Журнал «Золотой Лев» № 134 - издание русской консервативной
мысли
Россия
на пороге масштабного экономического кризиса
Доклад Института
национальной стратегии
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Институт национальной стратегии (ИНС) продолжает работу над
серией докладов «Итоги с Владимиром Путиным». Серия докладов посвящена реальным
результатам правления Владимира Путина в различных сферах, областях и отраслях.
Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию доклад об итогах
экономической и социальной политики Кремля (российской исполнительной власти) в
период пребывания Владимира Путина на посту президента РФ (2000-2007 гг.).
Доклад подготовлен группой экспертов во главе с руководителем экономических программ
ИНС, д. э. н. профессором Никитой Кричевским
и президентом ИНС Михаилом
Ремизовым. В разработке концепции и подготовке финальной версии доклада
принимал участие также учредитель ИНС, публицист Станислав Белковский.
Полный текст доклада, объем которого превосходит 100
компьютерных страниц, будет опубликован в ближайшее время на официальном сайте
ИНС (www.apn.ru).
В этот пресс-релиз мы включили ключевые концептуальные положения доклада «Итоги с Владимиром Путиным. Россия на
пороге масштабного экономического кризиса», а также наиболее яркие факты,
примеры, иллюстрации, подтверждающие выводы авторов доклада.
Экономика
развитого постмодернизма.
Постмодернистскому режиму Владимира Путина присущи кричащие
противоречия между риторикой высших
государственных лиц сегодняшней России (включая и самого президента) и политикой власти, между публично декларируемыми и реальными целями / задачами режима.
Дистанция между виртуальным и реальным в путинской политике подчас бывает столь
велика, что евроатлантический ум, сформировавшийся под влиянием глубинных энергий
Модерна и Просвещения, не в состоянии осмыслить, чего же Путин (шире – правящая
элита современной РФ) на самом деле хотят добиться. Недостаточное понимание
постмодернистской природы режима зачастую порождает ошибочные выводы,
построенные на приоритетном анализе риторики, но не фактической политики
Кремля.
В экономической и социальной политике Путина, в
формулировании целей и постановке задач данной политики эта двойственность
проявляется в полной мере.
С одной стороны, можно выделить формально декларируемые цели и задачи Владимира Путина в экономике
и социальной сфере. Для этого мы сочли необходимым и достаточным
проанализировать послания президента РФ Федеральному Собранию РФ за 2000-2007
гг., а именно:
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля
2000 года
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 3
апреля 2001 года
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 18
апреля 2002 года
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая
2003 года
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая
2004 года
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 25
апреля 2005 года
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая
2006 года
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 26
апреля 2007 года
Исходя из анализа этих документов, в качестве основных
целей социально-экономической политики режима Владимира Путина были заявлены:
создание благоприятного делового климата;
борьба с коррупцией (включая воспрепятствование переделу
собственности и упорядочение процесса банкротства);
отказ от ориентации на сырьевую модель экономики;
развитие финансовой инфраструктуры (включая фондовый рынок,
банковский сектор и повышение капитализации предприятий);
создание благоприятных условий для массированного
привлечение инвестиций, в первую очередь, иностранных;
развитие ипотеки и жилищного строительства;
развитие финансово-экономической базы местного
самоуправления;
принципиальное решение острых социальных проблем (повышение
доходов бюджетников, пенсий, улучшение медицинского обслуживания, прежде всего,
на страховых принципах, образования);
снижение налогов;
вступление России в ВТО;
формирование качественно новой промышленной политики.
Вероятно, все вышеперечисленные цели / задачи и можно
считать планом Путина. Забегая
вперед, скажем, что большинство вышеперечисленных целей не было достигнуто. То
есть план Путина не реализован.
