К ВОПРОСУ О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ОБЩЕСТВА
Почти каждый из нас хочет
жить в благоустроенном городе самой благоустроенной страны.
Таким образом, можно
считать, что идеал благоустроенности — это сразу и социальный идеал, и эстетический,
и какой угодно. То есть мы все бы, наверное, хотели, чтобы Москва была
исключительно благоустроена, и чтоб при этом была окружена удивительно
благоустроенной Россией.
А что такое благоустроенная страна и благоустроенный город? Самая богатая страна? Нет. Нетрудно видеть, что не самые богатые страны бывали самыми благоустроенными. Но уж, конечно это страна и не бедная. Идеал всеобщей бедности, наверное, теперь и никого не привлекает.
Самая благоустроенная страна
в настоящее время все-таки Англия. Как англичане достигли этого состояния?
Во-первых, у них были
замечательные основания для единства, для проявления единой национальной воли,
и для выработки единых идеалов. Никто для этого не ходил на митинги, и не
вырабатывал партийных программ, наоборот, англичане были разнообразны, как
теперь неудачно говорят, плюралистичны. Каждый англичанин в XVIII-XIX веках
прежде всего был англиканином, членом англиканской Церкви, во вторую очередь,
он был англичанином, а вот в третью очередь, он мог быть консерватором,
либералом, лейбористом и даже коммунистом. И мы так можем. Только для этого
надо отчетливо представить себе, что мы прежде всего православные, затем
русские, а потом мы можем быть кем угодно. Тут вам и единство, и разнообразие
сразу, ну чем не идеал?
Еще говорят, что англичане
традиционны, а слово “традиция” означает примерно то же самое, что и слово
“культура”. То есть, когда мы говорим, что англичанин — традиционалист, это
означает, что он — человек высокой культуры.
У каждого народа свое
жилище, и у каждого — свое место обитания: город или деревня. Если вы
посмотрите не новые улицы в небольших английских городах, то вы, не будучи
специалистом, не сможете их отличить от находящихся рядом — с домами,
простоявшими двести и триста лет, настолько они неуловимо похожие, хотя все
разные — здесь вкус одного хозяина, а здесь — другого. А вот этот дом три века
простоял, и на нем отразились вкусы всех его владельцев, сменявшихся все это
время. Но все они — английские.
Вот тут еще строят второй
этаж, а цоколь дома уже покрыт мхом. Вот уж не знаю, есть ли у английских
строителей рецепты замшения цоколя, или погода помогает, но все выглядит удивительно
по-британски.
У нас ведь тоже есть свои
вкусы и свои приоритеты. И русское жилище должно быть окружено не привезенными
с юга тополями. У нас — другие деревья: дуб, ель, береза. Если мы хотим быть
традиционными и жить в благоустроенной стране, то надо вспомнить как по-русски
пить и есть, как по-русски песни петь. Англичане делают это по-английски.
Имеем ли мы право жить в
благоустроенной стране? Имеем! Достичь этого не так уж и трудно.
Культурные традиции, это
традиции общественные. Это традиции устройства общества, управления обществом.
Восстановление традиционного управления — путь к благоустройству страны и частной
среды обитания.
Нам неоднократно в нашей
истории навязывали бюрократическое правление. Всегда оно заканчивалось плохо.
Почему? Потому что это лежит вне русской национальной традиции. Мы в этом отношении,
кстати, похожи на англичан, они тоже бюрократии не любят. Немцы к бюрократии
гораздо терпимее, французы просто обожают, они поэты бюрократии.
У нас старинная
демократическая традиция управления на местах, нам надо местных правителей,
начиная со старосты, выбирать и обсуждать их действия и поведение. Так будет
по-русски, эта русская социальность.
Во всем, если мы хотим жить
в благоустроенной стране, надо считаться с национальной традицией. Она у нас
была и в предпринимательстве. На протяжении столетий держалась своеобразная
иерархия достоинства среди деловых людей. Полагали, что делец первого ранга — это промышленник, на
втором месте — купец. А банкир на
третьем, его даже иногда пренебрежительно называли “процентщик”. Традиция эта
прервана чудовищным советским периодом, но она никуда не делась. Другой-то у
нас нет, поэтому мы ломаем национальную традицию, когда живем в условиях
процветающих частных банков, дикой нетрадиционной торговли и совершенно прежней
социалистической промышленности. Это диспропорция ценностей, следовательно, так
мы не достигнем ни благосостояния, ни благоустроенности общества, ни того
равновесия, к которому все стремятся, которого все желают.
Заинтересованно ли общество
в целом, в большом количестве богатых людей? Некоторые полагают однозначно —
да. Но как-то очень странно полагают. Пусть у нас будет много богачей, а они
постепенно научатся жертвовать на школы, на произведения искусства. Но им будут
завидовать, и каждый нормальный человек с развитым чувством собственного
достоинства вовсе не хочет, чтобы его содержали, он хочет сам содержать себя,
семью, детей и, по возможности, внуков.
Общество не заинтересовано в
имущественном равенстве, как это не проповедовали всевозможные социалисты. Люди
в это все равно не верят, потому что люди — то разные. Общество заинтересовано
в том, чтобы как можно больше было людей зажиточных, граждан, у которых — свое
дело, своя, по минимуму, роль в предприятии, по возможности, свой дом, т.е. в
той или иной степени — хозяйство. Именно люди, чем то владеющие, уверены в
себе. А следовательно, это люди и граждане — хозяева в полном смысле этого
слова, и они будут уважать состояние другого, даже если их состояние меньше.
Вот они-то и будут созидателями благоустроенной страны. Для этого нужно, чтобы,
по крайней мере, каждый второй был хозяином. Это и есть благоустроенное
общество. И это реально не через сто лет, а через немногое количество лет. Лишь
надо всем очень этого захотеть.