В.А. Тонких[1]

 

Русская идея как фактор национального и духовного

возрождения современной России

 

Русская идея представляет собой совокупность социального и духовного опыта, накопленного русским народом за более чем тысячелетнюю историю развития его национальной государственности. Опыт этот, воплощенный в традициях, обычаях, идеалах, ценностях уникален по содержанию, не имеет аналогов в истории человечества. Он составляет основу национального и духовного русского начала, русскости как уникального явления цивилизации.

Русская идея в ее концептуальном виде на уровне государственной идеологии сформировалась в начале XVI в. с завершением объединения русских земель вокруг Москвы в доктрине "Москва - третий Рим". Эту доктрину выдвинул игумен псковского Елеазаровского мо­настыря Филофей (ок. 1465-1542 гг.). В послании великому князю московскому Василию III об исправлении крестного знамения и содом­ском блуде (1514-1521 гг.) Филофей выдвинул идею о мировом предназначении Русского государства. Старец Филофей утверждал возвы­шение власти московских царей, "ибо старого Рима церковь пала..., второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится" (Памятники литературы Древней Руси: конец XV - первая половина XVI века. - М., 1984. С. 437)

Московское государство представало в сочинениях Филофея как центр христианства, "ибо все христианские царства сошлись в твоем (Василия III. - Авт.) царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца" (там же. С. 144), ставший началом и основанием русской национальной идеи.

Идеи старца Филофея вышли далеко за пределы его времени, они нашли воплощение во внутренней и внешней политике Ивана IV, направленной на укрепление Российского централизованного госу­дарства.

Среди видных русских мыслителей, развивавших и отстаивавших русскую идею на протяжении XVII-XIX веков, были Авраамий Палицын, Иван Посошков, Михаил Ломоносов, Сергей Уваров (автор доктрины "официальной народности"), Александр Пушкин, Алексей Хо­мяков, Иван Киреевский, Федор Достоевский, Владимир Соловьев и др. В конце XIX - первой половине XX вв. разработкой теоретических основ русской идеи занимались Константин Леонтьев, Николай Данилевский, Василий Розанов, Иван Ильин, Николай Бердяев, Георгий Федотов, Иван Солоневич и другие титаны отечественной социально- философской и политической мысли, чьи сочинения послужили укреплению духовных оснований русского народа. В современных условиях русская идея получила воплощение в трудах Александра Солженицына, Игоря Шафаревича, Олега Платанова, Евгения Троицкого и других самобытных русских ученых, писателей, общественных деятелей.

Эволюция русской идеи с XVI по рубеж XX-XXI веков привела к формированию устойчивых структурных характеристик, составивших фундамент и ведущее содержание русской идеи в качестве первоосновы российской государственности. На наш взгляд, русскую идею как историческое, духовно-нравственное и национальное явление отличают следующие черты. Во-первых, русская идея с самого начала не была чисто национально обособленной идеей, она включала элементы национальных культур тех народов, которые проживали на территории Российского государства и поэтому национальная русская идея являлась в то же время общегосударственной идей Российского госу­дарства.

Во-вторых, русская идея создавала условия веротерпимости и единения малых народов с русским народом, заимствования его культуры, языка, традиций, веры при сохранении собственных, самобытных национальных черт. Не случайно в царской России в начале XX в. издавалась 1131 газета, в т.ч. на русском языке - 827, на польском - 62, на немецком - 39, на латышском - 32, на эстонском - 26, на древнееврейском - 23, на татарском - 20, на грузинском - 16, на армянском - 12, на литовском -5 (См.: Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры XX в. - М., 1975. С. 75).

В-третьих, русская идея создавала предпосылки идейно- политической неделимости России вплоть до начала XX в., когда вопреки национальным традициям большевизм не разделил русский народ на белых и красных. Сегодня наш народ также искусственно разделен на так называемых демократов и так называемых патриотов, хотя в действительности ни те, ни другие не являются таковыми. Россия не делима на политические цвета ввиду ее огромной, затяжной духовности, нераздельности духа, веры. Разделение современной России на противостоящие друг другу политические группы подогревается многими политическими деятелями, антинациональными СМИ, действующими по правилу "разделяй и властвуй".

В-четвертых, в стране, где русский этнос составляет 82% совокупного населения, русские, естественно, призваны играть доминирующую роль во всех сферах жизнедеятельности, строя свои отношения с другими народами России на принципах дружбы, равенства и согласия.

Русская идея как национальная и духовная основа русского народа имеет не только богатую историю. Содержанием своим она обращена в настоящее и будущее России. Вновь на рубеже веков и тысячелетий везущей поиск путей выхода из состояния национальной ката­строфы. Преодоление катастрофы, третьей смуты в истории Русского государства на основе русской идеи представляется нам в возрождении таких ведущих начал, как государство (власть), вера, образование и культура.

