Журнал «Золотой Лев» № 88-89- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Телевидение как последнее прибежище негодяев

(выпуск 16)

 

О сценах смерти и насилия на телеэкранах и необходимости защиты здоровья нации

Заявление движения "Народный Собор"

 

В последние недели новостные телевизионные программы захлестнул поток негатива. Сюжеты о катастрофах, авариях, произошедших или ожидаемых катаклизмах, последствиях вооруженных столкновений стали главной темой каждого выпуска новостей центральных телеканалов. При этом со смаком демонстрируются человеческие трупы, кровь, разрушенные дома и искореженный транспорт, обезумевшие от горя родственники погибших, гробы, растерзанные человеческие останки, раненые и изуродованные люди.

В информационных блоках сцены насилия и смерти доминируют. В случаях, когда "недостает" российских трагедий, с детальными подробностями в качестве первоочередных преподносятся новости о несчастьях за рубежом. В то же время ни слова не говорится о реальных и насущных проблемах России - о ходе уборки в стране урожая, о подготовке ЖКХ к зимнему отопительному сезону, о результатах выполнения Национальных проектов и т.д.

Так, в воскресенье 27 августа в 21 час итоговая программа недели "Время" (ОРТ, 1-й канал) началась с информации о катастрофе самолета в Америке. Затем последовало несколько подробных репортажей - о событиях в Израиле и Ливане, об урагане в США, о ливнях и наводнениях в Испании. Все это неизменно сопровождалось демонстрацией крови, трупов и разрушений. Затем, наконец, последовало сообщение из России - рассказ о спецоперации в Махачкале, и вновь - демонстрация разрушений.

Завершили информационную программу сюжеты о велопробеге в Москве у стен Кремля... детей-даунов (с подробной демонстрацией крупным планом лиц несчастных больных) и 110-летии со дня рождения известной в прошлом актрисы, умершей, как сообщалось, в тоске и одиночестве...

Смерть, руины домов, трупы, кровь, страх, тоска и одиночество - вот что остается в сознании людей после просмотра такой передачи. Даже люди с устойчивой психикой после просмотра подобной "телепродукции" становятся агрессивными, раздражительными и вспыльчивыми, впадают в уныние и депрессию. Ощущение полной безысходности охватывает десятки миллионов телезрителей - граждан России.

Элементарный анализ построения подобного видеоряда свидетельствует о том, что его авторы в потоке "чернухи" умело используют так называемое нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - технику встроенных сообщений, направленных на разрушение личности и общества. Их цель - введение в состояние безысходности, депрессии и шока больших групп населения, ослабление здоровья нации для дальнейших манипуляций сознанием людей в "нужном" направлении. Использование этих методик в последнее время стало типичным для многих как электронных, так и печатных российских СМИ.

Скоординированность и синхронность действий центральных СМИ, широта охвата ими аудитории не оставляют сомнения, что имеет место продуманная и целенаправленная кампания, организованная из единого центра.

Из года в год максимальная волна информационного негатива приходится на вторую половину августа - на пик и завершение летних отпусков, когда люди, восстановив расшатанные нервы, поправив свое здоровье, готовятся к началу нового учебного и трудового года.

Мы живем в век информационных войн, и специалистам хорошо известно, что соответствующим образом поданная противником негативная информация может калечить многомиллионные людские массы, делая это намного эффективней обычного оружия. Колоссальный рост смертности в России за последние полтора десятилетия, многочисленные суициды, сердечно-сосудистые заболевания, нервные и психические расстройства, по которым Россия "лидирует" в мир, - явное тому свидетельство.

Долг государства и власти - ограждать и защищать свой народ от агрессии любого вида, в том числе информационной!

Движение "Народный собор" требует от Президента РФ В.Путина, вице-премьера Д.Медведева, курирующего российские СМИ, и директора ФСБ Н.Патрушева:

1. Срочно вмешаться в происходящее в центральных российских СМИ и незамедлительно пресечь кампанию по целенаправленному стрессированию населения России.

