С.В. Городников

 

РОССИЯ В ПОИСКАХ ГЕРОЯ

 

Динамизм, процветание экономики зависит от утверждения уверенного в своих силах и способностях, этически и культурно организованного и достаточно амбициозного предпринимательского сословия. Пока таковое сословие не сформируется, в России будут инфляция и коррупция вперемежку с хаосом и свертыванием производства, экономическая и политическая нестабильность.

Когда рвавшиеся к власти политики объявляли, что рыночные законы и демократия приведут к скорому процветанию, они лгали. Ни одной стране ещё не удавалось проскочить определённых этапов в становлении национального предпринимательства и национального капитализма, и потребуется не менее двух десятилетий, прежде чем будут созданы, вызреют предпосылки действительного экономического подъёма. До этого времени в обществе будут усиливаться инстинктивные потребности в такой духовной среде и культуре, которые помогали бы развивать, воспитывать предпринимательское  сознание - главным  образом у новых поколений.

Очевидное банкротство современной отечественной культуры, отечественной духовности при столкновении с авангардом псевдокультуры и псевдодуховности США отражают их полную неспособность служить социальному заказу общества, - заказу на помощь в воспитании и становлении предпринимательского сословия, да и всего “третьего сословия” в целом. Социал-феодальная архаичность мешает становлению социал-капиталистического общественного сознания, к которому Россию толкают исторические реальности.

 Ведь что есть духовность, культура в их здравом понимании? Почему они возникают, развиваются, гибнут? Они возникают как потребность внести в поведение человека нормы и правила, по которым он может выжить, добиваться благополучия, общественного положения в окружающем его мире. Меняются внешние обстоятельства - должны измениться духовность и культура, поскольку нужно изменить нормы поведения человека, политического и духовного видения им этих новых обстоятельств.

 Если национальная культура оказывается неспособной к динамичным изменениям с изменением окружающих нацию реальностей, она неизбежно заводит ее в исторический тупик, деградирует, саморазрушается и поглощается, либо подавляется другими, более приспособленными к новому миру культурами и нациями. Так было всегда и так всегда будет - это диалектика самой породившей нас Природы: выживает лишь то, что лучше приспосабливается к объективным изменениям. Идти против этих не нами созданных Законов Природы и Жизни - значит,  идти против Бога, значит, сломать себе шею.

 

II.

 

Что делает жизнь отдельного человека в рыночной экономике и в её политической надстройке - демократической системе - благополучной и престижной? Культура предпринимательского поведения подразумевает склонность к решительности и готовности к риску, а также и моральное превосходство над теми, кто таковых качеств не имеет. Именно поэтому возникает инстинктивная потребность капиталистического общества в массовом предпринимательстве, при переходе народа от околофеодальных форм самоорганизации к национально-демократичес­ким, и порождаются жанры и направления культуры собственно приключенчески-авантюрные, авантюрно-фантастические, интеллектуально-авантюрные, к которым можно отнести и детективы, авантюрные жанры вообще.

Коллективное бессознательное нации делает воспитывающие такие качества жанры культуры самыми потребительскими, самыми кассовыми. Герой этих направлений развития культуры и ее духовного наполнения, оказываясь в сложнейших переплетениях интриг и неблагоприятных обстоятельств, часто попадая в смертельно опасные ситуации, всё же, благодаря личностным качествам, преодолевает их и выходит Победителем.

Нетрудно убедиться, что в русской культуре, в русской духовности эти жанры развиты слабо и такого Героя встретишь в литературе или киноискусстве редко, а уж ярко выраженный русский национальный типаж найдешь только в бородатых народных сказках. Наша современная культура, наша духовность истерзаны Великими Страдальцами и “несмотря-ни-на-что выживальцами”, но практически нет Предприимчивых Авантюристов, Победителей.

Культура, не имеющая Героев, есть культура не национальная. Она обречена на деградацию и, в конечном счёте, на отмирание. В переходные революционные периоды общественного развития, когда идёт ожесточённая борьба за прорыв из полуфеодальных форм общественного бытия, такая культура становится реакционной силой, политическим тормозом.

В сложившихся условиях даже политическая партия, ориентированная на национальные реформы, вынуждена открыто использовать или негласно поддерживать американизацию культурной жизни, отдавать её на растерзание той заокеанской псевдокультуре, которая создала на сегодняшний день самого многоликого авантюриста, самого привлекательного “рыночного” Сверхгероя. Выход для современной русской культуры не в страусиной политике, не в истеричной самоизоляции от реальностей, а в создании собственной национальной приключенческо-авантюрной культуры, в создании национального Сверхгероя Победителя, героя более привлекательного и цивилизованного, нежели американский. Только на таком направлении наша национальная культура сможет выжить, экономически переиграть американизованных космополитов, привлечь самые талантливые кадры,  сможет питать и содержать нерентабельные жанры и формы культурно-духовной жизни нации.

