Журнал «Золотой Лев» № 91-92- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Е.Н. Комиссарчук

 

Власть и армия

 

Суверенитет — будь то в форме «суверенной демократии» или «демократической суверенности» — нуждается в защите. Иначе это не суверенитет, а пустой звук и фикция. Для его защиты требуется не только красноречие политиков и дипломатов, но и армия Вооружённые силы выполняют одновременно и другую важнейшую государственную функцию — патриотического воспитания граждан. Военнослужащие и ветераны ВС играют также важную роль в обеспечении стабильности общественного и государственного строя. Поэтому отношение властей к армии является самым точным показателем их соответствия национальным интересам страны.

После 1991 года новая власть в России взяла фактически курс на разрушение армии, подключив и её к экспериментам по либеральным рецептам. ВС не только сильно сократили, но и перестали оснащать необходимым вооружением, доведя заказ на военную технику до единичных экземпляров. Из года в год ухудшалось положение военнослужащих. Расхожим стало утверждение, что у России нет врагов. «Реформаторы» вкупе с «правозащитниками» наставляли молодёжь уклоняться от военной службы. Создавалось впечатление, что армию специально третировали, чтобы разрушить важнейший стержень государственного устройства страны.

С 2000 года отношение властей к армии постепенно стало меняться в лучшую сторону. В утверждённой Президентом РФ. В.В. Путиным новой Концепции национальной безопасности была поставлена задача гарантированного нанесения заданного ущерба ядерными силами любому государству-агрессору. В марте с.г. подписан Указ Президента РФ «О военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации», по которому эта комиссия получила полномочия государственного заказчика на поставки вооружения и военной техники, а также на проведение НИОКР. Ежегодно и заметно увеличиваются бюджетные средства на укрепление обороноспособности России, а государственной программой вооружений на 2006–15 гг. предусмотрено выделить для оснащения армии 4 триллиона рублей. По сообщениям СМИ, на рассмотрение правительства уже представлен проект новой военной доктрины, в которой определены военные угрозы, потенциальные союзники и противники России.

Однако оборонная картина в целом по-прежнему не выглядит радужной. Наш военно-промышленный комплекс всё ещё медленно поворачивается к решению проблем ВС и пока вынужден зарабатывать средства к существованию продажей вооружения за рубеж. Наращивание обороноспособности страны по-прежнему сдерживается искусственными препятствиями, а торможение в решении этой задачи начинается, по словам В. В. Путина, на «клановом уровне». Одна из причин такого положения — сохраняющаяся пыль и плесень либеральной философии в некоторых нишах властных структур. Бюджет на текущий год, например, по-прежнему представляет собой документ либеральных догм и предусматривает, в частности, ускоренную приватизацию предприятий гражданской авиации, морского и речного транспорта. Как работают наши оборонные заводы после преобразования их в складские помещения и торговые центры — хорошо известно. Бюджетный проект на следующий год, как и в этом году, не ориентирован на необходимые структурные сдвиги в экономике. Из поступлений в бюджет фактически исключена базовая основа национальной экономики — промышленность, а сам бюджет привязан и зависим от конъюнктуры мирового рынка нефти и газа.

Общественное положение и материальное обеспечение российских военнослужащих и ветеранов несравнимо с отношением к личному составу ВС в т.н. «цивилизованных странах». Рядовой в армейских частях США материально обеспечивается гораздо лучше нашего контрактника и имеет многочисленные бонусы и льготы. Около 60% американских солдат и сержантов и более 60% офицеров, по социологическим опросам в США, довольны своим материальным обеспечением. Опросы общественного мнения свидетельствуют также, что ВС США пользуются наибольшим доверием американцев среди всех государственных и общественных институтов на втором месте — полиция, на третьем — церковь.

В российском же обществе военная профессия перестала считаться престижной. По официальным данным, в прошлом году разорвали контракты 12,9% военнослужащих, а из-за низкого денежного довольствия намерены распрощаться с армией ещё 27% контрактников. Остаётся острой жилищная проблема людей в погонах. Россия, как и другие «цивилизованные страны», могла бы, конечно, обеспечить достойную жизнь своим защитникам Отечества, если бы не было «торможения на клановом уровне». В стране есть деньги: растут, как на дрожжах, Стабилизационный фонд и сообщество долларовых миллиардеров, по количеству которых Россия уступает сейчас первое место только США. Но пока российские деньги будут работать на чужую экономику, трудно рассчитывать, что наши военнослужащие приблизятся по материальному обеспечению к личному составу ВС США.

Внимания требует и вопрос положения военных пенсионеров России, которые рассматривались либеральными «реформаторами» лишь как обуза для страны. В действительности же ветераны военной службы представляют собой влиятельную социальную и политическую силу. Общественные ветеранские организации насчитывают в своих рядах миллионы всё ещё активных граждан. Во всех государствах взаимодействие с ними рассматривается властями как вопрос национальной безопасности. В США, например, этим занимается министерство по делам ветеранов с годовым бюджетом более 10 млрд. долларов. Ветеранские организации России давно уже предлагают создать российское министерство или специальный орган по делам ветеранов, который мог бы объединить десятки ныне разобщённых между собой ветеранских структур и направить их деятельность на содействие решению задач по укреплению обороноспособности страны.

Судя по сообщениям СМИ, в проекте новой военной доктрины России в числе «главных приоритетов страны» значится не только увеличение финансирования ВПК, но и решение социальных проблем военнослужащих. Эта тенденция в подходе политического руководства к нашим ВС заслуживает и общественной поддержки.

 

Автор - член Коллегии военных экспертов

 

МиК 26 сентября 2006


Реклама:
-