Журнал «Золотой Лев» № 99-100 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н. Валанов

 

ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИИ[1]

 

Помыслы всех патриотов России, всех ее государственно мыслящих граждан сегодня направлены в будущее. Каким оно станет для нашей Родины, переживающей сейчас сложные и опасные времена?

 

История Государства Российского изобилует потрясениями и смутами, которые не раз угрожали самому существованию нашей страны и нашего народа. Вот и сегодня перед нами во всей остроте и сложности встают вопросы, не найти ответа на которые означает продолжить бессмысленное и бесцельное движение вслед чужой воле.В России рушится государство. Вместе с ним в массовом сознании разрушается одна из наиважнейших для русского народа (человека) ценностей: идея государственности. Мы даже не знаем границ государства, в котором живем. С одной стороны, Россия — это Россия, а с другой — слышим и читаем: Россия и Татарстан, Россия и Чечня, Россия и Башкортостан. Выходит, что Татария, Башкирия, Якутия и прочие — не Россия. Тогда что же она?

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

 

Очень часто с любых трибун наши политики, подчас совершенно противоположных взглядов, любят повторять одно и то же высказывание выдающегося русского государственного деятеля П. А. Столыпина: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!» Но при этом почему-то, как «правые», так и «левые», стыдливо опускают начало фразы. А Петр Аркадьевич предварил эти слова следующим:

 

«Противники государственности хотят освободиться от исторического прошлого России. Нам предлагают среди других сильных и крепких народов превратить Россию в развалины — чтобы на этих развалинах строить неведомое нам Отечество».

 

Прочитав это, становится понятно, почему фраза произносится не полностью, а вырываются из нее только заключительные слова. Как в начале века «левые», так и в конце его «правые» превратили «Россию в развалины» и пытаются построить на них «неведомое нам Отечество».

Единственной возможностью избежать дальнейшего ухудшения положения, хаоса и гибели России как государства и русского народа, как духовной и этнической целостности является возвращение страны на пути ее естественного, закономерного, самобытного развития. В этом состоит для нас политическое завещание П. Столыпина.

XX век закончился так же, как и начинался. Россия почти перешагнула рубеж, за которым она как государство, возможно, прекратит свое существование. Бесславный конец тысячелетней великой державы еще не поздно предотвратить. Горькое лекарство может помочь стране. Но для этого необходимо понять, какое лекарство ей необходимо. Только тогда «неведомое нам Отечество» снова станет Великой Россией.

Проблема целостности и национальной безопасности России — это тема политизированная и чрезвычайно эмоциональная.

Перечень реальных и возможных угроз национальной безопасности может составить реестр в несколько страниц, даже если ограничить его только наиболее важными, способными существенно изменить положение России в мире или серьезно дестабилизировать внутриполитическую обстановку в государстве.

Для того чтобы определить угрозы национальной безопасности страны, необходимо понимать конечные цели и пути достижения их теми, кто определяет судьбу России и проводников их линии в стране.

Национальная безопасность России сегодня подвергается испытаниям и давлению по всем основным направлениям и охватывает практически все сферы жизни общества: внешнеполитическую, экономическую, внутриполитическую, социальную, военную и духовную.

К сожалению или к счастью, внешний мир не может оставить нас в покое, как какое-нибудь затерянное в непроходимых джунглях малочисленное племя индейцев. Россия — слишком большая страна со слишком заметными на мировом рынке природными ресурсами. И мы играем слишком активную роль в мире, чтобы про нас легко забыли. Мы не можем «спрятаться» от взаимодействия с опередившими нас странами, потому что мы не можем выйти из зоны стратегических интересов транснациональной управленческой элиты. Мир изменился, и непроницаемые прежде границы успешно вскрываются — но уже не танками, а привлекательностью уровня материальной жизни, информационными, финансовыми и товарными потоками.

Исторически сложилось так, что «западники» всегда обманывали Россию, всегда зарились на ее богатства и всегда, при малейшей слабости России, двигали на нее войска. Не зря еще Александр III говорил: «У России только два надежных союзника — ее Армия и Флот».

