Я.Амелина, А.Внуков

 

Яйца птицы РУХ

Украинские “националисты” — старые и новые

 

Украинские нацистские партии, расплодившиеся во множестве в начале девяностых годов, пользуются немалым политическим влиянием на Западной Украине. Иногда можно даже говорить, что власть прямо исполняет требования укро-шовинистов, хотя формально они часто и не присутствуют в государственных структурах. Наиболее мощными организациями такого типа являются Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона (УНА-УНСО) и Социал-национальная партия Украины (СНПУ). Менее влиятельны, но тоже достаточно сильны Организация украинских националистов (ОУН) и Конгресс украинских националистов (КУН). Две последние структуры состоят в основном из шовинистов-коллаборационистов "первого  призыва", то есть заслуженных бандеровцев, поэтому ведут преимущественно агитационную и пропагандистскую работу. Правда, их тоже не стоит списывать со счетов: КУН, например, имеет в своем активе организацию переправки вдовы Д. Дудаева за границу и майскую акцию по "защите конституционных прав граждан", направленную против русского населения Галиции. КУНовцы активно занимаются возрождением псевдоисторического наследия, проводя вечера памяти активистов “национального движения” на Украине, разыскивая их могилы и устанавливая кресты и памятники. Действующая под эгидой КУНа “спортивно-патриотическая” организация “Трiзуб” имени Степана Бандеры недавно истощила терпение властей и была взята в оборот. В июле в Тернополе закончился судебный процесс над лидером “Трiзуба” Иваном Сутою. Его признали виновным в создании незаконного вооруженного формирования. Сутою получил два года условно. Под судом находятся и руководители некоторых районных организаций “Трiзуба”.

УНА возникла в июне 1990 года. В декабре ее возглавил Юрий Шухевич, сын Романа Шухевича, генерала “Украинской повстанческой армии”, с начала Второй мировой войны служившего в батальоне "Нахтигаль". Украинская национальная самооборона возникла на основе  так называемой "Стражи РУХа". Ее возглавили Дмитрий Корчинский и Олег Витович. (Год назад УНСО — военизированную структуру преобразовали в “профсоюз” УНСО, в который вошли некоторые профсоюзные организации, забасткомы и проч.; теперь эта аббревиатура расшифровывается как Украинская народная солидарная организация). Летом 1992 года боевики УНСО принимали боевое  крещение в Приднестровье, где они якобы защищали интересы проживающих там украинцев, действуя на стороне президента ПМР И. Смирнова.  Однако основной целью пребывания в Приднестровье было присвоение оружия. Следующая военная кампания, в которой участвовали бойцы УНСО, была война в Абхазии, с той лишь разницей, что в этом случае унсовцы воевали не вместе с русскими казаками, а против них. Далее — война в Чечне, естественно, против русских войск, организация отдыха чеченских боевиков в здравницах Крыма, и участие в беспорядках в Белоруссии, каковое закончилось приговором шести членам УНСО к тюремному заключению. С дудаевцами же по-прежнему поддерживаются довольно интенсивные контакты,  в том числе потому, что УНА-УНСО считает их серьезной финансовой базой для развертывания “национальной революции”. Совсем недавно десять членов УНА приняли участие в торжествах по случаю шестой годовщины “независимости Чечни”, отмечавшейся в Грозном. Кстати, там же присутствовала и официальная делегация львовского горсовета во главе с советником председателя по экономическим вопросам Степаном Киселем — еще во время июльского визита грозненского мэра Л. Дудаева во Львов был подписан протокол о сотрудничестве между двумя городами.