Однако, мы можем выделить реальные цели режима Владимира Путина в экономике. Эти цели и связанные
с ними задачи были сформулированы еще в конце 1990-х годов не лично Путиным,
которого нынешняя кремлевская пропаганда пытается представить единоличным
отцом-основателем нынешней властной машины, но теми людьми, которые выбрали
Путина в качестве преемника Бориса Ельцина, верховного бюрократа РФ,
призванного обеспечить жизненно важные интересы правящей элиты,
сформировавшейся в России в середине – второй половине 1990-х гг. Среди таких
людей следует выделить, пожалуй, Александра Волошина, руководителя администрации
президента РФ с марта 1999 по октябрь 2003 гг.
Истинными целями
исполнительной власти при Владимире Путине можно считать следующие:
- защита крупной
собственности, которая перешла в частные руки/под негосударственный контроль в
результате «большой» индустриально-инфраструктурной приватизации 1990-х гг.;
защита смысловых основ и регламента «большой приватизации»;
- обеспечение
завершающего этапа «большой» индустриально-инфраструктурной приватизации и,
шире, утилизации советского наследства;
- перенос основного
бремени расходов и инвестиций в России с государства и корпораций на граждан –
физических лиц;
- ликвидация
советской системы социального обеспечения, замена модели бесплатного образования,
здравоохранения и т.п. для всех на модель «платного для тех, кто может
платить»;
- создание
экономических механизмов / инструментов легитимации представителей российской
правящей элиты на Западе;
- построение
«горизонтали власти» - сетевой системы топ-менеджеров, формально не подконтрольных
и не подотчетных ни государству, ни частному капнталу, контролирующих при этом
значительные объемы государственных расходов / инвестиций и сопряженных с
данными расходами / инвестициями нетранспарентных центров прибыли.
Фактические цели режима (в отличие от формальных/декларируемых)
были, в значительной мере, достигнуты. В частности:
- приватизация в России, в основном, завершена;
- вопрос о ревизии итогов «большой» приватизации /
легитимации приватизации фактически бесповоротно снят с национальной повестки
дня, несмотря на то, что ожидания «путинского большинства» с
- советская система социального обеспечения, в основном,
ликвидирована; наиболее ярким элементом ликвидационных мероприятий стала
пресловутая монетизация льгот;
- непосредственно перед уходом Владимира Путина от власти
создается система «государственных корпораций» в форме некоммерческих
партнерств, которые воплощают последнюю из перечисленны выше целей; эти
«госкорпорации» являются государственными лишь номинально и предназначены для
обслуживания сугубо частных интересов; при этом госкорпорации берут на себя
значительную часть функций исполнительной власти в целом и федерального
правительства в частности (в том числе – формирование структурной политики и
управление госинвестициями).
При этом легитимация российской правящей элиты буксует,
проект «энергетической сверхдержавы», провозглашенный в
Общие результаты
управления экономикой и социальной сферой
при Владимире
Путине.
Приводятся в разрезе формально провозглашенных целей /
задач режима.
Формирование
делового климата. Сформировать
благоприятный деловой климат не удалось. Главной тенденцией развития
предпринимательства стало сокращение числа предприятий. Малое предпринимательство
производит всего 11-12% ВВП, тогда как в большинстве развитых стран – не менее
50%. При общем количестве малых предприятий в 22,9% от всех предприятий страны
инвестиции малого предпринимательства составляют в среднем чуть более 3% от
общего числа инвестиций.
Борьба с
коррупцией. За время правления Владимира
Путина Россия среди стран, компаниям которых мешает коррупция и взяточничество,
заняла второе место, по индексу Transparency
International - 28 место из 30, а общее
место России в коррупционном рейтинге опустилось до 121 (из 163).
