Журнал «Золотой Лев» № 95-96 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.Н. Киселёв

 

Осмысливая Крымскую войну[1]

 

Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. занимает место в истории среди крупнейших и наиболее драматичных международных конфликтов. В той или иной степени участие в ней приняли все ведущие державы мира того времени, а по своему географическому размаху до середины XIX столетия она не имела себе равных. Все это позволяет считать ее своеобразной "протомировой" войной и, вместе с тем, Крымская война может рассматриваться как первая чисто "геополитическая" война, а также как война цивилизационная.

Она имеет очень сложный генезис. В ее основе лежал тугой клубок межгосударственных противоречий, разматывая который, дотошный исследователь может проследить логическую нить всей европейской истории от начала Нового времени до наших дней. Итоги Крымской войны прямо или косвенно оказали существенное влияние на исторические судьбы Европы, да и всего мира в целом. Что же касается Российской империи, то позволим себе высказать предположение, что в ее истории можно выделить два периода - до Крымской войны и после.

Первый можно охарактеризовать как эпоху поступательного наращивания ее политической и военной мощи. Когда изумленная Европа, за исторически ничтожное время так и не успев толком рассмотреть через прорубленное Петром I "окно" свою молодую соседку, оказалась перед фактом зависимости от воли чуждой ей духовно победительницы поработителя-Наполеона, принявшей на себя долг охранения "священного" порядка в европейском доме.

Буквально следуя в своей внешней политике принципам "Священного союза", - этого подобия "монархического интернационала", цели существования которого заключались в сохранении европейских границ, установленных Венским конгрессом, и в борьбе с революционным движением - Николай I не тяготился ролью "жандарма Европы". Он настолько был уверен в непоколебимости могущества российского государства, что, не видя достойного противника на континенте, зачастую поступал в разрез национальным интересам России, неукоснительно придерживаясь принципов соглашения монархов. Таким его поступком, оказавшим роковое влияние на возникновение и итоги Крымской войны, стало решение об оказании военной помощи Австрии в 1849 году. Русские войска разгромили революционную венгерскую армию, спасли Австрийскую империю от гибели и этим на десятилетия продлили существование одного из самых коварных своих противников. Еще одним следствием Венгерского похода стала всеобщая ненависть к России как тормозу прогресса в европейских либерально-буржуазных и революционных кругах, для которых с этого момента разнузданная русофобия становится единственной допустимой нормой восприятия российской действительности[2].

Николай I был убежден, что революционная буря 1848-1849 годов, укрощенная благодаря исключительно его вмешательству, ослабила все европейские государства кроме Англии, что наконец-то наступило время наиболее благоприятное для решения извечной задачи России - защиты от притеснений православных подданных Турции. Он "совершенно сознательно перестал принимать в расчет Францию и Австрию и убедил себя в том, что для достижения своих целей ему следует лишь полюбовно сговориться с Англией, согласиться на компенсацию в ее пользу за счет владений той же Турции, и тогда ни Франция, ни Австрия и никто вообще в Европе и голоса не посмеет подать против соглашения самой могучей сухопутной державы с самой сильной державой морской" (1, с.7). Однако расчет императора оказался ошибочным. Говоря с позиций сегодняшнего дня, он мыслил категориями традиционной политики публичных договоров, соглашений, союзов и т.п., англичане же к середине XIX века уже не одно десятилетие мыслили геополитически, т.е. везде и всюду преследовали свои национально-эгоистические интересы, не гнушаясь при этом никакими вероломными средствами и никакими противоестественными коалициями, выставляя себя при каждом удобном случае поборниками цивилизации и прогресса.

Величайшая ошибка Николая I заключалась в том, что он преждевременно раскрыл британскому правительству в ряде бесед с английским посланником в Петербурге Гамильтоном Сеймуром, состоявшихся в начале 1853 года, свои планы в отношении Турции. Царь высказал мнение, что Турция - этот "больной человек" - может внезапно скончаться и, пока это не произошло, разумно было бы обсудить судьбу ее наследства. Заранее оговорив, что никаких завоевательных намерений Россия не преследует в силу бессмысленности территориального приращения и без того столь обширной империи, он заявил, что не хочет "постоянной оккупации Константинополя русскими", но также не хочет, чтобы Константинополь был занят англичанами, французами или какой-либо другой великой державой. Император предлагал создание независимых христианских государств на Балканах под покровительством России. "Что касается Египта, - продолжал Николай, - то я прекрасно понимаю важное значение этой территории для Англии… Если в случае падения и раздела Турецкой империи вы завладеете Египтом, то я не стану делать против этого никаких возражений. То же самое я могу сказать относительно Крита; этот остров вам подходит, и я не вижу, почему бы он не мог войти в состав английских владений" (2, с.195).

