Журнал «Золотой Лев» № 97-98 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Ю.Ю. Болдырев

 

Политика и экономика[1]

 

Нет предела совершенству

 

Интересные парадоксы иногда приходится наблюдать. Например: вроде любовь народа к власти растёт, а желание власти в этом доподлинно удостовериться почему-то падает, – к чему бы это?

Ведь если всё у нас так хорошо, и во взаимном доверии и благодарности друг другу народ и партии (имея в виду и основную партию власти, и её успешно формируемого дублёра) едины, вот тут-то, казалось бы, и самое время дать народу возможность проявить себя в неограниченном и свободном волеизъявлении? Но именно теперь, когда всё так замечательно, почему-то вдруг возникает и реализуется инициатива отказать благодарному народу в последнем ещё оставшемся у него праве – выразить недоверие власти путём отказа от участия в голосовании.

Правда, нам тут же объяснили, что отказ от требования определённой нормы явки для признания волеизъявления граждан состоявшимся относится лишь к выборам, но не к референдуму. Ну, слава богу, прямо от сердца отлегло. Значит, нашему праву на референдум всё-таки ничто не угрожает? А то, что этого права нас практически уже давно лишили (точнее, мы сами дали себя лишить), определив за нас периоды, когда его можно проводить (то есть практически теперь нельзя почти никогда), а также перечень ключевых вопросов, ради которых мы, собственно, на референдум и не поленились бы пойти, но именно этот перечень к постановке на референдуме у нас и категорически запрещён, – это как-то подзабылось

Впрочем, скоро подзабудутся и нынешние новации в избирательном законодательстве: ведь если никто каждый день не будет объяснять нам их, да ещё и в контексте целой системы норм, методично и последовательно проведённых и реализованных ранее, мы спокойненько можем пребывать в иллюзиях, что пока всё как-то ещё ничего, потерпим, но если станет плохо – пойдём и всех переизберём.

Конечно, если быть честным, с учётом того, что в части бетонирования нашей политической системы уже сделано раньше, нынешняя новация предстаёт такой мелочью, что всерьёз даже и обсуждать как-то неудобно. Но, может быть, потому так интенсивно и обсуждают? Вроде дискуссия. И вроде о демократии. И какие-то злопыхатели ещё утверждают, что у нас с ней что-то не то?

Особенно в подобных дискуссиях мне нравится, как ключевые участники разложения нашей избирательной системы рассказывают нам о том, как грязные деньги лезут в политику, и насколько важно это пресечь. И тут все участники подобных шоу оказываются едины: пресечь обязательно надо, но только как это сделать, вроде бы никто не знает. Ну просто совершенно неразрешимая головоломка. И решение находится по принципу «В огороде – бузина, а в Киеве – дядька»: в Думе, призванной от имени общества уравновешивать и контролировать исполнительную власть, должны быть только депутаты, избранные по партийным спискам; к партиям же предъявлены такие требования, чтобы без согласия уравновешиваемой исполнительной власти их создать было невозможно. Круг замкнулся.

Все остальные интереснейшие вопросы – о пороге прохождения партийных списков, об отказе от графы «против всех», о нынешнем отказе от порога явки – это, надо признать, творческая, но тем не менее не более чем косметика, так или иначе влияющая на судьбы и карьеры конкретных политиков, но практически ничего не меняющая в политической системе.

С верхней палатой парламента, как известно, покончили уже давно. Половина там – напрямую от исполнительной власти. И хотя формально от исполнительной власти региональной, но ведь она у нас, как известно, единая вертикаль, да теперь ещё и назначаемая из Кремля. Другая половина вроде как от региональных законодателей. Но фактически в условиях, когда главный предмет компромиссов между регионами и Кремлём – назначаемый сверху губернатор и денежные вливания из Центра, представитель в верхней палате парламента, практически реально ни на что не влияющий, оказывается разменной монетой в торге и, скажем мягко, в ряде случае делегируется просто по прямой указке из Москвы.

И это парламент – высший представительный орган?

