О. В.ИВАНОВСКАЯ

 доцент кафедры истории и теории культуры

Волгоградского государственного педагогического университета,

кандидат педагогических наук.

 

ВЕРА И СОБОРНОСТЬ

КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ

 

Проблема формирования духовных ценностей личности сложная, многоаспектная, требующая объединения знаний нарт о человеке: фило­софии, педагогики, психологии, социологии, кульчурологии, истории. Ее философско-педагогический аспект представляется одним из важнейших в период мощных и глубинных социальных потрясений, таких, какие переживает наша страна сегодня, когда резко возрос рационально- рассудочный компонент духовности в ущерб нравственному, что привело к плюрализму и размыванию ценностных систем.

В условиях примитивизации и прагматизации духовных запросов лю­дей, первостепенным для обновления нашей духовной жизни представля­ется отыскание путей пробуждения высоких духовных потребностей и запросов, а также способов их полноценного удовлетворения.

Индивид постольку является субъектом целенаправленной деятельно­сти, поскольку он организует свои "сущностные силы" не в самый момент данной деятельности, а до этого, он предуготовлен к ней, "направлен" в определенную сторону, на определенную активность в соответствии с признаваемой им системой ценностей.

"Духовность тождественна творчеству ценностей" (7). Следовательно, на первый план выходят экзистенциональные проблемы личности, ее духовности и ценностных ориентаций, иначе говоря, проблемы нравст­венного Идеала, как вершины иерархии нравственных ценностей.

Духовность, пояснял Н.А. Бердяев,- это особая реальность, не сводимая ни к "сверхъестественному", ни к "природному". Дух - не "надстройка", не составная часть человеческой природы, но высшая качественная цен­ность, существо человечности в человеке. Именно поэтому духовность все­гда есть обретение внутренней силы сопротивления власти мира и обще­ства над человеком. Дух и духовность творчески перерабатывают, просвет­ляют природный и исторический мир, внося в него свободу и смысл (1).

Сегодня мы констатируем серьезный симптом бездуховности нашего общества. Не секрет, что функционируя тысячелетиями во всех пред­шествующих культурах, мораль стала в наши дни чем-то внешним для человека. ИДЕАЛ при информативном подходе, работая на интеллек­туальном уровне, остается "внешним" по отношению к личности. Важно вскрыть сущностную опору, глубинное основание системы ценностных ориентаций, при подключении которой Идеал начинает работать, "оживает", превращаясь в фактор самоактуализации личности. Такой сущностной опорой, глубинным предпочтением личности, на наш взгляд, является феномен веры .

В современной образовательной ситуации возникает необходимость реанимировать эту важнейшую категорию, обратившись к богатому духовному наследию прошлого.

Русские философы-идеалисты и педагоги (К.Н. Вентцель, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, С.Л. Франк) считали, что неотъемлемой частью воспитания должна быть именно вера. Особое значение понятию веры придавал Л.Н. Толстой. Актуально звучит сегодня следующая мысль великого философа, писателя и педагога: "Мы сокру­шаемся о том, что не можем уже верить в то, во что верили наши отцы. Надо не сокрушаться об этом, а стараться установить в себе такую веру, в какую мы могли бы верить также твердо, как верили наши отцы в свою"

И.А. Ильин показывает, что русский язык придает слову "вера" два различные значения : одно связывает веру с потребностью верить, а другое - со способностью веровать. "Верят все люди, сознательно или бес­сознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо. В е р у ю т же далеко не все ; ибо верование предполагает в человеке способность приле­питься душою (сердцем, и волею и делом) к тому, что действительно заслу­живает веры, что дается людям в духовном опыте, что открывает им некий "путь ко спасению" "(3). "Вера живет и в том, кто "верит", и в том, кто "верует". Она выражает у обоих склонность души видеть в чем-то жизненно главное и руководящее и прилепляться к нему своим доверием и преклонением. Но эта приверженность души поднимает человека на настоящую высоту только тогда, когда она находит себе высший и достойный предмет" ( Там же ).

Логическим продолжением этой мысли служит закон "отождествления через веру", который И.А. Ильин сформулировал так: "Человек сам посте­пенно уподобляется тому, во что он верит". "Узреть с очевидностью луч­шее, н не восхотеть его, и не осуществить его почти невозможно для чело­века, но также невозможно для него осуществить это лучшее и не стать са­мому лучшим, чем был раньше".

