О. В.ИВАНОВСКАЯ
доцент кафедры истории и теории
культуры
Волгоградского государственного педагогического университета,
кандидат педагогических наук.
ВЕРА И СОБОРНОСТЬ
КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Проблема формирования
духовных ценностей личности сложная, многоаспектная, требующая объединения
знаний нарт о человеке: философии, педагогики, психологии, социологии, кульчурологии, истории. Ее
философско-педагогический аспект представляется одним из важнейших в период
мощных и глубинных социальных потрясений, таких, какие переживает наша страна
сегодня, когда резко возрос рационально- рассудочный компонент духовности в
ущерб нравственному, что привело к плюрализму и размыванию ценностных систем.
В условиях примитивизации и прагматизации
духовных запросов людей, первостепенным для обновления нашей духовной
жизни представляется отыскание путей пробуждения высоких духовных потребностей
и запросов, а также способов их полноценного удовлетворения.
Индивид постольку является
субъектом целенаправленной деятельности, поскольку он организует свои "сущностные силы" не в самый момент
данной деятельности, а до этого, он предуготовлен к ней, "направлен"
в определенную сторону, на определенную активность в соответствии с
признаваемой им системой ценностей.
"Духовность тождественна творчеству ценностей" (7). Следовательно,
на первый план выходят экзистенциональные проблемы
личности, ее духовности и ценностных ориентаций, иначе говоря, проблемы нравственного
Идеала, как вершины иерархии нравственных ценностей.
Духовность, пояснял Н.А. Бердяев,- это особая реальность, не сводимая ни
к "сверхъестественному", ни к "природному". Дух - не
"надстройка", не составная часть человеческой природы, но высшая
качественная ценность, существо человечности в человеке. Именно поэтому
духовность всегда есть обретение внутренней силы сопротивления власти мира и общества
над человеком. Дух и
духовность творчески перерабатывают, просветляют природный и исторический мир,
внося в него свободу и смысл (1).
Сегодня мы констатируем серьезный
симптом бездуховности нашего общества. Не секрет, что функционируя
тысячелетиями во всех предшествующих культурах, мораль стала в наши дни чем-то
внешним для человека. ИДЕАЛ при информативном подходе, работая на интеллектуальном
уровне, остается "внешним" по отношению к личности. Важно вскрыть сущностную опору, глубинное основание системы
ценностных ориентаций, при подключении которой Идеал начинает работать,
"оживает", превращаясь в фактор самоактуализации
личности. Такой сущностной опорой, глубинным
предпочтением личности, на наш взгляд, является феномен веры .
В современной
образовательной ситуации возникает необходимость реанимировать эту важнейшую
категорию, обратившись к богатому духовному наследию прошлого.
Русские философы-идеалисты и
педагоги (К.Н. Вентцель, В.В. Зеньковский, И.А.
Ильин, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, С.Л. Франк) считали, что
неотъемлемой частью воспитания должна быть именно вера. Особое значение понятию
веры придавал Л.Н. Толстой. Актуально звучит
сегодня следующая мысль великого философа, писателя и педагога: "Мы сокрушаемся о том, что не можем уже
верить в то, во что верили наши отцы. Надо не сокрушаться об этом, а стараться
установить в себе такую веру, в какую мы могли бы верить также твердо, как
верили наши отцы в свою"
И.А.
Ильин показывает, что русский язык придает слову "вера" два различные значения : одно
связывает веру с потребностью верить, а
другое - со способностью веровать. "Верят
все люди, сознательно или бессознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо.
В е р у ю т
же далеко не все ; ибо верование предполагает
в человеке способность прилепиться душою (сердцем, и
волею и делом) к тому, что действительно заслуживает веры, что дается
людям в духовном опыте, что открывает им некий "путь ко спасению" "(3). "Вера
живет и в том, кто "верит", и в том, кто "верует". Она
выражает у обоих склонность души видеть в чем-то жизненно главное и руководящее
и прилепляться к нему своим доверием и преклонением. Но эта приверженность души
поднимает человека на настоящую высоту только тогда, когда она находит себе высший
и достойный предмет" ( Там же ).
