Реклама:
Номер 277-278
подписан в печать 01.04.2011
№6 март 2011

Журнал «Золотой Лев» № 277-278 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н.И. Ефимов

“РФ сегодня

 

Мина замедленного действия[1]

 

ЕФИМОВ Николай Иванович

 

Это не поддается разумению. Ну как объяснить, что в многонародной стране, где говорят на ста и более языках, в лихие девяностые убрали графу “национальность”[2] из паспорта — главного документа, удостоверяющего личность гражданина.

Швейцарцы провели бы референдум. У нас даже в голову не пришло спросить, что думает о графе “национальность” гордый внук славян или друг степей калмык.

Так что же произошло? Национальность стала такой мелочью или ветошью, которую не жалко и выбросить? Спорить не о чем: народ не спросили. Думаю, знали, что ответил бы. Потому и не спросили. Знали также, что национальность совсем не мелочь. Нет на земле народа, который хотел бы ассимилироваться и исчезнуть. Да, процессы ассимиляции идут во всем мире, но это процессы, длящиеся столетиями, а не одномоментное действо. Даже когда народ утрачивает в этом процессе язык, он сохраняет свою идентичность, во всяком случае, на долгий период. Ирландцы и валлийцы, например, утратили родной язык, но англичанами не стали[3]. Может, через тысячу лет и станут, но лишь через тысячу. Национальность — чувство святое и понятие святое, включающее в себя родной язык, характер, вековые обычаи, культуру[4], свою историю, великие даты и имена.

Расул Гамзатов рассказывал, как в Латинской Америке, заполняя гостиничную анкету, в графе “nationality” (на Западе под этим подразумевают гражданство), писал “СССР” и добавлял графу, чтобы начертать дорогое ему слово — “аварец”. Пусть знают, разъяснял гордый сын Дагестана, что есть на земле такой народ.

 

Николай Ефимов. Мина замедленного действия

 

Великая общность народов, которая живет на просторах России, не состоит и не может состоять из безликой массы, из людей без национальности. Каждый народ, каждый язык делает нашу общность богаче и ярче.

В графе “национальность” государство не просто удостоверяло человека в причастности к родному народу, не только проявляло тем самым уважение к его чувствам. За графой стояла продуманная национальная политика государства. Можно спорить: все ли в ней было удачно. Но она была[5].

40 лет назад, когда я работал в Агентстве печати “Новости”, журналисты любили привозить из дальних командировок репортажи о малых народностях. В памяти остался один из них — о тофаларах, живущих в Иркутской области. Их насчитывалось около 700 человек. Имели свой язык, свою культуру[6]. Для них была создана письменность, печатались буквари и школьные учебники на тофаларском[7]. Тиражи букварей были минимальными, а себестоимость их производства зашкаливала. Но ведь печатали. Более 60 народностей получили письменность в советскую эпоху[8]. Тофалары не были исключением.

 

Николай Ефимов. Мина замедленного действия

Тофаларцы

 

Не случайно в годы “холодной войны” именно национальная политика подвергалась самым изощренным атакам, в которых не гнушались никакими средствами. Подрывали прежде всего основы, фундамент[9]. Нынешний министр обороны США Роберт Гейтс, будучи в 2002 году в Москве (тогда в ранге директора ЦРУ), прошел парадным шагом по Красной площади перед телекамерами и сказал: “Я совершаю одиночный парад победы. Мы прекрасно понимали, что Советский Союз можно взять, только организовав взрыв изнутри”[10].

Это понимают в США и сейчас. “Взяли” СССР. Почему бы не “взять” и еще кое-что. О чем и напомнил Билл Клинтон. Забывать нам это никак нельзя.

В 60-е и начале 70-х годов прошлого века мне довелось работать в Лондоне и выступать в разных аудиториях — от студенческих до профсоюзных. Если это была университетская аудитория, всегда находилось двое-трое студентов из какой-нибудь ультраполитизированной или этнической организации, с градом “сложных” вопросов. И почти всегда: “Почему в советских паспортах графа “национальность”? Ответы их не интересовали. Им важно было отработать задание, вбросить вопрос, создать впечатление, что есть проблема. Западная пропаганда крепко вбивала в головы, что графа “национальность” чуть ли не то же самое, что и желтая звезда Давида на робе узника Освенцима. Нынешние фальсификаторы истории на Западе, в сущности, продолжают эту линию, ставя знак равенства между нацистской Германией и СССР[11].

Вскоре нашелся и доходчивый ответ. В студенческом клубе Северо-Уэльского университета в Бангоре на все тот же вопрос ответил двумя вопросами. Первый: есть ли в аудитории валлийцы, ирландцы и шотландцы? Поднялся лес рук.

Поясню: страна, которую мы величаем Англией, официально называется Соединенным Королевством Великобритании. Состоит королевство из Англии (самая многочисленная часть), Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

Вопрос второй: вы хотели бы, чтобы в вашем паспорте было указано не только гражданство — “бритиш”, но и национальность — валлиец или шотландец?[12] И снова лес рук. Во всех последующих аудиториях картина повторялась. Они примерили “рубашку” к своему телу, и стало все ясно.

Но нас-то почему лишили?