И.А. Ильин считает, что человек без веры вообще не может быть, ибо ве­ра есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, опреде­ляющее его жизнь, его мировоззрения, его стремления и поступки, т.е. в конечном итоге, его главная, жизненно важная, нравственно-психологиче­ская ценностная установка. Вопрос о вере - это вопрос о жизненных кредо, ценностях и их формировании. А формировать ценности - значит строить свою веру,

Вопрос о вере теснейшим образом связан с вопросом о смысле жизни человека. Вновь прибегая к русской философской мысли и обращаясь к работе С.Л. Франка "Смысл жизни", необходимо показать, что "Всякое дело, которое делает человек, есть нечто производное от человека, его жизни, его духовной природы; с м ы с л же человеческой жизни-должен быть чем-то, на что человек опирается, что служит единой, неизменной, абсолютно прочной о с н о в о й  его бытия" (13).

Приверженность какой-либо цели, идее. Идеалу или сверхъестественной силе, к примеру Богу, есть выражение этой потребности осуществления полноты существования. Следовательно, полнота и смысл жизни человека заключаются в служении выбранному Идеалу,

Что же такое "Бог" для каждого из нас ? Здесь можно обратиться к ра­ботам известных психологов. 3.Фрейд, например, определил три уровня в структуре личности : "Я" (сознание, рассудок), "Оно" (подсознание) и "сверх-Я". Такое "сверх-Я" и является для человека той ведущей идеей, целью, пределом личной значимости, Идеалом, с которым личность связана посредством веры (14). Такое "сверх-Я" Э. Фромм, в свою очередь называет "схемой ориентации и поклонения". Потребность в такой схеме является общей всем людям, тогда как конкретное содержание таких схем различается. Существуют философ­ские, религиозные системы, множество духовных устремлений человека, которые рассматриваются как сугубо мирские, светские.а на деле коренят­ся в той же самой потребности в схеме ориентации и поклонения (15).

Зрелый, продуктивный, рациональный человек будет стремиться к вы­бору такой системы, которая позволит ему быть зрелым, продуктивным и рациональным. Человек, задержавшийся в своем развитии, вынужден вернуться к примитивным и иррациональным системам, которые, в свою очередь, еще более усиливают его зависимость и иррациональность. Э. Фромм утверждает, что нет иного, более сильного и с т о ч н и к а чело­веческой э н е р г и и, чем эти системы. Человек не свободен в выборе - иметь или не иметь ему "идеалы", но он свободен в выборе между разными идеалами : поклоняться разрушительным силам или разуму и любви.

Проведенное в рамках исследования тестирование выявило, на наш взгляд, один из самых глубинных и необратимых процессов, происходя­щих в студенческой среде сегодня. Первое же духовное учение, с которым ищущий молодой человек сталкивается и знакомится в силу спонтанно сложившихся обстоятельств, воспринимается его духовным миром как самое верное имея элементарного в этом отношении кругозора, а значит и возможности выбирать, не будучи знакомым с духовным опытом Человечества, молодой человек легко становится приверженцем какой-либо религиозной секты. Не секрет, что любое духовно-религи­озное учение, по-своему отвечая на волнующие молодежь смысложизненные вопросы, интереснее полного неверия, пустоты, душевного смятения. Поэтому такие учения, как зерно, упавшее в мягкую пашню, легко завладевают душами молодых людей, тормозя в дальнейшем развитие их философского и профессионального мышления. Основной задачей поэтому мы считаем идентификацию в сознании студенческой молодежи понятия веры с высшими нравственно-этическими ценностями, с ИДЕАЛОМ, т. е. необходимость вывода этого представления на фило­софский уровень, превращая веру в источник жизненной энергии.

Для полноты обзора существующих подходов к пониманию феномена веры, интересно обратиться к интерпретации этого понятия в святоотеческой традиции.

Православная антропология учит, что в своем эмпирическом бытии человек обычно далек от того, чтобы быть цельностью и единством. Когда он погружается в это бытие, не сопротивляясь его стихиям, именно цельность и утрачивается им прежде всего: его разум блуждает, отвлека­ясь всевозможными помыслами, душа колеблется противоречивыми страстями, тело предается извращениям и излишествам. И человеку, в первую очередь, нужно выйти из ХАОСА, из внутренней разрозненности и раз­бросанности, нужно собрать себя из рассеяния, из дурной множествен­ности в единство.

