Журнал «Золотой Лев» № 89-90- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

От редакции

 

Искажение смысла слов, укорененных в русском языке, стала в наше время подобием эпидемии. Речь даже не о том, что одни иностранные слова, принадлежащие немецкому, голландскому или французскому языку, ставшие за четыре века частью русского языка, заменяются теперь английскими словами, например, саммит вытесняет конференцию, но видоизменяется смысл понятия как такового. Разумеется, нечто подобное случалось и раньше. Вот какие метаморфозы произошли с термином «пролетариат».

Из античного он перешел сначала в марксистский, потом в ленинский и, наконец, в повседневный. Метаморфоза смысла здесь была весьма интересной. В Риме пролетариями звали абсолютных бедняков, ничего не имеющих. Для Маркса пролетарий - формально свободный индивид, наемный работник, лишенный собственности на средства производства. Для Ленина пролетарием был индивид, начисто лишенный чувства патриотизма. Когда Россией стала править компартия, пролетарием именовался рабочий, чтобы хотя бы как-то связать действительность с девизом Коммунистического манифеста, призывавшего пролетариев всех стран соединяться. Кто на самом деле имелся в виду - было совершенно непонятно. То ли нищие, то ли «синие воротнички», то ли хиппи, то ли трудящиеся?

В результате нет ни компартии, ни рабочих, ни пролетариата, ни их солидарности. Манипуляция всего лишь одним словом обернулась катастрофой всего коммунистического движения. Не одна она, конечно, и все-таки.

Теперь в точно таком же положения, похоже, оказывается либерализм. Его активные сторонники, претендующие на то, чтобы считаться идеологами или публицистами, находятся теперь в таком же положении, в каком когда-то были коммунистические публицисты. Либералам никак не даётся понять, какие чувства надо считать патриотизмом и национализмом. Вот что, к примеру, пишет некто Б. Вишневский в махрово-либеральной интернет-газете, издающейся бывшим профессиональным шахматистом Каспаровым:

 

«…писатель Борис Натанович Стругацкий когда-то объяснял мне, чем патриотизм отличается от национализма: патриотизм – это любовь к своему народу, а национализм – это нелюбовь к чужому. Если принять это определение (которое я считаю абсолютно справедливым) – очень многое становится на свои места. И сразу становится понятно, что одна из ипостасей как внешней, так и внутренней политики путинского режима – воинствующий, агрессивный национализм, как клокочущая ненависть и нетерпимость ко всему "чужому". Не только к чужому народу – к чужому мнению, чужой позиции это относится в точно такой же степени, что очень хорошо видно в любых ситуациях, связанных с действиями оппозиции, не согласной сплотиться вокруг вождя и засесть в окопах перед линией фронта, проходящей через каждый сортир...».

 

В этом отрывке лишь одно утверждение соответствует действительности. И патриотизм, и национализм - не действие, а мировоззрение. Когда власть провозглашает или, толком ничего не объясняя, начинает преследовать своих граждан не за преступную деятельность, а за чувства или мнения, которые на них опираются, то она себя разоблачает как абсолютное проявление беззакония, откровенного произвола. Когда же ее жертвами оказываются люди лишь из-за того, что они испытывают чувства патриотизма или национализма, то, стало быть, нетрудно понять, с какой властью приходится иметь дело.

Остальное же действительности не соответствует. Патриотизм - по-латыни - любовь к Отечеству, а не к своему народу. Народ - по-латыни - это нация, национализм, следовательно, - любовь к нации, а вовсе не нелюбовь к чужому. Таким образом, любовь к своей нации - национализм, любовь к своему отечеству - патриотизм. Между собой эти два чувства не конкуренты, а союзники. Они дополняют и усиливают друг друга. Противопоставлять одно другому - значит заниматься интеллектуальной интригой. Судя по тому, как рассуждает либеральный журналист, современный либерализм - это интриган, пытающийся, чтобы навредить России, стравить между собой русский патриотизм с русским национализмом. В чем-то это ему удается. В интернете время от времени разгораются нешуточные дискуссии о том, насколько несовместимы между собой Российская империя и национальное русское государство, империалисты и националисты, что, несомненно, доказывает успешную деятельность либеральных провокаторов. Почему провокаторов? Да потому, что им более чем хорошо известен истинный смысл слов, которые они сначала извращают до неузнаваемости, а потом - оказываются заложниками своего же лингвистического извращения. Одна ложь - что национализм есть нелюбовь к чужому - порождает другую: «путинский режим», нетерпимый ко всему, что для него является «чужим», есть воплощенный национализм. И режим, с ненавистью и презрением относящийся ко всему, что носит на себе название русского, оказывается для либералов националистическим. Потому что в нем клокочет ненависть ко всему «чужому» - народу, мнению, позиции.