Реакция английского правительства оказалась противоположной расчетам Николая I. Англия не приняла русские предложения, посчитав, что ее приобретения не смогут компенсировать тех политических и экономических преимуществ, которые может получить Россия на Востоке. Однако, как замечал один из современников тех событий, "если бы "великие" интересы Англии в восточном вопросе, как многие уверяют теперь, состояли действительно, с одной стороны, в том, чтобы не дать русским овладеть Константинополем, а с другой - в том, чтобы присоединить к себе Египет и остров Крит, то в таком случае английское правительство должно было бы быть вполне довольно предложениями императора Николая и уж, конечно, поспешило бы вступить в соглашение с Россией на таких условиях. Но видно, что восточные интересы Англии заключаются в чем-то другом, потому что британское правительство не только не согласилось на предложение императора, но составило против России грозную коалицию из Франции, Сардинии, Турции и даже Австрии и начало восточную войну в 1854 году" (3, с.121). Правота этого высказывания подтверждается наблюдением авторов "Кембриджской истории внешней политики Британии", которые обнаружили, что политическая карта Балкан и Ближнего Востока после первой мировой войны в основном совпадает с предложениями российского императора (4, с.13).

В чем же истинная причина отказа Англии от полюбовного раздела с Россией Османской империи? Контроль России над черноморскими проливами, с точки зрения английских дипломатов, делал ее неуязвимой для Англии. По их мнению, Россия не ограничилась бы захватом проливов, а расширила бы свою экспансию на всю Турцию, а возможно и Персию. Поэтому в один прекрасный момент русские войска могли бы оказаться у границ "заповедной" Индии. "Следовательно, отдать царю Турцию значит отдать ему Индию. А потерять Индию для Англии значит превратиться во второстепенную державу" (1, с.146). Именно такая геополитическая логика исповедывалась политиками типа Пальмерстона, взявшими курс на войну. Повод к войне нашелся удивительно быстро.

Формально им послужил франко-русский спор о покровительстве Святым местам. Вопрос о том, какому священнику владеть Вифлеемским ключом - православному или католическому - уже тогда многим "просвещенным" европейцам казался архаическим, однако "в глазах всех христиан Востока с этим ключом было соединено понятие о первенстве той церкви, которая им обладает. Очевидно, что для магометанского правительства Турции, совершенно беспристрастного в вопросе о преимуществе того или другого христианского вероисповедания, удовлетворение желаниям большинства его подданных, принадлежащих к православной церкви, долженствовало быть единственной нитью в решении подобных спорных вопросов". Поэтому, "уступка требованиям Франции была для Турции желанным предлогом нанести оскорбление России. Религиозные интересы миллионов ее подданных нарушились потому, что эти миллионы имели несчастие принадлежать к той же церкви, к которой принадлежит и русский народ" (5, с.10).

Вынести такого оскорбления русское правительство не могло, поэтому после провала дипломатической миссии А.С. Меншикова и плодотворных усилий английского посла в Стамбуле Стрэтфорда-Рэдклиффа по разжиганию воинственных настроений у турок, столкновение между Россией и Османской империей было предрешено. Турецкое стремление к войне было основано на убеждении, что Англия и Франция примут сторону Турции, и этот расчет оказался верным. Англии война была нужна по уже названным причинам. Французский же император Наполеон III желал реванша за поражение Франции в 1812 году.

Большая доля ответственности за возникновение войны лежит и на Николае I. Строитель идеального государства, он строил его по образу и подобию своему. В образе николаевской России, населенной гоголевскими типами, был чудовищно гиперболизирован образ самого императора, со всеми его светлыми и темными сторонами. Крымская война стала его личной войной. Поражение - его личным поражением. Он был убежден в своей непогрешимости и решительно направил государственный корабль на предательские и смертельно опасные скалы. Однако возлагать всю ответственность за гибельное решение на одного Николая I было бы несправедливо. Можно согласиться с мнением А.И.Герцена, писавшим, что "Николай - орудие истории. Он бессознательно приводит в исполнение внутренние виды истории и скорым шагом, с закрытыми глазами, не видя пропасти, идет на их совершение" (6, с.62). Иными словами, войны нельзя было избежать. Она рано или поздно должна была произойти и то, что она началась в царствование Николая, наложило отпечаток только на ее внешний характер, ни сколько не влияя на ее суть. Император занес ногу, чтобы совершить шаг на встречу всемирному могуществу России, но она провалилась в пустоту…

