Журнал «Золотой Лев» № 99-100 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С. Иванов

 

Русская баня[1]

 

Наш самый известный полководец, народный герой, Александр Васильевич Суворов на предложение доктора здоровьишко подлечить на курорте в Карлсбаде, на грязях ответил:

 

"Милостивый государь, ну что вы говорите? Мне, старику, на курорты? На курорты ездят богатые бездельники, хромые танцоры, интриганы и всякая сволочь - вот пусть там и купаются в этой грязи. А мне нужна молитва, изба в деревне, баня, каша и квас".

 

Что значит сегодня жить по-русски? К примеру, есть такое полушутливое рассуждение, что настоящие русские по выходным сначала идут в баню, потом в Церковь, а потом в кабак. А если сюда добавить элементы суворовской формулы - изба, каша, квас. Может это и есть источники и составляющие русской жизни.

Русская баня - едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само формирование славян! Первые упоминания об отечественных паровых банях относятся к дохристианским временам. Еще Геродот отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, "где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса". Арабский писатель Х века Ибн-да- Русте побывавший в наших черноземных краях в своем труде "Книга драгоценностей" писал:

 

"В земле славян холод бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, который покрывает деревянной остроконечной крышей, какие видим у христианских церк­вей, и на крышу эту накладывает землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна, когда же раскаляются камни до высшей степени, поливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье…".

 

Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Баня считалась хранительницей "живой", очищающей воды и здоровья. По языческим поверьям в бане поселяется банник (байник, баинник, баенник) особой породы домовой. Крошечный старикашка с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывались обмороки и несчастные случаи в бане. Любимое развлечение его - шпарить моющихся кипятком. Особенно тех, кто пришел париться после трех перемен посетителей. В четвертую, роковую банную смену моются лешие, овинники и сами банники. У славян рожали не в доме, а в хорошо истопленной бане. Когда малыш появлялся на свет, отец - глава семейства - торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и Солнцу - не садящемуся, но восходящему, - на долгую жизнь, огню Очага, Месяцу - опять же растущему, чтобы дитя хорошо росло, прикладывал к Земле - матери и, наконец, окунал в Воду. Таким образом, малыша представляли всем Божествам Вселенной, ее стихиям, отдавали под их покровительство. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней.

В древних летописях Х-Х II веков часто мы находим упоминания о "мыльнях". Бани назывались "мыльнями", "мовницами", "мовью", "влазнями" и "мовнями". В договоре с Византией (относится к 907 году) есть оговорка, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут "творити мовь" когда захотят. Бани упоминаются и в "Повести временных лет" (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В первой русской начальной летописи, написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале ХХ II века, есть замечательный рассказ о любви русского человека к бане, который ведется от лица чужеземца: "Разденутся люди, будут наги и обольются квасом кожевенным и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами и до того, что вылезут чуть живые и обольются водою студеною и только так оживут. И творят это никем не мучимые, а совершают омовение себе". Кстати, первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переславле.

Позже при "мыльнях" на Руси стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже "заведениями для немогущих". Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.

Невозможно понять русский характер, не побывав в русской бане. В "Славяно-русском лексиконе", составленном в начале 17 века и опубликованном в 1627 году, толкование слова "Баня" включает в себя и понятие "Крещения". Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, запоминались надолго. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру. Многие путешественники с восторгом рассказывали о таком феномене как русская баня. "Русские бросаются совершенно нагие даже в начале зимы из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя по окончанию всех банных операций как бы вновь рожденными", - читаем в дневнике камер-юнкера Берхольда, находившегося при императорском дворе Петра Первого. Кстати в его времена всемерно поощрялось строительство бань и за их постройку не изымались пошлины. "Эликсиры хорошо, а баня лучше", - говорил Петр.

Русский банный обычай вошел в пословицы. Помни день субботний: иди в баню. Постничай по середам, ходи в баню по субботам. По субботам, а иногда и в последующие день или два, в небольших городах, топились общественные или так называемые торговые бани. Отсюда выражение банный день.

