Журнал «Золотой Лев» № 85-86- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.Л. Абрамов

 

Конкурентоспособность РФ и присоединение к ВТО[1]

Пока мы стабильно на 6 месте от конца.

 

По данным «Ежегодника международной конкурентоспособности» (IMDWCY), издаваемого Институтом развития менеджмента в Лозанне (IMD) РФ опустилась по уровню конкурентоспособности в мировой иерархии с 47 места в 2000 году до 54 места в 2005 году.

В 2006 году РФ сохранила за собой 54 место среди 60 государств, оставив позади себя такие страны, как Аргентина, Италия, Румыния, Польша, Индонезия и Венесуэла.

Для определения конкурентоспособности национальных экономик IMD использует 324 показателя (субфактора), сгруппированные в четыре главных фактора конкурентоспособности:

экономические характеристики (РФ находится на 54-м месте);

эффективность работы правительства (40-е место);

эффективность бизнеса (52-е место);

инфраструктура (43-е место).

В последние годы в РФ были осуществлены меры в области внешнеэкономической деятельности, которые были направлены на улучшение условий доступа русских товаров и услуг на мировые рынки, повышение эффективности уровня защиты внутреннего рынка.

За годы реформ в русской экономике наблюдалась положительная динамика чистого экспорта и сальдо платёжного баланса. Экономическое благополучие страны и приток иностранной валюты в ближайшей перспективе по-прежнему связаны с нефтяным и газовым сектором экономики, которые обладают способностью конкурировать на мировых рынках.

«Ежегодник международной конкурентоспособности» позволяет оценить эволюцию каждой национальной экономики, выявить её сильные и слабые стороны, выделяя для каждого фактора конкурентоспособности десять самых сильных и десять самых слабых показателей.

Они определяются с помощью отклонения от нормативного (стандартного) показателя, представляющего собой средневзвешенное от показателей всех 60 стран.

По имеющимся оценкам, главными конкурентным преимуществами русской экономики являются:

производственный и научный потенциал;

квалифицированные трудовые ресурсы;

выгодное геоэкономическое и геополитическое положение (связь стран ЕС и АТЭС);

наличие крупных источников природных ресурсов (энергоносителей, нефти, газа, металлов и т.п.).

На перспективу весьма важным является учёт факторов, снижающих конкурентоспособность русской экономики:

сжатие внутреннего совокупного спроса;

экспорт сырья, энергоносителей, продукции с низкой степенью добавленной стоимости;

низкий уровень инвестиций при бегстве капитала (120-400 млрд. долларов США);

выравнивание внутренних цен на ресурсы с мировыми ценами;

рост капиталоемкости в промышленности, включая и сырьевые секторы;

рост потребления многих видов ресурсов в промышленности (Удельный расход электроэнергии в РФ за период 1991-1995 гг. возрос в нефтепереработке на 25%, в нефтедобыче на 23%, в черной металлургии на 17%. В чёрной металлургии ежегодный перерасход энергоресурсов составляет 23,3 млн. условных тонн, а в целом финансовые потери вследствие технический отсталости — 3,5-4 млрд. долларов США.);

ухудшение ситуации с разведкой и разработкой качественных месторождений сырьевых ресурсов.

Кратко остановимся на возможных последствиях вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) для конкурентоспособности основных отраслей русской экономики.

Экспертами отмечается, что в нынешнем состоянии РФ не готова ни к защите внутреннего рынка, ни к выходу на зарубежные рынки. Имеется неопределённость развития страны, особенно в сфере промышленной политики и её приоритетах.

Большинство отечественных производителей слабо информированы об условиях ВТО. Это не позволит большинству производителей воспользоваться выгодами от вероятного расширения экспортных возможностей. По данным Международной организации труда (МОТ) только 9% русских предприятий чувствуют себя готовыми к конкуренции с западными компаниями.

С большой вероятностью можно сказать, что ни государство, ни бизнес не располагают достаточным количеством подготовленных кадров, готовых отстаивать интересы РФ и своего бизнеса в рамках ВТО.