Казалось бы, дело сделано и можно перейти к чему-то иному, ради чего вся эта неприступная конструкция задумывалась. Но где, наконец, национально ориентированная экономическая политика? Или забрать из-за океана наши раздувшиеся резервы, уже в полтора раза большие, чем весь годовой федеральный бюджет, и вложить их в свою экономику всё ещё мешают излишки демократии?

Нет, творческая мысль наших госконструкторов движется в ином направлении. А что, если ещё и запретить кандидатам от партий, даже и тех, которые будут допущены до выборов, критиковать своих оппонентов? То есть конкурировать теперь можно будет неограниченно и в части обещаний на будущее, не сдерживаемых даже теоретически (ведь сказать, что обещаемое – нереализуемый бред, будет категорически недопустимо, так как это вроде критика), и в части сказок в духе барона Мюнхгаузена о собственных и своей партии прежних свершениях: ведь и здесь минимально вывести на чистую воду – значит критиковать. Подумать только, сколько в ходе организованных на новых принципах избирательных кампаний мы узнаём всего нового и замечательного о славных деяниях и ещё более славных и масштабных планах!

Так и родится новая, правильная история России, которую будущим историкам читать будет – одно удовольствие. Единственная проблема может возникнуть – с переводом.

Зачем с переводом, на какой язык? Понятно, зачем и на какой язык – на язык тех, кто при таком нашем творческом отношении к самоуправлению будет населять наши просторы: история наша будет, похоже, очень славная, но очень недолгая. Пока мы столь самоотверженно совершенствуем нашу избирательную систему, чтобы, не дай бог, во власть не просочился какой-то вредный, не согласованный на самом верху элемент, вокруг нас все как-то постепенно норовят совершенствовать ещё и образование и здравоохранение, вкладывать силы и средства в науку и новые технологии. Мы же пока об этом в основном говорим. И очень заботимся, чтобы некому было сказать, что король – голый…

 

Лг 15.11.06

 

Спасибо Польше?

 

Как же мы так опустились? Похоже, наша страна на определённом этапе стала настолько слабой, что давить на нас норовит уже кто попало…

Так, на прошедшем недавно саммите ЕС в очередной раз был поставлен вопрос с требованием к России ратифицировать Энергетическую хартию. То есть – открыть зарубежным потребителям доступ к российским недрам и трубопроводам. Наши объяснили, что не намерены. И вот новость: перед новым саммитом – теперь уже «Россия – ЕС» – ультиматум нам предъявила… Польша: никакого нового соглашения между ЕС и Россией до тех пор, пока мы не присоединимся к Энергетической хартии. Это что же, завтра и Гондурас заговорит с нами в таком же тоне?

Я неплохо отношусь к полякам, и нам есть за что их уважать. В распутные для нас 90-е годы, когда ключевые стратегические позиции страны наша власть сдавала Западу без боя, Польша, напротив, проводила национально ориентированную политику. Так, по польскому закону все государственные и общественные закупки, под которые подпадало очень многое, проводились только по конкурсу, причём конкурс – по одному переменному параметру (а не как у нас – сравнивая тёплое с зелёным). И главное: произведённое в стране имело в конкурсе 20-процентную фору по цене, и это в дополнение к тому, что зарубежная продукция допускалась с уже уплаченными таможенными пошлинами. И никто не кричал, что это – антирыночная мера.

И «шоковая терапия», вроде как прообраз нашей, в Польше была такая, что за весь её период не было задержек зарплат бюджетникам, пенсий и пособий и лишь однажды была задержка индексации пенсий. Почувствуйте разницу.

И реформу местного самоуправления поляки провели так, что у них это – не фикция, а реальное самоуправление, с деньгами и полномочиями. И (нам трудно поверить) с нормальными конкурентными выборами…

А уж если сравнить их приватизацию и нашу, в общем, уважаемый читатель, крепитесь: сначала всё мелкое и нерентабельное, а к крупному приступили лишь к 1995 году (то есть позже, чем у нас, хотя реформы там начались раньше) и под независимым от правительства контролем. И как приватизировали, например, морские порты: половину акций – государству, четверть – местному самоуправлению и лишь остаток – частникам для дебюрократизации управления. И угольные шахты в отличие от нас не закрывали, а, напротив, и саму угольную отрасль развивают, полностью обеспечивая себя электроэнергией.