В 1994 году, во  время выборов в Верховный Совет Украины, УНА удалось провести туда троих депутатов. УНА завоевала большинство в Ровенском горсовете, но во Львовском облсовете не получила ни одного мандата. Тогда же в партии произошел раскол. Шухевич ушел в отставку,  уступив лидерство О.Витовичу. Если представители старшего поколения исповедовали неотягощенный интеллектом бандеровский “национализм”, то молодые лидеры взяли на вооружение лозунги студенческого бунта конца 60-х годов в Западной Европе, а именно "доктрину дестабилизации". Главные положения доктрины в унсовской интерпретации  повторяют лозунги западноевропейских молодых радикалов: "Для нас хорошо все то, что истинно радикально. Нас объединяет одно, разное по содержанию, но обязательное неприятие всего, что есть". Если традиционные бандеровцы  мечтают просто "наглухо" отсоединить Украину от России, то "новые националисты" выдвинули идею Украинской империи от Тихого океана до Адриатики.  УНА-УНСО видит славянскую империю во главе с Украиной и со столицей в Киеве ("киевское содружество").  Их взгляд на механизм создания этой империи интересен своей нетрадиционностью: “Белоруссия должна присоединиться сначала к Украине, а затем к Украине должна быть присоединена и Россия”. Партия обижена на президента Белоруссии Лукашенко за осуждение шести боевиков - участников беспорядков в Минске - и намерена принять программу защиты украинцев в Белоруссии. После чего, по мнению руководства УНА-УНСО, Украина должна выступить с инициативой создания украинско-польско-литовского военно-политического союза для “противодействия российской агрессии в Белоруссии”. Они также намерены противостоять этой “агрессии” в Севастополе.

Экономическая программа партии нечетка, но в общих словах ее можно передать так: протекционизм по отношению к “национальному” производителю и финансово-банковской системе, максимальное сокращение госаппарата, ликвидация бюрократии путем упразднения областного и районного звена управления и замена его на большое количество мелких округов, где главы местных администраций, муниципальные полицейские и судьи будут избираться гражданами. В будущем веке Украина должна стать передовой промышленной державой с развитым ВПК (который пока полностью зависит от РФ), химической и медицинской промышленостью, биотехнологиями. Площадь посевных при этом будет постояно сокращаться.

На первом этапе своего существования УНА-УНСО проповедовала ультрашовинистические взгляды, весьма негативно относилась к проживающим на Украине русским (великороссам). Достаточно перечислить их акции того времени. Это погром русского культурного центра во Львове в феврале 1992 года, разгон Конференции русских организаций Западной Украины, проходившей в театре ПРИКВО в 1993 году, предложение отрубать человеку,  не знающему украинский язык, палец, руку и т.д., пока не заговорит по-украински. Однако примерно с 1993 года происходят изменения. При пропаганде на Юге и Востоке Украины полностью исключаются подобные лозунги, а основной  упор  делается  на социальные моменты.

По словам Корчинского, УНА-УНСО готова сотрудничать с российскими коллегами, признающими независимость Украины, но лишь с теми из них, кто готов  “признать хотя бы в будущем доминирующую роль Украины”. В феврале прошлого года УНА-УНСО и Партия славянского единства совместно с девятью микроскопическими русскими ультранационалистическими партиями, от Народной национальной Иванова-Сухаревского до Национал-большевистской Лимонова неожиданно для многих подписали так называемую “Киевскую декларацию” об объединении усилий. Правда, в дальнейшем из этого ничего не вышло — видимо, признать “доминирующую роль” украинцев  и тот факт, что именно они являются прямыми потомками древних русов, даже столь своеобразные “русские националисты” в массе своей пока не готовы.

Газеты сообщили о заключении договора о координации действий, подписанном в начале года в Минске между УНА-УНСО, РНЕ, польскими, белорусскими, немецкими  и французскими националистами, и о контактах УНА с ООП и индийскими террористическими и шовинистическими группировками. Среди источников финансирования УНА называют международную правую организацию, базирующуюся в Швеции, но эти сведения выглядят не слишком правдоподобными: у европейских наци не так много денег, чтобы столь серьезно спонсировать кого бы то ни было на стороне. Один достоверно известный, хотя очевидно, что далеко не единственный источник финансирования УНА-УНСО  — церковная касса, которую захватил нынешний глава УПЦ-КП Филарет после выхода из-под юрисдикции Московского Патриархата. На момент захвата там находилась довольно значительная по тем временам сумма порядка четырех миллиардов рублей. УНСОвцы взамен оказывают Филарету различные услуги. Есть предположения, что оказывать "безвозмездную" помощь УНА-УНСО вынуждены и некоторые коммерческие структуры.