2. Провести по данным фактам тщательное расследование, отстранить от занимаемых должностей лиц, причастных к выпуску на государственных телеканалах подобных новостных программ.

3. В свете изложенного остро встает вопрос об ужесточении контроля за телевидением, другими средствами массовой информации со стороны государства с целью защиты психики и физического здоровья нации от разрушительного воздействия информации негативного характера, а также о соответствующих законодательных мерах, необходимость принятия которых давно назрела.

 

Пресс-служба движения "Народный собор"

 

28 августа 2006 г.

Контактный тел.: 8-915-207-70-86

http://www.rusk.ru/st.php?idar=110451

 

 

Синдром «невыученных уроков»

 

Телесериал «Столыпин… Невыученные уроки» (НТВ) претендовал на некоторое откровение, если судить по названию. Действительно, трагическая судьба премьер-министра Российской империи, продолжавшего линию «реформ сверху», могла бы стать основой для серьёзного художественного исследования. Известно, что даже В.И. Ленин очень высоко оценивал потенциал столыпинских преобразований и говорил, что, если они реализуются, надежды социал-демократов на революцию не сбудутся. Но реформы не были доведены до конца, Столыпин был убит, революция произошла.

Создатели фильма (режиссёр Юрий Кузин, сценарист Эдуард Володарский) поставили перед собой очень трудную задачу: раскрыть главную тайну XX века, ответить на вопрос, почему русское[1] общество не захотело (не смогло) удержаться на линии постепенных преобразований и обратилось к радикальным мерам.

Я много лет занимался историей и столыпинских реформ, и России начала прошлого века. Моему перу принадлежит политическая биография Петра Аркадьевича Столыпина, выдержавшая семь изданий, в том числе два издания в «ЖЗЛ». XX век для России – это век трёх отечественных деятелей: Столыпина, Ленина, Сталина. Жестокость, с которой была проведена модернизация 30-х годов, вытекает из незавершённости модернизации Витте–Столыпина.

Столыпин же хотел пройти по срединному пути между левыми радикалами и правыми консерваторами. (Сегодня этот путь мы называем «китайским».) Таким образом, спусковой крючок государственной катастрофы скрыт в конфликтах политического класса Санкт-Петербургской империи, во взаимоотношениях Николая II с премьер-министром.

Э. Володарский это вполне понимал: сериал держится на постоянном диалоге императора и Столыпина, перебиваемого обширными историями об эсерах-террористах и аристократах-масонах, которые равно ненавидят реформатора, то есть с точки зрения ремесла сценарий построен, казалось бы, верно. Однако всё упирается в то, что называется духом времени, убедительностью характеров, исторической правдой. Это, как известно, и отличает произведение искусства от ремесленной поделки.

Что же нам предложили создатели «невыученных уроков»?

Множество исторических ошибок и передёргиваний. Например, участие заместителя министра внутренних дел Курлова в убийстве Петра Аркадьевича (министром и одновременно премьером был сам Столыпин). Масонский заговор членов Государственного совета, которые с экрана признаются, что именно они организовали эсеровский террор и поручают Курлову убить премьера, – это свидетельство полного непонимания и незнания реальной истории. В реальности Богров, по-видимому, действовал как террорист-одиночка, запутавшийся в своих отношениях с террористами, которых он предавал полиции. Немыслимо, чтобы такая фигура, как Курлов, давала задание убить второе лицо в империи какому-то провинциальному (случайному) агенту.

Порой фантазия сценариста выходит за рамки здравого смысла. Идущему на убийство Богрову дают какое-то «удостоверение секретного агента». Для чего? Чтобы следствие сразу напало на след заказчика? Когда генерал Курлов выгоняет из кабинета своих сотрудников словами «Пошли вон!» – это нонсенс. Сотрудники охранного отделения были офицерами, а многие – дворянами. Простые агенты вербовались из разных социальных групп, но заместитель (товарищ) министра с ними не общался.

