Журнал «Золотой Лев» № 95-96 - издание русской консервативной
мысли
Две
ноябрьских статьи В.В. Путина[1]
АТЭС – принципиальный выбор России в Азиатско-тихоокеанском
регионе.
С 1998 года наша страна – полноправный член
«Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества». В преддверии
открывающегося в Ханое очередного саммита АТЭС хотел бы поделиться своим
мнением о пути, пройденном этим многосторонним объединением, и, естественно, о
перспективах нашего взаимодействия.
За 17 лет, прошедшие с создания форума, он превратился в
одну из самых представительных и авторитетных интеграционных структур в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. На сегодняшний день экономическая зона АТЭС –
наиболее динамично развивающаяся в мире. И наши эксперты предсказывают
упрочение лидерских позиций форума.
Россия как евразийская держава во многом связывает планы
социально-экономического развития (особенно подъема сибирских и дальневосточных
районов) с активным участием в региональной интеграции. Этот подход для нас –
естественный и стратегически принципиальный.
Прежде всего для нас важен накопленный АТЭС опыт
совместного формирования правил торгово-экономического и инвестиционного
сотрудничества. Безусловно, взаимодействие в этой сфере строится в основном на
критериях ВТО, членом которой Россия пока не является. Тем не менее мы с
интересом наблюдаем за этой работой. И где это возможно – принимаем участие. В
том числе на таких направлениях, как снижение транзакционных издержек, ликвидация
чрезмерного госрегулирования в экономике, совершенствование национального законодательства
в экономической сфере.
Нам близки и понятны стоящие перед АТЭС задачи укрепления
основ рыночного хозяйства и активизации государственно-частного партнерства,
направленные на подъем среднего и малого предпринимательства, решение проблем
социального развития. Большой интерес вызывает у нас процесс создания и
функционирования различных по конфигурации зон свободной торговли в регионе
АТЭС. Мы обстоятельно изучаем предлагаемые партнерами модели по улучшению
внутреннего инвестиционного климата, а также опыт борьбы с коррупцией. Все это
имеет практическое значение для наших реформ, которые ориентированы на
наращивание и диверсификацию внешнеэкономических связей России.
Мы в полной мере солидарны с теми экономическими и
социальными устремлениями, которые объединяют всех членов форума. В этой связи
нам важна положительная оценка российского индивидуального плана действий в
АТЭС.
В Ханое, где пройдет саммит, нам предстоит обсудить план
действий по реализации уже одобренной «дорожной карты» движения к Богорским целям. Мы связываем с этим документом серьезные
ожидания. И надеемся, что он станет важным шагом в построении в регионе системы
свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности.
Вместе с тем очевидно, что путь к поставленным целям не
столь прост, как это могло казаться в момент принятия Богорской
декларации и Осакского плана действий. Мы отчетливо
видим изменение политической и экономической ситуации в мире, появление новых
вызовов, угрожающих международной безопасности и стабильности, а значит,
нормальному хозяйственному развитию в мире и отдельных регионах. Форум АТЭС и
его участники должны учитывать эти происходящие изменения. При этом полагаю,
надо стремиться избегать ситуации, когда жестко установленные ориентиры
объединения, зафиксированные в Богорской декларации,
могли бы войти в противоречие с логикой глобального развития и реальными
возможностями экономик АТЭС.
Форум АТЭС создавался как многосторонний механизм
преимущественно экономической направленности. Но сама жизнь постоянно
заставляет вносить в его повестку вопросы международной и региональной
политики.
Так, одна из ключевых задач – это противодействие
международному терроризму. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая и
членов АТЭС, различны по уровням развития. И не секрет, что в ряде экономически
менее благополучных районов террористы активно ищут себе «временное
пристанище». Поэтому наряду с мерами по ликвидации террористических очагов
необходимо последовательно работать над устранением «социальных корней»
терроризма: бедности, голода, хронической безработицы. И в целом – сокращать
разрыв в социально-экономическом развитии государств и народов.
Убежден, что АТЭС предоставляет для этого немало
возможностей. И в работе по поощрению государственно-частного партнерства,
инвестиционной и экономической активности нужно учитывать и такой аспект, как
содействие подъему беднейших стран. В первую очередь с использованием фондов
АТЭС и средств, которые предоставлялись бы международными организациями и
финансовыми институтами по целевым запросам форума.
Не менее актуален гуманитарный, идеологический вектор
борьбы с террором. Особое значение в этой связи имеет инициатива АТЭС о
развитии диалога между культурами и религиями. Азиатско-Тихоокеанского региону
– с его уникальным культурным и этническим многообразием – важно выработать
стойкий иммунитет к идеологии т.н. «межцивилизационного
противостояния», национализма и экстремизма. Уверен, что присущий АТЭС дух доверия,
терпимости и партнерства – благоприятная основа для решения данной задачи. И,
на мой взгляд, глубоко символично, что среди основных разработчиков упомянутой
инициативы активную роль сыграли Индонезия и Россия – страны, население которых
уникально по своему многонациональному и многоконфессиональному
составу.