Эта духовная работа рассматривается в православной аскетике, как сведение, сосредоточение всего человека, всех его сил и способностей как бы в одну точку, в некий внутренний центр или фокус. Такая точка сосредоточения всего человека, его "энергийно-экзистенциальный центр", в православной аскетике издавна обозначается символом С Е Р Д Ц А. "Работа сердца", работа самособирания человека одна из важнейших частей православной духовной практики. "Ничто в человеческой природе не хорошо и не дурно само по себе, но все может быть употреблено как во благо, так и во зло; все может находиться и в благом, открытом для благодати, и в пагубном, открытом ко греху, устроении",- пишет в своем исследовании С.С. Хоружий (18,с.24).

Если СЕРДЦЕ в словоупотреблении православной антропологии обо­значает способность человека собирать всего себя в единый внутренний центр, то "УМ" в этом случае обозначает способность человека превосхо­дить себя, входить в соединение с благодатью и облекаться в божест­венное бытие. Иными словами, "СЕРДЦЕ" - есть способность человека быть цельностью, а "УМ" - способность быть цельностью, стремящейся к Богу, соединяющейся с ним. Происходит ОБОЖЕНИЕ - претворение че­ловека в новую, высшую природу, слияние "Я" и "Не-Я" Включая в себя и "работу сердца", и "работу ума", обожение представляется как двуеди­ный процесс самособирания и самопревосхождения человека.

Здесь следует отметить следующее : большинство антропологических учений предполагает, что человек наделен заданной, неизменной приро­дой и его духовное назначение заключается лишь в следовании этой природе, верном и полном ее раскрытии. Реализуя свое назначение, человек, конечно, изменяется, - но это изменение ограничивается здесь одним эм­пирическим уровнем : оно включает в себя только развитие природных свойств, раскрытие возможностей, заложенных в человеческой природе - сама же природа остается постоянной (Там же.С.36-37). Человек есть то, что он есть.

Христианство же несет в себе представление о природе, которая не равна себе, которая превосходит себя. В христианской антропологии весь человек предстает по своей природе не "постоянной", а "переменной" величиной как нечто открытое, требующее своего исполнения и само-превосхождения. Главными положениями здесь оказываются постулаты обожения, рассматривающие человека как подвижную цельность и говорящие не столько о том, "из чего состоит человек", скольк о том, "чем (кем) он имеет стать" и что ему нужно для этого делать с собою. "Сердце" и "Ум", - центральные категории этой антропологии, - обозначают не столько части состава тела, сколько части его работы, его миссии по отношению к самому себе : начала не статические, но динамические. Следовательно, в обожении меняется тот образ, тот горизонт бытия, к ко­торому принадлежит человек,-и потому оно представляет собой о н т о л о г и ч е к и й процесс.. Теснейшая взаимосвязь, взаимная проникнутость онтологии и антропологии - характерная черта православного миросо­зерцания.

Следовательно, верой сознание человека способно собираться в точку на центральном символе или идее, в результате чего возможен всплеск самосознания, осуществление трансцендирования как духовного процесса. Невольно, уже на секулярном уровне, мы вернулись к понятиям, которые, как уже говорилось выше, в православной антропо­логии осмысляются понятиями "Сердце" и "Ум".

Современные философско-педагогические концепции рассматривают воспитание личности как двуединый процесс социализации и индиви­дуализации, как актуалгенез различных структур личности, представлен­ный, в свою очередь, процессами персонализации и персонификации (6). Рассматривая категорию веры в контексте образовательных ценностей, мы имеем возможность углубить представления о механизмах персонификации. Через три основные свои функции.системоо6разующую, регулятивную и компенсаторную, - вера способствует обретению челове­ком своей сущности. Акт самосознания осуществляется, на наш взгляд, путем актуализации феномена веры, посредством которой подключается и начинает функционировать личностный идеал. Этот путь, проходимый природою человека, достаточно точно можно выразить в виде гегелевской формулы : род - индивидуальность -соборность.

Идеал является важнейшей категорией в системе ценностных ориента­ций личности. С.Л. Рубинштейн обратил особое внимание на то, что в идеале осуществляется "предвосхищенное воплощение" того, чем может стать человек (10). Поскольку Идеал есть представление о совершенном образец желаемому должном, то он теснейшим образом связан с целями, которые ставит человек перед собой. Таким образом, являясь высшей по степени обобщенности ценностью. Идеал предопределяет выбор практи­чески всех других ценностей личности, следовательно, является стержнем, системой координат, организующей духовную, целеполагающую деятель­ность личности.

Отношение человека к духовному объекту, - к Идеалу, - осуществляется ВЕРОЙ.