В общем, как далеки они от нас! Хотя дистанцироваться не стремились, напротив, делились своим опытом, в том числе по созданию и организации органа независимого контроля над властью. За что я испытываю к коллегам искреннюю благодарность.

Но даже такой разумный народ может оказаться игрушкой в чужих руках. Поясню.

Предмет основного негодования польских властей, лишь прикрываемый общим для ЕС вопросом Энергетической хартии, – намерение «Газпрома» вести газопровод в Германию по дну моря в обход Польши. Понятно, обидно: за что же в обход?

Газопровод через Белоруссию и Польшу предлагался – как реакция на «отбор» (точнее, воровство) газа на Украине. И что же Польша – включилась в строительство? Напротив, польские власти, скорее всего под давлением союзников по НАТО, отказались, так как такой газопровод работал бы на усиление позиций недружественной НАТО Белоруссии и ослабление пронатовской Украины.

Что же им теперь делать? Жаловаться в Брюссель и Вашингтон: «Мы поступили, как вы сказали, а газопровод – мимо нас…» И выясняется, что дружба дружбой, но табачок, похоже, даже в ЕС и НАТО – врозь. Польшей попользовались, Польше спасибо, все свободны. В следующий раз, когда потребуетесь, вас вызовут...

И всех можно понять, включая Германию. Польшу она очень любит. И Единой Европой Германия дорожит. Но что будет с Единой Европой через сто лет – никто не знает. А интересы Германии – вечные. Это мы могли заблуждаться, что, передав Крым Украине в рамках единого Союза, ничего не теряем. Германия же свой «крым» (газопровод) не отдаст никому, включая братьев-поляков. Неплохой урок?

А к полякам я в отличие от польского руководства продолжаю относиться хорошо. Хотя двусмысленность получается: то ли я плохо отношусь к польскому руководству, то ли оно – к своему народу. Однако и то и другое верно.

Хотя и польское руководство нам есть за что благодарить. Ведь что может содержаться в новом соглашении с ЕС? Гарантии долгосрочных поставок российских энергоносителей в Европу. Даже робкую попытку нашего президента на весеннем саммите поставить вопрос об адекватном обмене (мы вам – сырьё, а вы нам – не деньги, а прежде всего передовые технологии) европейцы пресекли в корне. А что ещё, кроме денег, они готовы нам дать за долгосрочные обязательства? Пустяки – типа облегчения визового режима для некоторых категорий граждан. За эти категории я рад, но мне важнее интересы большинства наших граждан – интересы, лежащие совсем в иной плоскости. Иначе так можно дойти и до того, что ради облегчения визового режима с Японией отдать ей острова. Какие-то категории граждан это очень обрадует, но уважающее себя государство так поступать не должно.

В общем, спасибо Польше. А по новому соглашению с ЕС нам спешить не надо и лишние обязательства брать на себя ни к чему.

Единственная проблема: только я успел поблагодарить Грузию за то, что с игорным бизнесом у нас стали разбираться, как тут же весь звон прекратился, казино вновь заиграли огнями, а планы вывести этот порок туда, куда Макар телят не гонял, оказались очень уж долгосрочными. Так я и не понял: мы признали, что это страшный и опасный порок? Или – и так хорошо, а после далёкого 2009 года будет ещё лучше?

Не получилось бы так же и с Польшей: только успею поблагодарить, а наши возьмут и согласятся на то, что мы им обязательства по газу – сегодня, а они нам что-нибудь хорошее – после 2009-го.

Впрочем, к полякам же, случись такое, я буду относиться ещё лучше – из уважения к тому, что, несмотря на очевидные ошибки, тем не менее столь абсурдную экономическую политику, как наша, они своей власти проводить не позволяют.

 

Лг 29.11.06



[1] Название принадлежит редакции «Золотого льва».


Реклама:
-