Писатель Юрий Поляков, тончайший знаток современной жизни, главный редактор “Литературной газеты”, считает, что убрали графу по настоянию либеральной интеллигенции[13], которая, уверовав в “общечеловеческие ценности, думает, будто закрыла национальную проблему”.

“Нет, не закрыла, — пишет он. — Да, убрали графу “национальность” из паспорта, чтобы не травмировать группу населения, затрудняющуюся с самоидентификацией или делающую из этой самоидентификации секрет[14]. Ну и что?”

Проблема не исчезла. Думаю, дело не только в либералах. Это еще и залп нескончаемой “холодной войны”. Сотни американских[15] советников действовали в то время у нас в правительстве и министерствах. Для них был самый подходящий момент заложить мину замедленного действия — под Россию. Могли и посоветовать, и продиктовать.

Понимали, что играют с огнем. Это подтверждается тем, какой способ избрали, чтобы убрать графу. Убирали скрытно, незаметно. Человек приходил менять паспорт на российский, а в новом никакой такой графы. Время для операции подоспело “удачное”: люди еще не пришли в себя от развала великой державы[16], от расстрела Парламента, от утраты всех личных сбережений и всей общенародной собственности, от скачка цен в сотни и тысячи раз. Народ, как говорили в то время, жил на три “д”: доедал, донашивал, доживал. А ему со всех экранов твердили, что народ он отсталый, никудышный, что вся его многовековая история сплошная мерзость, что патриот и негодяй — одно и то же. В либеральной среде появилась омерзительная, циничная речовка: “пипл все схавает”. Забыли, что у нас в стране долго запрягают.

Но мина замедленного действия все же чуть не сработала. Татары приняли в штыки новые паспорта. Мудрый государственник Минтимер Шаймиев[17] удержал свой народ, добавив в паспорта, выдаваемые в республике, вкладыш, где национальность была восстановлена. И этим уберег Россию от очень больших неприятностей. Но мина осталась. У русских не нашлось тогда своего Минтимера Шаймиева[18]. Не уберегли они тофаларов или манси от обиды. Дело надо поправлять. Пускать на самотек, надеяться, что авось “рассосется”, — такая “политика” к добру не приведет.

Каждый день я слышу в трамвае объявление: “Любой пожар легче предупредить, чем потушить”. Золотые слова.

 

Рфс, №6 март 2011



[1] Статья содержит критику решения не обозначать в официальных документов граждан РФ их этническое происхождение. В принципе, разумеется, речь идет о вредительском русофобском решении, поскольку оно дискриминирует до 90% населения РФ. Однако, автор не учитывает, что эта политика соответствует положениям ст. 26 конституции РФ, согласно которым определение своей «национальной принадлежности» является частным делом гражданина РФ и принуждение к ее определению и указанию запрещено. По конституции, за которую 12 декабря 1993 года якобы проголосовало большинство, каждый может хоть десять раз на дню менять свою «национальную» самоидентификацию. Следовательно, решение изъять из паспорта соответствующую графу – вполне логично и вполне конституционно. Неконституционны вкладыши в паспорта во «внутренних  республиках», в которых имеется такая запись. С другой стороны, в статье допущено множество неточностей, отмеченных в редакционных примечаниях. (Здесь и далее сноски ред. ЗЛ).

[2] В России начиная с 1922 года, после того как большевики оказались победителями в гражданской войне, термином «национальность» ошибочно обозначается этническая принадлежность. К национальной принадлежности это не имеет никакого отношения.

[3] Они стали британцами – то есть принадлежащими британской нации.

[4] Фольклор. Культура – явление гораздо более высокого порядка.

[5] Большевистско-коммунистическая национальная политика – насквозь русофобская - это позор России. Именно ей Россия обязана появлению этно-сепаратизма, разбушевавшемуся с конца 80-х годов.

[6] 700 человек не могут создать культуры; фольклор – иное дело.

[7] Одна из нарочито-абсурдных страниц коммунистической политики.

[8] Это делалось вместо приобщения малых народностей России к русскому языку и русской культуре. Наоборот, коммунисты всеми силами старались подчеркивать нерусскость России, взращивая антирусскость и русофобию. Большевики даже изменили название страны – СССР вместо Россиия.

[9] Наоборот – эффективно использовали антирусскую политику коммунистов для разжигания этно-сепаратизма.

[10] Коммунисты своей русофобской «национальной политикой» постарались оказать США эту услугу.

[11] Для европейской цивилизации термин национальность имеет иной смысл нежели термин этничность. Кстати, это относится и к слову «республика». Если Москва называла Эстонию, Грузию или Туву республиками, то, стало быть, она признавала за ними право на самоопределение и суверенитет.

[12] Валлийцы и шотландцы не нации, а народы.

[13] Поскольку речь в статье идет об этничности – то здесь было бы полезно добавить: еврейской.

[14] Этническая принадлежность не может быть актом самоидинтификации. Принадлежность человека народу – объективный факт.

[15] Американцами в России принято называть граждан/жителей США.

[16] «Развал великой державы» - то есть России – это элемент идеологической войны с русским самосознанием., имеющий целью внушить ему, что России больше не существует.

[17] Этно-сепаратист, русофоб.

[18] Быть может, плохо искали или не искали вообще?