Итак, в структуре русской идеи ведущее место занимает государство (власть). Российская общественная стабильность всегда основывалась на стабильности и прочности российской государственности, история которой насчитывает 1140 лет (формально история Русского государства берет свое начало с 862 г. - времени призвания варягов в Новгород). Историческое содержание русской государственности связано с единоначальной верховной властью - самодержавием. Уже во второй половине XV в. на Руси установилась единодержавная власть великого московского князя Ивана Васильевича III. Русский народ за шесть столетий своей истории привык к верховной единодержавной власти и относился к ней более терпимо, чем к хаосу и анархии.

Власть, государство, кроме самодержавности, имели и иные особенности, составившие содержание российской государственности. Во-первых, власть в России носила законный характер. При Рюриковичах власть опиралась на наследственные традиции. В январе 1613 г. на земском соборе была избрана новая династия, проправившая 304 года. В этом случае лидер государства выступал не в роли временщика, хотя некоторые представители верховной власти не имели к российскому престолу по своему происхождению никакого отношения (Екатерина I, Екатерина II).

С марта 1917 г. власть в России перестала носить законный характер. Временное правительство должно было существовать до решения вопроса о власти Учредительным собранием, сроки созыва которого постоянно откладывались. С октября 1917 г., когда большевики по сути подобрали власть, выпавшую из рук Временного правительства, власть в государстве же не носила законного характера: российский народ не избирал большевиков, пришедших к власти в результате государственного переворота. Каждая новая смена власти отрицала предшествующую: Хрущев - Сталина, Брежнев - Хрущева, Горбачев - Брежнева, Ельцин - Горбачева. Преемственность основывалась лишь на стержневом основании власти - большевизме, принимавшем в разные периоды разные формы (ортодоксальный большевизм, необольшевизм, рыночный большевизм и др.)

Современная власть в России должна, во-первых, носить национальный характер, т.е. в первую очередь исходить из коренных интересов русского народа, учитывать их в проведении политического курса. Во-вторых, власть должна пользоваться абсолютным доверием народа. В-третьих, у власти должны находиться честные политики, национальные лидеры, болеющие за Россию и русский народ.

Современная власть в России представляет собой мафиозное государство, в котором произошло сращивание силовых структур с госаппаратом и уголовным миром. Содержание нынешнего российского государства С.Говорухин определяет как "уголовно-мафиозное" (“Наш современник”. 1994. № 5. С. 120).

Условиями становления законной национальной власти в России, превращения власти в ведущую политическую силу, пользующуюся до­верием народа, являются следующие.

Во-первых, в России с 1917 г. не решен вопрос о форме и характере власти. Это было призвано сделать Учредительное собрание, разогнанное большевиками 6 января 1918 г. В современной России для восстановления авторитета верховной власти необходим созыв Земского собора, который бы решал вопрос о власти в государстве. Необходимо созвать Земский собор перед выбо­рами Президента и парламента, собрав на него честных людей из всех русских земель. Такой опыт у России есть: в XVI-XVII вв. Земские соборы решали важнейшие социально-политические вопросы, избирали царей и т.п.

Во-вторых, возрождение новой России должно начитаться не с Москвы или Петербурга, давно переставшими быть русскими городами, а с провинции, сохранившей русские национальные традиции, честь и совестливость. Реальной, действенной формой местного самоуправления могут стать земства.

В-третьих, возрождение российской национальной государственности связано с формированием общероссийской партии, опирающейся на широкую народную поддержку и традиции, идеалы и ценности русского народа. Новая партия должна быть открыта для представителей всех социально-профессиональных слоев, религий, наций, ставящих главной целью возрождение России.

Современная антирусская власть в России наносит огромный вред русскому народу, России как государству. Здесь и расхищение национальных природных, финансовых и людских ресурсов, создание условий для депопуляции русского этноса, алкоголизация русского населения, мародерство в отношении русской культуры, системы образования, русского языка, литературы, истории, музыки и т.п., моральное унижение русского народа путем навязывания через СМИ антирусских, антинациональных ценностей и идеалов. Но среди преобладающих негативных процессов есть и позитивные. Отметим, что нынешняя власть заставила русский народ задуматься над вопросом - что такое есть русский человек, в чем состоит его историческое и духовно-нравственное предназначение, заставила ощутить свою историю, культуру, веру. Нынешняя власть показала также народу, что сама она далеко не так едина и сплочена, как представлялось в начале 1990-х годов. Внутри нее идет острая борьба, напоминающая уголовные разборки, за власть, за источники доходов, что ослабляет власть, дает простор действий политическим силам. Надеюсь, что одной из таких здоровых на­циональных сил выступит в скором времени КРО.