А что говорили западники из века в век?! Так, американский адмирал А. Мэхэн в XIX веке изрекал: «Сдавить Россию железным кольцом». Грозил России и Наполеон: «Мы раздробим Россию на прежние удельные княжества и погрузим ее обратно во тьму феодальной Московии». Еще более агрессивен и напорист на протяжении длительного времени Збигнев Бжезинский. Так в одном из многочисленных его выступлений он заявляет, что «Россия будет раздробленной и под опекой». Видимо, под умелым нажимом таких ненавистников России, как Бжезинский, наши «западники» и предали российские национальные интересы. Вместо того, чтобы беспокоиться о безопасности России, они способствовали утрате статуса великой мировой державы и потере евразийского плацдарма, имеющего неоценимое стратегическое значение. После этого Россия лишилась сразу многих портов на Черном и Балтийском морях, затруднила себе транзит грузов в Калининградскую область и особенно через турецкие проливы (пролив Босфор часто беспокоит теперь наших дипломатов).

 

СИЛА И СЛАБОСТЬ

 

Великороссия начала хиреть еще в прошлом веке, отдавая кровь богатеющим окраинам. Тоже продолжилось в этом веке. Богатые сырьем и хлебом Сибирь, Дальний Восток, Юг России мечтают об отделении.

В России нет власти. Она отсутствует не потому, что нет ее институтов, учреждений, полномочных лиц, а потому, что не выполняет своей наиважнейшей функции — быть формой самосознания народа. Нынешняя власть не помогает народу осознать те ценности, ради которых надо терпеть лишения, ибо только с их реализацией народ сможет составить правильное представление о самом себе. Более того, нынешняя власть оскорбляет достоинство народа.

Цель — вот что помогает понять смысл собственно­го существования, наполнить сердце надеждой, придать силы. Цель, которая воплощает идеалы. Цель, которую уважают другие народы и поощряют к ее достижению. Цель, которая пробуждает волевое усилие, поддерживает напряжение, необходимое для продолжительной и упорной деятельности.

Такой целью является строительство Великой России. Этой целью надо проникнуться не только правящему слою собственно России, но и политическим лидерам всех живущих в ней народов. Только тогда достижение цели станет личным делом вожаков, когда они увидят в ней перспективы для себя и преимущества для своих народов. В этой цели каждый гражданин должен усмотреть понятные и привлекательные для себя стороны, увидеть в ней личное дело.

Ослабление и тем более распад России — это трагедия не только для нее самой, но и для ее бывших союзников. Россия должна быть единой и сильной.

Русский народ является цементирующей силой. Но и он сегодня нуждается в защите. Необходима политика, которая помогла бы ему укрепиться. В помощи России особенно должны быть уверены те русские, которые вдруг оказались иностранцами на собственной Родине. «У всякого народа есть родина, но только у нас — Россия».

Однако, как известно, у медали всегда две стороны. Угрозы России — это лишь одна сторона проблемы обеспечения целостности и национальной безопасности. Вторая же сторона — это уровень нашей жизнеспособности против возникающих угроз, нашей адекватности вызову времени.

С позиций теории общества как целостного организма кризис — абсолютно необходимая для полноценного развития страны стадия.

Прежде всего, понимание, что кризис — это необходимая часть жизни, без которой она не может быть полноценной. Организм, защищенный от всех угроз, теряет наработанный иммунитет и становится все более уязвимым. А тот, кто оказывается в экстремальных условиях, начинает лучше думать и быстрее действовать. Энергетика угроз пробуждает энергетику их преодоления, порождает возможности обновления и развития. Недаром говорят, что Господь Бог посылает нам только те трудности, которые мы можем преодолеть.

Быстрое, взрывное развитие всегда порождено острой нуждой. Если мы обратимся к мировому опыту, то увидим, что истоки впечатляющего прорыва за последние десятилетия экономики Японии, ФРГ, Кореи и других «молодых драконов» Юго-Восточной Азии связаны именно с преодолением кризиса. Стремительный подъем экономики этих стран был стимулирован серьезнейшими угрозами национальной безопасности — в общем-то, если разобраться объективно, даже намного более серьезными, чем современная кризисная ситуация в России. Некоторые из этих государств сумели обратить в свою экономическую победу даже военное поражение. А ведь по уровню обеспеченности природно-сырьевыми ресурсами и образовательно-научному потенциалу населения эти регионы мира, как правило, серьезно уступали России.

Но управленческая элита этих стран смогла осознать свою ответственность перед обществом и будущими поколениями, консолидироваться, выработать эффективную стратегию выхода из кризиса и рациональ­но организовать соответствующую хозяйственную и культурную деятельность нации. Стоит задуматься: почему же управленческая элита России до сих пор не осознала, не консолидировалась, не выработала и не организовала...