Логическим продолжением этой
мысли служит закон "отождествления через веру", который И.А. Ильин сформулировал так: "Человек сам
постепенно уподобляется тому, во что он верит". "Узреть с
очевидностью лучшее, н не восхотеть его, и не
осуществить его почти невозможно для человека, но также невозможно для него
осуществить это лучшее и не стать самому лучшим, чем был раньше".
И.А.
Ильин считает, что человек без веры вообще не может быть, ибо вера есть
не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь,
его мировоззрения, его стремления и поступки, т.е. в конечном итоге, его главная, жизненно важная, нравственно-психологическая
ценностная установка. Вопрос о вере - это вопрос о жизненных кредо, ценностях
и их формировании. А формировать ценности - значит строить свою веру,
Вопрос о вере теснейшим
образом связан с вопросом о смысле жизни человека. Вновь прибегая к русской
философской мысли и обращаясь к работе С.Л. Франка "Смысл жизни",
необходимо показать, что
"Всякое дело, которое делает
человек, есть нечто производное от человека, его жизни,
его духовной природы; с м ы с л же человеческой жизни-должен быть чем-то, на
что человек опирается, что служит единой, неизменной, абсолютно прочной о с н о в о й
его бытия" (13).
Приверженность какой-либо
цели, идее. Идеалу или сверхъестественной силе, к примеру Богу, есть выражение
этой потребности осуществления полноты существования. Следовательно, полнота и
смысл жизни человека заключаются в служении выбранному Идеалу,
Что же такое "Бог"
для каждого из нас ? Здесь можно обратиться к
работам известных психологов. 3.Фрейд,
например, определил три уровня в структуре личности :
"Я" (сознание, рассудок), "Оно" (подсознание) и
"сверх-Я". Такое "сверх-Я"
и является для человека той ведущей идеей, целью, пределом личной значимости, Идеалом,
с которым личность связана посредством веры (14). Такое "сверх-Я"
Э. Фромм, в свою очередь называет "схемой
ориентации и поклонения". Потребность
в такой схеме является общей всем людям, тогда как конкретное содержание таких схем различается.
Существуют философские, религиозные системы, множество духовных устремлений
человека, которые рассматриваются как сугубо мирские,
светские.а на деле коренятся в той же самой потребности в схеме
ориентации и поклонения (15).
Зрелый, продуктивный,
рациональный человек будет стремиться к выбору такой системы, которая позволит
ему быть зрелым, продуктивным и рациональным. Человек, задержавшийся в своем
развитии, вынужден вернуться к примитивным и иррациональным системам, которые,
в свою очередь, еще более усиливают его зависимость и иррациональность. Э. Фромм утверждает, что нет иного, более сильного и с т о ч н и к а человеческой э н е р г и и, чем эти системы. Человек не свободен в выборе - иметь или не
иметь ему "идеалы", но он свободен в выборе между разными идеалами : поклоняться
разрушительным силам или разуму и любви.
Проведенное в рамках
исследования тестирование выявило, на наш взгляд, один из самых глубинных и
необратимых процессов, происходящих в студенческой среде сегодня. Первое же
духовное учение, с которым ищущий молодой человек сталкивается и знакомится в
силу спонтанно сложившихся обстоятельств, воспринимается его духовным миром как
самое верное имея элементарного в этом
отношении кругозора, а значит и возможности выбирать,
не будучи знакомым с духовным опытом Человечества, молодой человек легко
становится приверженцем какой-либо религиозной секты. Не секрет, что любое духовно-религиозное
учение, по-своему отвечая на волнующие молодежь смысложизненные
вопросы, интереснее полного неверия, пустоты, душевного смятения.