Очень точно сущность Крымской войны охарактеризовал Ф.И.Тютчев: "Когда на петергофском молу, смотря в сторону заходящего солнца, я сказал себе, что там, за этой светящейся мглой, в 15 верстах от дворца русского императора, стоит самый могущественно снаряженный флот, когда-либо появлявшийся на морях, что это весь Запад пришел высказать свое отрицание России и преградить ей путь к будущему, - я глубоко почувствовал, что всё меня окружающее, как и я сам, принимает участие в одном из самых торжественных моментов истории мира" (7, с.19). России, политически ворвавшейся в Европу при Петре I, российскому правящему классу, считавшему себя частью европейской аристократии, "европейски образованному" русскому обществу грубо указали на дверь из европейского дома и недвусмысленно дали понять, что они в этом доме чужаки.

По нашему глубокому убеждению, всемирно-историческое значение Крымской войны прежде всего состоит именно в том, что она наглядно и убедительно провела линию цивилизационного раздела между Россией и Европой, которой последняя неукоснительно придерживается до сегодняшнего дня. Европа сама возвела вдоль своих рубежей "китайскую стену" духовного, культурного, исторического и политического отчуждения от России, о которую с завидным упорством постоянно расшибают свои скудоумные и слабые головы сменяющиеся поколения русских западников.

Крымская война интересна еще и тем, что в ходе ее впервые появляются столь хорошо известные нам ныне проекты расчленения России. Причем страсть к составлению этих планов охватила не только руководителей воюющих государств, но и членов политических кружков, салонных завсегдатаев и частных лиц. Идейный вдохновитель войны сэр Генри Джон Пальмерстон в марте 1854 года вручил членам британского кабинета меморандум, который он сам определял как "прекрасный идеал войны". В этой записке с заоблачных высот полета своей геополитической мысли он обрисовал карту послевоенной Европы: "Аландские острова и Финляндия возвращаются Швеции. Некоторые из немецких провинций России на Балтике уступаются Пруссии. Польское королевство восстанавливается как барьер между Германией и Россией. Молдавия, Валахия и устье Дуная передаются Австрии… Крым, Черкесия и Грузия отбираются у России; Крым и Грузия передаются Турции; Черкесия объявляется независимой или соединяется с султаном узами сюзеренитета" (8, с.99). Наполеон III в широте замыслов не уступал английскому виконту. Он считал возможным передать Дунайские княжества и Бессарабию Австрии, Кавказ и Крым - Турции, а Польше - либо предоставить независимость, либо включить ее в состав Пруссии (там же, с. 100).

Что же касается Пруссии, которая самим своим национальным существованием была обязана России, то даже там приобрела влияние либеральная группа, объединившаяся вокруг выходца из старинного банкирского дома - профессора гражданского права Бетмана-Гольвега, не устоявшая перед искушением включиться в раздел русского наследства. "Я вспоминаю объемистый меморандум, - писал великий Бисмарк, - циркулировавший среди этих господ… В нем указывалась цель, к которой якобы должна стремиться Пруссия, как авангард Европы, а именно: расчленение России, отторжение от нее прибалтийских стран с Петербургом включительно, в пользу Швеции и Пруссии, а также восстановление Польши в ее максимальных границах, остаток же России должен быть расколот на Великороссию и Украину (независимо от того, что большая часть последней уже включалась в Речь Посполитую!) - И такими детскими утопиями тешились эти, в других отношениях далеко не глупые, головы Бетмановской партии, разыгрывая из себя государственных мужей и считая возможным третировать в будущей Европе 60-миллионную великорусскую массу, как мертвое тело, без риска сделать из нее естественного союзника любого врага Пруссии" (9, с.129-130). Тем не менее, подобные "детские утопии" оказались на редкость живучими в Германии, что в будущем привело к многомиллионным жертвам и катастрофе Третьего Рейха.