А как относиться к тому, что в сериале представлены как один человек два разных исторических персонажа с одной фамилией Трепов? Так, генерал-майор Дмитрий Федорович Трепов был в 1905 году петербургским генерал-губернатором, затем товарищем министра внутренних дел и командующим отдельным корпусом жандармов. Пытался сместить Витте с поста премьера. Выступал против роспуска Государственной Думы. 2 сентября 1906 г. скоропостижно скончался от «перерождения сердца».

Киевский генерал-губернатор, генерал-адъютант Ф.Ф. Трепов – совсем другое лицо. Сценарист Володарский объединил их в одну личность и заставил императрицу Александру Фёдоровну просить мужа направить заслуженного человека, генерала Трепова (уже умершего), в Киев на губернаторство. Так же трудно понять, почему поездка Столыпина (вместе с министром Кривошеиным) перенесена с 1910 на 1911-й? И сама поездка: встречи с чудаками в париках, которые изображают крестьян, раскалывание поленьев Столыпиным возле какого-то сарая – это жалкий водевиль.

В диалогах, кроме дежурной социально-политической информации, нет ничего, что составляло бы пружину действия. В исторической реальности – трагедия, государственный кризис, а на экране мелькают факелы, масоны, интриганы, безродные террористы, охотнорядцы, грядущий 1917 год... Бедные актёры, которым нечего играть, вынуждены отсутствие драматургии заменять наигрышем и грубым смехом. Эти патриоты ничего не любят, эти злодеи ничего не ненавидят. Они, как кукольные персонажи, не способны ни прочувствовать своими деревянными сердцами происходящую драму, ни разыграть её.

Ощущение водевильности, фарса усиливается к концу сериала, когда перед зрителями предстаёт кабинет для свиданий жандармов с секретной агентурой. Это помещение с виселицами, плахой, факелами, подвешенной к потолку гирей. Богров фиглярствует, генерал Курлов подобострастно ведёт себя. Бедный зритель уже забыл о проблемах родимого Отечества и не знает, куда он попал – в передачу «Аншлаг» или «Фабрику звёзд».

В финальных сценах Столыпин диктует своему камердинеру политическое завещание. Здесь что ни фраза, то перекличка с современными проблемами страны. Но почему камердинеру? Почему в такой спешке? Невольно вспоминается сцена из «Двенадцати стульев»: появление Ипполита Воробьянинова у дворника Тихона.

Конечно, Володарский ещё не брался за подобные задачи. Его достижения в области «историко-революционной тематики» ограничиваются переделкой в киносценарий пьесы Б. Лавренёва «Разлом». Но ведь его профессиональный опыт огромен[2]. Так почему же столь очевиден провал? Потому что История не приемлет халтуры. Для её интерпретации требуется хотя бы уважение к прошлому. Попытка состряпать нечто на «историко-революционную тему» и в советское время вызывала презрение. Почему же сегодня мы должны относиться к этому как-то иначе? Жаль, что сериал доверили неподготовленным людям. Вряд ли теперь какой-то телеканал дерзнёт по-настоящему раскрыть трагическую судьбу реформатора.

 

Святослав РЫБАС

ЛГ 30.08.06

 

 

Юмор на обочине

 

Ситуацию с юмором на телевидении можно представить в виде большой прекрасной дороги, по обе стороны от которой тянутся забросанные мусором обочины. Прекрасная дорога – это большое искусство, чистое и вечное, представленное телеканалом «Культура»[3]. Прочие каналы – это лишь обочина «Культуры». На одной обочине – «Аншлаг» и «Кривое зеркало», испускающие в виде шуток плоские и пошлые «петросянизмы» и «степанковины». На другой обочине пристроился «Комеди-клаб», покоряющий сердца и души поклонников посредством матерщины. И хотя одни других вслух презирают, разницы между ними практически нет.