Модель развития
национальной экономики. Россия не только
не смогла отказаться от сырьевой модели развития экономики, но в настоящее
время представляет классическую модель сырьевого государства. В
Развитие
финансовой инфраструктуры. Российский
фондовый рынок служит инструментом реализации истинных намерений кремлевской
администрации. IPO ОАО НК «Роснефть» и ОАО ВТБ (экс-«Внешторгбанк»), активно
поддержанные властными структурами, показали крайне неудовлетворительные
результаты вложений. Стремлением любой ценой привлечь в страну иностранные
кредитные ресурсы и краткосрочные спекулятивные инвестиции (так называемые
«глупые деньги»), привело к тому, что к середине
Привлечение
инвестиций. Инвестиционного бума в России
так и не случилось. В
Развитие ипотеки
и жилищного строительства. Власть
провозгласила своей целью обеспечение ценовой доступности жилья для граждан РФ
в условиях ликвидации «квартирной очереди», фактически замороженной еще в конце
1980-х гг. из-за существенного ухудшения финансового положения СССР. При этом
только в
Развитие
финансово-экономической базы местного самоуправления. Уменьшение источников поступления доходов в местные
бюджеты привело к тому, что в
Решение
социальных проблем граждан. За годы
правления Владимира Путина население России уменьшалось в среднем на 863,4 тыс.
человек ежегодно. Дефицит российской пенсионной системы по трудовым пенсиям в
Вступление в ВТО. В период
правления Владимира Путина Россия не станет полноправным членом ВТО не
присоединится, поскольку процесс присоединения оказался слишком сложным.
Отсутствие итогового результата на этом направлении мы, в целом, считаем объективной
удачей для российской экономики. Однако сам процесс подготовки к вступлению в
ВТО уже имел некоторые неблагоприятные последствия, такие, как фактическая
отмена (признание необязательными) с
Положение в
аграрном секторе. На протяжении всего
периода правления Владимира Путина в России уменьшались посевные площади,
причем, это происходило, в том числе, и в период реализации широко разрекламированного
приоритетного национального проекта (ПНП) «Развитие АПК». Площадь чистых паров
сократилась за период 2000-2006 гг. на
23,2%. В 2000-2007 гг. сокращалось поголовье скота. Крупный рогатый скот
уменьшился на 21,2%, коровы – на 26,0%, поголовье свиней осталось на прежнем
уровне. В этом кроется одно из объяснений зависимости российского
продовольственного рынка от импортных поставок: по говядине Россия зависит от
импорта на 73%, по свинине – на 50%. Несмотря на относительный рост
производства сельхозпродукции, доля фермерских хозяйств практически по всем
товарным позициям составляет менее 10% от общего производства.
Бюджетная
политика. Уже сегодня очевидно, что ни
бюджет
Очертания системного
экономического кризиса
На финише правления Владимира Путина Россия столкнется (и
уже сталкивается) с тремя основными кризисами:
продовольственным – неконтролируемый рост цен на продукты
питания в связи с критической зависимостью российской экономики от импорта
инфраструктурным – в связи с критическим износом ключевых
элементов национальной инфраструктуры
кризисом банковской ликвидности
Кроме того, через 3-4 года Россию ждет полномасштабный
кризис в приоритетном для нынешней правящей элиты энергетическом секторе
экономики, так как рост внутренних потребностей и экспорта энергоносителей не
сопрождается разработкой новых месторождений нефти / газа, и уже к концу
десятилетия страна столкнется с ощутимым дефицитом энергоносителей. Кроме того,
не модернизируется транспортная инфраструктура нефтегазового комплекса, степень
износа которой превышает 55%. Разделы доклада, в которых затрагиваются вопросы,
связанные с нависающими кризисами, приводятся в пресс-релизе почти полностью.