Конкурент УНА-УНСО — Социал-национальная партия Украины. СНПУ начала формироваться в конце 1991 года, когда монолитный до того РУХ не  смог больше объединять различные действовавшие в нем шовинистические течения. Бывший руководитель  "Стражи РУХа" Криворучко вместе с врачем-психиатром Андрушкивым стали основателями СНПУ. Партия курирует деятельность организации украинской молодежи "Спадщина" (Наследие), находится во взаимодействии с такими молодежными организациями, как "Студенческое Братство", "Ватра" и другими.

На политической арене СНПУ появилась осенью 1993 года. Ее активисты повыбивали стекла в русских школах Львова, расклеивали повсюду плакаты с призывом "Геть з Украины". Было объявлено о создании военизированных "народных отрядов" для перекрытия  железнодорожных путей, нефте- и газопроводов, линий ЛЭП.  22-24 сентября "народные отряды" попытались устроить беспорядки у здания Верховного Совета Украины в Киеве, однако силы правопорядка быстро справились с хулиганскими выходками студентов, составлявших основу самодеятельных формирований.

На парламентских выборах 1994 года СНПУ потерпело фиаско. Во всех округах, где баллотировались ее кандидаты, они занимали самые последние места. В выборах на местном  уровне партия провела четырех депутатов в Львовский облсовет, и несколько — в Волынский и Ивано-Франковский.

Позиция СНПУ во внешней политике чрезвычайно проста: причины всех бед Украины — в России. Во  внутренней политике также обошлось без сложностей — построение Соборного самостоятельного Украинского государства, основными критериями которого должны стать приоритеты Украинской нации. СНПУ требует полной изоляции от России. Это объясняется не только тем, что  Россия "спит  и видит, как бы вновь закабалить Украину", но и тем, что  "Россия вносит на Украину неевропейский стиль и чужую мораль". Как говорилось на первом съезде СНПУ, для того чтобы “родить” новую цивилизацию и "элементарно опередить страны большой семерки", Украине  не  достает вовсе не рыночных реформ и прогрессивных  законов, а всего лишь энтузиазма, нехватка которого наблюдается потому, что еще не все  украинцы  пропитались идеей нации. Из этой идеи вытекают другие — величия Украины и исключительности украинского народа. А  следовательно, украинцы — раса победителей, имеющая миссию спасти человечество. Так что успеха в области экономики можно достичь не за счет рыночных реформ, а благодаря одному лишь этническому составу населения.

СНПУ и УНА-УНСО занимают крайне правое положение в политическом спектре Украины. На протяжении всего своего существования они не провели ни одной совместной акции или мероприятия. Электорат у них практически один и тот же. Но можно предположить, что это временное явление. В своем недавнем интервью “Московским новостям”, отвечая на вопрос о возможном сотрудничестве с СНПУ, Корчинский заметил, что “при определенных условиях эту организацию можно будет поддержать, люди там неплохие”. Действительно, многое роднит эти партии, например, галицкое украинское мессианство. Сходны позиции партий и в вопросах религии. Идеи, проповедуемые украинскими правыми, противоречат догматам христианской религии. Поэтому им приходится обращаться к идеям анархизма (УНА-УНСО) и к язычеству РУНверы (СНПУ),  основанному на  учениях друидов.

Местные эксперты-политологи сходятся на том, что из всех “националистических” партий именно СНПУ имеет наибольшие перспективы роста — как численности своих рядов, так и влияния на государственную власть. Однако в последнее время СНПУ-шники как-то приумолкли, тогда как УНА-УНСО по-прежнему на-виду. Очевидно, поняв, что на одном голом национализме далеко не уедешь, УНА взяла на вооружение лозунги социального характера. Теперь без активистов УНА не обходится практически ни одно выяснение отношений между народом и властью, будь то стихийный митинг недовольства тем или иным решением городских властей или организация отправки рабочей силы в Россию. Так набираются очки перед предстоящими весной будущего года парламентскими выборами.

Но не забыто и боевое прошлое. 28 июня во Львове широко отмечалась годовщина нескольких событий: принятие Конституции, 56-летие со дня провозглашения Украинского государства, юбилей Р. Шухевича и семилетие УНА-УНСО. В финале праздничных мероприятий четверо боевиков УНА швырнули к подножию памятника Шевченко государственные флаги России, Польши и Румынии. Они растоптали флаги, вытерли о них ноги, и предложили сделать то же самое всем желающим, в которых не было недостатка. Затем знамена разорвали в клочья. Все это означало несогласие с "территориальными претензиями" этих государств к Украине. По словам боевиков, они глумились над флагами тех стран, над коими уже одерживали военные победы. Премьер-министр Польши В. Цимошевич, комментируя эти события, охарактеризовал их как скандал. Затем последовал решительный и весьма жесткий протест польского МИДа. Местная администрация промолчала, никак не отреагировал и российский МИД. Генконсул России А. Ковалев, правда, посетовал, что он очень возмущен, но, видимо, это возмущение было чисто личным, потому что никаких официальных заявлений от российских диспломатов не последовало.