Поэтому такие учения, как зерно, упавшее в мягкую пашню, легко завладевают
душами молодых людей, тормозя в дальнейшем развитие их философского и
профессионального мышления. Основной задачей поэтому мы
считаем идентификацию в сознании студенческой молодежи понятия веры с высшими
нравственно-этическими ценностями, с ИДЕАЛОМ, т. е. необходимость
вывода этого представления на философский уровень, превращая веру в источник
жизненной энергии.
Для полноты обзора
существующих подходов к пониманию феномена веры, интересно обратиться к
интерпретации этого понятия в святоотеческой традиции.
Православная антропология учит,
что в своем эмпирическом бытии человек обычно далек от того, чтобы быть
цельностью и единством. Когда он погружается в это бытие, не сопротивляясь его
стихиям, именно цельность и утрачивается им прежде всего: его разум блуждает, отвлекаясь всевозможными помыслами, душа
колеблется противоречивыми страстями, тело
предается извращениям и излишествам. И человеку, в первую очередь, нужно выйти
из ХАОСА, из внутренней разрозненности и разбросанности, нужно собрать себя из
рассеяния, из дурной множественности в единство.
Эта духовная работа
рассматривается в православной аскетике, как
сведение, сосредоточение всего человека, всех его сил и способностей как бы в
одну точку, в некий внутренний центр или фокус. Такая точка сосредоточения
всего человека, его "энергийно-экзистенциальный
центр", в православной аскетике издавна
обозначается символом С Е Р Д Ц А. "Работа сердца", работа самособирания человека одна из важнейших частей
православной духовной практики. "Ничто в человеческой природе не хорошо и
не дурно само по себе, но все может быть употреблено как во благо, так и во
зло; все может находиться и в благом, открытом для благодати, и в пагубном,
открытом ко греху, устроении",- пишет в своем исследовании С.С. Хоружий (18,с.24).
Если СЕРДЦЕ в словоупотреблении
православной антропологии обозначает способность человека собирать всего себя
в единый внутренний центр, то "УМ" в этом случае обозначает
способность человека превосходить себя, входить в соединение с благодатью и
облекаться в божественное бытие. Иными словами, "СЕРДЦЕ" - есть способность человека быть цельностью, а
"УМ" - способность быть цельностью, стремящейся к Богу, соединяющейся
с ним. Происходит ОБОЖЕНИЕ -
претворение человека в новую, высшую природу, слияние "Я" и
"Не-Я" Включая в себя и "работу
сердца", и "работу ума", обожение представляется
как двуединый процесс самособирания и самопревосхождения человека.
Здесь следует отметить
следующее : большинство антропологических
учений предполагает, что человек наделен заданной, неизменной природой и его
духовное назначение заключается лишь в следовании этой природе, верном и полном
ее раскрытии. Реализуя свое назначение, человек, конечно, изменяется, - но это
изменение ограничивается здесь одним эмпирическим уровнем : оно включает в себя только развитие природных
свойств, раскрытие возможностей, заложенных в человеческой природе - сама же
природа остается постоянной (Там же.С.36-37). Человек
есть то, что он есть.
Христианство же несет в себе
представление о природе, которая не равна себе, которая превосходит себя. В
христианской антропологии весь человек предстает по своей природе не
"постоянной", а "переменной" величиной как нечто открытое,
требующее своего исполнения и само-превосхождения. Главными
положениями здесь оказываются постулаты обожения, рассматривающие
человека как подвижную цельность и говорящие не столько о том, "из чего
состоит человек", скольк о том, "чем
(кем) он имеет стать" и что ему
нужно для этого делать с собою. "Сердце" и "Ум", -
центральные категории этой антропологии, - обозначают
не столько части состава тела, сколько части его работы, его миссии по
отношению к самому себе : начала не
статические, но динамические. Следовательно, в обожении
меняется тот образ, тот горизонт
бытия, к которому принадлежит человек,-и потому
оно представляет собой о н т о л о г и ч е к и й процесс.. Теснейшая взаимосвязь,
взаимная проникнутость онтологии и
антропологии - характерная черта православного миросозерцания.