Отрывок из раздела V. Сырьевая модель экономики
Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию
Таблица 11
Некоторые
показатели платежного баланса России в 2000-2006 гг. (млн. долл. США)
Показатели |
2000 |
2002 |
2004 |
2005 |
2006 |
Счет текущих операций |
46839 |
29116 |
59514 |
84443 |
95323 |
Экспорт, в том числе сырая нефть нефтепродукты природный газ прочие |
105033 25272 10919 16644 52198 |
107301 29113 11253 15897 51037 |
183207 59045 19269 21853 83040 |
243798 83438 33807 31671 94883 |
303926 102283 44672 43806 113165 |
Импорт |
44862 |
60966 |
97382 |
125434 |
164692 |
Прирост обязательств, в том числе банки прочие секторы |
-11381 1492 1848 |
3277 3636 14348 |
36673 7078 31726 |
53324 19233 52428 |
68949 51154 53019 |
Прирост активов |
20674 |
2129 |
42888 |
55199 |
63024 |
Источник: Банк России.
За период 2000-2006 гг. экспорт увеличился в 2,9 раз,
импорт – в 3,7 раза. Экспорт в стоимостном выражении рос за счет увеличения
поставок минерального сырья. Данные об удельном весе природных ресурсов в
структуре экспорта подтверждают это предположение: в
Диаграмма 3.
Динамика мировых цен на нефть в 2000-2006 гг.
Источник: Институт экономики переходного периода
Таким образом, в период 2000-2006 гг. средняя цена на
российскую нефть Urals возросла в 2,3 раза. 79% роста российского экспорта за
исследуемый период обеспечено позитивной динамикой мировой нефтяной
конъюнктуры. Если из торгового баланса
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) оказался локомотивом
социально-экономического движения страны в условиях сильного экономического
спада 1990-х гг. А после
В
При этом важно отметить, что отрасль добычи полезных
ископаемых в последние годы практически не развивается. Так, индекс добычи
топливно-энергетических полезных ископаемых (если взять за основу
На протяжении первого срока правления Владимира Путина
(2000-2004), когда идеологические приоритеты экономической политики в
значительной мере определяли Александр Волошин и Михаил Касьянов, Кремль
публично не выделял развитие ТЭК как главную национальную задачу, хотя и
отдавал должное сырьевому сектору как главному источнику государственных
доходов и точке экономического роста. Однако
уже в начале второго президентского срока Путина сырьевой комплекс был
официально объявлен не только становым хребтом РФ-экономики и локомотивом
национального развития, но и ключевым рычагом
российского влияния в мире. Осенью 2005 года была провозглашена доктрина
России как «энергетической сверхдержавы», предполагающая, в частности, что
основной миссией РФ на международной арене должно стать обеспечение энергетической
безопасности Европы.
Концепция «энергетической сверхдержавы» стала ярким
отражением периода «вторичного смесительного упрощения», который переживает
позднепутинская Россия. Путинская команда ясно осознала и недвусмысленно
объявила, что диверсификация экономики и отказ от сырьевой модели – слишком
сложные и дорогостоящие вещи, чтобы нынешнее поколение правителей могло ими
всерьез заниматься. Путинский Кремль решил руководствоваться старым принципом
«используй то, что под рукою, и не ищи себе другое». Кроме того, доктрина
«энергетической державы» содержала в себе полуоткрытое послание Западу:
легитимируйте нас, т.е. путинскую правящую элиту, в качестве полноправного
элемента и неотъемлемого компонента международной элиты, и получите стабильные
поставки газа/нефти из России. Фактически, концепция «энергетической
сверхдержавы» явилась воплощением надежд Путина и Ко на легитимацию в западном
(«цивилизованном») мире посредством использования природных ресурсов
(«естественных преимуществ») России.
В послании Федеральному собранию в
Однако уже в конце 2006 года Кремль отказался от
использования термина «энергетическая сверхдержава». Формальной причиной этого
стал провал важного визита Владимира Путина в Германию (октябрь
Впрочем, главная проблема «энергетической сверхдержавы»
связана не с тем или иным восприятием этой доктрины и лично Путина на Западе, а
тем обстоятельством, что российский ТЭК стоит на пороге масштабного кризиса,
обусловенного исчерпанием его ресурсов. И в обозримом будущем российский
сырьевой комплекс может оказаться неспособен выступать гарантом энергетической
стабильности даже для своей собственной страны (РФ).