Пока американский Сверхгерой нашел у нас жадного потребителя - главным образом молодежь. Он удовлетворяет предпринимательский инстинкт. Однако, по мере накопления отечественного предпринимательского опыта, по мере наращивания  предпринимательских мускулов и растущего осознания собственных националь­ных экономических и торговых интересов, американская культура перестанет быть созвучной потребности нашего коллективного бессознательного в каком-то ином, национально своеобразном, в русском Авантюристе, Сверхчеловеке. Он должен будет действовать в понятных и инстинктивно близких нам географических, исторических, политических обстоятельствах. И только с появлением такой авантюризированной культуры, национального Сверхгероя-авантюриста в самом широком и положительном смысле слова можно будет всерьёз говорить, что общество созрело для социальной и экономической стабильности, созрело для преодоления комплексов неполноценности, вызрело для динамичного экономического подъёма.

Из-под груды колоссальных проблем, что стоят перед нами в области формирования инфраструктуры современной экономики, главным образом в создании национально организованного и эгоцентричного общества (без чего вообще немыслимо преодоление кризиса), можно выбраться лишь с особо социально активной культурной политикой, с таким динамичным национальным Сверхгероем, какому сейчас нет равного в мировой цивилизации. И он, такой герой, должен появиться, как должна появиться плодовитая прослойка интеллектуалов, продуцирующая культуру авантюристического, приключенческого толка . Без этого Россия, как единый и независимый экономический организм, не выдержит конкуренции в мировой экономике, в борьбе с другими товаропроизводительными нациями.

 Но прежде чем народится массовая потребительская культура указанного вида, мы должны будем пережить серьёзный кризис современной народной культуры, доведённой до отупения и быдлообразного одичания полувековым диктатом псевдонародного соцреализма. Сами экономические условия покажут всю инородность сложившейся за полвека культурной традиции для становления отечественной национальной цивилизованности, покажет всю невозможность создать современную национальную и потребитель­скую культуру нужного нам качества.

Мы должны будем созреть до понимания того, что всякая подлинно современная культура есть национально выраженный миф. Все романы о Древней Руси вместе взятые по степени воздействия на умы ничего не стоят в сравнении с созданным Пушкиным мифом “Руслан и Людмила”. Это подтверждает истину: мифы создавать неизмеримо сложнее, чем наполнять реалистическое направление культуры. На том этапе исторического развития, в который  вступила наша страна, реализм - есть прибежище для людей малообразованных и малоталантливых, напрочь лишённых творческого воображения.

 

III.

 

Просматривая чужой исторический опыт, оценивая процесс зарождения авантюрных образов во Франции, Англии, Японии, США и других промышленных странах, нетрудно подметить одну устойчивую закономерность: Герой всюду приходил из мифологизированного прошлого - будь то странствующий рыцарь, авантюрист-дворянин во французской культуре; ковбой и герой вестерна в культуре США; самурай в японской культуре и так далее. Очевидно, не станем исключением и мы. Мы тоже найдём Героя в мифологизированном прошлом.

Как только в России усиливались демократические веяния, общественный интерес устойчиво обращался к допетровской истории русской государственности, к Киевской Руси, а также к истории казачества. Можно не сомневаться, что ярчайшим направлением новой русской романтики в становлении современной русской культуры станут герои этих эпох, мифологизированная история казачества и герой-казак.

В истории казачества такое обилие авантюрных сюжетов, такой своеобразный опыт народного самоуправления, такое обилие предприимчивых характеров и такая органичная связь с традициями Древней и Средневековой Руси, что наша национальная культура в какой-то момент начнет стремительно разрабатывать эту золотоносую жилу. Мощное направление творческих усилий будет обращено к образам и событиям допетровской эпохе московской государственности. Связано оно будет с мифологизацией служилого дворянства, с обилием придворных интриг (политических и любовных), приключениями героев на государевой службе.

Хотелось бы подчеркнуть принципиальную разницу между Героем дворянства после Петра Первого и эпохи допетровской. Пётр создал централизованную бюрократи­ческую машину абсолютизма, которая любое приключение, любую авантюру рассматривала как крамолу, своеволие. После Петра Первого в России нет или почти нет места предприимчивому авантюристу-Победителю, если только он не обслуживает какие-то цели правительства.

Почему столь притягателен герой вестерна, герой пиратских приключений, герой французского периода до Людовика ХIII? Потому что эти герои действуют в условиях слабого участия государственной власти в их судьбе. Они живут собственными интересами, побуждениями, чувствами, что делает их чрезвычайно привлекательными массовому потребителю культурной продукции. У этих героев есть шанс выходить Победителями из любых передряг благодаря уму, хитрости, находчивости, предприимчивости, смелости, и тем прославить Отечество и свой народ.

Поиск именно такого героя становится делом русской национальной культуры.


Реклама:
-