Для конкурентоспособности национальных производителей возможные последствия либерализации режима экспорта и импорта при вступлении РФ в ВТО будут заключаться в следующем:

1. Уменьшение экспортных пошлин будет способствовать увеличению экспорта из страны стратегически важных материалов и товаров, цена на которые на внешнем рынке значительно превышает цены внутреннего рынка (в первую очередь это сырьевые материалы, нефть и нефтепродукты, газ, лом чёрных и цветных металлов).

2. Снижение импортных пошлин до приемлемого странами-участницами ВТО уровня может вызвать усиление конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке. В конечном итоге, учитывая слабый уровень конкурентоспособности многих русских отраслей, это приведёт к вытеснению с рынка большой номенклатуры отечественных товаров, что нанесёт ощутимый ущерб национальной экономике.

3. От вступления РФ в ВТО пострадают автомобилестроение, машиностроение и бюджеты тех регионов, где эти отрасли развиты.

4. От улучшения внешних условий торговли выиграют экспортно-ориентированные промышленные и приграничные регионы. С учётом сравнительной интенсивности внешнеэкономической деятельности и степени готовности к иностранной конкуренции вступление РФ в ВТО наиболее ощутимо коснётся 23 субъектов Федерации.

В подготовленном по заказу русского правительства докладе МОТ «Социальные последствия вступления России во Всемирную торговую организацию» отмечается, что положительный эффект от присоединения к ВТО русская экономика и социальная сфера ощутят только в «долгосрочной перспективе».

В первые годы членства в ВТО снижение барьеров на пути импорта приведёт к падению производства в перерабатывающей промышленности, росту безработицы и экономическому кризису в ряде регионов. В условиях ужесточающейся конкуренции прогнозируется, что одежда подешевеет на 18%, обувь на 19%, мебель на 11%, транспортные средства — на 17%.

Приток дешёвых импортных товаров отбросит в стан «побеждённых» десятки миллионов потребителей, причём вместе с предприятиями, на которых они работают.

В Минэкономразвития уверены, что вступление в ВТО увеличит ежегодный приток иностранных инвестиций на 4 млрд. долларов США. МОТ отмечает такой сценарий в качестве возможного, но в «краткосрочной перспективе» маловероятным. Присоединение РФ к ВТО на диктуемых организацией условиях откроет внутренний рынок не для иностранных денег, а для иностранных товаров.

Для русской экономики важно при присоединении к ВТО не только сохранить имеющиеся конкурентные преимущества, но и сделать всё возможное для перехода к конкурентным преимуществам более высокого порядка (инвестиционным, инновационным), обеспечить переход к «новой экономике», основанной на новых технологиях и «экономике знаний».

Методология конкурентоспособности, разработанная IMD, не даёт готовых рецептов для достижения высокой конкурентоспособности, однако она определяет основные ориентиры для её достижения.

Это, по своей сути, «Десять золотых правил конкурентоспособности», которых должны придерживаться правительства. Они должны:

создавать стабильную и предсказуемую конкурентную среду;

работать над гибкой и эластичной экономической структурой;

инвестировать в традиционную и технологическую инфраструктуру;

продвигать частные сбережения и внутренние инвестиции;

развивать агрессивность на международных рынках, а также привлекательность для прямых иностранных инвестиций;

сконцентрироваться на качестве, оперативности и прозрачности в работе правительства и других органов власти;

поддерживать связи между уровнем зарплаты, производительностью и налогообложением;

поддерживать социальную структуру путем снижения неравенства в зарплатах и укреплении среднего класса;

вкладывать значительные инвестиции в образование, особенно в высшее и долгосрочное обучение трудовых ресурсов;

сбалансировать национальную экономику с экономикой глобализации для создания прочного благосостояния, поддерживая при этом систему ценностей, необходимую гражданам.

Разумеется, эти правила должны учитываться в развитии конкурентных преимуществ экономики каждой страны с учётом природных, национальных, культурных особенностей и ценностей.

 

Интеллигент 10.07.06



[1] Название принадлежит редакции «Золотого льва». В настоящей версии слова «Россия» и «российский» заменены словами «РФ» и «русский» (прим. Ред. ЗЛ).


Реклама:
-