В России времен Советского Союза строительство бань велось под контролем государства по типовым проектам на 50-300 мест для городов и 10-50 мест для посёлков городского типа и сельских местностей. По устройству они различались на туалетные, пропускного типа и смешанные. Во время Великой Отечественной войны были распространены банные поезда и бани-землянки.

И через столетия русские не изменили традиции - по обычаю предков посещать баню. Даже в самые циничные времена застоя баня не теряла своей духовной стороны. Ярким примером может служить рассказ Василия Шукшина "Алеша Бесконвойный". Его герой

 

"входил в баню и всякое вредное напряжение совсем отступало, мелкие мысли покидали голову, в душу вселялась некая ценность, крупность, ясность - жизнь становилась понятной, Алеша входил в баню, как в храм".

 

Русские бани своей целебной силой завоевали любовь многих людей за пределами нашей страны. Поклонники русских бань строят их и во Франции, и в Америке. Попав в Канаду, наш соотечественник может отвести душу в Сандуновских банях. Они построены по типу одноименных бань в Москве. Притягательная сила и целебная способность русских бань общепризнанны. И здесь уместно привести цитату из рассказа Марка Твена "Эта невообразимая русская баня":

 

"Я бодро шагал по улице; никогда еще порывистый ветер не казался мне столь бодрящим и упоительно благоуханным, и если в этом старом мире оставалось еще что-нибудь мрачное и унылое, то мои пять чувств его не воспринимали. После русской бани ничего не страшно".

 

Русская баня устроена просто. В одной из древних арабских рукописей сохранилось описание русской бани в виде небольшой избы, в одном из углов которой "находится огненный очаг, обложенный камнями". Позже стали выделять такие важнейшие части бани: калильная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка), полок с приступками и подголовьем, на котором парятся. При порядочной бане, замечает Владимир Даль, есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом….

Устройство бань не претерпело никаких принципиальных изменений и по сей день. Изменилось лишь конструктивное воплощение. Но баня в русском понимании это не столько строение или помещение. Главным образом это процесс, где важно все. Говорят, опера как вид искусства существует только в высших своих образцах. Так и русскую баню оценишь и полюбишь, если ее приготовит знающий в этом деле человек. Казалось бы, чего проще: в топке разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и "ядренее" пар. Все просто. Но, на самом деле, чтобы испытать банный восторг надо выдержать в парилке золотую пропорцию температуры, влаги и кислорода.

Главным достоинством русской бани перед финской сауной является использование различных лекарственных отваров и настоев, а также в распаренных вениках. Поддавая на раскаленные камни отвары, настои и смеси лекарственных трав, можно наслаждаться целебным, оздоровительным паром. Довольно часто в наших банях поддают пивом или квасом. После них приятно пахнет свежеиспеченным хлебом. Еще на Руси издревле уважали мяту. Особенно славился настоянный на мяте квас - такому доброму питью в русской бане всегда отдавали предпочтение: "во рту холодит, в животе горячит". Ну, а в русской бане эта пахучая трава всегда самая желанная гостья! Без нее и помыслить нельзя о добром, полезном, очищающем паре. Чабрец, или, как его еще называют, тимьян, а кое-где богородская трава, тоже, как и липа, прекрасный медонос. Он целебен для дыхания. Очищает атмосферу парной. Незаменима в бане и душица. Когда для "банного" настоя смешивают ромашку, душицу и чабрец получают банный коктейль "аромат степи". Настой листьев березы, можжевельника и липы - это букет под лирическим названием "лесная сказка". В эти банные коктейли можно немножко добавить горькой полыни - траву с пряным запахом, особенно если она молодая. Для придания пару аромата бахчи необходимо выжать сок из небольшого куска арбуза в таз с горячей водой, воды должно быть немного. После поддачи такой настойки по парной разольется тонкий, но сильный запах зрелых арбузов. Одновременно с применением лечебного отвара парную неплохо наполнить дополнительными полезными и приятными ароматами. Для этого достаточно положить на полки ветки горькой полыни, свежий еловый лапник.

