Журнал «Золотой Лев» № 277-278 - издание русской
консервативной мысли
(www.zlev.ru)
М.В. Демурин
Правда
Евангелия выше правды власти
Как обеспечить выход России из очередной смуты, расшатывающей
ее основания
Реализации стремления стран и народов к самостоятельному
развитию препятствуют не только внешние обстоятельства - скажем, процесс
глобализации в его нынешнем виде. Конечно, его влияние, и немалое, ощущается,
но суть проблемы сводится к неготовности правительств и элит, в том числе и в
России, этот суверенитет создать и отстаивать.
Как это можно объяснить? Объяснение здесь, на мой взгляд,
надо искать, прежде всего, в плоскости субъектного начала, сформироваться
которому мешает отсутствие суверенности в духовной сфере. Немало поучительного
по поводу причин и последствий ослабления культурной и
национально-государственной субъектности мы находим в истории повторяющихся
смутных времен на Руси и в России, одно из которых мы переживаем сегодня.
Изучая эти периоды, осмысливая их совпадающие алгоритмы и
архетипы, мы ищем тот духовно-политический стержень, который обеспечил бы
устойчивое, продолжительное восстановление и, в идеале, позволил бы в принципе
не допускать скатывания в бездну разрушения государственного порядка и общественных
устоев. Этот корень уходит основанием, как минимум, в историю России XIV -
начала XV веков, когда в условиях сильнейшего политического и духовного противоборства
под водительством преподобного Сергия Радонежского и его учеников определялись
пути восстановления собственного русского культурно-исторического проекта.
Напомню, что речь шла не просто о преодолении последствий
разрушения мира домонгольской Руси, как сегодня - разрушения советского проекта, а о понимании, что и существующий порядок обречен. Обречен
вследствие, с одной стороны, расшатывания внешних опор этой власти и, с другой,
- тех последствий, которые установленный порядок несет в себе и для самой этой
власти, и для народа в целом. Всеобщий страх за свою жизнь, отсутствие
уверенности в будущем, овладевшая людьми безграничная алчность и стремление
выжать деньги из тех, кто находится ниже на социальной лестнице и неспособен
защитить себя, порождаемые всем этим ненависть и вражда, усобицы,
сотрудничество с внешними врагами России, другие многочисленные грехи, которые
брали на душу русские князья и бояре - вот лишь малая толика тех страстей, в
борьбу с которыми пришлось вступить преподобному Сергию Радонежскому.
Не те же ли пороки и страсти мы наблюдаем у русской элиты и
в Смуту XVII века, и в начале XX века, и сегодня?
В своей книге "Глобальное политическое
прогнозирование" А.С. Панарин называл это ослаблением "духовно-религиозной
вертикали", которая уступает место "утилитарно-прагматической
горизонтали".
Но вернемся к преподобному Сергию. В своем духовном ответе
на вышеперечисленные вызовы великий старец был и остается бесконечен, и
разговор об этом в контексте современной православной антропологии был бы более
чем интересен, но сегодня я хотел бы сказать о другом - о политической мудрости
преподобного Сергия, в которой он конкретен и которая сводится к нескольким
простым истинам, весьма актуальным для нашей страны в ее нынешнем положении.
Главную из этих истин, в моем понимании, можно
сформулировать так: без духовной суверенности политическая и экономическая
независимость невозможна и бессмысленна.
Только почувствовав накопление в русском этносе энергии
духовного самостояния и противостояния, с одной стороны, и ощутив в Мамаевом
нашествии угрозу именно сохранению православной веры на Руси, с другой стороны,
святой Сергий благословил Дмитрия Донского и его соратников на Куликовскую
битву.
Но на чем основываются эта духовная суверенность, духовное
самостояние? Ответ на этот вопрос дает второе великое поучение преподобного
Сергия: правда Евангелия выше правды власти. "Возненавидь всякую власть,
влекущую во грех!", - поучал великого князя Василия Дмитриевича ученик
Сергия Кирилл Белозерский. Неся это слово русским князьям, Сергий Радонежский
не просто способствовал преодолению их раздробленности и вражды, но указывал
путь достижения такого состояния духа и воли, которое только и могло принести победу
сначала над собой, а потом и над врагом, способствовать действительно общенациональному
строительству на Руси. Именно на этих духовно-политических основаниях строился
в смутное время XVII века подвиг священномученика Гермогена, Патриарха
Московского и всея Руси, который сначала пытался воспитывать русскую знать в
духе патриотизма и верности Православной Церкви, осуждал внутреннее
клятвопреступничество и внешнеполитическое предательство, а потом прямо призвал
к осуществлению принципа самодержавия народа через создание и победу Народного
ополчения.
В этой связи мне вспоминается активно цитируемая фраза
одного из руководителей России наших дней: "Россия исчерпала лимит на
социальные потрясения". Эта лукавая фраза. Она уводит внимание в сторону
от сути проблемы.
А проблема заключается в том, что Россия исчерпала лимит не
на социальные потрясения, а на безответственность элиты. Будет в стране
ответственная элита, не будет и социальных потрясений.