Все в этих рассуждениях, которые, разумеется, не сводятся к проблемам лингвистики, поставлено с ног на голову. Режим нетерпим не к каким-то чужим народам, он чужд русскому народу. Его выводят из себя не иные мнения или позиции. Он враждебен каким бы то ни было мнениям и позициям, если они обуславливают или связаны с чем-то русским.

Отсюда, кстати, отмена регистрации и учета этнической принадлежности граждан, являющихся русскими, и установление такого учета для этнических меньшинств и иностранцев, что должно свидетельствовать о признании режимом нерусских народов и непризнание русского народа. Или отказ Геральдического совета при президенте вносить флаг Пензенский области в государственный геральдический регистр, поскольку он был утвержден местным представительным собранием в виде образа Спаса Нерукотворного на золотом фоне. Из-за того, что он «не отражает историческое прошлое» области и «может нести… разъединяющее действие для всех жителей Пензенской области».

Если режим исключает учет русского населения, оставляя в неприкосновенности этнический учет остальных народов и даже иностранных выходцев, то это должно означать одно: для путинского режима в России русских нет в принципе. Если этот режим и имеет основание назваться националистическим, то это какой угодно национализм, кроме русского. Но так как в России есть только русская нация и, значит, здесь может иметь место только русский национализм, то нет ровным счетом никаких причин, чтобы считать существующий режим националистическим в его классическом понимании.

Результатом этой политики, которая проводится режимом вот уже второе десятилетие, оказывается то, что в респектабельном аналитическом агентстве «Маркетинг и консалтинг» называют «ростом расизма и профашистских настроений». В качестве доказательства на его сайте от 28 августа приводится следующий материал, распространяемый в сети интернета:

 

«Если на пачке сигарет „Беломор“ или „Прима“, которые ты куришь, написано „Идигов продукт“, твой рубль пополнит карманы хозяина этой фирмы чеченца Мусы Идигова (кстати, большого друга Александра Руцкого). Если ты покупаешь бутылочку пива „Балтика“, заплаченные тобой деньги поступают в распоряжение осетина Теймураза Боллоева, возглавляющего пивоваренную компанию „Балтика“, в которую входят заводы в Санкт-Петербурге, Туле, Ростове-на-Дону и Самаре. Если же тебе нравится пиво комбината имени Степана Разина, тогда твоими деньгами распоряжается грузин Гия Гвичия. Агарагим Джафаров организовал продажу туркам построенного в Москве на бюджетные деньги пивоваренного завода, который сейчас выпускает пиво „Эфес Пилснер“ и „Старый мельник“. Если ты зашел перекусить в „Макдональдс“, знай, что директором российского отделения этой американской фирмы является чеченец Хамзат Хасбулатов. Если ты покупаешь билеты лотереи „Русское лото“, ее владелец — чеченец Малик Сайдуллаев. Если ты в Москве зашел в подземный торговый комплекс на Манежной площади, знай, что его контролирует чеченец Умар Джабраилов, хотя построен комплекс был совсем не на его деньги. Кстати, этот Умар, а также чеченец Руслан Байсаров, известный как отец последнего ребенка Кристины Орбакайте, являются „кураторами“ крупнейших гостиниц и офисных комплексов Москвы: „Россия“, „Рэдиссон-Славянская“, „Центр международной торговли“ („Совинцентр“), „Смоленский пассаж“. Если ты в Москве отоварился на Черкизовском вещевом рынке или посетил ресторан „Прага“, в обоих случаях ты обогатил их владельца — кавказского горца Тельмана Исмаилова. Если ты заправляешь автомобиль на АЗС „Лукойл“ — это нефтяной концерн азербайджанца Вагита Алекперова. Если написано „МТК“ — это бизнес Шалвы Чигиринского, президента Московской нефтяной компании (которой и принадлежит „МТК“). Причем его деловыми партнерами являются Вячеслав Басаев (родственник того самого) и упомянутый Руслан Байсаров. Если ты купил молоко „Домик в деревне“, кефир „Био-Макс“, сок „J7“ или „Чудо-йогурт“, их производит компания „Вимм-Билль-Данн“, знай - ее главный владелец грузин Давид Якобшвили. Если ты купил шубу или дубленку в торговом центре „Снежная Королева“, имей в виду, что это бизнес азербайджанца Вугара Исаева. Если ты в Москве зашел на территорию ВВЦ (более известного по старому названию ВДНХ) и видишь в выставочных павильонах торговые ряды, а на аллеях — множество торговых палаток, знай, всю эту коммерцию курирует первый замгендиректора ВВЦ Магомед Мусаев. Кстати, зять известного политика Рамазана Абдулатипова. Список можно и продолжит».