Европейская периодическая печать в годы Крымской войны охотно помещала на своих страницах статьи подобные "Славянским письмам" польского эмигранта Христиана Островского, в которых Россия живописалась как "наиболее страшное скопище народов, какое когда-либо существовало". Призывая восстановить Польшу в допетровских границах, Островский подчеркивал, что на это "должны быть направлены стремления всех тех, кто хочет предохранить древнейшую часть цивилизованного мира от московского варварства, и кто не желает ни себе, ни своим детям стать рабами Николая и его наследников" (6, с. 73). Примечательно, что со своим пламенным воззванием польский революционер обращался именно к тем "светочам цивилизации", которые в своих колониях, занимавших большую часть мира, установили режим такого жуткого варварства, которого никогда не знала не только Россия, но даже шляхетская Польша.

В современной историографии, как зарубежной, так и отечественной, распространено мнение, что не следует серьезно воспринимать проекты расчленения России эпохи Крымской войны. Однако сегодня достаточно взглянуть на политическую карту, чтобы убедиться в противоположном. Поэтому не будет большим преувеличением мысль о том, что защитники севастопольских бастионов отстояли в своей героической борьбе не только честь России, но и ее целостность.

Позволим себе также утверждение, которое на первый взгляд может показаться парадоксальным, - Крымская война до сих пор остается войной неизвестной. Конечно, мы многое знаем о её предыстории и дипломатической подготовке. Ходу боевых действий посвящены тысячи научных статей и монографий, опубликовано множество записок и мемуаров участников событий, в музеях сохраняются подлинные реликвии тех дней. Мы знаем, что в годы войны произошло последнее сражение парусных флотов и первый бой между паровыми кораблями, что была успешно осуществлена крупнейшая до начала первой мировой войны десантная операция, что плотность артиллерийского огня на 6,5 верстах фронта под Севастополем была превзойдена лишь шестьдесят лет спустя под Верденом (10, с.299), что расхожее мнение, будто бы основная причина наших неудач заключалась в лучшем вооружении союзных войск, не совсем соответствует действительности. Мы также знаем, сколько подвод было мобилизовано для перевозки воинских грузов, какая кличка была у терьера - любимца 17-го уланского полка Легкой бригады британской кавалерии, знаем, что первые военные фоторепортажи были сделаны в Севастополе и там же появились первые сестры милосердия, что наших пленных держали в кандалах, а английских и французских во внутренних губерниях "варварской" России встречали цветами и пирожными. Мы должны быть безмерно благодарны всем тем, кто любовно сохранил для нас свидетельства той далекой эпохи, и тем, кто сегодня на крымской земле пытается увековечить память о ратном подвиге русских воинов.

Однако мы не можем не учитывать тот факт, что, несмотря на знание многих деталей, события Крымской войны - крупнейшего международного конфликта с 1815 по 1914 год - остаются на периферии массового общественного сознания даже у нас в Крыму. Польский ренегат Михаил Чайковский писал, что "осаду Севастополя можно сравнить с осадою Трои" (11, с. 464). Действительно, как по своему эпическому размаху, так и по восприятию этих двух событий многими нашими современниками, борьба и греков, и славян воспринимаются сегодня как явления почти одновременные, погруженные в глубокую древность. Над сознанием остальных, до сих пор довлеет оценка Ленина: "Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России". И в соответствии с этим "приговором", схватка одинокой России с коалицией самых могущественных держав мира за свое национальное существование рассматривается лишь как исторически необходимая прелюдия к назревшему этапу реформ самодержавного строя, первой из которых стала отмена крепостного права.

Не противореча действительности, ленинская формулировка нисколько не приближает нас к философско-историческому осмыслению Крымской войны, которая совсем не случайно отделена практически равными хронологическими отрезками от Великой Французской и Великой Октябрьской революций. Главным итогом поражения победоносной империи[3] стал слом царистского самосознания русского народа, что является самой характерной чертой второго периода российской имперской истории. Еще накануне войны, по меткому замечанию П.А. Валуева, Россия представляла собой "гладкое поле, где воля правительства не встречает преград" (12, с. 144). Она была надеждой и оплотом всех контрреволюционных сил.

Сидя в оренбургской глуши, мудрый ученый-востоковед В.В. Григорьев делился своими заветными мыслями с одним из корреспондентов: "Крымская война будет иметь своего двойника в Империи. Дай Бог только, чтобы роль французов и англичан досталась в этой компании народу, а роль России - помеществу" (13, с.473). Что и случилось. Прошло не так уж много времени, и Россия стала центром мировой революции, и в этом также проявляется всемирно-историческое значение Крымской войны[4].