Вторым ведущим основанием в структуре возрожденческих русских ценностей является православная христианская вера. Вера всегда обращена к человеку, является внутренним состоянием его души. Личность существует только в вере, которая может быть осознанна или неосознанна, но которая проявляется в сопоставлении своего собственного Я с высшей ценностью духа - с нравственным христианским идеалом. В вере человек реализует свой личностный духовно-нравственный потенциал.

В вере как духовно-нравственной ценности, воплощены глубинные идеалы человека - любовь, милосердие, сострадание, доброта, радость и др., идущие от всеохватывающей веры в Бога. С помощью веры и благодаря ей человек воспринимает и принимает любовь к ближнему через свое сердце; основанием же любви является Бог: "Бог есть любовь" (1 Иоанн, 4, 8). Великая любовь запечатлена в наибольших христианских заповедях: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душой твоею, и всем разумением твоим": Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя". На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матфей, 22, 37-40).

Вера дает человеку возможность улучшения, исправления своей жизни, она является мерой нравственного состояния души, призванным помочь человеку приблизиться к нравственному идеалу, очистить душу от греховности. Из анализа веры как духовно-нравственной ценности, приближающей верующего человека к божественному идеалу, И.А.Ильин сделал вывод, принявший форму духовного закона: "Человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит" (Ильин И.А. Соч. в 10-ти тт.: Т.1. С. 48). Если человек верит всем сердцем в Бога, значит он способен воспринимать все то, что идет от Бога - любовь, надежду, добро, свет, созидание. Уклоняясь, отстраняясь от веры, человек отдаляется тем самым от Бога, от всего того, что от него исходит, подпадает под влияние иных - антидуховных сил, ведущих борьбу за души и сердца людей. Вера, следовательно, укрепляет человека в его способности противостоять силам тьмы, зла, разрушения и ненависти.

Ныне, в конце XX столетия, в конце II тысячелетия заметно активизировались вселенские силы зла. Человечество как социальный организм испытывает определенную духовную и нравственную усталость к концу определенного срока, периода времени (год, месяц, неделя, век, тысячелетие и т.п.). В короткие временные интервалы это заметно явно - человек испытывает усталость к концу недели, года (перед отпуском), в обыденном измерении времени. Но человек, исходя, из своих ограниченных возможностей, не в состоянии измерять меру накопленной усталости к концу века, тем более - тысячелетия. Между тем отмеренное до конца конкретного срока время неумолимо сокращается, усталость нарастает по мере приближения к концу отмеренного времени.

Этим обстоятельством и пользуются силы тьмы, активизируя свои атаки, стремясь взять реванш за постоянные поражения в противоборстве с силами света. Сила тьмы выступает прежде всего против истины (истинного чувства, слова, сознания, поведения). Не случайно дьявол назван "отцом лжи", "ибо нет в нем истины" (Иоанн, 8, 44). Дьявол призван разрушать истинные ценности, стремиться поставить на их место ложные (насилие, ненависть, злобу, разрушение, вражду и т.п.), увлечь человека погоней за наслаждениями, за властью, деньгами и др. Человек, в сердце которого нет истинной веры, легко поддается греховным соблазнам, умножая всеобщее зло, давая силам тьмы еще больше энергии в противостоянии свету.

С 1917 г. в России насильно насаждался воинствующий атеизм (безверие, безбожие). В системе примитивных идейных, духовных отношений, которые воплотил в себе марксизм-ленинизм, не оказалось места столь глубокой духовности, как вера. Вера была осмеяна, сознание, основанное на вере, разрушено. Одновременно рухнул и Храм Христа в сердце верующего человека, а верующими были практически все русские. Не случайно русская философия вся носила религиозный характер, основываясь на идеалах и ценностях православной веры.

Однако вера как духовно-нравственная ценность не была разрушена усилиями воинствующих атеистов-безбожников. Она оказалась лишь временно перемещенной в душе человека, дожидаясь своего часа возрождения и расцвета. Доказательством неистребимости и вечности веры служит не только страх самих безбожников перед болезнью, смертью, другими непознанными явлениями, но и повседневное обра­щение к Богу, выражаемое в непроизвольных восклицаниях - "О, Господи!", "Боже мой!" "Ради Бога", "Спаси Бог" и др. Это - состояние непроходящего переживания и чувствования Бога в сердце челове­ческом.

С середины XVII в. Русская Православная Церковь находилась в особых отношениях с государством. С приходом к власти большевиков православная церковь была отделена от государства, а сама церковь как конкурирующая организация в сфере воздействия на личность и религия как конкурирующая идеология были подвергнуты гонениям со стороны правящего режима вплоть до физического уничтожения верующих. Подвергшаяся гонениям, физическому и духовно- нравственному истреблению в годы советской власти, православная церковь в России так и не смеша восстановить той действительной роли, которую она призвана играть в обществе. И хотя со второй половины 1980-х годов РПЦ действует в благоприятных условиях, она не смогла возродиться в полной мере.