Следовательно, верой сознание
человека способно собираться в точку на центральном символе или идее, в
результате чего возможен всплеск самосознания, осуществление трансцендирования как духовного процесса. Невольно,
уже на секулярном уровне, мы вернулись к
понятиям, которые, как уже говорилось выше, в православной антропологии осмысляются
понятиями "Сердце" и "Ум".
Современные
философско-педагогические концепции рассматривают воспитание личности как
двуединый процесс социализации и индивидуализации, как актуалгенез различных структур личности, представленный, в свою
очередь, процессами персонализации и персонификации (6). Рассматривая
категорию веры в контексте образовательных
ценностей, мы имеем возможность углубить представления о механизмах персонификации. Через три основные свои
функции.системоо6разующую, регулятивную и компенсаторную, - вера
способствует обретению человеком своей сущности. Акт самосознания
осуществляется, на наш взгляд, путем актуализации феномена веры, посредством
которой подключается и начинает функционировать личностный идеал. Этот путь,
проходимый природою человека, достаточно точно можно выразить в виде
гегелевской формулы : род - индивидуальность -соборность.
Идеал
является важнейшей категорией в системе ценностных ориентаций личности. С.Л. Рубинштейн обратил особое внимание на то, что в
идеале осуществляется "предвосхищенное воплощение" того, чем может
стать человек (10). Поскольку
Идеал есть представление о совершенном образец желаемому
должном, то он теснейшим образом связан с целями, которые ставит человек перед
собой. Таким образом, являясь высшей по степени обобщенности ценностью. Идеал
предопределяет выбор практически всех других ценностей личности, следовательно, является стержнем, системой координат,
организующей духовную, целеполагающую деятельность
личности.
Отношение человека к духовному объекту, - к Идеалу,
- осуществляется ВЕРОЙ.
Следовательно, суть веры не
в понимании, не в отражении объективного мира, а в творении новых ценностных
смыслов, сообщающих нашей жизни ее высшую значимость. Вера, являясь феноменом
человеческой духовности, выступает как один из
механизмов индивидуального самоопределения человека в процессе его
становления.
Следуя современным научным
идеям о необходимости критического пересмотра широко распространенной
просветительской парадигмы понимания веры, в границах которой вера качественно
неотделима от убеждений (Н.Л. Мусхелишвили, А.В.
Романов), мы полагаем обязательным рассмотрение соотношения
веры и убеждений в духовной структуре личности.
Разуму как вытекающей из
непосредственного опыта объективированной способности мышления соответствует
убеждение, следующее из непосредственного опыта и бесконечно тяготеющее к
объективному основанию процесс убеждения
неотделим от человеческого существования: быть
включенным в систему общественных отношений означает быть в процессе убеждения .Убеждать - значит приводить фактуальнологические доказательства, то есть в личностном
основании принятия тезиса увеличивать долю объективного. Вера - это бездоказательное
признание истинности того или иного явления. Коренясь в силе личности, вера в
аргументации и подтверждениях не нуждается. Убеждение без них не существует (9).
В своем противоречивом
единстве, при доминировании , как правило,
одной из сторон, вера и убеждение вместе
со знанием представляют собой
реальное личностное основание принятия любого суждения. Со стороны убеждения происходит сверка информации с личностным
знанием и с опытом человека; со стороны веры идет идентификация с системой
ценностных установок, с базовым символом - с идеалом
Тиллих П., например, считает, что человек
содержит в себе веру в той степени, в какой его духовность приобщена к сфере
высших интересов (11).
