенцев [37]. Однако и националисты никогда не придавали
лозунгу "Россия для русских" агрессивного, шовинистического звучания.
Практически во всех трактовках правыми и националистами этого постулата
проводилась мысль, что "Россия для русских" подразумевает вовсе не
то, что нерусским в России не должно быть места, а то, что русский народ должен
быть в созданном им государстве народом-хозяином, пользоваться в нем особыми
правами и следить – во благо всех "жильцов" за порядком в своем
"доме".
Во-вторых, нельзя не признать, что понятие
"русский" трактовалось черносотенцами и националистами довольно
широко. Под русскими, кроме великороссов правыми всегда подразумевались
белорусы и малороссы; да и обрусевшие инородцы, верные уваровской
триаде, несмотря на свои явно нерусские фамилии, воспринимались правыми как
"истинно русские люди" [38]. При этом те русские по рождению люди,
которые утрачивали базовые, с точки зрения правых, присущие русской народности
качества – переставали быть русскими. "[Когда] я говорю, что Милюков
еврей, – говорил граф В.А. Бобринский, – я
положительно не оговариваюсь. Я считаю, что не было более меткого и сильного
слова члена Думы Пуришкевича (одного из лидеров крайне-правых – А.И.),
как когда он провозгласил: "Можно быть фон Анрепом
и русским, можно быть Милюковым и жидом"". "Фамилия ведь ничего
не значит, самое название не есть признак национальности" [39]. Так что
едва ли мы ошибемся, если будем утверждать, что для большинства правых и
националистов право называться русским обретал православный человек русской
культуры, монархист и патриот.
Обвинения же правых и националистов в стремлении
насильственно ассимилировать нерусские народы, населявшие империю, также
нуждаются в комментарии. Насильно делать из инородцев русских никто из них не
собирался. Так, председатель "Русского окраинного общества" профессор
Н.Д. Сергеевский писал, что бороться с национальным
сепаратизмом внутри империи возможно лишь путем "завоевания сердец
покоренных народов", но не уступками, а проявлением разумной твердости. По
сему Сергеевский настаивал на "культурном
сближении и духовном единении" всех подданных русского Царя на "почве
честной преданности единому всероссийскому государству", отмечая, что во
всем остальном "пусть поляк остается поляком, финляндец финляндцем и
т.д.". А инородцы, не пожелавшие "быть нашими братьями в составе
всероссийской семьи, должны считаться нашими врагами, опасными и смертельными,
но никого из них насильственно переделывать в русских мы не станем и не
должны", – подчеркивал Сергеевский [40].
Характерно в этом отношении высказывание лидера русских
националистов П.Н. Балашева: "Нам <…>
постоянно кидают упрек в человеконенавистничестве, в желании поглотить,
уничтожить нерусские народности <…> Не в этом задача наша и не к этому мы
стремимся. Наша обязанность поддержать полезные и обезвредить тлетворные начала
на всем протяжении нашего отечества. Наш долг – громко и властно заявить:
местные интересы да подчиниться русским, общегосударственным интересам; а
нерусским поданным Великого Белого Царя мы говорим: примиритесь, раз и навсегда
с тем, что вы составляете неотъемлемую часть неделимой России, подчините ваши
мелкие местные вожделения задачам Русского государства, скиньте шапки перед
этой святынею, и живите и развивайтесь в мире; не мы вам будем в этом
препятствовать: наш прямой расчет, чтобы все части великого целого процветали,
чтобы всюду царили мир и согласие. Ну, а если не хотите, – то не взыщите"
[41]. При этом, указывал Балашев, национальную идею
других народностей следует не подавлять, а "направлять таким образом,
чтобы она являлась пособником в деле государственного строительства <…> в
деле возвеличивания Русской Империи" [42].
В-третьих, важно отметить, что помимо внутренней
направленности, лозунг "Россия для русских" имел еще и другое
содержание, "означая еще и то, что русские люди должны развивать свою
обширную страну, заселять пустынные земли внутри России и думать о себе самих,
а не об освобождении славян от турок и немцев, жертвуя кровь и пот для
появления на свет новых маленьких государств, потенциально готовых стать
враждебными России" [43].