У них одинаковый набор тем для острот: попса, наркотики, «голубые», политика, секс. Но если «Аншлаг» шутит для людей среднего и старшего возраста, то его двойник играет роль шута, развлекающего поп-звёзд и их поклонников, активно посещающих телевизионную «материльню» под названием «Комеди-клаб».

Моральный кодекс «Комеди-клаба» изложен на сайте канала ТНТ: «Возникшая в шестидесятых годах в США, на волне антивоенных настроений по поводу Вьетнама, стендап комеди и сейчас во многом бунтарский жанр, противник всего официального и скучного».

Попытка представить «Комеди-клаб» как «протест» не выдерживает критики. Standup-comedy – направление традиционного эстрадного конферанса, пережившее расцвет в середине прошлого века, эксплуатирующее в коммерческих целях политику, межрасовые отношения и секс. С таким же успехом «бунтарским» жанром можно считать нецензурные анекдоты и деревенские матерные частушки. Что до прочего… Разберём каждый пункт в отдельности – они стоят этого!

ТНТ: «Никаких правил, приличий, авторитетов. На сцене «Комеди клаб» шутят обо всём и над всеми».

Прокламация столь же громкая, сколь и бессмысленная. То же самое можно сказать о юморе Козьмы Пруткова середины XIX века, вызвавшем яростную реакцию царского двора. Чего не скажешь о юморе «Комеди-клаба» – безобидном, как плацебо, и на «бунтарские» настроения молодёжи действующем как бром.

Что до приличий и авторитетов… Кто-то из бывших кавээнщиков дошутился в передаче «Своя игра», назвав отличительным признаком алкоголика принадлежность к русскому народу. «Комеди» следует тому же принципу: максимум пошлости при минимуме тем – половые отношения с акцентом на педерастию, венерические болезни, физиологические отправления, издёвки над старшим поколением, наркомания. Посмотрите, как смешно они изображают «обдолбанного» наркомана. Какой он весёлый, как ему приятно его состояние («В аэропорту задержаны два наркомана, улетевших раньше своего рейса»)! Нет чтобы весело посмеяться над постнаркотической ломкой... Что же касается шуточек про «голубых», то они сводятся к вырабатыванию у публики эффекта привыкания к содомскому греху – беззаботному и нестрашному.

«Комеди-клаб» обожает высмеивать православие. В юмореске «Сектантские новости» нам рассказывают исключительно о православных – выдавая их за сектантов! «Забавная» песенка предлагает: «Алёшку ты жениться не проси, Алёшка – патриарх всея Руси» (!). Прочие религии упоминаются также с антиправославных позиций («Воробей Сулейман заклевал тетерева Ивана на религиозной почве»). «Комеди» запросто подшучивает над чувствами терпеливых христиан, но учения прочих конфессий осторожно обходит, осознавая, что шуточка, например, над священными книгами мусульман или муфтием Таджуддином может обернуться тяжёлой физической травмой.

ТНТ: «Это юмор, доступный молодым, дерзким, продвинутым».

Во время одной из телепередач Виктора Ерофеева попросили прочитать вслух нецензурный абзац из его же книги. Ерофеев долго колебался, и это потрясало! Автор, не рискующий вслух читать собственное произведение! Неужели стеснялся? Едва ли… Скорее, думал о последствиях. Кстати, официальный сайт ТНТ не осмеливается цитировать шуточки «Комеди» в полном объёме: неужели ложная стыдливость?

О степени доступности юмора «Комеди-клаба» сказано не мною, очень грубо, но правильно: «Между ног болтается – юмор называется». Юмор «Комеди» сродни шоу трансвеститов, где переодевание мужиков в бабье платье уже само по себе должно вызывать смех. Зрители «Комеди» не понимают, что команда записных остряков издевается над ними, подбрасывая им пошлятину, как бананы в клетку всё тем же приматам.

