Журнал «Золотой Лев» № 87-88- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Ю. Шевцов

 

Украинский «компромисс» и его последствия[1]

 

Украинский «компромисс», увы, может стать еще одним шагом по дезинтеграции пространства бывшего СССР и самой "большой России".

У достигнутого компромисса есть очевидное международное последствие, которое не будет ошибкой отнести к выгодам России. Сейчас заметно затормозится интеграция Украины в НАТО. Референдум по участию Украины в НАТО теперь возможен только после еще одного сильного внутреннего кризиса, когда вновь усилится прозападный фланг украинского истеблишмента. Но ведь само НАТО уже притормозило эту интеграцию после недавних протестов в Крыму, когда не удалось провести плановые военные учения Украины и НАТО. Да и вообще, процесс интеграции Украины в НАТО требует заметного времени просто по техническим причинам. Украинский компромисс только закрепил более медленные, чем хотелось оранжевым революционерам, темпы такой военной интеграции. Но альтернативного курса — на сближение с ОДКБ или на последовательный нейтралитет — Украина сейчас не выдвинула.

Существуют более актуальные последствия украинского компромисса. Победа восточных регионов над радикальными "оранжевыми" кругами не сопровождалась победой ориентации на союз с Россией. Внутри дрейфующей на запад украинской политической нации просто усилилось представительство (и влияние) русскоязычных индустриальных регионов. Кроме того, на Украине возникла сильная прозападная оппозиция, которая не связана ответственностью за функционирование украинской экономики и государства. При первом же серьезном экономическом или политическом затруднении центральной власти эта оппозиция вновь попытается вызвать сильный кризис.

В общем, подобная политическая "структура" с разными нюансами действовала в Украине все перестроечные годы и обеспечивала успешную перестройку Украины в "западном духе".

Однако существует серьезное отличие сложившейся ныне украинской "ситуации" от той, которая существовала во времена Кучмы. Это отличие состоит в появлении иной России.

Прежняя Россия, наследница традиции СССР или романтически понятой Российской империи, стремилась сохранить максимально тесные связи с Украиной и не допустить слишком сильного отрыва республики от России в идеологии, идентичности, экономике...

Нынешняя Россия пошла на "отделение мух от котлет" и на фактический крах СНГ во имя сохранения высоких доходов от экспорта сырья и развития в качестве отдельного от других постсоветских стран государства.

Новая российская идеология требует повышать цены на газ для Украины с 1.01.2007 при любом правительстве в Киеве. Даже для союзной Беларуси выставлен высокий ценник с Нового года. Рост цен на газ для Украины может начаться уже во втором полугодии текущего года по мере окончания дешевого туркменского газа в общем объеме поставок из РФ.

Мы можем спорить о правильности такой политики для России. Но при любом отношении к ней, надо признать, что в ближайшее время правительству Януковича придется столкнуться с более серьезными экономическими проблемами в восточных регионах Украины в силу увеличения цен на российское сырье. Это обязательно ослабит положение правительства и, напротив, усилит оппозицию во главе с Юлией Тимошенко. Маловероятно, что в восточных регионах появится какая-то новая собственно прорусская сила вместо тех, кто ныне привел к власти Януковича. Времени для возникновения такой силы — почти нет. Появление же новых фигур, способных быстро развернуться в нечто существенное, — пока незаметно. В то же время, кризис, который угрожает вернуть к власти Тимошенко, может созреть уже зимой. Скорее, стоит ожидать либо сплочения восточных украинцев и русских вокруг Киева в ходе неизбежного нарастания сложностей в отношениях с Россией, либо роста политической апатии в этом регионе. Но не взлета прорусских партий и движений.

Причина столь слабых позиций России на Украине — видимо, в самой России. Россия отошла от интеграционной идеи вообще. Именно потому на Украине невозможно выдвинуть всерьез доктрину ориентации на восток, альтернативную курсу на сближение с ЕС и НАТО. Для разработки таковой стратегии недостаточно держать низкие цены на газ своим союзникам, хотя и этого многие в РФ ныне не хотят.

