А.М. БУЛАНОВ

 

Русская идея и проблемы

национальной идентификации

 

Проблема национального самосознания есть проблема осознания национальной самобытности, осознания самых важных и самых существенных особенностей национального характера, национального бытия. Обозначенная суммарно как "русская идея" национальная самобытность проявляет себя в разных сферах жизни нации в самых разнообразных формах и проявлении. Постижении "русской идеи" является актом национальной идентификации, и напротив - все сознательные и бессознательные акты отнесения себя к "русскому" являются и актами осознания и актами постижения "русской идеи". Проблема национальной самобытности всегда была для русской мысли (философии, литературы) актуальной, а ее постановка почти всегда осуществлялась в драматической форме. Достаточно вспомнить хотя бы "Философические письма" П.Я. Чаадаева или знаменитый сборник "Вехи". И эта напряженность продумывания вопросов "национального идентитета" с особенной остротой ощущается в наиболее исторически напряженные и драматические моменты - Отечественные войны и ... смуты. По в эти же моменты истории очевидно в наиболее полной мере и являет себя русская идея в некоем едином акте национального единения и порыва.

В настоящее время мы как раз и переживаем один из таких исторических моментов, когда из некой социально-политической несообразности "советский народ", призванной заменить национальную определенность, мы перетекаем в не менее эфемерную форму "россияне". Само понятие "русская идея" оказывается на службе откровенно шовинистических партий и групп, с одной стороны, с другой, коммунисты объединяются с народно-патриотическим фронтом, смешивая красный и коричневый цвета. Старая проблема "Россия и Европа", "Восток и Запад" вновь встает во всей своей неразрешимости, драматичности самого выбора. Таким образом, проблема национальной идентификации, самоидентификации не просто актуальна, но жизненно важна.

Если бы сегодня провести анкетирование с единственным вопросом - Что значит сегодня быть патриотом России? - то мы обнаружили бы даже не растерянность, а некую картину- мазню с весьма широким спектром ответов - самых разных: от того, что понятия патриотизм вообще не нужно, до формулировок в духе Жириновского. И это значит, что нужны действительно серьезные усилия и теоретические и практические всех, кто связан с культурой, образованием, воспитанием молодежи.

Важно определить, какие стороны "русской идеи" не только не устарели, но обрели культурную плоть, значимость, каковы главные, основные составляющие национального менталитета. Вопросов много! Что в содержании национальной идеи входит в систему ценностей постсоветского (с точки зрения периодизации культуры постмодернисткого) мира, что составляет парадигматику этой идеи?

Какова же теоретическая, концептуальная основа проблемы национальной идентификации? Безусловно, народ, насчитывающий 1000 лет своей письменной истории, .обладает цепом рядом устойчивых черт, особенностей (“есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу”, - говорил А.С. Пушкин) как в сфере восприятия, так и в сфере чувствования, в сфере мышления. Все это в достаточно полной мере описано в работах Полесского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. И если с точки зрения распространенной сегодня на Западе отрасли компаративистики - имагологии - "национальный характер" - химера, то культурное опредмечивание его в произведениях искусства опровергнуть трудно. Национальный гений именно в области искусства и создает произведения, в которых со всей определенностью проявляются характерные черты национального идентитета, создаются формы, ощутимые для созерцания и анализа. Никто не сможет отрицать "русский стиль" в музыке, литературе, живописи. А такие словосочетания, как " русский роман", "русский реализм" стали терминами. Можно констатировать, что в духовном плане национальная само-идентификация осуществляется прежде всего в культуре. Правда, нужно признать, что там же происходит и разрушение этого процесса - интернационализация, космополитическая прививка вестернизацией, американизацией вообще. Массовая культура в этом смысле бывает по оказываемому эффекту или нейтральна или деструктивна... Но это уже иная тема.

Надо полагать, что вообще духовная культура, о-своенная и у-своенная создает то духовное поле современного человека, определяя пространство его деятельности, на котором и произрастают не слепой шовинизм, конфессиональная тупость и изоляция, а напротив, произрастают ощущения богатства собственной и приятно других, другой культуры, равноценности, многообразия и многоцветности мира. Только духовно богатый человек может уважать и ценить другие культуры, как бы сильно они не отличались от его собственной. И только высокая степень самосознания, сознание собственной принадлежности к определенной культуре, нации, то есть сознательный акт самоидентификации создает мощную социально-психологическую установку: Я узнаю и познаю себя в другом, а следовательно и возможность, способность и предрасположенность к диалогу с другими культурами.

Современным интеллигентским сознанием такая установка как одна из составляющих современной культуры есть плод философской рефлексии, осмысления себя-в-мире (М. Бахтин, М. Бубер, Библер и др.). Однако нетрудно обнаружить, что русская культура с принятием христианства и в силу необходимости, и в силу самой природы, в силу как сознательных устремлений ее творцов, явленных миру гениев и безымянных, была как раз изначально диалогична и внутренне открыта для общения с миром. Более того, природная сущность русской культуры, ее онтологическая сущность определена православной духовностью русского человека.

"Способность всемирной отзывчивости" так ярко, по Достоевскому, выразившаяся в Пушкине есть способность "всецело русская, национальная". Конечно, религиозный шепни народа, вера в этом смысле, да и во всех иных смыслах, важнейший фактор самоидентификации. Как это парадоксально может ни показаться, по-настоящему русским нельзя быть не будучи православным! И именно сегодня. Достоевский и в этом прав!

Я, может быть, важнейший фактор - язык. Как это стало ясно теперь, языковые картины мира определяют и поведенческие акты, и способ чувствования, и эмоциональные реакции, и советском новоязе язык постепенно утрачивал живую связь с изначально присущим ему свойством духовного горизонта и вертикали. Язык постсоветского общества, обретая постепенно способность свободного духовного обновления, природной мощи и подлинной красоты, все еще не освободился от наносного, засоряющего англоманства. Мы все еще, как и двести лет назад, только теперь не европейцами хотим быть, а американцами!

Таким образом, акт национальной идентификации может быть полноценным при условии слияния в единое целое усилий всех, кто занят в культуре, образовании, духовно-религиозном воспитании поколений. А осуществляется этот акт на протяжении всей жизни человека: от колыбели и колыбельной до "Ныне отпущаеши..."


Реклама:
-