Так что распространенное мнение о том, что девиз русских
правых начала ХХ века (который, как было показано, разделяли далеко не все
представители консервативного лагеря), сводился к требованию исключительных
прав для русской нации в Российской империи и носил шовинистический характер,
совершенно неверно. Как не без юмора замечает С.В. Лебедев, на фоне пышно
расцветающих в начале столетия в западных странах воинствующих шовинистических
течений типа пангерманизма или англосаксонского джингоизма, русские правые
"выглядели просто умеренными пацифистами", поскольку "ничего
подобного идеологии "народа-господина", объединения родственных
народов, завоевания "жизненного пространства", юридического
закрепления дискриминации по этническому признаку и т.п. аксиом западного
правого радикализма" [44] в арсенале русских правых начала ХХ века никогда
не было.
Закончить статью хотелось бы словами профессора Н.Д. Сергеевского: "Говорят: "Россия для
русских". Пусть так, не спорю, но думаю, что вместе с тем или даже прежде
того надо сказать: "Русские для России". Тогда дело будет крепко
<…> Это наша задача: служить русскому делу и вести духовную борьбу с
враждебными темными силами. Не Россия для нас, а мы для России – вот наш
девиз" [45].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Согласно опросам общественного мнения,
проведенным в 2005 – 2006 гг.
аналитическим центром Ю. Левады, 12 – 16% россиян безоговорочно
поддерживают лозунг "Россия для русских", "в разумных
пределах" (что подразумевает эта формулировка, социологи не уточняют),
лозунг поддерживают еще 37 – 40% наших соотечественников, и лишь 23 – 25%
относятся к нему отрицательно, полагая (видимо с подачи центра Ю. Левады), что
он представляет собой "настоящий фашизм".
[2] Хотя государствообразующий
народ, составляющий восемьдесят процентов от всего населения современной
России, согласно положениям ООН, совершенно вправе считать свою страну
мононациональной.
[3] См., к примеру: Боханов А.
Александр III Царь-миротворец // Русский общенациональный журнал. 2007. N 4. С.
65.
[4] Чернавский
М. Русский государственнический национализм // Правая.Ру
/ http://www.pravaya.ru/ look/ 2639
[5] Куропаткин А.Н. Русская армия.
СПб., 2003. С. 35-36.
[6] Там же. С. 586.
[7] Репников
А.В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX –
начало XX веков): Монография. М., 2006. С. 183-184.
[8] Сходно выразил эту мысль и русский
публицист славянофильского направления А.И.Кошелев, писавший, что "без
Православия наша народность – дрянь. С Православием наша народность имеет
мировое значение".
[9] Цит. по: Репников А.В. Указ. соч. С.148-149.
[10] Там же. С. 184-185.
[11] Там же. С. 186.
[12] Грингмут
В.А. Русский народ в России // Собрание статей В.А.Грингмута.
Вып. 3. М., 1910. С. 212.
[13] Там же.
[14] Там же. С. 218-219.
[15] Там же. С. 219.
[16] Кологривова Л.А. Россия для
русских // Стихотворения. М., 1907. С. 140-141.
[17] Российский государственный
исторический архив (РГИА). Ф. 1278. Оп. 9. Д. 280. Л. 2 об.
[18] Цит. по: Омельянчук И.В. Черносотенное движение в
Российской империи (1901 – 1914). Киев, 2006. С. 407.
[19] Куплеваский
Н.О. Всероссийский национальный союз. СПб., 1908. С. 5.
[20] Цит. по: Санькова
С.М. Русская партия в России. Образование и деятельность Всероссийского
национального союза (1908 – 1917). Орел, 2006. С. 93.
[21] Киев. 1910. 12 января. N1. Почти теми
же словами выражал свое недоумение и генерал А.Н.Куропаткин: "Казалось бы,
странно даже ставить такой вопрос: кому же, как не русским, должна принадлежать
Россия? Разве является сомнение, что Англия принадлежит англичанам, Франция –
французам, Германия – немцам, Италия – итальянцам, Япония – японцам?" (См.
Куропаткин А.Н. Указ. соч. С. 328).
[22] Там же.
[23] Известия Всероссийского национального
клуба. 1911. N1. С. 10.
[24] Цит. по: Санькова
С.М. Указ. соч. С. 87.
[25] Там же. С. 90.