Поражение России в Крымской войне привело к утрате ею руководящей роли в Европе, которую она играла на протяжении сорока лет[5]. На континенте сложилась так называемая "крымская система", основу которой составлял, направленный против России англо-французский блок. Статьи Парижского мирного договора нанесли чувствительный удар по самолюбию Российской империи. Самой тяжелой из них была та, которая запрещала ей иметь на Черном море военный флот и строить береговые укрепления[6]. Однако, по большому счету, Россия заплатила намного меньшую цену за поражение, чем могла бы, при условии более успешных военных действий со стороны союзников.

Новый российский император-реформатор Александр II заявил об отказе от принципов Священного союза, а его новый министр иностранных дел А.М. Горчаков высказался, что впредь Россия будет проводить "национальную" политику. Однако на практике оказалось, что это были всего лишь слова. Власть предержащие в России так и не усвоили уроков Крымской войны. Реформы худо-бедно продвигались, "национальная" политика не проявляла признаков жизни. "Русские умы" по-прежнему искали себе пропитания на европейских свалках.

"Железный канцлер" Горчаков до сих пор числится среди героев "русского национального сопротивления", но и при жизни этого прославленного однокашника Пушкина существовали иные точки зрения. "После Крымской войны, - писал И.С.Аксаков, - наступил в истории нашей дипломатии тот период ничтожества, позор которого не только не потонул в блеске наших достославных военных подвигов 1877 г., но напротив, сумел затмить даже и этот блеск; период; который венчался Берлинским трактатом, этим срамным клеймом, выжженным на челе победоносной России, - период, в котором только и есть одна блистательная страница - дипломатический отпор дипломатическому общему на нас походу Европы во время последнего польского мятежа, - но и этот отпор произведен был нашей дипломатией не самою по себе, а под натиском общественного мнения России" (14, с.2).

Не так давно по все России проводились пышные юбилейные торжества, посвященные памяти выдающегося дипломата. Звучали предложения основывать российскую внешнюю политику на принципах, заложенных А.М. Горчаковым, т.е. принципах дипломатии государства, проигравшего войну (?).

Московский литератор С.Н. Семанов предложил для всех, кто занимается в современной России политикой, ввести экзамен на предмет понимания уроков Крымской войны (15, с. 152). В случае, если это предложение будет принято, то в качестве учебного пособия хотелось бы порекомендовать книгу Н.Я. Данилевского "Россия и Европа", которая является результатом самого масштабного и глубокого философско-исторического, социологического и геополитического осмысления итогов Крымской войны. Н.Я. Данилевский пришел к выводу, что единственным плодотворным принципом для российской внешней политики является принцип русского национального эгоизма. Сегодня не стоит вслед за канцлером Горчаковым провозглашать на весь мир, что Россия намеревается проводить национальную политику, необходимо просто проводить ее в жизнь. И если это произойдет, то этот усвоенный российскими лидерами урок Крымской войны уже на наших глазах может приобрести всемирно-историческое значение[7].

 

Сергей Николаевич КИСЕЛЕВ, кандидат филологических наук, доцент Таврического госуниверситета (Симферополь

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Тарле Е.В. Крымская война. Т. 1. - М., 1950.

2. История XIX века. - М., 1937.

3. Вессель Н.Х. Восточный вопрос. - СПб, 1877.

4. Виноградов В. Головокружение без успехов//Родина. - 1995. - N 3- 4.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб, 1995.

6. Шебунин А.Н. Россия на Ближнем Востоке. - Л., 1926.

7. Тютчев Ф.И. Кретины против Негодяев// Родина. - 1995. - N 3-4.

8. Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. - М., 1991.

9. Тальберг Н. Очерки истории Императорской России от Николая I до Царя-Мученика. - М., 1995.

10. Керсновский А.А. История русской армии. - М., 1999.

11. Записки Михаила Чайковского (Мехмет-Садык паши)// Русская старина. - 1900. - N 5.

12. Валуев П. Дума русского// Родина. - 1995. - N 3-4.

13. R. На заре крестьянской свободы // Русская старина. - 1898. - N 3.

14. Передовая И.С.Аксакова // Русь. - 1882. - N 12.

15. Семанов С. Экзамен по практической истории, или Уроки на послезавтра// Родина. - 1995. - N 3-4.

 

http://www.rusk.ru/st.php?idar=110828

 

Русская линия. 27.11.06

 

Информационное дополнение:

 

 

в Крымской войне Государство, официально признанное проигравшим войну, достигло цели, ради которой собиралось эту войну выиграть. Это государство – Россия, сумевшая по итогам Крымской войны 1853–1856 гг. защитить права православных на Ближнем Востоке.