С самого момента создания газовой промышленности Западной
Сибири, добыча газа была сверхсконцентрирована на нескольких
месторождениях-гигантах. Известно, что большая часть российского газа (76,7%)
производится всего на шести месторождениях, из которых наиболее известные
«Уренгой», «Ямбургское», «Медвежье». Из этого количества газа 57,4%
производится на двух месторождениях – «Уренгой» и «Медвежье», которые находятся
в стадии падающей добычи. Например, ООО «Уренгойгазпром» добывал в
По данным Института энергетической политики, в
Диаграмма 4.
Объемы добычи ОАО «Газпром» (млрд. м3)
Источник: Институт энергетической политики
Постепенное падение добычи в сочетании с ростом экспорта
природного газа, создало ситуацию кризиса и дефицита газа в России. По оценкам
министерства промышленности и энергетики России, суммарная добыча в России и
закупки газа за рубежом составляют 725,7 млрд. кубометров, тогда как
потребление и экспорт составляют 729,9 млрд. кубометров. Министерство
промышленности и энергетики России констатирует дефицит газа в
Уже в 2004-2005 гг. дефицит природного газа на внутреннем
рынке восполнялся импортом газа из стран Центральной Азии. Туркменский газ был
необходим для восполнения этого дефицита, и ОАО «Газпром» с момента заключения
соглашения с Туркменистаном в
Несмотря на наметившийся кризис в добыче газа и
наметившиеся угрозы его транзитной монополии (на пути среднеазиатского газа в
страны ЕС), ОАО «Газпром» не проводил политики срочного введения в строй новых
газовых месторождений. За 2000-2006 гг. компания инвестировала в газодобычу
$12,5 млрд., тогда как в другие сферы инвестиции составили 48,5 млрд. долларов
(в том числе 17,9 млрд. долларов в негазовые активы). Это привело ко вполне
закономерному результату - многие месторождения, которые должны были вступить в
строй в конце 90-х гг., остаются неосвоенными до сих пор. Сроки ввода были перенесены:
Бованенковскоuj месторождения – с 1997 на
Не менее сложное
положение складывается в нефтяной отрасли
Россия в 2000-2006 гг. вышла на первое место по суточной
добыче нефти, обогнав давнего лидера – Саудовскую Аравию. Россия ежесуточно
добывает 8,69 млн. баррелей, а саудиты – 8,65 млн. баррелей. По общему объему
добычи Россия пока является страной № 2 в мире.
Российские доказанные запасы нефти и газоконденсата
составляют 18 млрд. тонн. Из них 12,96 млрд. тонн (72%) запасов находятся в
Западной Сибири, 2,88 млрд. тонн (16%) находятся в регионе Урала и Поволжья.
Остальные запасы распределяется между Северным Кавказом, севером Европейской
части России, Восточной Сибирью и Дальним Востоком. В разработку вовлечено 76%
разведанных запасов, причем средняя выработка месторождений составляет 43%.
Нефть в России на 80% добывается на небольших
месторождениях, и 55% запасов относятся к трудноизвлекаемым. Из 1530
месторождений четверть уже выработана на 80%. Низкая суточная добыча на них уже
привела к тому, что 40,3 тысячи скважин из 155,3 тысяч - бездействуют. Нефтяные
компании стремятся к эксплуатации высокорентабельных скважин, закрывая
малодебитные с суммарной годовой добычей порядка 35-37 млн. тонн.
Износ оборудования и трубопроводов близок к критическому.
