Журнал «Золотой Лев» № 99-100 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

П. Янычаров

 

Рано Москве в олимпийский ряд

 

После 1991 года Москва уже дважды претендовала на право проведения очередной летней Олимпиады. И оба раза – неудачно. Есть ли у неё перспективы в будущем?

Общеизвестно, что все причины и предпосылки делятся на объективные и субъективные. Объективные – это те, которые заданы извне и мало зависят от тебя. Субъективные – твои собственные заслуги или их отсутствие.

Для Москвы, как претендента на проведение очередной Олимпиады, объективные факторы – это неформальный авторитет страны, ее вес в мировом раскладе сил. И здесь похвастаться нечем, хотя нынешняя «Россияния» и Москва как её столица вот-вот перегонят США по числу «условно-единичных», или «уёшных» миллиардеров (а как их ещё называть, когда нынешняя власть запрещает употреблять названия заграничных валют), а сырьевой придаток-полуколония гордо провозгласил себя «сырьевой сверхдержавой».

А вот субъективные предпосылки – это привлекательность города, его удобство для жизни, уровень благоустройства и обустроенности. И это зависит от качества управления городом.

Считается общепризнанным, что после 1991 года Москва «необычайно похорошела». В качестве примеров приводится число вновь построенных небоскрёбов и элитных домов, число автомобилей-иномарок на улицах, плакатов с рекламой, золоченых куполов и заборчиков вокруг газонов. Но насколько удобнее стало жить в городе?

Когда человек попадает из Москвы в Заграницу, в любую высокоразвитую богатую страну, ему бросается в глаза полное отсутствие бродячих собак. Бродячие собаки расплодились у нас как раз после 1991 года, либеральная пресса на сакрально-трансцедентальном уровне почитает их, как символ победившей демократии, подобно тому, как Никита Хрущев насаждал у нас популяцию сизых голубей, как символ борьбы за мир во всем мире. Бродячая собака – чуть ли не тотем «прав человека», подобный священным коровам в Индии. На рациональном уровне необходимость присутствия в городе популяции бродячих собак пытаются объяснить, тем, что они уничтожают крыс, и тем, что-де, если извести собак в городе – их место все равно займут собаки из пригорода. Но почему-то до 1985…1991 годов у нас и без бродячих собак крыс было гораздо меньше, и в богатых странах крыс не больше, чем у нас, и собаки из наших пригородов почему-то не переселяются в лишенные собак Париж или Берлин. Приюты для собак и кошек в высокоразвитых странах существуют не для бродячих животных – «четвероногих бомжей» там просто нет – а для потерявшихся домашних. Как бы там ни было, у нас собак любят, а иностранцу при обилии собак без поводков и намордников как-то не по себе.

Зато в Загранице на каждом шагу урны и скамейки, а в южных городах – ещё и фонтанчики с питьевой водой: можно и попить, и руки помыть. Отсутствие урн и скамеек на улицах, а особенно в метро, у нас объясняют опасностью терроризма. Как будто взрывов в метро или в поездах не было в Англии, Франции, Испании! Интересно, что на старых станциях метро, где стационарные скамейки – элемент архитектуры, как, например, на станции «Новокузнецкая», скамейки сохранились, несмотря на террористическую угрозу. Любой неглупый террорист сможет заложить бомбу и там, где нет ни урн, ни скамеек, зато отсутствие урн приучает людей бросать мусор прямо на улице.

Я уже не говорю про раздельный сбор разных сортов мусора: бумаги, стекла, пластмасс, металла, пищевых отходов. Попытки этого в Москве делаются, но это должно делаться повсеместно, не только на остановках, но и во дворах, и дворникам надо доплачивать за сортировку отходов, но главное – организация регулярного вывоза отходов по сортам, наличие повсеместно емкостей для разных сортов мусора, и «социальная реклама»: призывы собирать отходы раздельно, с указанием, куда какие класть.

Если по Москве хоть немного пройдет человек, привыкший жить в благоустроенной Загранице – он нехорошими словами обругает московские тротуары, когда надо постоянно смотреть вниз, чтобы не сломать себе ноги – а это тоже опасно, можно налететь на других прохожих. Москвичи приучены ходить с опущенными глазами. Состояние московских тротуаров – это общегородское бедствие даже летом (у нынешних московских властей пока хватало ума не претендовать на проведение зимней Олимпиады). Больше всего московские тротуары напоминают противопехотные заграждения – на них сам черт ногу сломит! Впрочем, по московским тротуарам часто вообще невозможно пройти – они используются для стоянки автомобилей.