 

Приводя этот текст в качестве доказательства широкого распространения в России фашизма и ксенофобии (что это такое, конечно, не поясняется), автор агентства делает следующий вывод: «лицам неславянской национальности» в России еще не скоро можно будет чувствовать себя в безопасности». Читателю не составит труда понять из сопоставления двух приведенный выше мнений, кого конкретно считает «чужим» путинский режим и к кому непосредственно он испытывает «клокочущую ненависть и нетерпимость».

Между тем проведенный Аналитическим Центром Юрия Левады в августе опрос на тему «Россия для русских» дала поразительные результаты (Политу 28.08.06).

Считают «фашизмом» стремление сделать Россию страной, благоприятной для русских, то есть для более 80% населения, 28% респондентов. Поддерживают это стремление без оговорок 17%. Относятся к нему более или менее положительно («было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах») 37%. При этом 51% считает, что меньшинства не обладают большой властью в России, а у 38% иная точка зрения. Не склонны списывать беды России на «нерусских» 58%, противоположного мнения придерживается 38% респондентов.

Только 12% респондентов полагает, что в России нет фашистов. Остальные считают, что они есть; 53% уверено, что их стало в последние годы больше, а 12% - что стало меньше.

Здесь следует оговориться, что содержание понятия «фашизм» для современной эпохи совершенно неизвестно, и каждая группа, будь то власть, партии, СМИ или отдельные сообщества, толкует ее, если отбросить попытки взглянуть на предмет с исторической и научной точки зрения, вкривь и вкось в меру своей предвзятости, испорченности и ангажированности.

Готовы сделать Россию проходным двором для народов всего мира 25% респондентов, полагают, что надо устанавливать ограничения для проживания всех «наций», кроме русской 11%, для бывших соотечественников из Средней Азии 23%, для бывших соотечественников-украинцев 7%, для бывших соотечественников-кавказцев 42%. Полагают полезным ограничивать проживание иностранцев: китайцев 41%, вьетнамцев 35%, цыган 29%, евреев 13%. При этом 52% респондентов за то, чтобы власть ограничивала поток пришельцев и 39% - за отсутствие каких-либо ограничений.

Леваду-центр нисколько не озаботила проблема отношения евреев к русским, но почему-то очень тревожило отношение русских к евреям. В этой связи в опросном листе у них появилась фраза: «необходимо ли ограничивать влияние евреев в органах власти, политике, бизнесе, юридической сфере, системе образования и шоу-бизнесе?». И что же? 41% ответили положительно и 43% отрицательно. Каков вопрос, таков и ответ.

Выявилась определенная закономерность в причинах возникновения чувства «враждебности» на этнической почве. Их обуславливает характер личных взаимоотношений. «Как они относятся ко мне, так я отношусь к ним». 61% респондентов не испытывали враждебность со стороны лиц иной этнической группы и 59% также не испытывают ее к таким группам. Соответственно 37% испытали на себе ту или иную форму враждебности и 38% платят иным этническим группам той же монетой.

Наконец, богатство и бедность в этническом измерении. 46% респондентов полагает, что русские не богаче и не беднее, чем другие этнические группы страны, для 41% очевидно, что русские беднее и 7% считают, что «русские богаче, чем представители других народов».

Очень может быть, что каждый судит по себе. А как же иначе?

 

15.09.2006


Реклама:
-