Убеждение по отношению к вере выполняет функцию смыспового буферного слоя, защищая
веру от скоропалительных модификаций. Любое научное, идеологическое,
пропагандистское воздействие на субъекта, будучи основанным
на определенной системе аргументов, проникает в
сферу сознания не дальше убеждений, не достигая веры.
Таким образом, вера не шире,
не глубже и не окончательнее разумной мысли. Она, совпадая от части с ней,
находится в ином измерении духовного. Мотивы веры
питаются не действительным миром, но миром должного.
Человеческая готовность
к действию и само действие - прямое следствие наличия в духовной сфере
личности веры и убеждений.
По итогам проведенного нами
теоретического исследования можно сделать следующий вывод. Различаясь по
предмету, по основанию, все верования одинаковы по сути. Понятия
"вера" и "бог" связаны между собой в традиционных культурах
с определенной и конкретной теологической системой. Наше современное общество
в этом отношении является своеобразным феноменом: будучи секуляризованным, оно
свободно от подчиненности определенному конфессиональному учению. Следовательно,
мы имеем сегодня уникальную возможность строить веру на секулярно-духовных символах, наполняя ее не теологическим, а
иным, обновленным (философским, эстетическим,
культурологическим) содержанием, т.е. рассматривать
веру вне сферы сверхъестественного.
Абсолютная вера - вне рамок, форм и определений "религиозная" и "безрелигиозная". Так же, как на уровне
разума человек мыслит понятиями, в вере он оперирует ценностными абсолютами (пределами
значимости). Таким образом, вера как сущностная установка
и жизненная потребность не связана с религиозными мотивами, а строится каждым
человеком в зависимости от сделанного им выбора.
Однако, до сегодняшнего дня,
как считает член-корреспондент РАО З.И. Равкин, "...пока еще не решенной задачей остается
выяснение соотношения общечеловеческил
ценностей образования с национальными,
в частности, с отечественными, российскими, определение их качественного
своеобразия. Это должно стать предметом специального исследования" (8, С.18).
В этой связи, обращаясь к
богатому духовному наследию прошлого, следует отметить, что сторонники приоритетности
национального характера образованиям (П.П. Блонский, С.И. Гессен, А.С. Хомяков) создали достаточно развернутую и аргументированную
концепцию русской школы с четкой аксиологической направленностью
и тем самым заложили основы для более глубокой разработки теории соотношения
национальных и общечеловеческих образовательных ценностей.
Общечеловеческие ценности
зарождаются и функционируют в психике человека одновременно. Можно сказать, что
для русского национального менталитета существует только одна ценность - с о б о р н о
е м и р о в о с п р и я т и е
в
котором сконцентрировано все духовное богатство личности, которая, в свою
очередь, в зависимости от ситуации, проявляет те или иные свои качества.
Понятие "С О Б О Р Н О С Т Ь" сознательно и целенаправленно разрабатывал в своих трудах родоначальник русского
славянофильства А.С. Хомяков. Этому понятию,
согласно Хомякову, равнозначны коллективная
духовность человека, многовековой аксиологический опыт
поколений и нравственное соединение людей на основе спонтанно возникшей веры в
Бога. А.С. Хомяков разрабатывал религиозную феноменологию, исходной
онтологической реальностью которой выступал рационалистически неуловимый
Всецелый Разум. В качестве спонтанного проявления последнего в социальной
жизнедеятельности, согласно Хомякову, функционировали
Соборный Разум (духовный опыт поколений) и Личностный Разум (17).
Русские религиозные
мыслители Х1Х-ХХ веков постоянно испытывали в
своем творчестве влияние феноменологии А.С. Хомякова,
потому что она отразила основную сущность русского национального менталитета. Суть с е к у л я р
н о п е
р е т о л к о в а н
н о й идеи А.С. Хомякова заключается в следующем: СОБОРНОСТЬ следует на современном этапе определить как
концентрацию в целостной душе человека личностного, коллективистского и
космического начал духовности и производного от них комплекса спонтанных
переживаний и общеаксиологических ориентаций
(общезначимых ценностей).