Паркинг – это проблема и для богатых стран, где автомобиль уже много десятилетий не роскошь, а основное средство передвижения, но для нас, где массовой автомобилизации всего 15 лет, это особо острая проблема. В Москве очень мало подземных автостоянок, конторские здания, особенно в старой части города, выстроены без них, а среди жилых домов их имеют только новые дома с дорогими квартирами – от бизнес-класса и выше. Поэтому все дворы забиты «ракушками» - легкими гаражами. В Москве ¾ семей имеют автомобиль, в том числе 10% - не менее двух, а ставить их негде, ни рядом с домом, ни рядом с работой.

Но и без автомобиля, страдающего от отсутствия стоянок и от «пробок», иногда многочасовых, передвигаться по Москве нелегко. Лучший транспорт для большого города – внеуличный, то есть «подземка» - метро. Эстакадное надземное метро хуже: оно уродует город и шумит.

Московское метро, особенно выстроенное при Сталине, наверное, самое шикарное в мире: такими же шикарными в Римской Империи были общественные бани – термы. Но его очень мало: Париж по площади во много раз меньше Москвы, но протяженность линий метро там больше почти втрое, а станции расположены вдвое чаще. В Париже можно вообще не вспоминать ни о каком городском транспорте, кроме метро, а у нас надо ещё ехать на чём-то.

Наземный общественный транспорт в Москве ходит очень редко, и он сильно зависит от «пробок», особенно продолжительных в «часы пик». В Москве, в отличие от столиц высокоразвитых стран, нет выделенных полос «только для общественного транспорта, такси и велосипедов» - напротив, москвичи совершенно безнаказанно нередко паркуют автомобили прямо на трамвайных путях (!!) – иностранец от одной мысли об этом полезет на стенку. Примечательно, что, хотя иномарки составляют только треть поголовья московских легковых автомобилей, но на трамвайных путях паркуются почти исключительно они – очевидно, таким образом «новые рашены» выражают свое отношение к тем, кто вынужден ездить на трамвае.

Вообще, москвичи относятся к правилам дорожного движения без малейшего уважения: автомобили не пропускают пешеходов на «зебре», но и пешеходы смело переходят улицы на красный свет, лавируя между идущими автомобилями. Дело в том, что большинство москвичей если и имеют автомобиль, то приобрели его недавно, у них мировосприятие бесколесного человека: «не трамвай – объедет», а шофер привыкает соблюдать правила, даже когда он не за рулем.

В Москве крайне низка «информационная культура города»: чтобы попасть куда-то, надо распрашивать людей, а они бы и рады помочь, но тоже «люди не местные». На улицах столицы крайне мало схем и указателей, даже на выходах из метро нет планов соседних кварталов. На автобусных остановках вроде бы должны быть планы прилегающего района и перечень остановок каждого из проходящих маршрутов транспорта, и в вагонах тоже должен быть перечень остановок, но это соблюдается далеко не всегда, и на этих планах полно ошибок.

Еще одна проблема для Олимпиады, то есть для гостей города – это гостиницы: в центре Москвы, в угоду «строительному комплексу», где крутятся большие деньги, сносят относительно недорогие «трехзвездочные» отели – «Интурист», «Москва», «Россия», рассчитанные на гостей среднего достатка, а вместо них строят дорогие, «пятизвездочные». Хотя гостиниц в Москве всегда не хватало, а те, которые снесены, могли бы служить еще десятки лет.

Ещё один наглядный экологический показатель, наряду с урнами и раздельным сбором мусора – это самозакручивающиеся водопроводные краны, точнее, их почти полное отсутствие в местах общего пользования. Москвичу, который никогда не бывал в Загранице, трудно вообразить, что там краны в гостиницах и общественных туалетах не только не подтекают, но и выдают воду дозами, перекрывая её без участия человека. Надо еще воды – открывай заново. А в Москве, наоборот, краны обычно невозможно закрыть, и они текут, когда в этом нет нужды. Разумеется, это создает у иностранцев представление о москвичах как о раздолбаях, с которыми лучше не иметь дела. Хотя это на самом деле показатель качества работы нынешних московских властей.

Наконец, такая вроде бы мелочь, как гигиеническое состояние общественных туалетов: люди, которые много бывали в разных странах, в один голос утверждают, что чистота и отсутствие дурного запаха в отхожих местах – важнейший показатель общего уровня порядка в городе или стране. В Москве с этим тоже плохо. Так что до «олимпийских стандартов» ей еще далеко.


Реклама:
-