Перед последним заходом в парилку хорошо натереть тело медом и солью, лучше всего морской. Затем поднимаются на горячий полок. Начинается быстрое и обильное потоотделение.

Очень важно психологическое состояние перед посещением бани. Настройтесь на ту мысль, что в бане жар будет приятный и ласковый. Ощутив благотворное влияние бани, каждый захочет испытать эти ощущения снова и снова.

Для банной процедуры необходимы следующие предметы: большое махровое полотенце, льняная простыня, шапочка и седушка из войлока, рукавица, веник и отвары из целебных трав. Баня без веника теряет половину своей значимости. Не зря говорится, веник в бане господин, или веник в бане всем начальник. А о том, что в бане генералов нет, это всякий знает.

Нагнетание жара веником стимулирует активное потоотделение, что облегчает воздействие высоких температур на организм. Кроме того, веник является своеобразным массажом, ингалятором и косметологом. Самый известный веник - березовый. Березовый веник обладает целым рядом целебных свойств: противовоспалительным действием, помогает заживить на теле раны, ссадины, гнойнички, уменьшает боли в суставах, расширяет бронхи и уменьшает воспалительные изменения в них, способствует обмену веществ и оказывает успокаивающее действие. Для усиления целебного действия в березовый веник нужно добавлять полынь, крапиву, тысячелистник, ромашку.

Дубовый веник более упругий и прочный, он позволяет эффективно нагнетать пар и массировать тело. Его листья содержат дубильные вещества, которые благотворно воздействуют на кожу, очищая ее. Как известно, дуб обладает противовоспа­лительными свойствами, понижает артериальное давление.

Настоящая русская баня, как уже было сказано, не мыслится без холодной воды. После банного жара - в прорубь, в снежный сугроб, в бассейн с прохладной водой или под душ! На разумном сочетании могучих раздражителей - жары и холода - и построен широкий спектр физиологического воздействия бани. Холод - и кровеносные сосуды сужаются. Кровь устремляется к внутренним органам. Хоть вода и холодная, ощущаешь прилив тепла. И словно иголочки прошлись по телу. Новый поток крови устремляется от сердца к периферии. Наше сердце способно увеличить свою мощность в 6-10 раз. Из холодной воды - снова в жаркую баню. Происходит гимнастика кровеносных сосудов! Такие контрастные процедуры нормализуют частоту сокращений сердца и дыхания.

Кстати в парилке почти полностью прекращается теплоотдача тела, его температура повышается до 38-39°C, в результате чего в организме усиливаются окислительные процессы, повышается обмен веществ. Интенсивное выделение пота (в парильне и отделении сухого тепла) способствует выведению из организма конечных продуктов обмена веществ, облегчает работу почек.

Успех банной процедуры зависит и от компании, от общей атмосферы. Нет ничего приятнее бани с друзьями. Упаси вас Бог в бане сердиться на кого-либо, а тем паче сквернословить. Очищайте и душу и тело. Перед тем пойти в предбанник отдыхать не забудьте вылить на себя воду из шайки, в которой распаривался веник со словами: "Болести в подполье, на меня здоровье!".

…Стоит вам сходить в баню три субботы подряд, как на следующий раз организм сам позовет туда. В современном мире не так уж много мест, где можно расслабиться абсолютно. Настоящая баня подарит вам чувство полета. К вам вернется уверенность в себе и чувство восторга. Воистину баня - мать вторая. Баня парит, баня правит!

 

http://www.voskres.ru/idea/ivanov.htm

Русское Воскресение 16.12.06



[1] Материал приводится со значительными сокращениями. Название принадлежит редакции «Золотого льва».


Реклама:
-