Следовательно, суть веры не в понимании, не в отражении объектив­ного мира, а в творении новых ценностных смыслов, сообщающих нашей жизни ее высшую значимость. Вера, являясь феноменом человеческой духовности, выступает как один из механизмов индивидуального само­определения человека в процессе его становления.

Следуя современным научным идеям о необходимости критического пересмотра широко распространенной просветительской парадигмы понимания веры, в границах которой вера качественно неотделима от убеждений (Н.Л. Мусхелишвили, А.В. Романов), мы полагаем обязатель­ным рассмотрение соотношения веры и убеждений в духовной структуре личности.

Разуму как вытекающей из непосредственного опыта объективи­рованной способности мышления соответствует убеждение, следующее из непосредственного опыта и бесконечно тяготеющее к объективному основанию процесс убеждения неотделим от человеческого существова­ния: быть включенным в систему общественных отношений означает быть в процессе убеждения .Убеждать - значит приводить фактуальнологические доказательства, то есть в личностном основании принятия тезиса увеличивать долю объективного. Вера - это бездоказательное признание истинности того или иного явления. Коренясь в силе личности, вера в аргументации и подтверждениях не нуждается. Убеждение без них не существует (9).

В своем противоречивом единстве, при доминировании , как правило, одной из сторон, вера и убеждение вместе со знанием представляют собой реальное личностное основание принятия любого суждения. Со стороны убеждения происходит сверка информации с личностным знанием и с опытом человека; со стороны веры идет идентификация с системой ценностных установок, с базовым символом - с идеалом

Тиллих П., например, считает, что человек содержит в себе веру в той степени, в какой его духовность приобщена к сфере высших интересов (11). Убеждение по отношению к вере выполняет функцию смыспового буферного слоя, защищая веру от скоропалительных модификаций. Любое научное, идеологическое, пропагандистское воздействие на субъекта, будучи основанным на определенной системе аргументов, проникает в сферу сознания не дальше убеждений, не достигая веры.

Таким образом, вера не шире, не глубже и не окончательнее разумной мысли. Она, совпадая от части с ней, находится в ином измерении духовного. Мотивы веры питаются не действительным миром, но миром должного.

Человеческая готовность к действию и само действие - прямое след­ствие наличия в духовной сфере личности веры и убеждений.

По итогам проведенного нами теоретического исследования можно сделать следующий вывод. Различаясь по предмету, по основанию, все верования одинаковы по сути. Понятия "вера" и "бог" связаны между собой в традиционных культурах с определенной и конкретной теоло­гической системой. Наше современное общество в этом отношении является своеобразным феноменом: будучи секуляризованным, оно сво­бодно от подчиненности определенному конфессиональному учению. Следовательно, мы имеем сегодня уникальную возможность строить веру на секулярно-духовных символах, наполняя ее не теологическим, а иным, обновленным (философским, эстетическим, культурологическим) содер­жанием, т.е. рассматривать веру вне сферы сверхъестественного.

Абсолютная вера - вне рамок, форм и определений "религиозная" и "безрелигиозная". Так же, как на уровне разума человек мыслит понятиями, в вере он оперирует ценностными абсолютами (пределами значимости). Таким образом, вера как сущностная установка и жизненная потребность не связана с религиозными мотивами, а строится каждым человеком в зависимости от сделанного им выбора.

Однако, до сегодняшнего дня, как считает член-корреспондент РАО З. Равкин, "...пока еще не решенной задачей остается выяснение соотношения общечеловеческил ценностей образования с национальными, в частности, с отечественными, российскими, определение их качественного своеобразия. Это должно стать предметом специального исследования" (8, С.18).

В этой связи, обращаясь к богатому духовному наследию прошлого, следует отметить, что сторонники приоритетности национального харак­тера образованиям .П. Блонский, С.И. Гессен, А.С. Хомяков) создали доста­точно развернутую и аргументированную концепцию русской школы с четкой аксиологической направленностью и тем самым заложили основы для более глубокой разработки теории соотношения национальных и общечеловеческих образовательных ценностей.

Общечеловеческие ценности зарождаются и функционируют в психике человека одновременно. Можно сказать, что для русского национального менталитета существует только одна ценность - с о б о р н о е  м и р о в о с п р и я т и е  в котором сконцентрировано все духовное богатство лич­ности, которая, в свою очередь, в зависимости от ситуации, проявляет те или иные свои качества.