Таким образом, проблема
духовного противостояния утилитарно-прагматическому и индивидуалистическому
существованию вызвала к жизни необходимость разработки пострелигиозной соборной
феноменологии, которая, в свою очередь, предполагает ф о р м и
р о в а н и е с е к у л я р н о - с о б о р н о
г о т
и п а м ы ш л е н и я,
что в наши дни весьма актуально (16).
В соответствии с концепцией
существования различных состояний сознания (М.К. Мамардашвили,
Н.Л. Мусхелишвили, А.М. Пятигорский Н.В. Шабуров, Ю.А. Шрейдер), целью
духовного совершенствования личности является направленность на исправление
искажений обыденного сознания дата обретения человеком внутренней целостности и
адекватности высшим духовным ориентирам (4).
Наиболее эффективными средствами в процессе переориентации
сознания можно считать использование системы символов и парадоксов, чаще всего
содержащихся в жанре притчи. В этом случае притча работает не как способ
передачи информации, а как генератор смыслов.
Переориентация сознания
способствует выходу человека из состояния фрустрации за
счет преодоления предпосылок обыденного сознания (состояние сознания Ш ), в рамках которого личная ситуация по разным
причинам воспринимается как тупиковая и бессмысленная. Однако, задача педагога
состоит в том, чтобы помочь преодолеть и следующее за обыденным состояние
сомнения (состсознания) задержавшись в
котором, человек рискует превратиться в скептика и нигилиста. Важно облегчить
ему переход в состояние сознания III (состояние, в котором индивид за видимыми
фактами усматривает самоочевидную и неартикулируемую непосредственно
гармонию, сущностный смысл, часто обозначаемый
системой символов), после чего возможно новое возвращение в обыденное
состояние, но с переориентацией тех категорий, через которые возникал исходный
конфликт, приведший к фрустрации (5). Такая переориентация, на наш взгляд, и есть апелляция педагога к вере, поскольку веру можно рассматривать
как глубинное предпочтение, как ориентацию на базовый символ, - идеал, - избранный
человеком, часто даже бессознательно.
Следует отметить, что
процесс осознания собственной сущности ведет к аксиологическому
взрослению, когда человек и "ценность" как бы меняются ролями,
когда человек сам начинает служить какой-либо выбранной им ценности, а значит и
строить себя в соответствии с заданной этой ценностью системой координат.
Окончательная актуализация потенциала веры происходит в тот момент, когда
молодой человек становится способным к видению за конкретными фактами и
событиями глубинного, скрытого, сущностного смысла.
Формируется новое отношения человека к себе и к окружающей действительности,
когда на одни и те же факты он смотрит уже по-новому, подмечая в них скрытую
закономерность, сверяя их со своей системой ценностей, с Идеалом. Происходит
переориентация сознания с простого значения на сущность и смысл, меняется
восприятие окружающего мира в соответствии с внутренне воспринятой системой
координат.
Проведенное исследование
позволило нам условно разделить всех реципиентов на три группы (типа) в
соответствии с избранной ими системой ценностных ориентаций (см. схему "Процесс самоактуализации")
(2).
Активная жизнетворческая позиция индивида, включенность
феномена его самоагауализации зависит от гармоничного
присутствия и функционирования в процессе становления личности как объективного, так и сущностно-субъективного факторов.
С одной стороны, система
ценностей человека находится в непосредственной зависимости от уровня его
знаний, от его убеждений и мировоззрения в целом. Эта мысль выражается в схеме
М.С .Кагана :
Знания - Оценка - Ценность.
Не секрет, что при отключенности объективного фактора в едином процессе
формирования личности система ценностей будет находиться на крайне низком, утилитарно-прагматическом
и даже физиологическом уровне. (ПАССИВНО-КОНФОРМНЫЙ, АВТОНОМНЫЙ ТИП - низкий уровень сознания (состояние
сознания I), для которого характерно формальное принятие ценностей в
готовом виде. Его "носители"
ориентированы исключительно на личное счастье и материальное благополучие ).