Надо сказать, что на протяжении русской истории понимание
того, насколько для национально-государственного строительства значимы духовная
суверенность, духовные основы жизни и деятельности, было довольно зыбким.
Отсюда смуты, которые, как я уже говорил, периодически отбрасывали Россию назад,
как это было в начале XVII века и в первые два десятилетия XX века. Объективный
взгляд на историю говорит о том, что если они и были преодолены (во всяком
случае, так считалось современниками), то не полностью. Степень преодоления
зависела опять же от того, насколько всеобъемлюще и глубоко была продумана,
сформулирована, осуществлена смысловая, духовная основа преодоления. За
проявленные в середине XVII века неумение беречь единство православного народа
и стремление к подчинению веры политическим замыслам мы получили Петра I, его
реформы, синодальную систему и "отложенную" смуту начала XX века.
Платой за неспособность найти для православия и русской культурно-исторической
традиции в целом достойное место в новой доктрине переустройства страны после
1917 года стал ее перестроечный и последующий либерально-западнический развал.
Взглянем под углом зрения этих сюжетов из русской истории
на сегодняшний день. Уже долгие годы страна остается в глубоком кризисе -
прежде всего культурном и идейном. Производными от него являются кризисы в
сфере экономики, демографии, экологии, других областях. На то, чтобы справиться
с ними, у нас почти не осталось времени. Поэтому речь должна идти не столько о
развитии или модернизации, то есть о процессах относительно долгосрочных, и
даже не о возрождении России, что тоже требует немалого времени, сколько о преображении
нашего народа и нашей страны.
Для этого необходима концентрация мощной духовной энергии,
что, в свою очередь, невозможно без обретения властью и народом России
внутренней установки на обретение духовной суверенности.
В этом смысле, уверен, что сегодня наша страна нуждается не
столько в подвиге Минина и Пожарского, сколько в подвиге преподобного Сергия и
священномученика Гермогена.
Очень многое в сегодняшней политике и общественной жизни
России представляется несовместимым со сформулированной мною выше установкой.
Приведу некоторые примеры из той сферы, где это проявляется наиболее очевидно -
сферы поведения нашей страны в международных делах. Начнем с внедренного в нашу
внешнеполитическую доктрину тезиса о том, что внешняя политика России должна
быть "прагматической" и оцениваться по тому, "способствует ли
она улучшению жизненных стандартов". О чем, фактически, идет речь? Судя по
всему, о том, что суверенные внешнеполитические решения России можно купить -
купить за иностранные инвестиции, технологии, за благое расположение мировых
финансово-политических кругов, на которых российское руководство в 1990-е годы
замкнуло решение вопросов жизни нашей страны. Несколько лет тому назад так
формулировать коренной смысл внешней политики России осмеливались только Чубайс
с Кудриным. Теперь это делает президент Медведев. Следуя этой логике, нашим
отцам и дедам было бы логичнее после Великой Отечественной войны пойти на
поклон к США и вместо того, чтобы обеспечивать достойное место нашей страны в
мире и не допускать диктата одного центра силы в отношении себя и дружественных
России-СССР стран, думать о том, как "улучшать жизненные стандарты
населения". Кстати говоря, такая "прагматическая"
внешнеполитическая линия лишь с непродолжительными перерывами у нас и
реализуется с 1985 года, но темпы роста жизненных стандартов почему-то не могут
сравниться с тем, как они выросли в России-СССР с 1945-го по 1970-й годы.
Второй постулат современной внешней политики России-РФ,
свидетельствующий об отсутствии духовной суверенности у его авторов, звучит
так: "У нас во внешней политике нет никакой идеологии". К сожалению,
это так и этим мы отличаемся не только от США и ЕС, но и от Китая, от Индии, от
мусульманских и многих других стран. А ведь вопрос стоит следующим образом:
либо мы духовно суверенны и готовы предложить миру свои идеи, либо заявленная
Россией-РФ готовность нести "возросшую ответственность в мировых
делах" означает согласие действовать во имя чужих и преимущественно
недружественных России идей.
Еще более обезоруживающе звучит установка: "У России
нет идеологических противоречий с Западом".
Звучит она в условиях, когда мы вновь и вновь сталкиваемся
с подтверждениями мысли А.С. Панарина о том, что в постиндустриальную эпоху
вызов Запада выступает не столько как военное соперничество, сколько как угроза
национальной идентичности в ходе тотальной вестернизации. Понятно, что и с
Западом в целом, и с такими его частями, как, например, мировой финансовый
интернационал, протестантские политики в США, европейские либералы или Ватикан,
у России и русских, как и у других коренных народов нашей страны, есть серьезные,
основополагающие мировоззренческие противоречия. И эти противоречия серьезнее
противоречий политических, военных и экономических. Более того, именно они
лежат в основе последних, и, не поняв этого, невозможно выстроить действенную
политику как в условиях периодических витков противостояния, так и на этапах
так называемых "перезагрузок".