Во-первых, РПЦ не стала самостоятельной, ведущей силой возрождения русского этноса. Она в своих действиях копирует политику государственной власти в отношении к людям (вплоть до определения дней и часов приема посетителей по личным вопросам, как это делается в административных органах). Церковь должна быть открыта для любого приходящего к ней независимо от времени года, часа суток, ибо обращение к Господу несовместимо с пониманием конкретного времени и места.

Во-вторых, РПЦ заняла в обществе сугубо оборонительную позицию, не ведет наступательной, активной пропаганды православных идей в массах, как это делают, например, проповедники сектантских течений. Отсюда - значительно число последователей сект (в т.ч. молодых), наносящих серьезный ущерб человеку, его вере, духовно- нравственному состоянию. Церковь должна вести активную, повседневную работу с людьми не только в Храме, но и вне его, ведь в конечном счете везде идет вечная борьба Бога и дьявола, где есть душа человека.

В-третьих, определенная (к сожалению, немалая) часть православного духовенства в душе своей не служит Богу, не является сторонниками и подвижниками истинной православной веры, истинного слова Божия, пребывая в грехе. Истинный служитель Церкви "должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит. 1 , 7-9).

К сожалению, РПЦ, являясь частью общероссийского организма, заразилась той социальной болезнью, которой страдает ныне наше об­щество: погоня за властью, наживой, стяжательство, презрение к ближнему и т.п. Безусловно, в православной церкви много истинно благочестивых служителей, но тень от грехов других ложится на всю церковную иерархию.

В-четвертых, РПЦ в своей обрядовой стороне застыла на уровне XVII в., в то время как жизнь русских людей изменилась. В этой неизменности состояния есть свои сильные стороны - церковь живет неизменностью и твердостью духа верующих, и свои слабости. Церковь обязана, преодолевая трудности, идти к людям, нести им свет истинной веры. Об этом говорил один из отцов Церкви Иоанн Кронштадтский: "Господи, выведи Россию на путь истинный и спасительный за все страдания и мученическую кончину от смертоносных орудий верных чад ее, такого множества во всех концах ее. Господи, насади твердую веру в сердцах всех сынов ее, да сияет Церковь Твоя православием, благочестием нелицемерным; все сословия научи верить и ходить путями заповедей Твоих" (Св. Иоанн Кронштадтский. Живой колос с духовной нивы. (СПб., 1909. С. 31).

Третья ведущая возрожденческая сила, ценность - культура и образование. Почти 80-летнее господство большевиков в сфере русской культуры и образования привели к советизации этой сферы, лишили ее национального содержания. Классово-партийный подход к культуре разделил ее на различные социально-политические и идейные оттенки, среди которых ведущая роль принадлежала т. н. "социалистическому реализму".

В современной культуре России по-прежнему отсутствует тот главный содержательный стержень, вокруг которого строилось развитие русской культуры и образования. Это - русская идея. Возрождение культуры и образования должно начинаться с формирования научно- педагогической концепции русской национальной школы. Основу ее составляют традиционные ценности русского народа - русский язык, русская история и литература, музыка и живопись, история православной веры, русская философия, русское предпринимательство и труд, русская педагогика и психология и др.

Русская модель образования предполагает обязательное изучение русского языка от начальной до выпускного класса средней общеобразовательной школы, знакомство с близкими к русскому славянскими языками. Русский язык в современных условиях как духовное основание русского этноса подвергается трем видам языковой агрессии - англo-саксонской вульгаризации и блатнизации. На место русского языка внедряется ваучерно-приватизационный жаргон "новых русских".

Агрессия осуществляется и против русской истории (в вузах по указанию сверху и со стороны Сороса, она уже заменена историей мировой цивилизации), литературы, живописи, музыки, русской песни. Стратегией государства в сфере образования должна стать опора на высокоинтеллектуальный труд, научно-технические и гуманитарные разработки, обеспечение нормальных условий для деятельности русского учительства, отечественных научных кадров, пропаганда достижений русской науки, культуры и образования в самой России.

Еще одна духовно-нравственная ценность, ведущая к возрождению России, - идея славянского единства. Ныне объединенный славянский этнос насчитывает свыше 300 млн. человек, живущих в 13 государствах Европы. В 1990-е годы произошло раздробление славянства (Россия - Украина, Белоруссия; Чехия - Словакия; бывшая союзная Югославия). В разделении славянства заинтересованы прежде всего традиционные антиславянские силы - Германия и Турция, претендующие на роль гегемона в европейской и ближневосточной политике.

Таковы, по нашему представлению, духовно-нравстенные и социальные ценности, основанные на русской идее, на которой будет происходить возрождение России и русского народа.



[1] Статья представляет собой тезисы доклада, прочитанного на воронежской региональной конференции “Русский вопрос и национально-государственное само­определение России”.


Реклама:
-