Все дело в том, что определяющие национальную политику российские управленцы «в среднем» пока сытее и удовлетвореннее своих коллег из прорывных регионов мира. Для верхних слоев российского общества личное ощуще­ние кризисности ситуации пока еще не наступило — потому и механизмы мобилиза­ции не включе­ны по-настоящему.

Как известно, наши недостатки — это продолжение наших достоинств, и наоборот. Россия — заложница своих преимуществ перед другими странами. Беда и убогость России — в ее богатстве. По своему менталитету весьма заметная часть нашей современной управленческой элиты — в чем-то «северный» вариант управленческой элиты Афри­ки. В стране полно минерально-сырьевых богатств, так что причастная к их экспорту элита может припеваючи жить еще пару десятилетий. Ее благосостояние, как и во времена первобытные, зависит от эффективности «собирательства», от добычи плодов природы.

Если бы у нас не было сырьевых богатств, тогда уж отступать было бы некуда — тогда для обеспечения своего благосостояния национальная элита была бы вынуждена развивать современные высокотехнологичные и ресурсосберегающие производства. Уж тогда бы мы сконцентрировались и пошли по пути Швейцарии или Японии. Тогда бы мы осознали себя по отношению к внешнему миру единой командой, работающей на общую цель. Тогда бы нашей управленческой элите были выгодны инвестиции в человеческий капитал, в развитие среднего класса, в науку, образование и культуру.

А пока нам есть еще, куда отступать — мы и отступаем. Кстати, помимо сырьевых ресурсов у российской управленческой элиты есть еще и такая возможность к отступлению, как распродажа нашей территории. К примеру, в США существует спрос на часть Сибири и Европейского Севера. Дело в том, что во второй половине XXI века в связи с тенденцией к глобальному потеплению на планете климат этих регионов будет заметно смягчаться, вплоть до возможности ведения там сельского хозяйства. Собственно, с этим потеплением ожидается некоторое смещение к полюсам всех климатических зон (когда-нибудь на широте Москвы будет климат Сочи, а на широте Сочи, может быть, — климат Каира и т.д.).

Поскольку для освоения суровых ныне северных территорий у России все равно сейчас нет денег, почему бы их и не загнать американцам по сходной цене? А еще можно сторговаться с развитыми странами на предоставление Россией кладбищ для радиоактивных и химических отходов... А еще можно наладить бизнес на экспорте человеческих органов... И еще, и еще, и еще... Уж катиться нашей управленческой элите вниз под горку, так катиться под лозунгом: «После нас — хоть потоп!»

Главный изъян современной государственной политики России состоит в том, что руководством страны в расчет принимаются только сиюминутные соображения и интересы. На эту проблему стоит посмотреть в принципиально ином контексте — контексте нового глобального расклада мировых сил, складывающегося в XXI веке. И тогда станет ясно, что расширение за счет интересов России остро необходимо Западу с точки зрения глобальной динамики.

Для устойчивости любой империи необходи­ма экспансия мощи. Запад может сколько угодно делать вид, что Россия ему не интересна в тактичес­ком плане как не слишком состоятельный партнер, но в стратегическом плане Запад остро нуждается в «переваривании» гигантского российского пространства в рамках создания системы единого мирового рынка, мировых финансов и товаров, единой мировой системы коммуникаций и услуг, а также глобальной системы ценностей и единой господствующей культуры. В современном мире осталось не так уж много привлекательных для имперской экспансии Запада «географических ниш». И одна из них — пространство России. «Геостратегические клещи» Запада — это, к сожалению (а может быть, и «к счастью»), непременное условие существования и развития нашей страны.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

 

В критической ситуации самое опасное — это бахвальство и путание местами причин и следствий. Угрозы внешнего поглощения нации пугают слабых и мобилизуют сильных. Поэтому их нужно рассматривать как необходимый элемент механизмов сплочения, как важную составляющую обеспечения территориальной целостности России.