Даже летом укрошовинистам некогда отдыхать. В этом году УНА, как и прежде, проводила летние лагеря для молодежи и школьников, организовывала с ребятами походы по живописным Карпатам и местам "боевой славы", сообщениями о которых пестрят буквально все местные газеты. На конец августа намечались и несколько акций протеста против "разгула местного сепаратизма". Одна из них, приуроченная к годовщине УНСО, должна была пройти в Ужгороде. Предполагалось, что она будет направлена против русинского движения, с каждым годом разворачивающегося все сильнее. Русины требуют признать их отдельным народом (официальная позиция Украины — они украинцы) и предоставить им государственность, незаконно, как считают политические лидеры русинов, отобранную в результате присоединения Закарпатья к Советской Украине. УНА-УНСО в данном случае полностью поддерживает позицию украинского правительства - никакого федерализма,  и планирует провести перед непокорными убедительную демонстрацию силы. Но в связи с резким противодействием местных властей УНА временно отказалась от проведения мероприятий, перенеся их на осень и планируя теперь уже  несанкционированные акции более хулиганского характера.

Аналогичные мероприятия задуманы и ОУН, но в отношении румынского населения Буковины. Смутная мысль об отделении этого  края и присоединения его к Румынии давно бродит среди местных общественных деятелей, но это скорее теория. На практике об этом и не помышляют. Все национальное возрождение румын проходит пока в рамках культурных обществ, но даже это вызывает черную злобу на этом фланге украинского политического спектра. Безобидное желание поставить за счет собственных средств памятник румынскому национальному герою Стефану Великому на  месте произошедшей в пятнадцатом веке битвы румын с поляками вызвало у ОУН небывалый прилив раздражения. Их доводы откровенно смехотворны: по их мнению, если позволить сооружение памятника Стефану здесь, его тут же захотят поставить и во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской и Хмельницкой областях, где никто наверняка и не слышал об этом историческом деятеле. И еще, мол, поляки обидятся. Было объявлено, что в случае положительного решения местных властей ОУН проведет "антирумынские акции". Не меньше эмоций вызвало участие местной администрации в освящении памятного креста в Герце, установленного в память румынских солдат, погибших в 1940 году во время присоединения Буковины к СССР. Украинское национальное объединение Черновецкой области — организация, в которую помимо ОУН входят и КУН, и местные отделения Братства УПА, “Просвiти”, демпартии, украинского казачества, социал-демократов и ряда других — призвало власти и общественность не принимать участия в акциях, направленных на унижение украинской державы и распространение историко-политической экспансии Румынии на территории Буковины. Следует заметить, что сейчас на Буковине румыны составляют никак не меньше четверти от общего числа населения области.

Влияние украинских “националистов” на местную политическую жизнь гораздо сильнее, нежели русских на российскую. Причины этого коренятся и в истории, и в том факте, что демократическое движение на границах империи изначально было связано с шовинизмом, сепаратизмом. Другое, не менее важное отличие, — этническое самосознание и чувство патриотизма по отношению к родной державе на Украине активно поддерживается, а в России с подачи лидеров демократии и нынешних властей считается в первую очередь проявлением шовинизма, фашизма и прочих низменных черт, осуждаемых порядочными людьми.

Национализм в условиях продолжающегося падения уровня жизни и откровенной коррупции властей всегда имеет шанс. Разочарованные люди обращают свое внимание на тех, кто еще не запачкал себя сотрудничеством с власть имущими — может быть, спасение здесь? Правилен ли расчет УНА-УНСО и их коллег-соперников на усталость народа и его тоску по новым лидерам, которые выведут к процветанию, пусть и путем жестких мер, — покажет время. Осталось чуть больше полугода.


Реклама:
-