Необходимо продолжать работу по пресечению финансовой
подпитки терроризма. В АТЭС такая задача обозначена достаточно четко. Это еще
раз свидетельствует о способности форума адаптироваться к реалиям сегодняшнего
дня. Хочу подчеркнуть, что Россия готова к самому активному сотрудничеству с
партнерами в этой сфере.
Мы также открыты для наращивания взаимодействия в рамках
АТЭС по борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом, контрабандой оружия.
Уверен, что правоохранительные органы наших стран способны не только наладить
обмен соответствующей информацией. На повестке дня также разработка и
осуществление скоординированных акций в отношении нарушителей закона.
Крайне значимым направлением считаем обеспечение
транспортной и информационной безопасности. Это одно из основных условий
функционирования торговых и телекоммуникационных артерий, имеющих жизненно
важное значение для обширного Азиатско-Тихоокеанского региона. Как официальные
органы власти, так и деловые круги в одинаковой степени заинтересованы, чтобы
эти артерии работали в нормальном режиме и были надежно защищены от любых
преступных посягательств. Конкретным вкладом России в сотрудничество на этом
направлении стала выдвинутая недавно в рамках Специальной группы АТЭС по борьбе
с терроризмом инициатива о создании системы защиты ключевых объектов
энергетической инфраструктуры, включающей оперативное реагирование на
возникающие угрозы.
Ключевую роль в экономическом развитии играет международная
энергобезопасность. Мы признаем, что для многих стран
АТЭС она сегодня весьма актуальна в связи с ростом мировых цен на нефть.
Как один из ведущих поставщиков энергетического сырья на
глобальные рынки, Россия открыта для сотрудничества в этой сфере. Убеждены:
здесь следует выстраивать выгодные для всех условия партнерства. Они должны
основываться на взаимной ответственности производителей и потребителей
энергоресурсов, справедливом распределении рисков между ними, обмене активами в
энергетическом секторе. В этой связи отмечу, что принятый на саммите
«восьмерки» в Санкт-Петербурге план действий предусматривает меры по повышению
прозрачности, предсказуемости и стабильности энергетических рынков, по
улучшению инвестиционного климата в целом. Наряду с этим важно развивать
энергосберегающие технологии, диверсифицировать виды энергоносителей и маршруты
их транспортировки. Существенные практические шаги нужны и на таких
направлениях, как обеспечение безопасности энергетической инфраструктуры,
борьба с энергетической бедностью и решение экологических проблем.
Все эти вопросы особенно актуальны с учетом растущей
потребности создания в АТР новой, более надежной энергетической конфигурации.
Россия готова активно участвовать в реализации этой масштабной инициативы.
Более того – мы намерены предложить и реализовать ряд конкретных
инфраструктурных проектов. Речь идет о строительстве нефте-
и газопроводов для поставки углеводородов в Азиатско-Тихоокеанский регион из
восточной части нашей страны. Полагаю также, что механизмы АТЭС способны
повысить эффективность решения задачи по бесперебойному энергоснабжению
региона.
Кроме того, сотрудничество в рамках АТЭС открывает новые
возможности и в борьбе с инфекционными заболеваниями. В наших общих интересах –
создание действенной системы обмена информацией и выработки согласованных
решений при возникновении эпидемий и пандемий. Полностью поддерживаем и
развитие партнерства стран – членов АТЭС в области раннего предупреждения о
возникновении чрезвычайных ситуаций в регионе, а также в сфере совместной
ликвидации их последствий.
Исключительно важен для нас накапливаемый в АТЭС опыт
взаимодействия в инновационной сфере, особенно в развитии нанотехнологий,
обмен знаниями в таких высокотехнологичных отраслях, как информатика, биотехнологии.
Россия выступает за активизацию сотрудничества на этих и других направлениях,
определяющих научно-технический прогресс в ближайшей перспективе. И, конечно,
более пристальное внимание должны уделить страны – участницы АТЭС наращиванию
взаимодействия в сфере образования.
***
В заключение еще раз подчеркну: мы с оптимизмом смотрим на
будущее АТЭС. И в наших силах преодолеть новые вызовы и продолжать
последовательное продвижение к общим целям развития. Его главный вектор
наглядно подчеркивает центральная тема предстоящего саммита АТЭС во Вьетнаме –
«К динамичному сообществу в интересах устойчивого развития и процветания».
Россия (в русле нашего принципиально важного выбора в АТР)
намерена активно участвовать в совместном решении стоящих перед форумом перспективных
задач.