 

Непосредственным поводом, даже не просто поводом, но главной причиной Крымской войны стал «спор о святых местах». Вернее, его завершение, когда в январе 1853 г. под давлением Франции турецкие власти отобрали ключи от храма Рождества Христова в Вифлееме у православной общины и передали католикам, монахам-францисканцам. В июне того же года русские войска заняли Молдавию и Валахию, входившие в состав Османской империи. «В залог», как тогда объясняли, до тех пор, пока турецкий султан не вернет православным их прежние позиции в Святых местах. Англия и Франция открыто вмешались в конфликт на стороне Турции – так началась Крымская война. На православном Востоке, в среде греков, сирийцев и палестинцев, она получила характерное название – «Битва за ясли Господни».

Участники международной конференции «Крымская война в культурной памяти народов России и мира», посвященной 150-летию со дня окончания войны 1853–1856 гг., предприняли попытку разрушить серию стереотипов этой войны, устоявшихся в общественном сознании. Конференция стала итогом трехлетней программы по изучению Крымской войны, организованной и осуществленной Центром национальной славы России.

В ходе конференции историком Михаилом Якушевым были обнародованы ранее неизвестные материалы Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ) МИД РФ. В свете этих документов по-новому выглядит предыстория конфликта:

«В 1836 г. Иерусалимский патриарх Афанасий письменно обратился к императору Николаю I с просьбой оградить права Иерусалимской церкви от армян, получивших фирман, нарушавший права греческого духовенства. Во второй половине 30-х гг. XIX в. между тремя общинами (греками, армянами и францисканцами) развернулась острая «битва за султанские фирманы». Суть ее сводилась к тому, что путем политического давления, а также за взятки османским сановникам в Константинополе и в Иерусалимском санджаке можно было приобрести право на владение той или иной христианской святыней. Причем это право могло действовать очень недолго – до тех пор, пока представитель той или иной церкви через посланника не получал новый фирман, противоречивший предыдущему султанскому указу или попросту его нейтрализующий. Генконсул в Сирии и Палестине К.М. Базили сравнил отношение османских властей к институту христианских святынь с прибыльным предприятием, назвав Святые места «золотым рудником» для османских пашей и «всей пирамиды турецкой администрации от иерусалимского судьи до великого везиря». За обладание правами и привилегиями на них европейские дипломаты и консулы предлагали большие взятки, от которых в Порте не принято было отказываться. Так, полученный в 1839 г. Иерусалимским патриархом Афанасием фирман на починку треснувшего большого купола храма Гроба Господня был вскоре нейтрализован французским послом в Константинополе. Такая же участь ожидала и многие фирманы, полученные при помощи российских посланников в Константинополе. Поэтому важнейшей задачей Петербурга стало заключение такого договора с Портой, который не позволял бы больше османам издавать султанские указы, сводившие на нет положения исходатайствованных в Царьграде фирманов. Случалось так, что, не будучи публично зачитанными в Иерусалиме и записанными в регистры иерусалимского шариатского суда, фирманы уже «перекрывались» (сводились на нет) новыми указами, полученными французскими послами у Порты».

Главным фактором, предопределившим развитие событий 1853–1856 гг., по мнению главного научного сотрудника Института востоковедения РАН Виталия Шеремета, было отсутствие четкой формулировки в договорных актах мирных конгрессов в Кючук-Кайнарджи (1774 г.) и в Яссах (1791 г.) права России на защиту единоверцев в отношениях османского суверена и его христианских подданных. Иными словами, после побед в русско-турецких войнах XVIII столетия не были юридически четко прописаны традиционно осуществлявшиеся Россией функции покровительства и защиты православных жителей турецких Балкан и Ближнего Востока.

Если до 1830-х гг. Россия реально могла защитить православных от турецкого гнета ценой войны или угрозы войной, то в середине века это уже не срабатывало. Россия продолжала жить в ценностях первой трети XIX столетия, тогда как Запад и, как оказалось, вовлеченный с ним в обмен военно-финансового характера Ближний Восток уже жили, строили свою политику и ее военное обеспечение по законам индустриального общества.