70% магистральных трубопроводов работают без реконструкции более 20 лет. Средний
износ российской «трубы» достиг 55,2%. На нефтепроводах постоянно отмечаются
прорывы, которые необходимо срочно устранять. На внутрипромысловых нефтепроводах
и на коллекторах по всей стране ежедневно происходит около 29200 прорывов в
год. Строительные подразделения ОАО «Транснефть» ежегодно ремонтируют 1,4 тысяч
километров магистральных нефтепроводов, то есть 2,9% общей протяженности (47
тысяч километров). Сегодня ежегодные затраты на текущий ремонт трубопроводов
составляют лишь $210 млн., в то время как реальная потребность в инвестициях в
капитальный ремонт нефтепроводов России требуется составляет $6,5 млрд.
Таким образом,
продекларированный Владимиром Путиным переход с сырьевого развития на инновационно-технологическое
так и не состоялся. Доля сырьевых отраслей в структуре ВВП и экономического
роста остается преобладающей; платежеспособный спрос, поддержанный
благоприятной сырьевой конъюнктурой, стимулирует рост импорта; политика
импортозамещения не проводится. В период 2000-2007 гг. российские власти
де-факто сделали все возможное для закрепления сырьевой модели развития страны.
Больше того, и в
рамках избранной сырьевой модели нарастают кризисные тенденции. Резерв увеличения
производства и соответственно экспорта сырьевой продукции практически исчерпан,
разработка новых месторождений практически не ведется. Баланс между экспортными
обязательствами и внутренним потреблением газа, с одной стороны, и уровнем его
добычи и закупок, с другой, становится отрицательным, подводя энергетическую
державу к порогу дефицита энергоресурсов.
Отрывок из главы XIII. Сельское хозяйство.
На протяжении практически всех лет своего правления в своих
Посланиях и при постановке задач органам законодательной и исполнительной
власти Владимир Путин ни разу не уделил внимания важнейшей отрасли
национального хозяйства, в которой в
В Послании
О том, насколько хороши дела в российском сельском
хозяйстве, и почему столь закономерны плоды такого отношения к селу,
проиллюстрируют статистические данные.
Во-первых, на протяжении всего периода правления Владимира
Путина уменьшались посевные площади. И если за период 2000-2006 гг. посевные
площади уменьшились на 9,7% (причем, это происходило даже в период реализации
национального проекта «Развитие АПК»), то в сравнении с
Таблица 26
Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех
категорий
(тыс. га)
|
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Справ.
1992 |
Вся посевная площадь |
85419 |
84578 |
79596 |
78785 |
77478 |
77104 |
114591 |
Зерновые культуры |
45636 |
47474 |
42195 |
43745 |
43785 |
43357 |
61939 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
озимые зерновые культуры |
11991 |
14595 |
10249 |
11413 |
13194 |
11244 |
19191 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
пшеница |
7926 |
10113 |
7412 |
8977 |
10364 |
8974 |
10799 |
рожь |
3531 |
3804 |
2340 |
1888 |
2338 |
1785 |
7574 |
ячмень |
533 |
677 |
497 |
547 |
492 |
485 |
818 |
яровые зерновые культуры |
33645 |
32879 |
31946 |
32332 |
30592 |
32114 |
42748 |
Технические культуры |
6454 |
5802 |
7454 |
6852 |
7602 |
8847 |
5891 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
подсолнечник |
4629 |
4117 |
5337 |
4848 |
5546 |
6169 |
2889 |
соя |
421 |
476 |
586 |
571 |
720 |
846 |
645 |
Картофель и овощебахчевые культуры |
4243 |
4217 |
4214 |
4132 |
4026 |
3956 |
4287 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
картофель |
3252 |
3232 |
3194 |
3150 |
3075 |
2976 |
3404 |
овощи (без высадков) |
833 |
835 |
867 |
847 |
834 |
845 |
682 |
Кормовые культуры |
29086 |
27086 |
25733 |
24056 |
22065 |
20944 |
42474 |
Площадь чистых паров |
18042 |
16311 |
16334 |
16010 |
14895 |
13859 |
13026 |
Источник: Росстат.