В этой связи хотел бы подчеркнуть еще раз: экономическая и
политическая независимость - это пустой звук, если у тебя нет независимости
духовной, нет истинной веры, если ты не следуешь традиционной иерархии
ценностей, если во главе угла у тебя не стоят интересы страны в целом и народа
в целом, а не какого-то класса или какой-то корпорации. Можно изобретать
множество изощренных рецептов защиты и продвижения интересов России на
международной арене, в отдельных регионах или в тех или иных международных
организациях, можно более или менее успешно проводить их в жизнь, но пока
руководство нашей страны не обретет этого смыслового стержня и не начнет
действовать в соответствии с ним, любые успехи, если они и появятся, будут
тактическими, а стратегически мы всегда будем проигрывать.
То же самое можно сказать и о внутренней ситуации в России.
Она не начнет серьезно меняться к лучшему, пока руководители страны, как писал
Александр Сергеевич Панарин в уже упомянутой мною книге, не научатся выражать
чаяния нового будущего и горизонты мировой истории не на языке западнического
эпигонства, а на языке собственной духовной традиции, читать эту традицию в
свете требований завтрашнего дня, делать ее основой своего проекта будущего.
Важно иметь в виду, что сегодня целостная внутренняя и
международная субъектность необходима России не только в отношениях с Западом,
который и сам-то не особенно силен в этом плане, сколько в отношениях с набирающими
мощь традиционалистскими Востоком и Югом.
Было бы непозволительным благодушием считать, что в этих
регионах расположены только страны, с симпатией или, как минимум, нейтрально
относящиеся к России. Там тоже немало тех, кто либо исконно относится к русской
цивилизации как к оппоненту или конкуренту и сегодня готов воспользоваться ее
слабостью, либо рассчитывал на Россию в борьбе за справедливый мировой порядок,
но разочаровался или близок к тому, чтобы разочароваться в ней. В их числе
могут легко оказаться и сегодня преимущественно дружески настроенные к России
Иран, Китай, Индия, освобождающийся от диктата США латиноамериканские страны,
ищущие свое место в современном мире страны Африки, стоит нам только
окончательно изменить своей роли самостоятельного мирового игрока и реализовать
установку на растворение России в Западе.
Между тем, правящий класс России, сформировавшийся в первой
половине 1990-х, вновь демонстрирует свою неспособность ответить на
исторический вызов времени и решать вопросы будущего страны исходя из ее
долгосрочных, а не своих конъюнктурных интересов. Ее наглядным проявлением
служит активно муссируемый околовластными пропагандистами тезис о необходимости
стратегического союза с евроатлантической цивилизацией и даже вступления России-РФ
в НАТО. Может
быть, речь идет не о внешнеполитическом недомыслии, неспособности понять, что
такой союз несовместим с ролью самостоятельного политического и цивилизационого
полюса в мире, что он окончательно подорвет возможности лидерства России на
пространстве Российской империи и СССР, осложнит отношения России с Китаем и
исламским миром, другими крупными мировыми игроками? Может быть, сторонники
этой линии не понимают, что она антагонизирует большинство граждан России? Думаю,
что нет. Все это авторы данной доктрины понимают. Задумка у них другая: им
нужна натовская военно-политическая поддержка, внешняя легитимность, чтобы
обеспечить сохранение у власти тех либерально-прозападных сил, которые довели
страну до ее сегодняшнего состояния. Ради этого они готовы пойти на вовлечение
России-РФ в военные действия НАТО, чего неизбежно потребует стратегическое
партнерство с альянсом и тем более - членство в нем. Ради этого они готовы и
полностью открыть нашу экономику для западного капитала.
Последствия такого выбора мы наблюдаем в Прибалтике, где
благодаря помощи евроатлантистов вот уже второй десяток лет у власти
удерживаются силы, не пользующиеся преимущественной поддержкой населения,
доведшие свои страны до экономического коллапса, не обеспечившие своим
гражданам возможности развития. А расплачиваются они за эту поддержку либо
участием в военных кампаниях НАТО, либо ролью проводников враждебных России
западных политических стратегий на пространстве СССР, либо передачей ключевых
объектов национальной экономики в управление западным фирмам. Взаимопонимание,
достигнутое между Д.А. Медведевым и латвийским президентом Затлерсом, атлантистом
и русофобом, в ходе недавнего визита последнего в Москву, говорит о многом.
Мы не можем согласиться с тем, чтобы исторический выбор
России сводился к следованию в фарватере Запада - будь-то сфера "рыночных
реформ", "демократизация общества" или определение своей роли в
современной мировой политике.
Несмотря на все перипетии рубежа веков и вопреки внутренним
установкам и действиям большей части ее современного правящего слоя, Россия
остается самостоятельным мировым центром силы и цивилизационного влияния. Это
нам даровано Богом, и такому предназначению надо соответствовать. Поэтому наша
задача сегодня - это делать то, к чему призывал А.С. Панарин: возвращать
первенство духа над материей, ценностей над интересами, высшего над низшим.
Или, другими словами, стяжать духовную суверенность на основе русской традиции
и таким образом обеспечить выход России из очередной расшатывающей ее основания
смуты.
Из выступления на VIII Панаринских чтениях.
По материалам ИА REGNUM
Столетие, 18.03.2011