В итоге в 1853–1856 гг. произошла смена парадигмы. Россию попытались силовым воздействием превратить из субъекта восточного вопроса в его объект. Более того, за счет собственно российских территорий решить сам восточный вопрос, по крайней мере в его транспортно-коммуникационных составляющих и в части реконструкции национально-территориальных образований. Имеется в виду известный план создания цепи мелких исламских государств на юге России и на Северном Кавказе. Таковые отгородили бы Россию от Центральной Азии, от Турции, Ирана, Британской Индии.

Как известно, в девятнадцатом веке это сделать не удалось – зато удалось в двадцатом.

Перед началом работы всем участникам конференции была роздана брошюра в качестве исходного материала для последующих дискуссий.

«Главный миф Крымской войны – Россия потерпела сокрушительное поражение», – первым же предложением утверждали авторы. «Нелогично так говорить о стране, не позволившей сокрушительно превосходящей ее по силе коалиции ведущих мировых индустриальных держав и исламского государства изменить геополитическое пространство Евразии…

Цель, которую имела Россия, объявляя войну Османской империи – сохранение статуса Святых мест – была ею полностью достигнута, что и засвидетельствовал Парижский мирный трактат».

Но сегодня, по мнению авторов доклада, РФ проигрывает информационную войну и дипломатические сражения в отношении тех земель, которые она кровью защищала в 1853–1856 гг. Так, США разместили военную базу в дельте Дуная, на островах, отторгнутых в 1856 г., а в Румынии, созданной из дунайских княжеств, за суверенитет которых боролась Россия <...>, это считают осуществлением своей «национальной мечты» после Великой Отечественной войны. Тогда османская Турция втягивала хана Коканда в антирусские выступления. Теперь США настойчиво ищут плацдармы в Центральной Азии, в бывших советских республиках. (…)

 

Из А. Меленберг. Битва за ясли Господни 150 лет спустя выясняется

 что Россия не упустила своего. Политический журнал

 



[1] Название принадлежит редакции «Золотого льва».

[2] Главная проблема, решенная русским Венгерским походам - разгром европейской революции, победа которой означала войну революционной Европы с Россией. Разгром мятежных венгров позволил отодвинуть нападение Европы на России на 5 лет и исключил из числа прямых агрессоров Пруссию и Австрию (прим. ред. ЗЛ).

[3] Жаль, что автор, и не один он, повторяет неверную оценку. Россия не проиграла Крымской войны, проблема была в том, что она её не выиграла.

[4] Все-таки непосредственно выводить революцию начала XX века из Восточной войны, завершившейся за 50 лет до ее начала, нельзя. Дальше были «великие реформы», стремительное хозяйственно-экономическое развитие, еще более стремительный рост населения, две войны, кризис мировоззрения и много что ещё.

[5] Гегемонии России в Европе после 1815 года не произошло. Наоборот, сразу же после падения Наполеона сложился антирусский союз Британии, Австрии и Франции. Главное - Европа испугалось русской мощи и объединилась против неё.

[6] Этот запрет относится и к Турции - второму черноморскому государства. Таким образом, Черное море было демилитаризовано.

[7] Публикацию на Русской линии сопровождали следующие отклики:

Тарасюк: А правда, зачем мы, русские так упорно, не замечая плевков, все бежим и бежим, виляя хвостиками в этот вонючий западный мир? И ведь многие не для денег, а так... из идеализма. Вот съездите в Америку, в Швецию, еще куда-нибудь - ведь по возвращении, по контрасту, особенно видно, какие у нас все красивые, интересные, необычные. Каждый со своей мыслью. Вроде бы по отдельности все умные, а выходит вместе - одна ерунда. А у них наоборот. Это же неестественно.