Мы считаем, что если в этих
условиях, т.е. при отсутствии объективного фактора, активно работает субъективный
фактор, то мы рискуем получить бездумного, не
способного к рефлексии фанатикам).
Однако, с
точки зрения формирования духовно богатой личности, даже более значимым
в этом процессе является субъективный фактор. Энергетический потенциал глубинного
предпочтения, веры, актуализирует поиск и установку на Идеал, превращая
человека в активную творческую личность (РЕФЛЕКСИВНО-ДУХОВНЫЙ, СМЫСЛО-ТВОРЧЕСКИЙ ТИП - высокий, социально активный
уровень с принятием смысла самосовершенствования,
который характеризуется направленностью на
поиск смысла жизни в служении другим людям.
Важно отметить, что без
субъективной составляющей процесса становления человека, даже при очень
высоком уровне развития объективного фактора (высокообразованный человек), активная установка на
самоактуализацию и на творчество невозможна. Имея блестящее
образование и полное представление об Идеале, человек может остаться пассивным,
сторонним и равнодушным наблюдателем, а значит - социально потерянным для
общества индивидом. Без включенности веры невозможно осуществление активной
жизненной позиции и формирование четкой системы ценностей (САМОРЕАЛИЗУЮЩИЙСЯ ТИП - средний уровень, для него характерен критический анализ
"смыслов").
Таким образом, вера и Соборность как важнейшие
духовно-нравственные категории должны занять достойное место в
учебно-воспитательном процессе и стать приоритетами в современной российской
образовательной ситуации.
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я :
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
2. Ивановская О.В. Вера в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза.- Дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. Волгоград, 1996.
3. Ильин И.А. Путь духовного обновлениям/Путь к очевидности?*, 1993.
4. Мамардашвили М.К..Пятигорский А.М. Символ и сознание. Иерусалим, 1982.
5. Мусхелишвили Н.Л. Шабуров Н.В. Шрейдер Ю.А.Символ и поступок Препринт.-М., 1 987.
6. Орлов А.Б. Личность и сущность : внешнее и внутреннее Я человека а Вопросы психологии. 1 995-Мо 2. С. 5 - 19.
7. Парсонс Т. Человек в современном мире. М. Прогресс, 1985.
8. Равкин 3.И. Конструктивно-генетическое исследование
ценностей образования - одно из направлений развития современной отечественной педагогической теории.// Образование: идеалы и цен - нести ( историка-теоретич.
аспект )/ Под ред. члена-корр. РАО 3.И.Равкина.-М.:ИТПиО РАО.1995.
9. Романов А.В. Философский анализ веры. Дисс-на соиск.уч.степ.к.ф..н. Рукопись. М., 1991.
10. Рубинштейн
СЛ-Проблемы общей психологии.-М.:Педагогика,1973.
11. Тиллих П .Избранное: Теология культурыЛер-с англ.-М., 1995.
12. Толстой Л.Н. О вере.//Путь жизни.-М.:Изд-во Республика, 1993.
13. Франк СЛ. Смысл жизни.//Вопрось1 философии. 1 990-№ б.
14. Фрейд 3.
Психология масс и анализ человеческого "Я*Фрейд
3.Психология бессознательного.Сб.произв.-М.,1989.
15. Фромм Э. Человек для самого себя.//Психоанализ
и этика.-М.,1993.
16. Холодный В.И. Соборное мировосприятие: теоретический и
историка- философский аспекты проблемы.-Автореф.дисс.на.соиск.уч.степ.
д.ф.н.-М.,1994.
17. Хомяков А.С. Церковь одна.// Санкт-Петерб.Епархиал.Ведомости.- Л.,1991, №6.
18. Хоружий С.С. Диптрих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991.