Во-вторых, за исследуемый период сократилось поголовье
скота. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 21,2%, коров – на
26,0%, поголовье свиней осталось на прежнем уровне и лишь овцы и козы
увеличились на 33%.
Последний факт легко объясним: овцы и козы содержатся
преимущественно в частных подсобных хозяйствах, кроме того овцы, козы, также
как и свиньи достаточно быстро (в течение года) прибавляют до товарного веса, в
то время как крупному рогатому скоту для этого необходимо порядка 5 лет.
Поголовье скота на 1 января т.г. в хозяйствах всех категорий (млн. голов)
Годы |
Крупный
рогатый скот |
в
том числе коровы |
Свиньи |
Овцы
и козы |
2001 |
27,3 |
12,7 |
15,7 |
14,8 |
2002 |
27,1 |
12,2 |
16,0 |
15,3 |
2003 |
26,5 |
11,8 |
17,3 |
16,1 |
2004 |
24,9 |
11,1 |
16,0 |
17,0 |
2005 |
23,0 |
10,3 |
13,4 |
17,8 |
2006 |
21,5 |
9,5 |
13,5 |
18,2 |
2007 |
21,5 |
9,4 |
15,8 |
19,7 |
Справочно: |
||||
1993 |
52,2 |
20,2 |
31,5 |
51,4 |
Источник: Росстат.
При рассмотрении представленных данных вызывает наибольшее
недоумение уменьшение поголовья скота по сравнению с
Ознакомимся со структурой производства сельскохозяйственной
продукции по категориям хозяйств. Данные в табл.28.
Таблица 28
Структура производства основных видов сельскохозяйственной
продукции по категориям хозяйств (в % от общего объема производства в
хозяйствах всех категорий)
Показатели |
Сельско- хозяйственные организации |
Хозяйства |
Крестьянские (фермерские)
хозяйства |
||||||
|
2000 |
2005 |
2006 |
2000 |
2005 |
2006 |
2000 |
2005 |
2006 |
Зерно (в весе после доработки) |
90,7 |
80,2 |
78,5 |
0,9 |
1,5 |
1,5 |
8,4 |
18,3 |
20,0 |
Сахарная свекла (фабричная) |
94,4 |
87,8 |
86,8 |
0,7 |
1,8 |
1,4 |
4,9 |
10,4 |
11,8 |
Семена подсолнечника |
84,4 |
72,5 |
70,0 |
1,4 |
0,9 |
0,9 |
14,2 |
26,6 |
29,1 |
Картофель |
6,5 |
6,3 |
7,0 |
92,4 |
91,6 |
90,1 |
1,1 |
2,1 |
2,9 |
Овощи |
19,9 |
14,0 |
14,6 |
77,9 |
80,3 |
78,3 |
2,2 |
5,7 |
7,1 |
Скот и птица на убой (в убойном весе) |
40,3 |
45,6 |
48,7 |
57,9 |
51,9 |
48,7 |
1,8 |
2,5 |
2,6 |
Молоко |
47,3 |
44,9 |
45,0 |
50,9 |
51,9 |
51,5 |
1,8 |
3,2 |
3,5 |
Яйца |
70,9 |
74,1 |
75,2 |
28,7 |
25,2 |
24,1 |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
Шерсть (в физическом весе) |
37,5 |
26,1 |
... |
57,1 |
54,5 |
... |
5,4 |
19,4 |
... |
Источник: Росстат.
Фермерские хозяйства, несмотря на декларируемую поддержку
со стороны официальных властей, производят продукции меньше, чем
сельскохозяйственные организации и частные подворья (исключение составляет лишь
подсолнечник, по производству которого фермеры занимают второе место после
бывших колхозов и совхозов). Сельскохозяйственные организации производят
абсолютное большинство зерна, свеклы, семен подсолнечника, яиц. Личные
подсобные хозяйства могут поспорить с сельхозорганизациями в эффективности производства лишь в производстве картофеля, овощей и
молока.