Для успеха политики РФ на Украине необходимо изменить сами политические ценности, ориентировать российское общество на осознание себя ядром огромного союза национальных государств. Надо начать мыслить категориями защиты интересов этого союза. Нужно также приучить себя к мысли о необходимости долгосрочного существования в рамках союза, выработки оптимальной стратегии защиты российских интересов внутри него и без ущерба ему. Мыслить лишь категориями прибыли, как, кажется, стало привычным в нынешней России, — значит, сводить Россию к "Газпрому" и отталкивать всех лишних, включая даже русских Украины, полагая их нахлебниками.

Сейчас важно сделать акцент на духовных ценностях, которые стоят выше "богатства", то есть — выше интересов "Газпрома". Только тогда Донецку или Харькову, Киеву или даже Львову, всей Украине станет возможно находить внутри России, особенно в Москве, какие-то комбинации, которые бы были выгодны этим регионам. Но понимания этих факторов в политике России ныне почти нет. Зато оно есть у сторонников либерально-национальных идей. "Оранжевые революции" — это не только либеральный национализм и особые политтехнологии, это еще и искренняя жажда обществами духовного очищения от "хамства", "совка", "клановости" и т.д. Если регионы и вся Украина будут видеть механизм действительной защиты своих интересов, обеспечение своего роста через Москву, тогда станет возможным возникновение в восточной Украине не только клановых сплоченных политических группировок. Тогда обозначится шанс на появление объединенных общими духовными ценностями политических движений. И очищение ими собственных областей и стран от множества духовных болезней, которые стремилась исправить идеалистические силы "оранжевой революции".

В нынешней же ситуации прорусским силам в Украине, получается, надо желать взвинчивания Россией цен на сырье, дабы таким образом свалить "ненавистное правительство" и т.д. Вряд ли даже этнические русские Украины смогут стать массовой опорой такого самоубийственного курса. Подобное уже было в постсоветских странах в 1990-х годах. Даже в Латвии с Эстонией лишенные гражданства русские поддерживали тогда антимосковские[2] националистические силы своих стран.

Мы можем строить примерный график политических событий в России и на Украине на ближайшее время. Скорее всего, Украина и Россия переживут зимою сильную вспышку противоречий, и дезинтеграция между двумя странами усилится. Украина — вторая по значимости страна в СНГ. Кризис в отношениях с Украиной подстегнет "сырьевой национализм" в РФ и, безусловно, осложнит отношения между Россией и другими соседними странами. Россия входит в обе свои предвыборные кампании на волне роста этого достаточно узкой и ослабляющей ее разновидности русского национализма — едва ли интеграционные настроения могут стать "фишкой" этих предвыборных кампаний.

В частности, все еще нельзя исключать, что в ходе националистического в плохом смысле этого слова развития РФ возникнет кризис еще и в отношениях с Беларусью. Не хотелось бы об этом думать, но пока Газпром не снимал своего намерения в пять раз повысить цены на газ для РБ с Нового года. Такие цены могут разрушить Союзное государство РБ и РФ. Почти наверняка в таком случае умеренно прозападная Украина, с тандемом Ющенко-Янукович во главе, — пойдет на глубокую координацию транзитной политики с РБ. Симптомов готовности к такому варианту развития — множество. В конце концов, именно после принятия Россией курса на "отделение мух от котлет" экспорт Беларуссии переориентировался с России на Европу, и никакие идеологические споры этому не помешали. А если оранжевые вернутся к власти "спасать страну" от действий России, то это будут уже другие «оранжевые», чем те, что вернулись с Майдана — более уверенные в себе и прагматичные... За их спиною будет проходимый ныне втихую еще один технический отрезок на пути интеграции Украины в НАТО и большая готовность НАТО и ЕС к каким-то действиям в этом направлении. И гораздо большие симпатии в народе, чем в 2004-м году.

Коллапса России, Украины или РБ в случае такого переформатирования Восточной Европы не произойдет. Но, в таком случае, после 2008 года Россия, имея большие доходы от экспорта сырья, увидит вокруг себя цепь весьма враждебных государств, с очень прозападной Украиной в лидерах. На преодоление этой враждебности придется тогда этими доходами тратиться и тратиться... Украинский компромисс в ситуации, пока у России нет своей реальной интеграционной идеологии, — это всего лишь возникшее в основном по внутриукраинским обстоятельствам торможение расширения НАТО на Восток и, видимо, не более того.

 

Апн 7.08.06



[1] Приводится с исправлением грамматических ошибок (прим. Ред. ЗЛ).

[2][2] Антирусские.


Реклама:
-