В.Н.Шульгин: Действительно, уроки войны не были вполне уяснены нашей дореволюционной элитой, продолжавшей противоестественное "окультуривание" на русофобском Западе. Сейчас мы все это повторяем, к сожалению. Причем положение даже хуже, чем до революции. Такого массового ухода капиталистых людей из своего отечества Россия никогда не знала. На днях вот наш олигарх-депутат, чемпион по обогащению за прошедший год, попал в аварию на Лазурном берегу, другие скупают дворцы Лондона и т. п. Сравните все это с поведением "Москвы купеческой" в царские времена: небо и земля. Сердце все же было не в горах Калифорнии, как у Познера, а на Родине. А дворян к отечеству притягивали свои "культурные поместья". Хотя, конечно, до революции элита в целом так и не излечилась от ментальной зависимости от либерального Запада. "Идейность" интеллигенции, заквашенная на ее беспочвенности и отщепенстве "помогла", как верно сказал Г.Федотов. Сейчас еще хуже: "Москвы купеческой" почти нет, благородные поместья канули в лету, политический класс выбивается "в князи" на Куршевалях. "Мечты своей родины" (В.В.Розанов) как не было, так и нет. Наша цивилизация, конечно есть в духовности и культуре (Пушкин и Достоевский, Филарет Московский и Иоанн Кронштадтский, Хомяков и Киреевский, Серафим Саровский и Игнатий Брянчанинов, Римский-Корсаков и Свиридов, академики Раушенбах и Шафаревич, ... ...). Что позволяет уповать на ее возможное и необходимое опредмечивание в будущем. Русская мысль впервые это поняла во время Пушкина и Жуковского. Жуковский еще до Крымской войны сказал "главное Россия получила", имея в виду Церковь и Царство, народное смирение и мощь, пространственное величие. Дело лишь в правильном объединении этих эпических элементов, которых ни у кого в мире нет и не будет. Сейчас народ "голосует гробами" и возможность нашего самобытного бытия уменьшается. Политический же класс пока в плену Куршеваля, "саммитов" (даже на брежневское "встреча в верхах" ума не хватает), "профицитов", "стабфонда", "финансовых инструментов", "наших западных партнеров", (которые не лучше Пальмерстона). В общем пока правит "коллективный Познер" с его заветным желанием упокоиться среди красот Калифорнии. Россия поистине уникальная страна: такого противоречия между высотой духа, который стяжали наши мудрейшие мужи, выяснившие особенности Русской Цивилизации, и отсутствием его воплощения в жизни, трудно себе представить. Конечно, есть причины, главная из которых - отщепенчество "полуобразованной" (Пушкин сказал) радикальной интеллигенции и вражда Запада. Тарасюк точно определил господствующее настроение элиты: глупый идеализм, какие-то фантазии о Западе, о котором еще Пушкин сказал, что человек там "выветрился". Когда наши политики это поймут? В общем пока наш Илья Муромец лежит заколотый дурманом и обмотанный скотчем на печке. За ним наблюдают "наши партнеры" с Запада, с новыми шприцами и инъекциями наперевес (Сорос с компанией продолжают вливать свои помои в молодые души на радость нашей "неправительственной" коннотроянской сети при молчаливом одобрении власти). Наверху нет самостоятельности, дерзновения, жертвенности, а есть лишь "маргарин". Чувства обширного Русского горизонта нет. Какое-то пигмейство при потенциальном земшарном величии Третьего Рима и Удерживающего. А ведь власть все может в России! Стоит только прикрыть дверь в избу, дать Илье протрезветь и порвет он заморский скотч, встанет с печи, распрямит плечи и пойдет свою землицу пахать, да детей рожать. И палица будет всегда при нем наготове. Но когда власть наша поймет, что нельзя "многих пускать в свой дом", самый богатый дом в мире?! Что заморские захожане в него "себе на уме" и сформировали уже Пятую колонну, которая настежь распахнутую дверь в нашу русскую избу уже канатом привязала, чтобы ее поселяне не закрыли и принудительно любовались на западное "открытое общество", которое нас в гробу уже видит. В общем навевает статья раздумья.Маленькие неточности: 1. Русофобия на Западе началась раньше. Немцы по какому-то странному психологическому закону решили отплатить неблагодарностью Русским за свое освобождение от Наполеона и в массе возненавидели Россию в 20-30-е годы. В начале 30-х гг. молодой Иван Киреевский, еще "европеец", побывал в Германии и вернулся, возненавидев немцев за самодовольство, неблагодарность, высокомерие. Это типичная реакция русского интеллектуала-самобытника (подобное же было у Жуковского, Вяземского, не говоря о русской молодежи). 2. Неверно говорить, что Николаевская Россия была "населена гоголевскими типами". При всей ошибочной ориентации Николая (на Бенкендорфа и Дубельта вместо Пушкина и Вяземского), он желал России добра и допустил сатиру Гоголя ради исправления. Но ведь и Гоголь начертал карикатуру, от которой затем страдал, не умея изобразить действительных порядочных людей, как это получалось у Пушкина и Лескова. Так что кроме "типов Гоголя" были еще и образы Пушкина (Гринев), Лескова (Однодум). Гоголь настолько печалился своим неумением показать истинный облик Русского, что сжег 2-й том "Мертвых душ". Он чувствовал грех своей критической односторонности.


Реклама:
-