Понятие "С О Б О Р Н О С Т Ь" сознательно и целенаправленно разрабатывал в своих трудах родоначальник русского славянофильства А.С. Хомяков. Этому понятию, согласно Хомякову, равнозначны кол­лективная духовность человека, многовековой аксиологический опыт поколений и нравственное соединение людей на основе спонтанно возни­кшей веры в Бога. А.С. Хомяков разрабатывал религиозную феноменологию, исходной онтологической реальностью которой выступал рацио­налистически неуловимый Всецелый Разум. В качестве спонтанного про­явления последнего в социальной жизнедеятельности, согласно Хомякову, функционировали Соборный Разум (духовный опыт поколений) и Личностный Разум (17).

Русские религиозные мыслители Х1Х-ХХ веков постоянно испытывали в своем творчестве влияние феноменологии А.С. Хомякова, потому что она отразила основную сущность русского национального менталитета. Суть с е к у л я р н о  п е р е т о л к о в а н н о й  идеи А.С. Хомякова за­ключается в следующем: СОБОРНОСТЬ следует на современном этапе определить как концентрацию в целостной душе человека личност­ного, коллективистского и космического начал духовности и производ­ного от них комплекса спонтанных переживаний и общеаксиологических ориентаций (общезначимых ценностей).

Таким образом, проблема духовного противостояния утилитарно-пра­гматическому и индивидуалистическому существованию вызвала к жизни необходимость разработки пострелигиозной соборной феноменологии, которая, в свою очередь, предполагает ф о р м и р о в а н и е с е к у л я р н о - с о б о р н о г о  т и п а  м ы ш л е н и я, что в наши дни весьма актуально (16).

В соответствии с концепцией существования различных состояний со­знания (М.К. Мамардашвили, Н.Л. Мусхелишвили, А.М. Пятигорский Н.В. Шабуров, Ю.А. Шрейдер), целью духовного совершенствования лич­ности является направленность на исправление искажений обыденного сознания дата обретения человеком внутренней целостности и адекват­ности высшим духовным ориентирам (4).

Наиболее эффективными средствами в процессе переориентации созна­ния можно считать использование системы символов и парадоксов, чаще всего содержащихся в жанре притчи. В этом случае притча работает не как способ передачи информации, а как генератор смыслов.

Переориентация сознания способствует выходу человека из состояния фрустрации за счет преодоления предпосылок обыденного сознания (со­стояние сознания Ш ), в рамках которого личная ситуация по разным причинам воспринимается как тупиковая и бессмысленная. Однако, задача педагога состоит в том, чтобы помочь преодолеть и следующее за обыденным состояние сомнения (состсознания) задержавшись в котором, человек рискует превратиться в скептика и нигилиста. Важно облегчить ему переход в состояние сознания III (состояние, в котором индивид за видимыми фактами усматривает самоочевидную и неартикулируемую непосредственно гармонию, сущностный смысл, часто обозна­чаемый системой символов), после чего возможно новое возвращение в обыденное состояние, но с переориентацией тех категорий, через которые возникал исходный конфликт, приведший к фрустрации (5). Такая пере­ориентация, на наш взгляд, и есть апелляция педагога к вере, поскольку веру можно рассматривать как глубинное предпочтение, как ориентацию на базовый символ, - идеал, - избранный человеком, часто даже бессозна­тельно.

Следует отметить, что процесс осознания собственной сущности ведет к аксиологическому взрослению, когда человек и "ценность" как бы меняются ролями, когда человек сам начинает служить какой-либо выбранной им ценности, а значит и строить себя в соответствии с заданной этой ценностью системой координат. Окончательная актуа­лизация потенциала веры происходит в тот момент, когда молодой чело­век становится способным к видению за конкретными фактами и событиями глубинного, скрытого, сущностного смысла. Формируется но­вое отношения человека к себе и к окружающей действительности, когда на одни и те же факты он смотрит уже по-новому, подмечая в них скрытую закономерность, сверяя их со своей системой ценностей, с Идеалом. Происходит переориентация сознания с простого значения на сущность и смысл, меняется восприятие окружающего мира в соот­ветствии с внутренне воспринятой системой координат.

Проведенное исследование позволило нам условно разделить всех реципиентов на три группы (типа) в соответствии с избранной ими систе­мой ценностных ориентаций (см. схему "Процесс самоактуализации") (2).

Активная жизнетворческая позиция индивида, включенность феномена его самоагауализации зависит от гармоничного присутствия и функцио­нирования в процессе становления личности как объективного, так и сущностно-субъективного факторов.