Уверен, что форум АТЭС, уже добившийся значительных
результатов, способен сделать еще очень многое на благо наших государств и
народов, в интересах мира, стабильности и прогресса в нашем общем регионе.
17 ноября 2006 года,
Статья Президента Владимира Путина
http://kremlin.ru/appears/2006/11/17/0000_type63382_113926.shtml
Европе не стоит опасаться российских устремлений
("The Financial
Times", Великобритания)
Накануне саммита, который состоится в пятницу в Хельсинки,
хотел бы поделиться своим видением отношений между Россией и Европейским
Союзом, прежде всего, их стратегических аспектов.
Россия является естественной частью 'европейской семьи' по
своему духу, истории и культуре. Она не стремится вступить в ЕС, но, размышляя
о будущем наших отношений, я не вижу областей, которые не были бы открыты для
равноправного стратегического сотрудничества, основанного на общих целях и
ценностях. Говоря об общих ценностях, мы также должны уважать историческое
многообразие европейской цивилизации. Бесполезно и ошибочно пытаться навязать
друг другу искусственные 'стандарты'.
За последние несколько лет ЕС и Россия стали важными
политическими и экономическим партнерами. Такое сотрудничество не должно идти в
ущерб отношениям с другими странами и регионами. Я лично считаю, что такая
политика принесет пользу всем, в том числе, ЕС. Наши отношения становятся
зрелыми и хорошо структурированными. Отраслевое сотрудничество набирает темп, а
министерства юстиции и внутренних дел наших стран ведут активный диалог. Мы
упорядоченно и системно развиваем научные, культурные и гуманитарные связи с
целью формирования четырех общих пространств: экономического и природоохранного;
свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности, в том числе
урегулирования кризисов и нераспространения; а также научно-образовательного,
включая культурные аспекты.
Кроме того, созвучны наши подходы к вопросам международной
безопасности. Россия и ЕС выступают за укрепление универсальных режимов, прежде
всего, нераспространения. Несмотря на тактические разногласия, нас объединяет
стремление к решению самых сложных международных проблем, таких как
ближневосточный конфликт и вопрос об иранском 'ядерном досье'.
В России внимательно следят за эволюцией ЕС - не в
последнюю очередь потому, что темпы развития наших отношений и их будущее в
значительной степени зависят от перемен в ЕС, от того, останется ли Евросоюз
преимущественно межгосударственным объединением или приобретет наднациональные
функции. Россия хочет, чтобы ее крупнейший сосед был стабильным и
предсказуемым, и надеется, что перемены и расширение не приведут к размыванию
единого правового поля ЕС, прежде всего, в сфере обеспечения равноправия всех жителей
ЕС, независимо от страны их происхождения, национальности и вероисповедания.
Мы выстраиваем отношения с ЕС с прицелом на будущее, не
живя лишь сегодняшним днем. Я твердо убежден в том, что диалог не должен
ограничиваться такими чисто техническими или 'отраслевыми' вопросами, как
квоты, тарифы, антидемпинговые и технические стандарты, хотя все они важны и
требуют совместного разрешения. Думаю, что сначала мы должны решить, чего мы
хотим друг от друга в ближайшие несколько десятилетий, и что мы можем сделать для
наших граждан.
Подход России к будущему европейской интеграции хорошо
известен. Наша главная цель - создание общего экономического пространства и
обеспечение свободного передвижения граждан, к чему призывают наши деловые,
культурные и научные круги. Хотя к достижению этих целей ведет долгий и трудный
путь, они вполне реалистичны. Многие наши партнеры в ЕС разделяют этот подход.
Вскоре мы начнем работу над новым документом, который
придет на смену нынешнему соглашению о партнерстве и сотрудничестве, срок
действия которого истекает в
Надеюсь, что совместная работа над этим документом сблизит
Россию и ЕС. Будущие переговоры не должны свестись к обмену претензиями. Мы не
сможем отрыть новую страницу в истории нашего сотрудничества, если поддадимся
страху перед растущей взаимной зависимостью. Те, кто предупреждает об опасности
зависимости Европы от России, видят отношения между Россией и ЕС в черно-белых
тонах и пытаются втиснуть их в устаревшую схему 'друг или враг'. Такие
стереотипы далеки от реальности, но их неослабевающее влияние на политическое
мышление и практику несет в себе риск создания новых разделительных линий в
Европе. Прошлое не должно использоваться для разъединения - переписать историю
мы не можем. В настоящее время наша цель - объединить усилия для того, чтобы
Россия и ЕС смогли построить общее будущее как партнеры и союзники. Россия
готова работать над этим, и я надеюсь, что и в ЕС возобладает конструктивный
подход.
В.В. Путин
22 ноября 2006
inoСМИ.ru