[26] Там же. С. 91.
[27] Цит. по: Коцюбинский
Д.А. Русский национализм в начале ХХ столетия. Рождение и гибель идеологии
Всероссийского национального союза. М., 2001. С. 103.
[28] Цит. по: Репников А.В. Указ. соч. С. 190.
[29] Там же.
[30] Андрей Белый. Россия // Нация
и империя в русской мысли начала ХХ века / сост., вст.
ст. и прим. С.М.Сергеева. М., 2003. С. 331-332.
[31] Шечков
Г.А. Наше знамя. Харьков, 1905. С. 8.
[32] Там же. С. 4.
[33] Там же. С. 4-5.
[34] Там же. С. 11.
[35] Там же. С. 5-6.
[36] Характерны в этом плане такие
высказывания таких идеологов русского национализма как П.И. Ковалевский и М.О. Меньшиков.
"Его (русского народа – А.И.) вера – вера православная, ибо она в его
духе, в его существе, в его славянской природе" (Ковалевский П.И.
История России с национальной точки зрения. СПб., 1912. С. 155). "Единая
самодержавная власть в России вытекает прямо из характера национальных свойств
русского народа. Из органической неспособности славян к объединению самих в
себе и самоуправлению"; "Самодержавие в России является органическою
национальною потребностью, без которой Россия существовать не может до поры до
времени", – так мотивировал Ковалевский приверженность русских
националистов к самодержавию (Цит. по: Коцюбинский
Д.А. Указ. соч. С. 150, 165). То есть, если развивать эти мысли дальше, то
получается, что если Православие и самодержавие не "подходило" бы к
славянской природе, то и ценности в них никакой не было.
А вот заслуживающее внимания признание
М.О.Меньшикова: "Как потомок православных предков, я не могу иметь иных,
более привычных и приятных форм веры, кроме тех, которые вошли в мое сознание,
с родным языком и родною мыслью. Тем не менее, мне режет ухо (! – А.И.),
когда митинги крайних монархистов начинаются с "Царю Небесный" и
оканчиваются "Спаси Господи"" (Меньшиков М.О. Третья
культура // Нация и империя… С. 40).
[37] Так, лидер Союза русского народа Н.Е.
Марков, характеризовал идеологию русских националистов как "национализм
без веры и Царя", обвиняя их в "полном равнодушии" к
православной вере и "непризнании царского самодержавия".
[38] Приведем лишь некоторые характерные
примеры, поскольку тема эта уже не раз подробно освещалась. Так среди видных
членов Союза русского народа и его покровителей встречаются немцы по
происхождению – В.А. Грингмут и барон В.Ф. Таубе, поляки В.Ф. Залеский и С.К. Глинка-Янчевский,
молдаване П.А. Крушеван и Г.В. Бутми-де-Кацман,
грузин И.А. Думбадзе, француз В.Ф. Доррер, голландец
граф Н.Ф.Гейден и многие другие. А в руководящем
органе партии русских националистов – Всероссийском национальном союзе состояли
такие люди как А.А. Потоцкий, Н.К. фон-Гюббенет, Ф.Н. Безак, А.И. Урсати, Н.П. Пештич – все,
несмотря на свои нерусские фамилии, убежденные русские патриоты.
[39] Цит. по: Коцюбинский
Д.А. Указ. соч. С. 98.
[40] Сергеевский
Н.Д. Русское Окраинное Общество. Речь Н.Д.Сергеевского
в первом собрании 27 апреля 1908 г. СПб., 1908. С. 14.
[41] Вступительное слово Председателя
"Всероссийского национального союза" Петра Николаевича Балашева на первом собрании представителей
"Всероссийского национального союза" 19 февраля 1912 г. СПб., 1912.
С. 6-7.
[42] Цит. по: Коцюбинский
Д.А. Указ. соч. С. 249.
[43] Лебедев С.В. Русские идеи и
русское дело. СПб., 2007. (Цит. по электронной версии
монографии, любезно предоставленной автору статьи).
[44] Там же.
[45] Сергеевский Н.Д.
Указ. соч. С. 26.
Трибуна русской
мысли. Религиозно-философский и научно-публицистический журнал. 2007. № 7. Сентябрь.
С. 92-102.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=174842
Русская линия, 24.12.07