С одной стороны, система ценностей человека находится в непосред­ственной зависимости от уровня его знаний, от его убеждений и миро­воззрения в целом. Эта мысль выражается в схеме М.С .Кагана :

Знания - Оценка - Ценность.

Не секрет, что при отключенности объективного фактора в едином процессе формирования личности система ценностей будет находиться на крайне низком, утилитарно-прагматическом и даже физиологическом уровне. (ПАССИВНО-КОНФОРМНЫЙ, АВТОНОМНЫЙ ТИП - низкий уровень сознания (состояние сознания I), для которого характерно формальное при­нятие ценностей в готовом виде. Его "носители" ориентированы исключи­тельно на личное счастье и материальное благополучие ).

Мы считаем, что если в этих условиях, т.е. при отсутствии объективного фактора, активно работает субъективный фактор, то мы рискуем получить бездумного, не способного к рефлексии фанатикам).

Однако, с точки зрения формирования духовно богатой личности, даже более значимым в этом процессе является субъективный фактор. Энерге­тический потенциал глубинного предпочтения, веры, актуализирует поиск и установку на Идеал, превращая человека в активную творческую личность (РЕФЛЕКСИВНО-ДУХОВНЫЙ, СМЫСЛО-ТВОРЧЕСКИЙ ТИП - высокий, социально активный уровень с принятием смысла самосовершенствования, который характеризуется направленностью на поиск смысла жизни в служении другим людям.

Важно отметить, что без субъективной составляющей процесса стано­вления человека, даже при очень высоком уровне развития объективного фактора (высокообразованный человек), активная установка на самоактуализацию и на творчество невозможна. Имея блестящее образование и полное представление об Идеале, человек может остаться пассивным, сто­ронним и равнодушным наблюдателем, а значит - социально потерянным для общества индивидом. Без включенности веры невозможно осуще­ствление активной жизненной позиции и формирование четкой системы ценностей (САМОРЕАЛИЗУЮЩИЙСЯ ТИП - средний уровень, для него характерен критический анализ "смыслов").

Таким образом, вера и Соборность как важнейшие духовно-нравствен­ные категории должны занять достойное место в учебно-воспитательном процессе и стать приоритетами в современной российской образова­тельной ситуации.

 

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я :

 

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

2. Ивановская О.В. Вера в системе ценностных ориентаций студентов пе­дагогического вуза.- Дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. Волгоград, 1996.

3. Ильин И.А. Путь духовного обновлениям/Путь к очевидности?*, 1993.

4. Мамардашвили М.К..Пятигорский А.М. Символ и сознание. Иерусалим, 1982.

5. Мусхелишвили Н.Л. Шабуров Н.В. Шрейдер Ю.А.Символ и поступок Препринт.-М., 1 987.

6. Орлов А.Б. Личность и сущность : внешнее и внутреннее Я человека а Вопросы психологии. 1 995-Мо 2. С. 5 - 19.

7. Парсонс Т. Человек в современном мире. М. Прогресс, 1985.

8. Равкин 3.И. Конструктивно-генетическое исследование ценностей об­разования - одно из направлений развития современной отечественной педагогической теории.// Образование: идеалы и цен - нести ( историка-теоретич. аспект )/ Под ред. члена-корр. РАО 3.И.Равкина.-М.:ИТПиО РАО.1995.

9. Романов А.В. Философский анализ веры. Дисс-на соиск.уч.степ.к.ф..н. Рукопись. М., 1991.

10. Рубинштейн СЛ-Проблемы общей психологии.-М.:Педагогика,1973.

11. Тиллих П .Избранное: Теология культурыЛер-с англ.-М., 1995.

12. Толстой Л.Н. О вере.//Путь жизни.-М.:Изд-во Республика, 1993.

13. Франк СЛ. Смысл жизни.//Вопрось1 философии. 1 990-б.

14. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "Я*Фрейд 3.Психология бессознательного.Сб.произв.-М.,1989.

15. Фромм Э. Человек для самого себя.//Психоанализ и этика.-М.,1993.

16. Холодный В.И. Соборное мировосприятие: теоретический и историка- философский аспекты проблемы.-Автореф.дисс.на.соиск.уч.степ. д.ф.н.-М.,1994.

17. Хомяков А.С. Церковь одна.// Санкт-Петерб.Епархиал.Ведомости.- Л.,1991, №6.

18. Хоружий С.С. Диптрих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991.

 

 

 


Реклама:
-