Поразительная жизнеспособность России складывалась в многовековом противостоянии опасности поглощения внешними силами. А эта опасность отнюдь не ушла в прошлое. Если населению какого-то приграничного российского региона нравится идея суверенитета, то его лидерам нужно учитывать, что рядом с ними, к примеру, миллиард китайцев. На значительной части своей границы Россия соседствует со странами, остро заинтересованными в новых территориях для пристраивания избыточного населения — оглянуться не успеете, как коренных жителей станет меньше, чем легальных и нелегальных мигрантов. Так что борьба местной элиты за полноту собственной власти в духе популистских лозунгов независимости от России может в не такой уж далекой перспективе обернуться колонизацией региона другой державой с многочисленным и энергичным населением.

Сепаратистские тенденции обостряются там, где федеральный центр донельзя запустил решение проблем региона и из-за своей невразумительной стратегии потерял контроль за развитием событий.

Так, например, после знаменитой отмашки Б.Н. Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько сможете переварить», сепаратизм стал развиваться в России в геометрической прогрессии. Деградационные процессы по разрушению целостности страны постоянно усиливаются со стороны быстро развивающихся соседей и, прежде всего, Японии и Китая, и естественно США. Так, руководство Китая в своей экономической политике, основываясь на идеях «Великой Поднебесной», улыбаясь нам в глаза и выкачивая наши высокие технологии и природные ресурсы, нет, да и заглянет в цитатник Мао Цзе-Дуна, в котором завещано, что границы его империи простираются от Уральского хребта до Камчатки. А военно-политическое руководство США реализует экспансионистскую политику через своих ставленников, усиленно развивая инфраструктуру привлекаемых к их вниманию северных регионов. Примером служат подходы в экономическом развитии Чукотки, направленные на обеспечение понтонной переправы американским пионерам, известных своим неравнодушием к чужим природным богатствам. Тем самым реализуются установки госпожи Олбрайт, открыто заявившей, что несправедливо, когда такая огромная территория, как Сибирь, принадлежит только одному государству.

Так что же делать в сложившейся обстановке? Существует только один выход. Чтобы обеспечить решение такой первоочередной задачи, как сохранение территориальной целостности Российской Федерации и ее коренного населения, а ее природные богатства поставить на службу духовного и физического развития граждан России, необходимо видоизменить форму государственного устройства. В первую очередь — отказаться от либерально-демократических ценностей.

Другим направлением реформирования государственного устройства должно быть такое, которое позволит покончить с практикой образования новых субъектов Федерации и расширения их полномочий. В проведении реформирования целесообразно основываться на структуре Федеральных округов. Подчинить всю законодательную и исполнительную власть субъектов Федерации органам управления Федеральных округов, на территории которых они располагаются. Следует предполагать, что подобная идея вызовет массу обвинений по ущемлению прав национальностей, проживающих в данном регионе. Не стоит бояться подобных суждений. История свидетельствует, что за данными обвинениями всегда скрываются устремления получить соответствующие политические и экономические привилегии.

Необходимо также по-иному подходить к вопросам кадровой политики. Вот как, например, подходил к кадровой политике Чингисхан, который делил всех людей на два типа. К первому типу относились те, для кого личное благосостояние и безопасность стояли на первом месте. Это были, как правило, низменные, чванливые, трусливые люди. Ко второму типу людей он относил тех, для которых честь, совесть, верность своему долгу были превыше всего. Для них не было ничего страшнее, чем упасть в глазах своих знакомых и друзей. Чингисхан не допускал к власти представителей первого типа и расставлял на все посты второй психологический тип людей.

В современных условиях в кадровой политике необходимо пользоваться следующими критериями: госчиновник должен быть патриотом, профессионалом и порядочным человеком. Причем, патриотизм — это безграничная любовь к своей Родине с обязательным проживанием на ней и желанием благоустраивать и защищать ее, как свой родной дом. А у многих наших чиновников имеется и недвижимость и счета за границей, и второе гражданство. Как вы думаете, на какое государство может трудиться такой госчиновник?

Не следует придавать забвению и другие предложения, позволяющие успешно решать задачи по снижению сепаратистских устремлений. К таким предложениям целесообразно отнести: прекращение утечки бюджетных средств; повышение действенности мероприятий по обеспечению централизации государства.

Первым шагом в решении данных задач, как представляется, следует считать сокращение выборных должностей. Выборы должны ограничиваться границами местного самоуправления, выборами депутатского корпуса и непосредственно Президента.

 

СПЕЦНАЗ РОССИИ ДЕКАБРЬ 2006 ГОДА



[1] Статья приводится со значительными редакционными сокращениями (прим. ред. ЗЛ).


Реклама:
-