С.С. Серебряков  

 

 

Незнание России посреди России

 

Читать публицистику г-на М.Антонова чаще всего интересно и поучительно. В его статьях, появляющихся в печати не одно десятилетие, можно найти тонкие наблюдения, неожиданные сравнения, оригинальные мысли. Активное участие Михаила Федоровича в издании сравнительно недавно издающейся в Москве газеты “Дуэль”  безусловно является симптоматичным. Нельзя, например, пройти мимо двух принадлежащих ему работ, которые вызывают недоумение - “Русская революция XXI века” (Дуэль №18) и  “Панславие или Евразия?” (Дуэль №20), от чтения которых остается какой-то странный, горький осадок.

 

Каждая  мысль, изложенная в первой статье, представляет собой утверждение, не имеющее ни исторического, ни логического обоснования. Статья “к вопросу о национальной идее России” состоит из тезисов, вызывающе не подкрепленных какими-либо аргументами. Автор не стремится что-то доказать, но опровергая общеизвестное, он не заботится и об убедительности. Авторские утверждения оказываются не более чем гипотезами, которые еще предстоит доказать.

Впрочем, разве можно доказать, что только русскому народу “присуща тяга к командно-административной государственности”, как будто государственность любого исторически определенного периода  может быть какой-то иной - некомандной или неадминистративной.

Средневековой феодальной России приписывается в качестве недостатка то обстоятельство, что частная собственность не стала в ней “священной и неприкосновенной”,  словно  эти качества имелись в наличии в других феодальных странах, например, Англии времен Плантагенетов, Франции времен Валуа, или же Германии времен Священной Римской империи германской нации.

Система номенклатуры, созданная в “послеоктябрьский период”, называется гениальной и вместе с тем именно номенклатура обвиняется, и вполне справедливо кстати, в том, что она развалила страну. Но гений и злодейство - две вещи несовместные. Придется доказывать, что Пушкин ошибался, а Антонов - нет.

Чего стоит утверждение, что “вся 300-летняя история романовской России - это планомерное разложение устоев русской жизни при помощи захватившей власть агентуры Запада”. О том, что Петр Великий агент кукуйской немецкой колонии, а Екатерина II - прусского короля Фридриха II, что Павел I и Александр I - масоны, а Александр II - адепт западноевропейского либерализма, все это известно из вульгарных сочинений первых лет революции начала XX века, которые можно встретить в статьях “Большой советской энциклопедии”, издававшейся в 20-е годы, и монографиях авторов так называемой “исторической школы Покровского”.

Так и слышатся в этих пассажах отголоски чаадаевского скандально-знаменитого первого “философического письма”, в котором “басманный мыслитель”, мучимый запорами и геморроем, раздраженно убеждал: “окиньте взглядом все прожитые нами века, все занимаемые нами пространства, - вы не найдете ни одного привлекательного воспоминания, ни одного почтенного памятника, который властно говорил бы вам о прошлом, который воссоздал бы его пред вами живо и картинно. Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя”. Вряд ли можно ответить на эту мизантропию лучше Гоголя - “велико незнание России посреди России”.

Но это о прошлом. А что пророчит Антонов России в будущем? “Территориально-совнархозную систему” и “национально-территориальный принцип деления страны”, при котором “каждое национальное образование - это собственность титульной нации”. Говоря другими словами - продолжение “нынешнего развала страны”, которую так успешно осуществляют бывшие члены ЦК КПСС.

И это при всем том, что народам “стран СНГ и Балтики” приписывается “осознание” некой “великой исторической миссии”, сущность которой состоит в том, чтобы Россия “превратилась в страну правды и социальной справедливости”, а на “мировой арене” приобрела значение “нравственного судии, беспристрастно оценивающего все события с точки зрения высшей Истины”. Добросовестному читателю, “любящему думать”, не составит труда вообразить, что может последовать за подобной перспективой, если  и вправду русским захочется взять на себя миссию Проведения для всего человечества.