Шутки «Комеди» стары, потому что жизнь молодёжного сленга недолга. Сленг требует постоянного обновления, приспосабливаясь к новому поколению. Вот почему требуется снимать вновь и вновь ОДНО И ТО ЖЕ. Мы имеем дело с вечным телешоу-двигателем, смазанным матом и жаргоном, эксплуатирующим стандартный набор тем и максимально осторожным в отношении тех, кто мог бы прижать «Комеди» хвост.

ТНТ: «Это уникальный по смелости проект, который за год существования превратился в российское культурное явление».

«Юмор хорошо продаётся» – в порыве откровения поведал Юрий Радзиевский, бывший капитан команды КВН, хозяин международной рекламной конторы. Бизнес-план «Комеди» действует вовсю: открываются филиалы в других городах, идёт взаимообмен шуточками, не говоря уже о концертном «чёсе», похожим на деятельность бригады Дубовицкой и славные времена «Ласкового мая».

«Комеди» превратилось в деловое предприятие, почти индустриальным способом извлекающее прибыль из матерщины. Кто-то из поклонников в пылу азарта назвал «резидентов» шоу «культовыми фигурами». Смею напомнить, что культовые – это Энди Уорхол, Джон Леннон и Мишель Уэльбек. Едва ли кто-то из «Комеди» сумеет обставить презираемый ими «Аншлаг», став губернатором края. Разве что матерного…

ТНТ: «Это реальная альтернатива другим юмористическим программам».

Юмор «Комеди» – это эстетика ёршика для унитаза. А само шоу рассчитано на определённого сорта людей, тех, кто не способен написать хорошую книгу, создать музыкальный шедевр или картину, трогающую душу. Эти люди образовали свой кружок, где собираются вместе и притворяются талантливыми. Большого вреда от «Комеди-клаба» нет, он так и будет некоторое время исполнять обязанности мусорного контейнера на обочине культуры. Пока этот контейнер на увезут, а вместо него не поставят новый.

 

Николай РОМАНОВ

ЛГ 6.09.06

 

 

Полутьма «В круге света»

 

Минувшая неделя ознаменовалась появлением новой программы «В круге света», которую в прямом эфире могли увидеть и услышать одновременно зрители телеканала «Домашний» и слушатели радиостанции «Эхо Москвы». В роли ведущих выступили журналисты Светлана Сорокина и Алексей Венедиктов. Гостям передачи – кинорежиссёру В. Меньшову и писателю В. Ерофееву – было предложено обсудить загадочность русского характера. Тема дискуссии – важная и актуальная, но саму дискуссию интересной не назовёшь.

Обсуждение в студии напоминало разговор глухого со слепым. Излучая личное благополучие, г-жа Сорокина пыталась убедить своих оппонентов, а заодно и зрительскую аудиторию в том, что за границей русских не только не любят, а панически боятся. И виноваты в этом, естественно, сами русские с их низкой культурой поведения. Вторя ей, г-н Ерофеев призвал всех к покаянию и выразил желание покаяться первым, но почему-то не за себя, а за своих родителей, которые служили советскому режиму.

Наиболее убедительным был кинорежиссёр В. Меньшов. Он подчеркнул, что именно деятели культуры своими произведениями формируют искажённое представление о характере русского человека, смакуя недостатки и опуская его достоинства. Думается, слова В. Меньшова в первую очередь можно отнести к творчеству самого Ерофеева и близких его сердцу писателей Сорокина и Пелевина.

 

Иван ЧИСТЯКОВ

ЛГ 6.09.06



[1] В авторской лексике: российское.

[2] Одна из последних работ сценариста Володарского – телесериал «Штрафбат», откровенное глумление над историей Великой отечественной войны.

[3] Очевидное преувеличение.


Реклама:
-