Несмотря на относительный рост производства
сельхозпродукции, доля фермерских хозяйств практически по всем товарным
позициям составляет менее 10% от общего производства (табл.29). В то же время
посевные площади и производственные мощности фермерских хозяйств постоянно
увеличиваются, через фермерские
хозяйства проходит основная часть финансирования по национальному проекту
«Развитие АПК».
Продовольственный
кризис
Все вышеперечисленные факторы: сокращение посевных
площадей, поголовья скота, неправильная организация сельскохозяйственного
производства, монополизм торговых организаций, помноженные на засуху,
охватившую большинство стран-производителей пшеницы, уменьшение в
Производство
основных видов сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (тыс. тонн)
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
в % от общего объема |
Справ.
1992 |
Зерно (в весе после доработки) |
5506 |
9364 |
10571 |
9687 |
13623 |
14306 |
15715 |
20,0 |
2232 |
Сахарная свекла (фабричная) |
687 |
824 |
1111 |
1963 |
2252 |
2220 |
3646 |
11,8 |
512 |
Семена подсолнечника |
556 |
434 |
734 |
1061 |
1174 |
1715 |
1967 |
29,1 |
180 |
Картофель |
365 |
411 |
440 |
590 |
722 |
791 |
1122 |
2,9 |
307 |
Овощи |
273 |
307 |
334 |
492 |
709 |
866 |
1105 |
7,1 |
78 |
Скот и птица на убой (в убойном весе) |
79 |
86 |
91 |
106 |
109 |
116 |
132 |
2,6 |
56 |
Молоко |
568 |
617 |
701 |
821 |
908 |
982 |
1088 |
3,5 |
248 |
Яйца, млн. шт. |
139 |
162 |
208 |
168 |
189 |
250 |
274 |
0,7 |
24 |
Шерсть (в физическом весе) |
2,2 |
2,4 |
3,3 |
4,9 |
6,4 |
9,3 |
... |
... |
1,4 |
Источник:
Росстат.
Последний фактор приведет к дальнейшему росту цен на
продукты, что нанесет удар прежде всего по странам-импортерам продовольствия,
при этом в первую очередь пострадают беднейшие страны-импортеры, для которых
покупка продовольствия окажется попросту не по карману, а страны с более или
менее устойчивыми доходами, к которым следует отнести Россию, какое-то время
(пока не кончатся накопленные резервы) продержатся на плаву. Как уже
отмечалось, зависимость России от импорта сельхозпродукции огромна, в связи с
этим мировое удорожание продовольствия автоматически вызовет ускорение инфляции,
причем, в первую очередь, снизится уровень жизни наименее социально защищенной
части общества, тратящей на еду до 80% доходов.
Выскажем предположение, что осенний рост цен – это только начало тренда. Зимой и особенно весной
цены на основные продукты питания вырастут еще, как минимум, на 50-70%.
Частично исправить ситуацию с ростом цен могли бы перевод
части сверхдоходов от продажи нефти и газа на субсидирование закупок
продовольствия (потребность - до $5 млрд. долларов в месяц), до тех пор, пока
страна сама не сможет обеспечить себя продуктами питания, пресечение
посредством жесткого вмешательства правоохранительных органов коррупционных
схем, охвативших все стороны сельскохозяйственного производства, от посевной до
реализации в торговых сетях, немедленная правоохранительная проверка использования
средств, направленных на национальный проект «Развитие АПК», ограничение злоупотребления
монопольным положением (которое до сих пор требует доказательств прямого сговора,
которого может не быть вообще). Все эти меры опасны для правительства и чиновничества,
так как, например, прекращение монопольного завышения цен лишит продуктовые
сети средств для выплат взяток, а реальное противодействие коррупции является
экстремистским преступлением – посягательством на основы сложившегося
государственного строя.
Пока же принято решение о замораживании цен на 6 «социально
значимых» товаров до 31 января
АПН, 28.11.07