 

Однако, если спуститься с высот “русской национальной идеи” на грешную русскую землю, от теоретической политики к прикладной, то окажется, если поверить г-ну Антонову, что Россия стоит перед совсем другими альтернативами. “Панславия или Евразия”.

Автор опять занимается тем, что создает парадоксальную вязь тезисов, не обращая внимание на их соответствие логике и фактам истории. Сущность того, что утверждается, состоит в следующем -  во-первых, Юго-Западная Россия (т.е. Украина в границах 1991 г.) тяготеет к Западу; во-вторых, Восточная Россия (т.е. Российская Федерация) тяготеет к Востоку; в-третьих, “прежде всего” следует обуздать “объединителей трех ветвей единого русского народа” и объявить проект президента Лукашенко о “союзе трех славянских республик” утопией.

Разумеется, 1100-летняя история России изобилует таким количеством событий, что при желании в ней можно отыскать все что угодно. Следовательно, утверждения чаще всего зависят не от того, что было на самом деле, а от политической ориентации, которую занимает публицист. А что, если придерживаться иной, не антоновской точки зрения?

Россией можно считать лишь территорию, которая официально называется Российской Федерацией начиная с 1991 года, а можно - всю страну от Дуная до Чукотки и от “хладных финских скал до пламенной Колхиды”. На воссоединение России Великой и России Малой в 1654 году можно смотреть как на выдающееся достижение великороссов и малороссов и их вождей (царя Алексея I и гетмана Б. Хмельницкого), а можно - “злом”.  Деятельность гетмана Мазепы во время Северной войны можно представить как измену, а можно - “как измену”.

Малороссов можно относить к самостоятельной, сложившейся в результате исторического процесса ветви русского народа, а можно называть “украинцами” (т.е. окраинниками) и считать “давно уже сложившимся самостоятельным народом, исторически и культурно ориентированным не на Россию, а на Запад”. Соответственно, русским народом можно именовать лишь великороссов, а можно - еще и малороссов, белорусов и русинов, все отличие между которыми обусловлено наличием в истории периода их насильственного раздельного бытия и нахождения в составе раннефеодальных государств, враждебных России (Польши, Литвы, Австрии).

Русификацию России в течение последних двухсот лет можно относить к естественному, закономерному явлению в становлении русской нации, а при желании - выдавать за “угнетение”, вызывавшее, якобы, ответную реакцию “недовольства” и “неприязни”.

Ново-Огаревский “процесс” Горбачева-Назарбаева или Беловежские соглашения Ельцина-Кравчука-Шушкевича можно рассматривать как национальную измену правившей тогда номенклатуры и политический распад власти, а можно -  долгожданным “обретением независимости” союзными республиками.

Можно повторять вслед за Гегелем и ранним Белинским, что все действительное разумно и все разумное действительно, и мечтать о том, чтобы “после распада СССР Казахстан утвердился как самостоятельное государство”. А можно увидеть в “Казахстане”, как, впрочем, и во всех остальных “станах”, одну из произвольно созданных по прихоти кремлевского горца химеру, юридическую фикцию, фантасмагорию, к которым он сам никогда всерьез не относился, но ожившую, чтобы бросить население этой территории (и русских, и казахов) в родо-племенной, примитивно-байский фазис деградации.

На почве одной доктрины проект Назарбаева, в котором без особого труда просматривается желание превратить русских в объект экономической и политической эксплуатации для инородцев, оказывается “крайне желательным”, а инициатива Лукашенко по постепенному воссоединению распавшихся территорий России - “крайне вредной”, на почве другой - видится прямо противоположное.

