Журнал «Золотой Лев» № 87-88- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Ю. Арпишкин

 

Архитектура без архитектора

Откуда берутся проекты массовой застройки спальных районов Москвы?

 

Всякий раз, когда заходит речь об архитектурном облике крупного русского города, подразумеваются только и исключительно районы исторической застройки. Между тем абсолютное большинство жителей обитает вдалеке от шедевров зодчества, в районах спальных, в домах серийной выделки. Москва чрезвычайно показательна и в этом смысле тоже. По социологическим данным 92 процента людей, ее постоянно населяющих, - счастливые обладатели муниципальных квадратных метров на окраинах. Социальные, психологические и административные аспекты этой ситуации время от времени обсуждаются на разных уровнях. Но есть еще один, не привлекающий, кажется, достойного внимания - архитектурный. Ведь и в культурной перспективе Москва это не только Кремль или Дом Мельникова, скорее, это некий анонимный "розовый дом с голубыми воротами". Кто и как строит массовое жилье в Москве, откуда берутся проекты, реализацию которых по выходным дням столь картинно контролирует мэр Лужков со товарищи, надевающие перед телекамерами строительные каски?

Вот весьма характерный пример. Ближайшие окрестности станции метро "Новые Черемушки". Пятиэтажные сооружения, ласково именующиеся "хрущобами" (замечательно, что по опросу ВЦИОМ значительная часть молодых москвичей, с легкостью использующих этот термин, плохо представляет себе его этимологию - от фамилии одного из генеральных секретарей ЦК КПСС). Вокруг пустыри неясного происхождения, то ли некие запретные зоны вокруг энергетических линий, то ли просто забытые в ходе усовершенствования социальной сферы пространства. Теперь пришел их черед. На огромных щитах появляются прекрасные плакаты с изображениями шикарных многоквартирных и комфортабельных жилых домов. Вскоре они будут здесь построены. Кто их автор? В районной управе без проволочек называют фирму "Импульс", которая выкупила, арендовала, зафрахтовала земельный участок и теперь осваивает его на радость горожанам.

Но эта фирма строительная, там не проектируют здания. Где же архитектор, как его фамилия? И вот на этот вопрос ответить решительно никто не может. Более того, никто не видит смысла над ним задумываться. На любопытство, выраженное более настойчиво в управе, дружески советуют: обратитесь в структуры Московского строительного комплекса. Этих структур великое множество, и работают там, как правило, люди, не поощряющие излишней любознательности.

Но все же выяснить нам удалось, что архитектурный проект застройки интересующего нас участка был разработан Московским институтом гражданского строительства. Так и есть: проект разработан институтом. Институт исследовал ландшафты, градостроительную среду, природный и архитектурный контексты. Институт чертил и рисовал эскизы. Институт передал свои материалы строительной компании. Институт и считается архитектором этого проекта. Люди в этой работе как бы и не участвовали.

Никто не захотел посмотреть человеческими, не институтскими, глазами, а где, собственно, будут стоять эти нелепые сооружения в двадцать с лишним этажей, украшенные по фасадам стеклом и кирпичом, выдержанные в какой-то немыслимой желто-оранжевой гамме. Никто не смутился тем, что они визуально задавят все вокруг своей одуревшей мощью. Резонное предположение, что вокруг тоже вскоре все изменится, увы, не проходит. Не знает никто, как оно изменится и когда, сколько-нибудь продуманного плана нет. Есть только общие представления о том, что вскоре снесут пятиэтажки, а на их месте построят нечто более респектабельное.

В каких отношениях между собой должны будут находиться эти грядущие величественные здания - неизвестно. Ни Генплан развития Москвы, ни план развития района такими мелочами, как застройка отдельного фрагмента столицы, не занимаются. Москва (и наверняка не она одна) научилась обходиться вовсе без архитектора - плохого или хорошего. Продукция, которую производит названное выше учреждение и премногие, родственные ему по духу, даже в названии своем несет какое-то вызывающее пренебрежение к городу и его жителям: "Проект жилой блок-секции серии ГМС-2001 для применения в Москве и Московской области". И в этом предлагается жить и на это смотреть.

Думать, что привлечение архитектора (то есть некоторой, простите, творческой воли, личной фантазии и, соответственно, личной ответственности) к проектированию массовой застройки приведет к удорожанию и без того сверхдорогого жилья, ошибочно. Верить таким объяснениям происходящего нельзя. При нормальном ведении дела ничего такого быть не должно. Институты ведь не предоставляют свои "гмс" на благотворительных началах, и расценки у них отнюдь не щадящие, работа реального, а не коллективного, архитектора не обойдется дороже. Здесь не экономия, но инерция вполне советского происхождения, берущая истоки в тех временах, когда государственные архитектурно-проектные заведения обслуживали домостроительные комбинаты, производящие незабвенные панельные конструкции, и наоборот. Сегодня в этом нет никакого смысла - ни экономического, ни, как говорил классик, "по здравом размышлении". Но инерция все же самая большая проблема.

Впрочем, и стремление к экономии нельзя сбрасывать со счетов. Несколько лет назад в районе под поэтическим названием Коровино был возведен жилой квартал какого-то откровенно чужеродного вида. Девственно белые стены, ажурные балконы, фигурные окна. Все вместе походило на мосфильмовскую декорацию. Предприняв попытку разобраться, что сей сон значит, выяснили чудесную подробность. Строительная фирма, получившая участок, искала для себя архитектурный проект. И нашла, вполне экономичный. В Бразилии. Там его реализовали в спальных районах нескольких городов и передали по сходной цене российским товарищам. Что случается с белыми стенами во время суровой русской зимы, в целом ясно. Но самое выразительное, что и экономии, строго говоря, не получилось - проект нуждался в дорогостоящем инженерном приспособлении к нашим печальным климатическим обстоятельствам.

 

МН №31 (18.08.2006)


Реклама:
-