Как бы ни относится к высказанным г-ном Антоновым суждениям, все-таки нет необходимости затевать по ним дискуссию. И прежде всего потому, что подобные споры среди своих политически несвоевременны и идеологически вредны. Для распространения аналогичных идей существовали и существуют гг. Солженицыны, Сахаровы, Старовойтовы, Поповы, Бурбулисы, Боннеры, Шахраи и т.п., множество изданий, которые смакуют эти сюжеты со сладострастием некрофилов, тем более, что они щедро оплачиваются.

Если такую методологию, которую использует г-н Антонов, применить не только к России, но к любому крупному европейскому, азиатскому или американскому государству, ни одно из них не получит отпущения несуществующих грехов и не удостоится научного права на дальнейшее существование. Все они обречены испытать то “замечательное” состояние, в котором теперь находится страна, именовавшаяся то Российской империей, то Советским Союзом.

Что есть современная Франция, как не плохо скроенный конгломерат народов и территорий, тяготеющих к Германии (Эльзас и Лотарингия), Италии (Прованс, Авиньон, Корсика), Испании (Гасконь, Баскония), Англии (Бретань, Нормандия). Настоящая Франция - это бывший домен короля, состоящий из земель вокруг Парижа и Орлеана.

Чем являет собой современная Италия, как не произвольно образованным королями Савойской династии, Кавуром и Гарибальди государством, в действительности состоящим из офранцуженных Савойи и Генуи, онемеченной Венецианской области и Истрии, Сицилии, Сардинии и Калабрии, в которых каталонцы смешалась с норманнами, и, наконец, теократической Папской области, принадлежащей Святому престолу.

Разве могла бы возникнуть единая Германия, если бы Вильгельм I и Бисмарк не изнасиловали ее разноплеменные народы “железом и кровью”? Офранцуженные Прирейнские провинции, датский Шлезвиг-Гольштейн, англизированный Ганновер, ополяченная Силезия, норманизованная Померания, развращенная независимостью Бавария, до сих пор именующая себя “свободным государством”, колыбель западных славян Брандербург во главе с Берлином (берлогой!), наконец Восточная Пруссия - исконно-славянская территория, захваченная рыцарским сбродом.

О Соединенном Королевстве на Британских островах вообще не приходится говорить. Шотландия является “Украиной” Запада, Северная Ирландия - его “Балтией”, Уэльсу подходит роль Закавказья, Лондон должен настаивать на том, чтобы стать вольным городом. Кельты, потомки бриттов, норманны, англосаксы должны обрести свои “национальные” государства и “благоразумно стремится устанавливать между собой добрососедские отношения”.

Таким же точно образом можно расправится с Японией, Китаем, Индией, Вьетнамом, Индонезией, США, Канадой, Бразилией, Испанией и множеством других стран, все “несчастье” которых состоит в том, что у них еще не завелись честолюбивые политические вивисекторы в ранге младших научных сотрудников и цветочных торговцев. Будем надеяться, что этим странам вскоре повезет точно так же, как и нам, и уже их “быстрые разумом Гайдары и Чубайсы” будут входить в тончайшие материи своей тысячелетней истории, выискивая не то, что должно соединять, а лишь такие грани прошлой жизни, которые превращают единые нации в скопище враждующих и потому неизбежно дичающих племен.

Завершая, вернемся на нашу почву. Разумеется, Россия находится в стадии революции. Конечно же, эта революция может вывести ее в “мировые лидеры”. Здесь г-н Антонов абсолютно прав. Но при наличии некоторых обстоятельств.

Если преодолеет она абсурдную на пороге XXI столетия феодальную раздробленность - первопричину разложения. Если процесс воссоединения приобретет динамику, а это, в свою очередь, произойдет вследствие возникновения мощного центра притяжения - Великороссии с развивающейся экономикой, активной политикой, боеспособной армией и национальными лидерами. При условии, наконец, что Россия отвергнет как идею панславизма, так и евразийства, и найдет себя в себе самой и останется тем, чем быть ей написано на роду - русским национальным государством.



  © Серебряков Сергей Сергеевич


Реклама:
-